Методическая разработка по теме:
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО и ОСО»
Автор:
Аскерова Роза Кулиевна –
учитель русского языка и литературы
Использование современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС ООО и ОСО
Оглавление
Введение
1. Технология преподавания русского языка и литературы.
1.2. Проблемное обучение русского языка и литературы.
1.3. Разноуровневое обучение.
1.4. Технология проектного обучения.
1.5. Технология использования в обучении игровых методов.
1.6. Технология обучения в сотрудничестве.
1.7. ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Список литературы
Приложение
Введение
Проблема(актуальность) - сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. И в этом процессе большую роль играет умение учителя использовать в своей работе современные образовательные технологии. Современные образовательные инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Цель методической разработки: формирование определенных умений и навыков обучающихся, необходимых в практической деятельности, с учетом использования современных образовательных технологий в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.
Задачи методической разработки:
-изучить теоретический материал о современных образовательных технологиях (педагогических технологиях) в образовательном процессе при изучении русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС;
-выявить степень эффективности использования современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС;
-разработать и внедрить комплекс мероприятий по использованию современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС ООО и ОСО.
Технология преподавания русского языка и литературы
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе при изучении русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.
Проблемное обучение русского языка и литературы
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии на уроках русского языка и литературы выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Примеры построения уроков русского языка по технологии проблемного обучения.
Урок русского языка по теме “Формы слова”.
Анализ |
Учитель |
Ученик |
Постановка учебной проблемы |
Запишите
слова 1 и 2 столбиков: |
Это всё однокоренные слова, но разные части речи |
Выдвижение гипотезы
|
Давайте
проверим, определим части речи. |
В первом столбике – существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза) Разное
строение слов |
Подводящий к теме диалог |
Проверим, разберите слова по составу. Что получилось? |
У них разное строение В первом столбике меняется только окончание, во втором –изменяются суффиксы, приставки |
Подводящий к теме диалог |
Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? А что изменилось? А во втором? Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему? |
Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж. Меняется и строение, и значение слова. (2 вывод.) Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.) |
Формулировка темы |
Итак, над какой темой мы будем работать сегодня? |
Однокоренные слова и формы слов. |
Воспроизведение |
|
|
Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”
Анализ |
Учитель |
Ученик |
Создание проблемной ситуации |
– Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы |
Распевать
песни – петь |
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме
|
– Давайте проверим написание последнего глагола по словарю. – Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали? – Как мы проверяли слова? – Применимо ли это правило в последнем случае? – Чем же мы будем сегодня заниматься? |
– Здесь написано предлАгать. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. – Безударную гласную ставили под ударение. – Нет – Изучать новое правило о правописании безударных гласных. |
Побуждение к гипотезе
Побуждение к проверке |
– Найти нужное правило нам помогут слова на доске. – Что заметили? Есть ли какие-то предположения? – Как это можно проверить? – Выполняйте. – Сформулируйте правило |
Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать – Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о. – Распределить в два столбика. – Подобрать ещё примеры. – В корнях -лаг/лож- …. |
Задание на формулирование темы |
– Какую же тему мы сегодня изучили? – Так… ещё какие варианты? – Сверьте вашу формулировку с материалом учебника – Оформите правило графически в схеме. |
– Правописание безударных гласных О, А – Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-
|
Разноуровневое обучение
Разноуровневое обучение-это педагогическая технология организации в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала на уроках русского языка и литературы, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня 1, 2, 3, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на разном уровне (1, 2, 3), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения - это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения
Применение
разноуровневых заданий помогает
поддержать интерес к изучению предметов. Но их использование ни в какой мере не
должно вести к расслоению класса по уровню способностей. При дифференцированном
подходе к детям значительно повышается уровень усвоения знаний, достигаются
определённые положительные успехи в работе. У детей появляется уверенность в своих
способностях. Всё это способствует активизации мыслительной деятельности
учащихся, при этом возникает положительная мотивация.
Разноуровневые задания подбираются таким образом, чтобы они были взаимосвязаны друг с другом. Например, творческое задание для 3 уровня содержать и репродуктивную часть, предложенную для выполнения 1 уровня.
Из
русского языка приведу пример разноуровневого задания по теме « Главные и
второстепенные члены предложения».
1-й уровень Дано предложение. Разбери предложение по членам предложения, по
частям речи.
2-й уровень Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует
предложенной схеме.
3-й уровень Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме
(работа творческого характера).
Возможны три
вида помощи при выполнении заданий: стимулирующая, направляющая и
обучающая.
Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не
включился в самостоятельную работу. Учитель его ободряет, разъясняет задание,
помогает в организации деятельности. Стимулирующая помощь также оказывается
ученику, допустившему ошибку. Учитель указывает на ошибку и предлагает
выполнить проверку.
Направляющая помощь необходима в том случае, когда
стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который
приведет к выполнению работы или исправлению ошибки, то есть дается подсказка,
помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнить задания.
Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не
может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом
случае учитель раскрывает перед учеником путь выполнения задания. Обучающую
помощь целесообразно строить в виде беседы, в которой учитель намечает в общем
виде последовательность действий, а ученик осуществляет их на конкретном
материале. Оказание любой помощи должно прекращаться, как только ученик делает
попытку выполнить задание самостоятельно.
Таким образом, оказывая ученикам дозированную помощь, уменьшая или
увеличивая ее объем и варьируя ее характер, можно учесть темп продвижения
каждого ребенка, его собственную траекторию развития
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь
следующих целей:
Для первой группы (группа “А”) 1. Пробудить интерес к
предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в
соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы
в знаниях и умениях. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную
деятельность по образцу.
Для второй группы (группа “В”) 1. Развивать устойчивый
интерес к предмету. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы
действия. 3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения
нового материала. 4. Сформулировать умение самостоятельно работать над
заданием, проектом.
Для третьей группы (группа “ С”) 1. Развивать устойчивый
интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения
выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение,
ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать
языковые умения учащихся.
Я считаю, что без индивидуального подхода к ученику, дифференциации
обучения невозможно будет решить задачи ФГОС.
Технология проектного обучения
Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Цель проектного обучения на уроках русского языка и литературы состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающихся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Пример урока с использованием исследовательской деятельности учащихся
Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
Цель нашего урока: заглянуть в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения. Мы поработаем сейчас как литературоведы-исследователи, рассмотрим все художественные описания рассказа «Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решить сообща, поэтому будем работать в группах.
По каждому заданию выступает один представитель от группы (в карточке 3-4 задания). Этот представитель выражает общее мнение группы.
Итак, работают 5 групп.
1,5 группа - с пейзажем;
2-я группа – с интерьером;
3, 4 группа – с портретом;
Задания 1-й группе «Пейзаж» (слайд 3)
1. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы. («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).
2. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи. звука? (Назови ключевые слова. Какие части преобладают?)
3. Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?
Задания 2-й группе «Интерьер» (слайд 4)
1. Художественное рассказывание (описание жилища Бирюка).
2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?
3. Какие слова в описании являются ключевыми?
Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя.)
Задания 3-й группе «Портрет» (слад 5)
1. Художественное рассказывание (описание внешности главного героя).
2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?
3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища Бирюк?
4. Что означает «бирюк» (по словарю В.И.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?
Задания 4-й группе «Портрет» (слайд 6)
1. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок!
2. Для чего в произведении нужен портрет?
Задания 5-й группе «Пейзаж»
1. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.
2. Какова роль образа-символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»?
3. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?
Технология использования в обучении игровых методов
Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве её средства, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Примеры
фрагментов уроков с использованием игровых технологий
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож.
Вид
урока: урок освоения новых знаний.
В качестве разминки
использую грамматическую зарядку в середине урока.
Грамматическая зарядка
Задание. Если в корне “а” - хлопаем в ладоши,
если в корне “о” - встаем.
• Прил…гать усилия.
• Сл…жить вещи.
• Отл…жить празднование.
• Возл…гать надежды.
• Предл…жить блины.
• Безотл…гательное дело.
• Радостное предпол…жение
• Распол…житься у костра.
«В гостях у
лингвистической сказки».
Учитель. Придумайте продолжение
сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож.
Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ
За тридевять земель, в Царстве русского языка,
жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг-
и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на
друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли
прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не
выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит
меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу
по-царски».
Дети с удовольствием придумывают продолжение
сказки, помня об особенностях сказки, композиции, чудесных помощниках,
сказочном числе «три» и т.д.
Технология обучения в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:
-взаимозависимость членов группы;
-личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
-совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
-общая оценка работы группы.
Информационно-коммуникативные технологии
При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет.
Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ:
-создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.;
-повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники;
-значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования;
-становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.
Применение обще - дидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки.
Варианты применения на практике элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы:
Обучение чтению: в группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.
На уроках русского языка и литературы в 6 - 7 классах я использую метод сотрудничества при проверке домашнего задания (как правило, в начале урока). Ребятам предлагается " по вертушке" или иным способом проверить правильность выполнения домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему сделано исправление. Затем ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4), подписавшись под выполненным заданием. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.
Метод обучения в сотрудничестве я использую и при ознакомлении с новым материалом, т.е. даю возможность учащимся самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.
ИКТ на уроках русского языка и литературы
Применение обще-дидактических принципов обучения русского языка и литературы и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки. Из собственного опыта могу сказать, что для проведения уроков использую доску Smart Board 480. Програмное обеспечение: SMART Notebook 16.2, SMART Lab для проведения тестов. Конструктор занятий SMART Lab предоставляет учителям необходимые инструменты для создания вовлекающих интерактивных уроков с элементами игры всего за несколько минут. Класс делится на две команды. Командам в начале опроса предоставляются мобильные устройства, планшеты или ноутбуки.
Ожидаемые результаты
1. Проблемное обучение: Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности .
2. Разноуровневое обучение: У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные ученики утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
3. Проектные методы обучения: Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
4. Исследовательские методы в обучении: Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого ученика.
5. Технология использования в обучении игровых методов: Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
6. Обучение в сотрудничестве: Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и подростков. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ученика к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, применять психолого - педагогические диагностики личности.
7. Информационно – коммуникационные технологии: Изменение и неограниченное обогащение содержания образования на уроках русского языка и литературы, использование интегрированных курсов, доступ в интернет.
Список литературы
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2018 год.
Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2015 год.
Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2017 год.
Средства массовой информации.
Аннотация к методической разработке
Методическая разработка на тему «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО и ОСО» посвящен изучению эффективности использования современных образовательных технологий в учебной деятельности при изучении русского языка и литературы в условиях современного образовательного учреждения.
Подробнее о методической разработке:
Учительская работа на тему «Использование современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС» рассматривает современные образовательные технологии, которые применяются в учебном процессе при изучении русского языка и литературы.
Готовая методическая разработка «Использование современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС» направлена на формирование определенных умений и навыков обучающихся, необходимых в практической деятельности, с учетом использования современных образовательных технологий в образовательном процессе.
В ходе своей поисково-исследовательской работы педагог школы:
- изучила теоретический материал о современных образовательных технологиях (педагогических технологиях) в образовательном процессе при изучении русского языка и литературы в условиях современной школы;
- выявила степень эффективности использования современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС;
- разработала и внедрила комплекс мероприятий по теме методической разработки.
Заместитель директора школы по УВР Аскеров Ш.А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.