федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«ПЕНЗЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
По дисциплине
ОП. 08. Общественное здоровье и здравоохранение.
тема занятия:
Методика расчета и анализа показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Сестринское дело
Составила: Кондакова Светлана Викторовна, преподаватель ФГБ ПОУ «ПМК» Минздрава России
г. Пенза, 2018
Методическая разработка составлена на основании ФГОС, рабочей программы по дисциплине ОП.08. Общественное здоровье и здравоохранение, специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования базовая подготовка.
Методическая разработка обсуждена на заседании цикловой методической комиссии профессиональных модулей по специальности Сестринское дело
Протокол № ______ от «___»____________ 20___ г.
Руководитель ЦМК В.Н. Сохань __________
подпись
Одобрена методическим советом колледжа
Протокол № от " " 20 г.
Организация-разработчик: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пензенский базовый медицинский колледж» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Разработчик (и):
Кондакова Светлана Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории ФГБ ПОУ «ПМК» Минздрава России
_____________
(подпись)
Рецензенты:
С.Ю. Бурнаева, главная медицинская сестра ГБУЗ «Пензенская городская клиническая больница № 4».
Пояснительная записка
Сегодня методика обучения, как и все в стране, переживает сложный период. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе.
В настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.
Цель открытого урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Открытые уроки:
· служат средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний;
· развивают навыки самообразования, так как большую часть подготовки к занятию студенты осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
· развивают аналитические способности и изобретательность;
· обладают огромным воспитательным потенциалом.
Данное занятие позволяет заинтересовать обучающихся предметами, познакомить их ближе с будущей профессией. Основная часть занятия построена по принципу работы малыми группами, что позволяет развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи. Постоянная смена различных видов деятельности позволяет применять широкий спектр знаний и умений, что обеспечивает достижение цели занятия. Смена деятельности предупреждает утомляемость студентов на занятии и повышает интерес к выполняемой работе.
На данном занятии используются методы:
· словесной передачи информации и слухового восприятия информации;
· наглядной передачи и зрительного восприятия информации;
· передачи информации с помощью практической деятельности.
Методическое пособие
для проведения практического занятия
Тема: Методика расчета и анализа показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Цель проведения занятия: практическое использование статистических показателей для оценки и анализа результатов деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Задачи:
Образовательные:
· обеспечить совершенствование профессиональных знаний и умений;
· обеспечить закрепление знаний по вопросам:
-какие показатели характеризуют диспансерную работу в поликлинике;
- какие показатели характеризуют деятельность стационарных учреждений;
- основные отчетные статистические формы.
· обеспечить отработку умений, обеспечивающих формирование профессиональных и общих компетенций:
· проводить расчет статистических показателей;
· повышать мотивацию к изучению предмета;
· научить студентов четко определять цели и вырабатывать стратегии для их выполнения.
Развивающие:
Развивать:
· познавательную активность;
· клиническое мышление;
· умение говорить, используя медицинскую терминологию;
· умение анализировать;
· умение сравнивать, обобщать;
· способность контролировать свою деятельность и умение представить результат своей деятельности;
· умение работать с медицинской литературой;
· развивать у студентов навыки самообразования;
· развивать аналитические способности у студентов.
Воспитательные:
Воспитывать:
· чувство ответственности;
· чувство уверенности в себе, преодолевать трудности;
· сознательное отношение к изучаемому материалу;
· формирование экологической культуры;
· самостоятельность в работе;
· стремление к пополнению знаний.
После изучения темы студенты закрепляют знания по вопросам темы и формируют умения:
Уметь:
· рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;
· использовать полученную информацию в управлении соответствующими подразделениями амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Знать:
· основные показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;
· методику расчета и анализа показателей работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных и общих компетенций:
В последнее время произошли серьезные изменения в нормативно – правовой базе здравоохранения, обозначились новые приоритеты в охране здоровья граждан. Все это определяет значимость подготовки грамотных, высококвалифицированных специалистов.
Задачей дисциплины является изучение полноценного объема теоретических и практических умений, направленных на формирование профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций (ОК):
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий .
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Место проведения занятия: лаборатория междисциплинарных курсов по специальности Сестринское дело.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Вид занятия: практическое занятие.
Методы проведения занятия:
· самостоятельная работа с элементами педагогики сотрудничества и личностно – ориентированного подхода;
· проблемно – поисковый метод (решение ситуационных задач)
Внутридисциплинарные связи:
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий. МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.
ПМ 02. Раздел 1. Лечение пациентов терапевтического профиля.
Дидактическая база занятия:
1.Технические средства оснащения:
· мультимедийная установка.
2. Наглядные пособия:
· калькулятор.
3. Дидактический материал:
· методические указания и рекомендации;
· вопросы тестового контроля;
· ситуационные задачи;
· раздаточный материал.
Литература
Для преподавателей и студентов:
Основные источники:
1. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2014. 288 стр.
2. Медик В.А., Лисицин В.И., Прохорова А.В. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2014. 144 стр.
Дополнительные источники:
1. Э.Д. Рубан Сестринское дело в системе медико-санитарной помощи: учеб. пособие / Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 334.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
3. Законодательные акты РФ в области здравоохранения
4. Приказы Министерства здравоохранения.
Интернет - ресурсы:
1. Система «Консультант» http://www.consultant.ru
2. Система «Гарант» http: //www.garant.ru/
Хронокарта
№ п/п |
Этап занятия |
Время (мин.) |
Методы |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1. |
Организационный момент. |
2 |
- |
Заполняет журнал, сообщает студентам тему и цели занятия. |
Записывают в тетради тему и цели занятия. |
2. |
Мотивация учебной деятельности. |
3 |
Информационно-развивающий |
Мотивирует к учебной деятельности. |
Слушают преподавателя. |
3. |
Контроль исходного уровня. |
5 |
Устный контроль |
Проводит устный контроль исходного уровня знаний в виде фронтального опроса. |
Отвечают на вопросы преподавателя. |
4. |
Разъяснения содержания и последовательности практических действий. |
20 |
Объяснительно-иллюстративный |
Объясняет новый материал, разъясняет особенности практической работы, отвечает на вопросы студентов. |
Записывают ход работы и методики в тетрадь, задают преподавателю уточняющие вопросы. |
5. |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя. |
40 |
Частично-поисковый |
Наблюдает за работой студентов, корректирует ее, оценивает полученные результаты. |
Выполняют изученные методики, вносят результаты в регистрационную форму. |
6. |
Контроль усвоения темы. |
15 |
Комбинированный |
Раздает тесты и ситуационные задачи, дает инструкции по выполнению задания, наблюдает за работой студентов, проверяет по эталону. |
Решают тестовые задания и ситуационные задания без опоры на эталон. |
7. |
Рефлексия.
|
3 |
Проблемный |
Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, оценить степень достижения целей. |
Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей. |
8. |
Итоги занятия. |
2 |
- |
Выставляет итоговые оценки за занятие, комментирует их, дает задание на дом. |
Задают преподавателю вопросы, записывают задание на дом. |
Общее время занятия (мин.) |
90 |
|
Методические указания к практическому занятию
ОП. 08. Общественное здоровье и здравоохранение
для студентов специальности: 34.02.01Сестринское дело
Тема занятия: Методика расчета и анализа показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Цель занятия: практическое использование статистических показателей для оценки и анализа результатов деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Студент должен:
Уметь:
· рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;
· использовать полученную информацию в управлении соответствующими подразделениями амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Знать:
· основные показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;
· методику расчета и анализа показателей работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.
Практическая работа способствует формированию следующих компетенций:
профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий .
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
План занятия:
1 Контроль исходного уровня.
2 Разъяснения содержания и последовательности практических действий.
3 Разъяснения содержания и последовательности практических действий.
4 Самостоятельная работа
5 Контроль усвоения темы.
6 Рефлексия.
7 Итоги занятия.
Ход занятия:
Устный опрос по теме.
Самостоятельная работа проходит в несколько этапов :
- Изучить и записать формулы расчета показателей деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений:
· среднее число посещений на 1 жителя в год
· удельный вес профилактических посещений поликлиники
· полнота охвата населения диспансерным наблюдением
· обеспечение населения больничными койками
· частота госпитализации
· среднее число дней занятости койки в году
· средняя длительность пребывания больного на койке
· больничная летальность.
- Рассчитать статистические показатели по предложенным задачам.
Рефлексия.
Итоговая часть занятия.
Домашнее задание: Подготовьтесь к практическому занятию.
Рекомендуемая литература:
1.Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2014. 288 стр.
2.Медик В.А., Лисицин В.И., Прохорова А.В. Общественное здоровье и здравоохранение: практикум для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2014. 144 стр.
ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Анализируя состояние амбулаторно- поликлинической помощи в Пензенской области представлены исходные данные для расчета показателей деятельности учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.
Исходные данные |
Численные значения |
Число врачебных посещений в поликлинике и на дому |
115700 |
Среднегодовая численность населения |
24340 |
Число посещений к среднему медперсоналу |
6720 |
Число врачебных посещений с профилактической целью |
35320 |
Число посещений к среднему медперсоналу с с профилактической целью |
3700 |
Число лиц состоящих на диспансерном учете |
11040 |
Число больных хроническими заболеваниями |
415 |
Общее число зарегистрированных больных хроническими заболеваниями
|
2080 |
Задание:
Рассчитайте статистические показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений:
· среднее число посещений на 1 жителя в год
· удельный вес профилактических посещений поликлиники
· полноту охвата населения диспансерным наблюдением
ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Анализируя состояние стационарной помощи в Пензенской области представлены исходные данные для расчета показателей деятельности учреждений, оказывающих стационарную помощь.
Исходные данные |
Численные значения |
Число больничных коек |
600 |
Среднегодовая численность населения |
36100 |
Число поступивших больных в стационар |
13400 |
Число койко-дней проведенных больными в стационаре |
191315 |
Число выписанных больных |
13140 |
Число умерших больных |
152 |
Задание:
Рассчитайте статистические показатели деятельности больничных учреждений:
· обеспечение населения больничными койками
· частоту госпитализации
· среднее число дней занятости койки в году
· среднюю длительность пребывания больного на койке
· больничную летальность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.