Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме «Лишайники»
Учитель биологии Круподерова Любовь Анатольевна
Тип урока: получения и закрепления новых знаний.
Цель урока: создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Планируемые результаты (для учащихся):
Предметные результаты:
1. формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
2. формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
Задачи урока:
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, таблица “Лишайники”, коллекция натуральных объектов, гербарные материалы, лупы, фотографии различных лишайников, бумага, фломастеры, клей, ножницы, линейка, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке.
Формы работы:
• индивидуальная, групповая, в парах;
• эвристическая беседа с элементами учебного диалога;
• работа с текстом, рисунками, схемами, справочным аппаратом учебника;
• лабораторный опыт.
Основные методы и приёмы: словесные (рассказ учителя, работа с учебником), практические (выполнение заданий практикума), частично поисковый.
Основные ключевые понятия: лишайники: листовые (пармелия, ксантория, лобария), кустистые (кладония, в том числе ягель, цетрария, уснея), накипные (леканора, лецидея, плакодиум), симбиоз, паразитизм, слоевище.
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:
1. Работа со схемами. Оценивается уровень развития пространственных представлений, умение работать со схемами, работать в группах.
2. Умение работать с текстом на этапе открытия новых знаний. Диагностируется уровень работы с текстом.
3. Работа с иллюстрацией на этапе открытия новых знаний. Диагностируется уровень самостоятельности мышления и умение переводить информацию из одного вида в другой.
4. Этап рефлексии. Диагностируется навык самооценки своей работы на уроке.
Список литературы:
1. : Биология 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова М.: Вентана-Граф, 2017
2. А.А. Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6(7) класс. – М.: “Вако”, 2005.
3. Е.Н. Демьяненков. Биология. Мир растений. Задачи. Дополнительные материалы. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004
4. Пчелкин Учебник А. В. Популярная лихенология. — М. МГСЮН, 2006 36 с.
Интернет- источники
1. http://nsportal.ru
2. http://festival.1september.ru
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учеников |
УУД |
Приложения |
Организационный момент |
Правильный настрой на урок, приветствие учителя. |
Ученики готовятся к уроку. |
Концентрировать внимание |
|
Целеполагание
Изучение нового материала |
1.Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса. Два организма взаимно полезны, Связаны вместе просто железно. Жить в одиночку? – огромный вопрос. Такое сожительство есть симбиоз. Где мы уже встречались с этим понятием? Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с другими организмами, а с какими – это нам предстоит сегодня узнать В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Что такое сфинксы? О каком растении идет речь? Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”. Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей. Лихенология – наука о лишайниках. Почему великий русский учёный К. А. Тимирязев назвал лишайники пионерами, сфинксами? А как вы назовёте лишайники? На доске: Лишайники ? Сфинксы пионеры 2. Лишайник – живой организм, определите признаки.
3. Изучение лишайников ведётся в лабораториях. Мы с вами разделимся на 4 группы-лаборатории. 1.Лаборатория биологическая (строение, питание) Долгое время ученые не могли понять, что же такое лишайники. Одни считали их разновидностью гриба, другие мхом, третьи водорослью. И только в 1867 г. было доказано, что это гриб и водоросль, живущие вместе. Если растолочь лишайник и поместить его в банку с водой, поставив на свет, мы увидим, что края банки покроются налетом из водорослей, а на дне будут лежать сгнившие нити грибницы. Гриб получает от водоросли органические вещества, которые она создает в процессе фотосинтеза, а водоросль от гриба воду с растворенными в ней минеральными веществами и находит внутри тела лишайника среду обитания, защиту от пересыхания. Таким образом, гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни пользу. Строение лишайников впервые изучили русские ботаники Фамицин и Баранецкий. Таким образом, лишайник – единый организм, состоящий из гриба и водоросли. Тело лишайника называется слоевище или таллом. Тело лишайников не подразделяется на органы. Это переплетение гиф гриба и клеток водорослей. Самый верхний слой образован плотно переплетенными нитями гриба и называется корой. Она -защита от повреждений и высыхания. Кроме того, нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Следующий слой – водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и сине-зелёные водоросли. Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные. Они фотосинтезируют и образуют органические вещества. Центральна часть – это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами. Считают, что у лишайников она выполняет запасающую функцию, а также проводит воздух к клеткам водорослей. И последний слой — это нижняя кора. От нее у многих лишайников отходят органы прикрепления – ризоиды, образованные гифами гриба. [3] 2. Лаборатория географическая, распространение лишайников. На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Лишайники состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы. Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах. К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли. [3] 3. Лаборатория виды лишайников. Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые . А. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни. Б. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок. В. Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.[1] 4. Лаборатория экологическая. стр. учебника
|
Вспоминают, что при изучении темы «Грибы» мы говорили о симбиозе грибницы и корня дерева
В древнегреческой мифологии – мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла. О лишайнике.
Это симбиоз гриба и водоросли.
Заполняют схему в оценочных листах 2. Называют признаки живых организмов. - питание - дыхание -рост - развитие - размножение - обмен веществ 3.Учащиеся 7-8 минут работают по группам в лабораториях 3-7 по тексту учебника и дополнительным материалам. Работа с коллекцией лишайников
Экологическая лаборатория – определите, откуда берёт воду лишайник, если нет дождя? Ответ в учебнике стр.67 Отчёт каждой группы. Капитан группы ставит отметку о работе от 1до 3 баллов в оценочном листе |
К: Умение сотрудничать со сверстником; умение вести диалог; Л: Выражать и отстаивать свое мнение. П: Строить логические рассуждения, сопоставлять, сравнивать и классифицировать объекты; Проводить наблюдение. Р : умение самостоятельно выполнять учебную задачу и делать вывод.
|
Лихенология – наука о лишайниках. Лишайники Приложение 1 Оценочный лист ? (симбионты) Сфинксы пионеры Дополнительные материалы
Приложение 2
|
Физминутка |
Показывает движения разминки. |
Выполняют движения за учителем |
|
|
Первичное закрепление материала (после отчёта 4 лабораторий) |
На столах у учащихся раздаточный материал: лишайники
2. листоватые
|
Ответы записать в оценочный лист |
К: умение сотрудничать с учителем и сверстниками; правильно вести диалог; формулировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. П: устанавливать причинно-следственные связи; осуществить логическую операцию; сравнить и классифицировать объекты. Р: на основе полученных знаний умение делать выводы.
|
|
Изучение нового материала. |
Значение лишайников в природе. 1.Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например, мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт. 2. Лишайники - индикаторы состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог. Особенно вредными для лишайника являются соединения серы (оксида серы SO2), угарный газ (оксид углерода СО), соединения азота (оксид азота NO). Если концентрация оксида серы SO2 составляет 0,3 мг/м3, там лишайники не растут вообще. Хотя, если посмотреть на деревья, растущие вдоль дорог, вы можете увидеть и там лишайники. Это говорит о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям внешней среды. Пользуясь учебником, а также знаниями, полученными на уроке и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека? |
Заполняют таблицу в тетради Значение лишайников
В природе В жизни
|
Р:умение самостоятельно выполнять учебную задачу и делать вывод. К: Умение сотрудничать со сверстником; умение вести диалог.
|
|
Тестовая проверка |
А теперь мы попробуем проверить наши знания. Выполняем тест, если вы согласны с утверждением, то напротив ставите слово «да», если не согласны, то «нет» 1. Тело лишайника называется слоевище. 2. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. 3. Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. 4. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. 5. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. 6. Лишайники приносят вред природе. 7. Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество. 8. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. 9. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые. 10. Лишайниками питаются некоторые животные. |
Выполнить тест, взаимопроверка.
Да
Нет Да
Да Нет
Нет Да
Нет
Да
Да |
К: умение сотрудничать с учителем и сверстниками; Р : умение самостоятельно выполнять учебную задачу и делать вывод. П: применять полученные знания на практике;
|
Слайд 9 Приложение 2. Тест За каждый правильный ответ 1 балл |
Домашнее задание |
Задает разноуровневое домашнее задание. 1) Параграф №15,вопросы после параграфа.(для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки). 2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища . Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды.(для тех, кто усвоил материал на хорошо) 3) Для тех, кто материал усвоил отлично: Составьте кроссворд на тему “лишайники”.
|
Записывают домашнее задание |
К:Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике. |
|
Рефлексия |
1. Подводит итог урока; 2. Организует рефлексию; Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших листах самооценки.
Выставление отметок за работу на уроке. |
1.Обсуждают результаты 2.Осуществляют самооценку собственной деятельности. Считают баллы в оценочных листах. 1. Я работал активно/ пассивно. 2. Своей работой я доволен/ не доволен. 3. Урок для меня показался интересным/ скучным.
|
Р: Самооценка, саморегуляция эмоциональная и познавательная Л: умение вести диалог, выражать свои мысли.
|
Рефлексия |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.