Методическая разработка по теме "Методика расчета и анализ показателей лечебных учреждений"

Методическая разработка по теме "Методика расчета и анализ показателей лечебных учреждений"

Медиа
doc
27.11.2019
метод. разработка практического занятия.doc

федеральное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

 

 

По дисциплине

ОП. 08. Общественное здоровье и здравоохранение.

 

 

тема занятия:  

Методика расчета и анализа показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

 

Сестринское дело

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Кондакова Светлана Викторовна,  преподаватель ФГБ ПОУ «ПМК» Минздрава России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пенза, 2018


Методическая разработка составлена на основании ФГОС, рабочей программы по дисциплине ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение,  специальности  34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования базовая подготовка.

 

                   Методическая разработка обсуждена на заседании цикловой методической  комиссии профессиональных модулей по специальности Сестринское дело

                   Протокол № ______ от «___»____________ 20___ г.

                   Руководитель ЦМК  В.Н. Сохань                 __________

                                                                                                 подпись

Одобрена методическим советом колледжа

Протокол №     от  "      "               20  г.

 

 

Организация-разработчик: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пензенский базовый медицинский колледж» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Разработчик (и):

 Кондакова Светлана Викторовна,  преподаватель  высшей квалификационной  категории  ФГБ ПОУ «ПМК» Минздрава России

_____________

                                                                                                                                                 (подпись)

 

Рецензенты:

С.Ю. Бурнаева, главная медицинская сестра  ГБУЗ «Пензенская городская клиническая больница № 4».                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Сегодня методика обучения, как и все в стране, переживает сложный период. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе.

В настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.

Цель открытого урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Открытые уроки:

·                     служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний;

·                     развивают навыки самообразования, так как большую часть подготовки к занятию студенты осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;

·                     развивают аналитические способности и изобретательность;

·                     обладают огромным воспитательным потенциалом.

Данное занятие позволяет заинтересовать обучающихся предметами, познакомить их ближе с будущей профессией. Основная часть занятия  построена по принципу работы малыми группами, что позволяет развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи. Постоянная смена различных видов деятельности позволяет применять широкий спектр знаний и умений, что обеспечивает достижение цели занятия. Смена деятельности предупреждает утомляемость студентов на занятии и повышает интерес к выполняемой работе.

На данном занятии  используются  методы:

·                     словесной передачи информации и слухового восприятия информации;

·                     наглядной передачи и зрительного восприятия информации;

·                     передачи информации с помощью практической деятельности.  

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие

для проведения практического занятия

 

Тема: Методика расчета и анализа показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

Цель проведения занятия: практическое использование статистических показателей для оценки и анализа результатов деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

Задачи:

Образовательные:

·                   обеспечить совершенствование профессиональных знаний и умений;

·                   обеспечить закрепление знаний по вопросам:

-какие показатели характеризуют диспансерную работу в поликлинике;

- какие показатели характеризуют деятельность стационарных учреждений;

- основные отчетные статистические формы.

·                   обеспечить отработку умений, обеспечивающих формирование профессиональных и общих компетенций:

·                    проводить расчет статистических показателей;

·                   повышать мотивацию к изучению предмета;

·                   научить студентов четко определять цели и вырабатывать стратегии для их выполнения.

Развивающие:

Развивать:

·                   познавательную активность;

·                    клиническое мышление;

·                   умение говорить, используя медицинскую терминологию;

·                   умение анализировать;

·                   умение сравнивать, обобщать;

·                   способность контролировать свою деятельность и умение представить результат своей деятельности;

·                   умение работать с медицинской литературой;

·                   развивать у студентов навыки самообразования;

·                   развивать аналитические способности у студентов.

Воспитательные:

Воспитывать:

·                   чувство ответственности;

·                   чувство уверенности в себе, преодолевать трудности;

·                   сознательное отношение к изучаемому материалу;

·                   формирование экологической культуры;

·                   самостоятельность в работе;

·                   стремление к пополнению знаний.

 

После изучения темы студенты закрепляют знания по вопросам темы и формируют умения:

Уметь:

·                   рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;

·                   использовать полученную информацию в управлении соответствующими подразделениями амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

Знать:

·                   основные показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;

·                   методику расчета и анализа показателей работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

 

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций:

В последнее время произошли серьезные изменения в нормативно – правовой базе здравоохранения, обозначились новые приоритеты в охране здоровья граждан. Все это определяет значимость подготовки грамотных, высококвалифицированных специалистов.

Задачей дисциплины является изучение полноценного объема теоретических и практических умений, направленных на формирование профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК):

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий .

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

Место проведения занятия: лаборатория междисциплинарных курсов по специальности Сестринское дело.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Вид занятия:  практическое занятие.

 

Методы проведения занятия:

·                   самостоятельная работа с элементами педагогики сотрудничества и личностно – ориентированного подхода;

·                   проблемно – поисковый метод (решение ситуационных задач)

 

Внутридисциплинарные связи:

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий. МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

ПМ 02. Раздел 1. Лечение пациентов терапевтического профиля.

 

 

 

Дидактическая база занятия:

1.Технические средства оснащения:

·                   мультимедийная установка.

 

2. Наглядные пособия:

·        калькулятор.

 

3. Дидактический материал:

·                   методические указания и рекомендации;

·                   вопросы тестового контроля;

·                   ситуационные задачи;

·                   раздаточный материал.

 

 

 

 

Литература

 

Для преподавателей и студентов:

 

Основные источники:

1.   Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2014. 288 стр.

2.   Медик В.А., Лисицин В.И., Прохорова А.В. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум для медицинских училищ и колледжей.  М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2014. 144 стр.

 

Дополнительные источники:

1.   Э.Д. Рубан Сестринское дело в системе медико-санитарной помощи: учеб. пособие  / Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 334.

2.   Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

3.                        Законодательные акты РФ в области здравоохранения

4.                        Приказы Министерства здравоохранения. 

 

Интернет - ресурсы:

1.   Система «Консультант» http://www.consultant.ru

2.   Система «Гарант» http: //www.garant.ru/

 

 

 

 

 


Хронокарта

 

№ п/п

Этап занятия

Время

(мин.)

Методы

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.       

Организационный момент.

2

-

Заполняет журнал, сообщает студентам тему и цели занятия.

Записывают  в тетради тему и цели занятия.

2.       

Мотивация учебной деятельности.

3

Информационно-развивающий

Мотивирует к учебной деятельности.

Слушают преподавателя.

3.       

Контроль исходного уровня.

5

Устный контроль

Проводит устный контроль исходного уровня знаний в виде фронтального опроса.

Отвечают на вопросы преподавателя.

4.       

Разъяснения содержания и последовательности практических действий.

20

Объяснительно-иллюстративный

Объясняет новый материал, разъясняет особенности практической работы, отвечает на вопросы студентов.

Записывают ход работы и методики в тетрадь, задают преподавателю уточняющие вопросы.

5.       

Самостоятельная работа под контролем преподавателя.

40

Частично-поисковый

Наблюдает за работой студентов, корректирует ее, оценивает полученные результаты.

Выполняют изученные методики, вносят результаты в регистрационную форму.

6.       

Контроль усвоения темы.

15

Комбинированный

Раздает тесты и ситуационные задачи, дает инструкции по выполнению задания, наблюдает за работой студентов, проверяет по эталону.

Решают тестовые задания и ситуационные задания без опоры на эталон.

7.       

Рефлексия.

 

3

Проблемный

Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей.

8.       

Итоги занятия.

2

-

Выставляет итоговые оценки за занятие, комментирует их, дает задание на дом.

Задают преподавателю вопросы, записывают задание на дом.

Общее время занятия (мин.)

90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические  указания к практическому занятию

ОП. 08. Общественное здоровье и здравоохранение

для студентов  специальности: 34.02.01Сестринское дело 

 

Тема занятия: Методика расчета и анализа показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

 

Цель занятия:  практическое использование статистических показателей для оценки и анализа результатов деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

 

Студент должен:

Уметь:

·                   рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;

·                   использовать полученную информацию в управлении соответствующими подразделениями амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

Знать:

·                   основные показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;

·                   методику расчета и анализа показателей работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

 

 

Практическая работа способствует формированию следующих компетенций:

профессиональных и общих компетенций:

 

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий .

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятия:

1 Контроль исходного уровня.

2 Разъяснения содержания и последовательности практических действий.

3 Разъяснения содержания и последовательности практических действий.

4 Самостоятельная работа

5 Контроль усвоения темы.

6 Рефлексия.

7 Итоги занятия.

 

 

 

Ход занятия:

 Устный опрос по теме.

 Самостоятельная  работа проходит в несколько  этапов :

- Изучить  и записать формулы расчета показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений:

·                   среднее число посещений на 1 жителя в год

·                   удельный вес профилактических посещений поликлиники

·                   полнота охвата населения диспансерным наблюдением

·                   обеспечение населения больничными койками

·                   частота госпитализации

·                   среднее число дней занятости койки в году

·                   средняя длительность пребывания больного на койке

·                   больничная летальность.

           -  Рассчитать статистические показатели по предложенным задачам.

 Рефлексия.   

  Итоговая часть занятия.

 

Домашнее задание: Подготовьтесь к практическому занятию.

Рекомендуемая литература:

 

1.Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2014. 288 стр.

2.Медик В.А., Лисицин В.И., Прохорова А.В. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум для медицинских училищ и колледжей.  М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2014. 144 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ К  ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ

 

Анализируя состояние амбулаторно- поликлинической помощи в Пензенской области представлены исходные данные для расчета показателей деятельности учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.

 

Исходные данные

Численные значения

Число врачебных посещений в поликлинике и на дому

115700

Среднегодовая численность населения

24340

Число посещений к среднему медперсоналу

6720

Число врачебных посещений с профилактической целью

35320

Число посещений к среднему медперсоналу с с профилактической целью

3700

Число лиц состоящих на диспансерном учете

11040

Число больных хроническими заболеваниями

415

Общее число зарегистрированных больных хроническими заболеваниями

 

 

2080

Задание:

Рассчитайте статистические показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений:

 

·                   среднее число посещений на 1 жителя в год

·                   удельный вес профилактических посещений поликлиники

·                   полноту охвата населения диспансерным наблюдением

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ К  ПРАКТИЧЕСКОМУ  ЗАНЯТИЮ

 

Анализируя состояние стационарной  помощи в Пензенской области представлены исходные данные для расчета показателей деятельности учреждений, оказывающих стационарную помощь.

 

Исходные данные

Численные значения

Число больничных коек

600

Среднегодовая численность населения

36100

Число поступивших больных в стационар

13400

Число койко-дней проведенных больными в стационаре

191315

Число выписанных больных

13140

Число умерших больных

152

Задание:

Рассчитайте статистические показатели деятельности больничных учреждений:

 

·                   обеспечение населения больничными койками

·                   частоту госпитализации

·                   среднее число дней занятости койки в году

·                   среднюю длительность пребывания больного на койке

·                   больничную летальность.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)