Методическая разработка по теме: « Условия использования пословицы для развития образного словаря старших дошкольников»
Оценка 5

Методическая разработка по теме: « Условия использования пословицы для развития образного словаря старших дошкольников»

Оценка 5
docx
04.02.2023
Методическая разработка по теме: « Условия использования пословицы для развития образного словаря старших дошкольников»
методическая разработка.docx

Методическая разработка по теме: « Условия использования пословицы для развития образного словаря старших дошкольников».

В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать, проблема, требующая специального рассмотрения в современных условиях.

В период дошкольного детства начинают развиваться те чувства, те черты характера, которые незримо связывают ребёнка с историей своего народа. Корни этой связи – в языке народа, в его песне, музыке, играх, пословицах, поговорках, загадках, потешках, прибаутках, сказках.

Основная установка при организации процесса приобщения ребёнка к родному языку заключается в то, что приобщение должно быть активным: чем больше ребёнок узнаёт о родном языке, тем больше и активнее развивается его образная речь. Образная речь – составная часть культуры речи в широком смысле этого слова.

Выразительность речи предполагает отбор средств языка, соответствующих условиям и задачам общения. Учитывая недостаточность осознанности и неустойчивости выразительности детской речи (С.Л.Рубинштейн), необходимо специально развивать её у детей на основе сознательного, преднамеренного использования языковых средств. Для элементарного осознания языковых и речевых явлений важное значение имеет работа с пословицей, как важное средство умственного, нравственного и речевого развития дошкольников.

Несмотря на богатейшие возможности, которые нам представляет пословица, она в педагогической практике современных д/у используется крайне редко и мало, не систематически, что и составляет проблему  исследования. Существующее противоречие между богатейшими потенциальными педагогическими  возможностями пословицы и неразрывностью содержания и методике её применения определило выбор темы: « Условия использования пословицы для развития образного словаря старших дошкольников».

Актуальность  исследования заключается в необходимости обращаться к фольклору для приобщения детей к гуманистическим ценностям своего эпоса, к родному языку.

Объект исследования: речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития образного словаря старших дошкольников посредством применения пословицы.

Цель  исследования заключается в выявлении комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешное применение пословиц для развития образного словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать пословицу как лингвистическую категорию;

2. Показать педагогические возможности применения пословицы в работе с воспитанниками д/с;

3. Проанализировать применение этого жанра в условиях дошкольных образовательных учреждений;

4. Разработать и экспериментально проверить содержание и методику развития образного словаря детей через применение пословиц.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что развитие образного словаря старших дошкольников через пословицы возможно 1) Если осуществлять ознакомление с ней через использование системы занятий по познавательному и речевому развитию, через игры и упражнения, включаемые в разные виды деятельности детей; 2). Если использовать занятия с применением пословиц систематически, но неназойливо, в условиях гуманистического взаимодействия всех участников педагогического процесса (детей, родителей, персонала д/у); 3). Если применять методы активизации познавательной деятельности и опыта детей, а также положительный образец воспитывающих взрослых.

Теоретико – методологическую основу исследования составляют:

1). Идеи К.Д.Ушинского  и Л.Н. Толстого о познавательной  и воспитательной роли пословиц как лучших средств постижения родного языка.

2). Теория деятельностного и системного подхода к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)

3). Теория методики развития образной речи в работах О.С.Ушаковой, О.И. Соловьёвой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления состояния проблемы развития образной речи детей на материале фольклора.

2. Наблюдение и анализ работы дошкольных образовательных учреждений.

3. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

4. Анализ собственного опта работы в качестве воспитателя.

Этапы исследования

                                          I.                        Анализ психолого-педагогической литературы.

                                       II.                         Отбор и накопление материала для создания педагогических условий развития образного словаря детей через применение пословицы.

                                    III.                        Экспериментальная работа по апробации методов развития образного словаря посредством применения пословицы в разных видах деятельности детей, проведение формирующего и контрольного экспериментов, проверка гипотезы, анализ полученных результатов.

                                    IV.                        Теоретическое осмысление полученных данных, обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, планирование исследования на перспективу.

Вопросы об отборе пословиц для детей дошкольного возраста, методике её применения, мы находим в исследованиях современных учёных (О.С.Ушаковой, О.И. Соловьёвой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и Н.В. Гавриш).

В ряде статей, публикуемых в журналах «Дошкольное воспитание» преимущественно в 60-70 г. воспитатель может найти опыт применения пословиц в основном в целях нравственного воспитания (М.А. Викулина, Т.Клименко).

В силу малого интереса учёных к проблеме развития образной речи у дошкольников посредством ознакомления из с пословицей, в д/у пословица используется мало и редко, в основном в тех д/у, которые углублённо занимаются вопросами ознакомления детей с народной культурой.

Имеющиеся наработки в теоретико-методической литературе тем не менее дали возможность выделить базовое основание для проведения исследования в области развития образной речи детей и позволили сделать вывод о том, что эффективным речевым средством её развития может быть пословица.

Исходя из этого, задачи исследовательской работы: разработать содержание и методику развития образного словаря детей через применение пословиц.

С целью выявления уровня знаний детей о пословице был проведён констатирующий эксперимент. В основу критериев был положены показатели, рекомендуемые М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной.

Для эксперимента было взято 17 детей с разным речевым развитием. На основании полученных данных можно сделать вывод, что не все дети справляются с заданием. Исходя из этого, были определены следующие задачи и содержание формирующего эксперимента (который включал 4 этапа).

Основная задача формирующего эксперимента: разработать и экспериментально проверить содержание и методику развития образного словаря детей через применение пословиц.

                                                         I.         Этап. Ознакомление с жанром пословицы

Были использованы специальные занятия по ознакомлению с малыми фольклорными формами. Положительные результаты давала организация взаимодействия с персоналом д/у и родителями. В качестве критериев на этом этапе рассматривалось следующее: самочувствие детей на занятии, отношение к занятию, наличие  положительной динамики в понимании смысла пословиц. По ходу первого этапа выявлено следующее: детей заинтересовала пословица, они активно включались в работу, чувствовался настрой.

                                                      II.         Этап. Введение в пассивный словарь детей пословицы с помощью наглядности.

Были поставлены следующие задачи: побуждать детей к использованию пословиц. По заданию воспитателя в своей речи в условиях применения наглядных методов и приёмов, а также в специально спланированных ситуациях. Был проведён ряд занятий с использованием наглядности, где дети осмысливали образное содержание и обобщённое значение пословиц, составлять по пословице короткие рассказы, сказки, рисовать на тему пословицы. Интерес вызвали задания «Продолжи пословицу»,  подбор подходящей пословицы по смыслу, по картинкам (О матери, о Родине,  о дружбе). Использовалась мнемотехника(мнемотаблицы , мнемодорожки , мнемоквадраты).

В качестве критериев на данном этапе  рассматривалось следующее: умение подобрать подходящую пословицу по смыслу или выбрать из нескольких по картинкам, мотивировать свой выбор. В ходе этого этапа было отмечено: те дети, которые неохотно включались в работу стали проявлять интерес к пословице и старались употреблять в своей речи.

                                                  III.          Этап. Обучение применению пословиц по собственной инициативе без наглядности.

Были использованы следующие задачи: проверить много ли помнят дети пословиц, умеют ли применять в подходящей ситуации, понимают ли смысл применения пословиц взрослыми. Применялись следующие формы работы: игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц, литературные викторины («Наши любимые книги» с использованием пословиц), беседы на различные темы (например, на тему: «Воспитание дружеских возможностей»),собери пословицу, прочитай по первым буквам ,составь пословицу из слов ,подбор к сказкам , рассказам ,инсценировка пословиц .

          IV Этап – определение компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи в разных видах деятельности и образовательных областях

 

На этом этапе было замечено, что постепенно дети сами стали употреблять выражения народной мудрости  в нужной ситуации, у них развивался интерес к народному творчеству. По данным формирующего эксперимента  поставлена задача  сделать количественный и качественный анализ результатов педагогической деятельности, составив уровень усвоения детьми смысла и языка пословиц до формирующего эксперимента и после его проведения.

В основе контрольного эксперимента были использованы те же методы, что и констатирующего. По данным контрольного эксперимента можно судить, что большая часть детей усвоила выражения народной мудрости их словарь. Сравнение данных   позволяет заметить положительную динамику.  Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента показывает, что наибольшую активность детей вызывают познавательные занятия, соревновательные элементы, присутствующие на занятиях игровые персонажи.

Полученные данные являются  подтверждением  рабочей гипотез. Применение выработанных педагогических  условий  дали в целом  положительные результаты.            

Работа убедила в том, что пословицу нужно шире включать в собственную речь, применять её на занятиях и в других видах деятельности, пропагандировать свой опыт, учитывая многообразие педагогических возможностей пословицы, знакомить с этой информацией родителей.

Это необходимо, если мы хотим, чтобы наши дети приобщались к языку своей нации, своего народа, учились речи на лучших её образцах.

Новизна исследования: попытка обобщить теоретические основы и положительный опыт применения забытого ныне средства развития образной речи – пословицы.

 


 

Методическая разработка по теме: «

Методическая разработка по теме: «

Условия использования пословицы для развития образного словаря старших дошкольников»

Условия использования пословицы для развития образного словаря старших дошкольников»

Теоретико – методологическую основу исследования составляют: 1)

Теоретико – методологическую основу исследования составляют: 1)

Вопросы об отборе пословиц для детей дошкольного возраста, методике её применения, мы находим в исследованиях современных учёных (О

Вопросы об отборе пословиц для детей дошкольного возраста, методике её применения, мы находим в исследованиях современных учёных (О

Основная задача формирующего эксперимента : разработать и экспериментально проверить содержание и методику развития образного словаря детей через применение пословиц

Основная задача формирующего эксперимента : разработать и экспериментально проверить содержание и методику развития образного словаря детей через применение пословиц

Были использованы следующие задачи : проверить много ли помнят дети пословиц, умеют ли применять в подходящей ситуации, понимают ли смысл применения пословиц взрослыми

Были использованы следующие задачи : проверить много ли помнят дети пословиц, умеют ли применять в подходящей ситуации, понимают ли смысл применения пословиц взрослыми

Работа убедила в том, что пословицу нужно шире включать в собственную речь, применять её на занятиях и в других видах деятельности, пропагандировать свой опыт, учитывая…

Работа убедила в том, что пословицу нужно шире включать в собственную речь, применять её на занятиях и в других видах деятельности, пропагандировать свой опыт, учитывая…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023