Методическая разработка по теме: Библиотечное мероприятие «Созвездие читающих семей», как мастер-класс среди школьных библиотекарей
Оценка 4.8

Методическая разработка по теме: Библиотечное мероприятие «Созвездие читающих семей», как мастер-класс среди школьных библиотекарей

Оценка 4.8
Конкурсы
docx
другое
Взрослым
09.04.2020
Методическая разработка по теме: Библиотечное мероприятие «Созвездие читающих семей»,  как мастер-класс среди школьных библиотекарей
методическая разработка
метод. разработка.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Л.В. СМИРНЫХ С. ЛЕОНИДОВО

 

 

 

 

Конкурс «Лучшая методика, направленная на формирование читательской компетенции  учащихся»

 

 

 

 

Методическая разработка по теме:

Библиотечное мероприятие «Созвездие читающих семей»,

как мастер-класс среди школьных библиотекарей

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Клепикова Елена Васильевна

Школьный библиотекарь

МБОУ СОШ с. Леонидово

 

 

 

 

 

 

С. Леонидово, 2020г.

Слайд 2. Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам: традиционные и инновационные; устные, наглядные и комплексные; активные и позитивные; аналитические и иллюстративные. Каждый вариант имеет свою историю, методику и реализацию на практике. Но, несмотря на разнообразие форм библиотечных мероприятий, методика их подготовки и проведения в своей основе – общая практически для всех. Её можно раскрыть, обозначив этапы подготовки и собственно, самого проведения библиотечных мероприятий. Конечно, любой метод имеет свою специфику, которая насыщает каждый этап особенностями, диктуемыми своеобразием темы, либо проблемой и т.д. Остановимся более подробно на библиотечном мероприятии «Созвездие читающих семей».

Слайд 3. Актуальность темы обусловлена в формировании читательских интересов школьников, так как именно они являются важнейшими показателями духовного потенциала учащихся и общества. Дети стали очень мало читать, поэтому важно активизировать их творческую и читательскую активность. А школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Слайд 4. Итак, перед тем как приступить к подготовке мероприятия библиотекарь должен чётко определить:

1.                 тему и возраст аудитории;

2.                 цель и задачи мероприятия.

В данном случае возрастная категория учащихся – это дети 8-11 лет и взрослые (родители, бабушки-дедушки, сестры, братья и т.д).

Цель: привлечь внимание семьи, школы к книге и чтению учащихся через организацию семейного общения и совместного досуга детей и родителей.

Слайд 5. Задачи:

Ø    развивать образное мышление учащихся

Ø    формировать читательскую активность

Ø    повышать культуру речи  библиотекаря, родителей, детей

Ø    приобщать родительскую  общественность к  ценностям семейного чтения

Ø    прививать любовь к книге и чтению

Ø    Создавать атмосферу доброты и творчества, игры и веселья при проведении семейных праздников

Ø    выявить самую читающую семью

Далее очень важно учесть выбор формы предстоящего мероприятия и подумать, что вы хотите вложить в данное дело? Надо сказать, что современные формы публичной работы имеют достаточно широкий ассортимент форм и направлений работы с читателем. В данном случае я обратилась к методической разработке Кошкиной И.Г., «Словарь современных форм публичной работы с читателем» и определила, что наиболее эффективной, интересной формой проведения моего семейного мероприятия будет являться конкурсная программа.

Слайд 6. Следующим этапом моей работы являлось написание сценария мероприятия и подбор конкурсов, заданий для него.

При подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

Где взять задания и конкурсы? Лучше всего искать не готовые задания и конкурсы, а идеи для них. Источниками для оригинальных идей могут стать, во-первых, те книги, периодика, аудио-видео материалы, интернет – ресурсы на основе которых, собственно и строится сценарий. Но при составлении заданий и конкурсов важно помнить, что не рекомендуется ставить слишком сложные вопросы, такие, на которые трудно найти ответ или никто не смог ответить. Необходимо избегать однотипности заданий.

Разнообразные по форме подачи и содержанию задания помогут заинтересовать детей и значительно эффективнее достичь желаемых результатов.

Слайд 7. Для успешной работы для меня было важным разработать план подготовки и дальнейший ход мероприятия. Для этого первым шагом является предварительная работа библиотекаря среди учащихся, педагогов, родителей.

1.                 Провести анкетирование на выявление уровня сформированности читательских интересов детей и родителей;

Слайд 8.

2.                 Подготовить приглашения для семей и их дальнейшего участия в мероприятии.

Слайд 9.

3.                 Подготовить памятки-рекомендации родителям о развитии устойчивого интереса детей к чтению, о детских книгах в интернете и других полезных ссылках.

Слайд 10.

4.                 Провести работу по оформлению класса (рисунки детей по прочитанным книгам, плакаты пропагандирующие традиции семейного чтения, выставка лучших библиотечных изданий худ. литературы, сотрудничество с сельской библиотекой и т. д.);

5.                 Подготовить ценные подарки и грамоты для награждения команд победителей.

Слайд 11. Ход мероприятия состоит из 3-х этапов: вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть – информационный блок. вступительное слово библиотекаря, представление жюри, объяснение хода игры и ее правил. Лучше всего применить способ дополнительного привлечения учащихся старшего звена для помощи в проведении мер-ия возможно, в роли сказочных персонажей и т.д.

Основная часть – организационный момент. В этой части библиотекарю необходимо учитывать то, что выполнение заданий должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретённые заранее, способствовать активизации творческих способностей. Поэтому задания могут быть немного сложнее, так для их выполнения дети могут воспользоваться советом родителей. Для того чтобы мероприятие не оказалось скучным каждый тур, а их в программе заявлено пять, я разделила на два конкурсных направления: интеллектуальный и творческий.

Слайд 12. Например: Первый тур – «Книги читать, скуки не знать», включает в себя два конкурса: Первый – «Визитная карточка семьи», в котором семьи должны представить себя, придумать название команды, девиз, эмблему. Так как это являлось домашним заданием, участники заранее продумали форму защиты своей команды. В виде рассказа о своих любимых книгах, авторах, темах чтения. Так же это может быть презентация, стихотворение, песня и т.д.

Второй конкурс первого тура – «Литературная разминка». Задаются очень простые вопросы, цель которых – настроить команды на игру.

Во второй тур «Сказочно-поэтический» я включила интеллектуальный конкурс «Встреча по вашей просьбе», в котором герои произведений обращаются к участникам, по характерным признакам просят вспомнить их имена, и название произведений.

Слайд 13. Второй конкурс первого тура «Поэтический экспромт», – творческий. Цель задания: испытание команд на сообразительность. При помощи слов-рифм участники сочиняли стихотворение.

Послушайте наиболее удачный экспромт из следующей рифмы: урок пирожок, обморок, звонок. Пришел я как-то на урок, вдруг захотел я пирожок, потом так долго ждал звонок, что упал я в обморок.

Слайд 14. Третий тур «Галерея искусств». Первый конкурс тура «И снова тот портрет знакомый» участникам предлагалось вспомнить писателей, поэтов, героев литературных произведений, по портретам или картинам, представленным на экране.

Слайд 15. Цель скороговорно – частушечного конкурса – активизация речевой деятельности, проявления интереса к русской музыкальной культуре, активной жизненной позиции семьи.

Слайд 16. Так же следует помнить, что при проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Поэтому в конкурс 4 тура «Сказочный ЕГЭ» я включила ряд более сложных вопросов по сказкам отечественных и зарубежных авторов. Надо отметить, что наряду с вопросами командам предлагалось рассмотреть и несколько вариантов ответов, из которых только 1 являлся правильным. Практика показывает, что взрослый, а тем более ребенок не могут знать обо всем на свете, поэтому командам не всегда легко удавалось отвечать правильно на вопросы данного конкурса, но, тем не менее, он был очень интересен. Предусматривая сложность заданий, библиотекарь должен помнить, что после каждого интеллектуального конкурса игрокам важно предоставить правильные ответы для самопроверки, повышения самооценки.

Слайд 17-18. Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно не затрагивало, и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и пропаганду чтения.

Таким образом, на заключительном этапе основной части мероприятия семьи продемонстрировали свои способности в конкурсах «рекламный ход», задание которого заключалось в теоретической продаже предоставленной книги, и «театральные забавы» – показ пантомимы по отрывкам известных детских произведений.

Слайд 19. Заключительный этап – это оценка эффективности проводимого мероприятия.

В него могут входить обсуждение, рефлексия, вывод, резюме, результат, подведение итогов и награждение победителей. В данном случае я воспользовалась такими методами как рефлексия, заключительное слово библиотекаря, подведение итогов и награждение.

Слайд 20. Для оценки успешности проведенной работы важно выполнить дальнейший самоанализ деятельности, выявить положительные и неудачные моменты. Это дает возможность в будущем корректировать и совершенствовать ход мероприятия.

Например, проанализировав свою работу, я сделала вывод, что в дальнейшем буду более широко продумывать анонс мероприятий, для привлечения массовости учащихся. В этом случае будет уместна работа с болельщиками.

Обязательно стоит обратить внимание на процесс выявления самой читающей семьи. Практика показывает, что все семьи участвующие в конкурсе являются в большей или меньшей мере читающими. В процессе выполнения заданий одни семьи хорошо справляются с интеллектуальными конкурсами, другие более артистичны в творческих. Поэтому все без исключения семьи уже являются победителями. Для этого важно выявить характерные категории, к которым больше всего подходят участники конкурса, и проводить процесс награждения согласно определившимся номинациям.

Таким образом, можно предотвратить предполагаемые обиды и непонимания среди детей, и настроить присутствующих на дальнейшее участие и сотрудничество с библиотекой.

Слайд 21. В заключении хочется сказать о том, что данная форма и применение различных методов позволяют мне успешно реализовывать одну из задач школьной библиотеки: формирование у детей любви к книге и чтению, так как школьный библиотекарь является важным и необходимым звеном воспитательного процесса в образовательном учреждении.

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Слайд 2. Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий

Слайд 2. Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий

Слайд 6. Следующим этапом моей работы являлось написание сценария мероприятия и подбор конкурсов, заданий для него

Слайд 6. Следующим этапом моей работы являлось написание сценария мероприятия и подбор конкурсов, заданий для него

Для того чтобы мероприятие не оказалось скучным каждый тур, а их в программе заявлено пять, я разделила на два конкурсных направления: интеллектуальный и творческий

Для того чтобы мероприятие не оказалось скучным каждый тур, а их в программе заявлено пять, я разделила на два конкурсных направления: интеллектуальный и творческий

Таким образом, на заключительном этапе основной части мероприятия семьи продемонстрировали свои способности в конкурсах «рекламный ход», задание которого заключалось в теоретической продаже предоставленной книги, и…

Таким образом, на заключительном этапе основной части мероприятия семьи продемонстрировали свои способности в конкурсах «рекламный ход», задание которого заключалось в теоретической продаже предоставленной книги, и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020