Методическая разработка "Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания"
Оценка 5

Методическая разработка "Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания"

Оценка 5
docx
13.06.2022
Методическая разработка "Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания"
17. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ № 17

по теме:

«Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания»

 

Дисциплина: Основы философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашов 2022

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Пояснительная записка……………………………………….

4

2.

Технологическая карта……………………………………….

5

3.

План изложения теоретического материала……………..….

6

4.

Содержание теоретического материала…….……………….

6

5.

Контрольно-оценочный материал……………………………

13

6.

Список рекомендуемой литературы…………………………

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01. Лечебное дело к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по учебной дисциплине «Основы философии».

Тема «Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания» входит в программу по дисциплине «Основы философии» и занимает значительное место, т.к. знания и навыки, полученные при изучении данной темы, тесно связаны с другими темами курса, а так же с такими дисциплинами как «История», «Основы психологии» и другими. Вопросы и проблемы, рассматриваемые в рамках изучения данной дисциплины, способствуют раскрытию прочной связи философии и медицинских знаний с целью большей профилизации учебного процесса в стенах медицинского колледжа.

На данное занятие отводится два учебных часа. Для проведения учебных занятий по курсу «Основы философии» применяется личностно – ориентированная  модель обучения студентов с использованием элементов проблемно-поискового изложения, дискуссии и творческого диалога. Занятие проходит в комбинированном виде, во время которого проводится контроль исходного уровня знаний в форме устного опроса, с целью проверки домашнего задания, и работа над изучаемым материалом.

Методами обучения служат устный опрос, беседа, дискуссия. Формы обучения имеют фронтальный, индивидуальный и групповой характер. На самостоятельную работу студентов отводится 1 час, она предусматривает выполнение тестовых заданий по теме занятия.

Для закрепления и более прочного усвоения учебного материала разработаны контрольные, проблемно – поисковые и текстовые вопросы.

 

 

Технологическая карта комбинированного занятия

 

Учебные цели занятия: формирование общих представлений о проблемах познания.

 

знать:

1. Субъект и объект познания, их взаимосвязь;

2. Формы познания и их взаимосвязь;

3. Проблему истины в философии.

 

ОК 1–13

Тип занятия: информационная, проблемная, эвристическая, бинарная

                                                 (нужное подчеркнуть)

Уровень освоения: 1

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Ноутбук, проектор.

2. Мультимедийная презентация.

 

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

 

Содержание занятия

Время

Методические указания

1. Организационный момент

2 мин

Взаимное приветствие. Проверка состава студентов и их готовности к занятию.

2. Формулировка темы, ее мотивация

3 мин

Сообщение темы занятия, раскрытие её теоретической и практической значимости.

3. Определение целей занятия

2 мин

Сообщение целей занятия. План занятия.

4. Контроль исходного уровня знаний

10 мин

Проверка домашнего задания.

5. Работа над изучаемым материалом

50 мин

Работа над изучаемым материалом.

6. Закрепление нового материала

20 мин

С целью закрепления изученного материала идёт повторение основных понятий.

7. Подведение итогов занятия. Задание на дом

3 мин

Подведение итогов занятия, работа группы в целом и отдельных студентов. Выдача домашнего задания.

 

 

 

План изложения теоретического материала

 

1. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.

2. Субъект и объект познания, их взаимосвязь.

3. Чувственное и логическое познание, их формы и взаимосвязь.

4. Проблема истины в философии.

 

Содержание теоретического материала

 

1. Проблема познаваемости мира. Агностицизм

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс познания тайн бытия – неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества, его великая гордость и, нередко, великая скорбь. Задумываться над тем, что такое познание человек стал уже в глубокой древности. Со временем сознательная постановка этой проблемы нашла свое воплощение в философии. Теория познания, или гносеология оформилась в качестве одного из фундаментальных разделов философского знания.

Как известно еще из первой части курса, основной вопрос философии имеет две стороны. Первая его сторона (онтологическая) состоит в том, что считать первичным и что вторичным – материю или сознание? Вторая сторона (гносеологическая) решает вопрос о том, является ли содержание нашего сознания верным отражением действительности или в нем имеет место такое содержание, которое не определяется внешним миром. Другими словами: познаваем ли мир, и если да, то насколько и каким образом?

Различные философские системы по-разному решают проблему познаваемости мира. В первом семестре, когда мы рассматривали историю становления и развития основных философских направлений, эта важнейшая философская проблема уже была предметом нашего пристального внимания. Напомним только, что объективный идеализм (например, Платон, Гегель и др.) положительно решает проблему познаваемости мира. Это вытекает из его основной философской посылки: первоначальное тождество, образующее основу мира, есть тождество мышления и бытия. Мышление при этом рассматривается не только как субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная первооснова всего мира. Мир в основе своей разумен и развивается по законам, внутренне присущим разуму. Понятно, что разум может познать свою сущность. Материализм, начиная еще с Демокрита, также, как правило, признавал принципиальную познаваемость мира, отстаивая основной принцип гносеологического оптимизма: в мире всегда было, есть и будет огромное число непознанных явлений, но ни одно из них нельзя признать принципиально непознаваемым.

Теоретические основы агностицизма разработал английский философ XVIII века Д. Юм. Он рассуждал примерно следующим образом: все, что я получаю из окружающего мира,– это чувственные восприятия, а откуда они появились, я не знаю, и знать не могу. Возможно, что за чувственными восприятиями и скрываются вещи, как уверяют материалисты, а, возможно и нет. Чтобы проверить, существует ли нечто за пределами наших ощущений, мы должны обратиться к опыту. Однако в данном случае опыт совершенно бессилен помочь делу. Чтобы решить такую задачу, необходимо сравнить наши восприятия, мысли с предметом; но мы не можем этого сделать, так как предметы никогда не даны сами по себе – они могут быть представлены лишь в форме наших же ощущений. Поэтому человек в своей деятельности, утверждал Юм, может ориентироваться только на веру и привычки, а не на знания.

В философии XX века агностицизм характерен для различных школ позитивизма и прагматизма. Гносеологические (теоретико-познавательные) корни агностицизма состоят в том, что его представители им абсолютизируют имеющие место в процессе познания ограниченность, относительность и субъективизм человеческого знания. Для агностиков процесс познания есть движение относительных истин, в которой абсолютной истине нет места.

Современный материализм вопрос о познаваемости мира решает положительно. Он отстаивает мнение, что независимо от сознания существует материальный мир, который отражается нами в процессе познания. При этом неполное, неточное знание становится все более полным и точным. Принципиального различия между явлением и «вещью в себе» (Кант) нет. Различие есть лишь между тем, что познано, и тем, что пока еще не познано, причем оно постоянно уменьшается, хотя и никогда не может окончательно исчезнуть в силу бесконечности самого мира и, соответственно, процесса его познания. В этом бесконечном процессе происходит взаимодействие субъекта и объекта познания

 

2. Субъект и объект познания, их взаимосвязь

Когда говорят о субъекте познания, то обычно понимают отдельного человека, способного постигать мир лишь благодаря своей природной способности чувствовать (ощущать) и мыслить. Отсюда следует, что для осуществления познания достаточно лишь пассивно созерцать окружающий мир, а затем мысленно обработать данные такого созерцания. При таком подходе проблема возникновения способности человека познавать мир по существу выносится за рамки теоретического познания.

Простого утверждения, что человек – субъект познания, явно недостаточно, необходимо еще выяснить, что делает его таковым. Человеку, безусловно, присущи свойства природного существа, но он при этом, в отличие от других животных, будучи существом общественным, создает вторую, социальную природу – культуру, цивилизацию. Посредством своей практической деятельности, прежде всего труда, он не просто присваивает предметы природы, а изменяет их соответственно своим потребностям, создавая необходимые условия своего существования и развития. Одновременно он творит и себя как человека, в том числе и свои познавательные способности.

Таким образом, практика, представляющая собой целенаправленную, общественно-историческую по своей сущности и преобразовательную по своему содержанию деятельность, делает человека действительным субъектом познания окружающей его действительности. При этом важно подчеркнуть, что, в конечном счете, таким субъектом выступает не столько отдельный человек, сколько общество. Сама практика при этом выступает в огромном разнообразии своих видов, которые, в конечном счете, можно свести к следующим формам: 1) материально-производственная деятельность; 2) социально-преобразовательная деятельность; 3) особая форма практической деятельности в науке – эксперимент.

Объективно бытие идей существует как мир материальной и духовной культуры. Субъективно, по отношению к отдельному индивиду, идеи выступают как нечто надындивидуальное. Субъектом чувственного познания и мышления, несомненно, является индивид, но условия, направления и формы познания определяются общественным развитием данной эпохи. Таким образом, субъектом познания является общественный человек, общественный индивид.

Объект – это не любой предмет природы, а такой, который включен в сферу деятельности человека, прежде всего – практической. Сам по себе, как объективная реальность, он существует независимо от сознания человека, но становится объектом только тогда, когда вступает во взаимодействие с субъектом. Таким образом, объект – это лишь часть объективной реальности. И атом, и электрон существовали всегда, но объектом познания они стали только на определенной ступени развития общества.

Понятия «объективная реальность» и «объект» различны по содержанию. Первое характеризует все существующее независимо от нашего сознания и в качестве своей противоположности полагает сознание. Понятие «объект» включает в себя только то из объективной реальности, что на данном этапе исторического развития общества стало предметом теоретической и практической деятельности человека. Его противоположностью является не сознание, а субъект, который явления и вещи объективной реальности превращает в объект своей деятельности. Материализм исходит из признания неразрывного единства объекта и субъекта. Указывая на реальное существование объекта познания, он настаивает и на активной роли субъекта, общественного человека.

Основой познания практика выступает прежде всего потому, что только изменяя объект познания, целенаправленно ставя его в различные отношения с другими предметами, субъект обретает возможность выйти за рамки внешне наблюдаемых его признаков, открывать в нем свойства, которые вне такого активного взаимодействия с ним невозможно даже обнаружить, что позволяет сделать первые шаги от явления к сущности. К тому же практика обеспечивает познание необходимыми средствами (приборами, оборудованием и т.п.), без чего оно не может быть успешным.

Движущей силой познания практика является потому, что весь познавательный процесс обусловливается, в конечном счете, целями и потребностями практики. Так, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади и объемы и т.п., астрономические – из необходимости ориентироваться по звездам во время длительных морских путешествий и т.д.

 

3. Чувственное и логическое познание, их формы и взаимосвязь.

Таким образом, в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе практики осуществляется процесс познания. Традиционно в этом процессе выделяют две стороны (зачастую их называют ступенями познания) – чувственную и рациональную (логическое мышление).

Простейшим чувственным образом окружающего мира является ощущение. Ощущение – это отражение органами чувств отдельных свойств предмета. Окружающий человека мир предстает в ощущениях как бы разложенным на совокупность внешних признаков: зрительные ощущения несут информацию о форме, цвете, местоположении объекта в пространстве; слуховые сообщают о том, является ли объект «немым» либо так или иначе звучащим; обоняние доставляет сведения о запахах, осязание – о твердости, температуре и т.д. Ощущения отражают объективные свойства вещей, имеют своим источником объективную реальность. Они не являются чем-то неизменным раз и навсегда данным человеку. Показания органов чувств в процессе историческою становления человека изменялись, они становятся более полными, точными, что обусловлено прежде всего развитием общественной практики человека.

Пять органов чувств – не дар природы, а продукт длительного исторического развития. Человеческий глаз видит иначе, а человеческое ухо слышит по-другому, чем видит и слышит животное. В своих ощущениях человек отражает окружающий мир во-многом субъективно, индивидуально. Нет двух людей, ощущения которых абсолютно бы походили друг на друга. Это обусловлено прежде всего бесконечным разнообразием индивидуальной деятельности людей в структуре общественной практики. Художник, музыкант, шофер слышит н видит то, что недоступно зрителю, слушателю, пассажиру и т.д. Не последнюю роль играют здесь и наследственные особенности человека, его генетическая программа. В ощущениях каждого человека своеобразно и неповторимо дан окружающий мир. Этот образ мира настолько индивидуален, что дало повод Гейне сказать: «С каждым человеком умирает его вселенная».

Видимая субъективность человеческих ощущений явилась причиной убеждения еще античных философов в том, что цвет, запах, звук, теплое, холодное т.д. существуют только во мнениях людей, т.е. субъективно. Спустя почти две тысячи лет английский философ XVII в. Д. Локк развил это положение, выдвинув учение о «первичных» и «вторичных» качествах вещей. Первичными он признавал такие качества, как форма, величина, движение, а цвет, запах, звук и т.д. считал вторичными, не присущими самой вещи, а производными от первичных и существующими только в наших ощущениях.

Ошибка этой концепции состоит в том, что она абсолютизирует субъективный момент в ощущениях, не умеет распознать за их субъективностью моменты объективного знания, которые в них имеются.

Следующим шагом постижения истины в пределах чувственного знания является восприятие – целостный чувственный образ предмета на основе синтеза ощущений. Восприятие дает более точное знание природы вещей. Например, иногда искусно сделанное яблоко по виду ничем не отличается от настоящего. Чтобы понять, что это муляж, нужно его пощупать, понюхать, а то и попробовать.

 

4. Проблема истины в философии.

Суждение – это логическая связь понятий, посредством которой отражается зависимость между вещами, утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Посредством умозаключений мы получаем новые суждения на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики. Умозаключение обусловливает относительную независимость от опыта, оно выступает основным средством научного познания. Достаточно сказать, что на умозаключениях построено все здание науки. Во-вторых, истина – всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими обстоятельствами. В-третьих, истина характеризуется как относительная и абсолютная.

Под относительный истиной понимается неполное знание о том же самом предмете, которое достигается в конкретно-исторических условиях познания. Примером такого рода относительных истин можно считать теорию классической механики и теорию относительности. Классическая механика считалась истинной теорией без всяких ограничений, т.е. истиной в абсолютном смысле. С возникновением теории относительности оказалось, что ее уже нельзя считать истиной без ограничений. Знание относительно, потому что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с конечными формами. Ошибочно, однако, было бы полагать, что абсолютная и относительная истина исключают друг друга.

Реальный процесс познания выводит нас на подлинную диалектику абсолютной и относительной истины. Их взаимосвязь отражает динамический характер достижения истины в науке. Абсолютная истина складывается из относительных истин. В свою очередь, относительные истины в непрерывном процессе познания уточняются и обогащаются, устремляясь к абсолютной истине как к своему пределу. Вместе с тем, эти же относительные истины оказываются частями абсолютной истины, в каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной. Пределы нашего познания исторически ограничены, но по мере развития и совершенствования практики человечество все время приближается к абсолютной истине, никогда не исчерпывая ее до конца. И абсолютная и относительная истины по своему содержанию являются объективными истинами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-оценочный материал

(контроль исходного уровня знаний)

1. Существует ли единое мнение о сознании – его природе и происхождении?

Ответ: Нет, не существует. Материалисты говорят, что материя первична, а сознание – это свойство материи отражаться; идеалисты – что сознание первично.

2. Какое место занимает сознание и представление о сознании в науке психологии?

Ответ: Сознание – одно из основных понятий психологии. Сознание – одна из структурных частей психики.

3. Кто и зачем наблюдает и изучает сознание как природный феномен?

Ответ: Представления о сознании впервые возникли в глубокой древности, а представления отечественной науки о сознании связано с именами М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

До сих пор наука не нашла удовлетворительного ответа на вопрос, какова же природа сознания. Ученые изучают эту проблему, т.к. она связана с проблемой выживаемости человечества, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

Сознание и память позволяют человеку отправиться и в далекое прошлое, и в неопределенное будущее. Сознание и память позволяют творчески решать практические и теоретические задачи, воплощать самые фантастические замыслы.

4. Можно ли личность представить без сознания?

Ответ: Нет, т.к. личность предполагает деятельность, а деятельность не мыслима без сознания.

5. Какие функции выполняет сознание?

Ответ: отражательная, порождающая (творчески-креативная), регулятивно-оценочная, рефлексивная – основная функция, характеризует сущность сознания.

6. Чем общественное сознание отличается от индивидуального сознания?

Ответ: Общественное сознание отличается от индивидуального сознания по своему носителю, роли, способу существования.

Сознание отдельного человека формируется в обществе и является результатом внутреннего усвоения тех общественных отношений, в структуре которых живет человек. В сознании людей определенных эпох, стран, классов, профессий всегда есть нечто общее. Это – элементы общественного сознания. Они живут в каждом из нас.

Индивидуальное сознание – свой особый мир, который изучает психология. Общественное сознание изучает социология.

 

(фронтальный опрос по пройденной теме)

1. В чем заключается проблема познания мира?

2. Что такое агностицизм?

3. Что представляет собой субъект познания?

4. Что представляет собой объект познания?

5. В чем заключается взаимосвязь субъекта и объекта познания?

6. Что представляет собой чувственное познание?

7. Что представляет собой логическое познание?

8. В чем проявляется взаимосвязь чувственного и логического познания?

9. Что такое суждение?

10. Что такое истина относительная и абсолютная?

 

Задание на дом

Выучить основные понятия темы. Выполнение тестовых заданий.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

1.  Куликов, Л.М. Основы философии: учебное пособие / Куликов Л.М. — Москва: КноРус, 2020. — 294 с.

2.  Сычев, А.А. Основы философии: учебное пособие / Сычев А.А. — Москва: КноРус, 2020. — 366 с.

Дополнительная литература:

1.  Гуревич, П.С. Основы философии: учебное пособие / Гуревич П.С. — Москва: КноРус, 2020. — 478 с.

2.  Кохановский В.П. Основы философии: учебник / Кохановский В.П. под ред., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. — Москва: КноРус, 2020. — 230 с.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Википедия. Русская Философия. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki

Философио. Ру. Философский уголок. - [Электронный ресурс]. Режимдоступа:https://www.filosofio.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………

Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для реализации требований

Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для реализации требований

Технологическая карта комбинированного занятия

Технологическая карта комбинированного занятия

План изложения теоретического материала 1

План изложения теоретического материала 1

Понятно, что разум может познать свою сущность

Понятно, что разум может познать свою сущность

В этом бесконечном процессе происходит взаимодействие субъекта и объекта познания 2

В этом бесконечном процессе происходит взаимодействие субъекта и объекта познания 2

Таким образом, субъектом познания является общественный человек, общественный индивид

Таким образом, субъектом познания является общественный человек, общественный индивид

Чувственное и логическое познание, их формы и взаимосвязь

Чувственное и логическое познание, их формы и взаимосвязь

Видимая субъективность человеческих ощущений явилась причиной убеждения еще античных философов в том, что цвет, запах, звук, теплое, холодное т

Видимая субъективность человеческих ощущений явилась причиной убеждения еще античных философов в том, что цвет, запах, звук, теплое, холодное т

Примером такого рода относительных истин можно считать теорию классической механики и теорию относительности

Примером такого рода относительных истин можно считать теорию классической механики и теорию относительности

Контрольно-оценочный материал (контроль исходного уровня знаний) 1

Контрольно-оценочный материал (контроль исходного уровня знаний) 1

Ответ: Общественное сознание отличается от индивидуального сознания по своему носителю, роли, способу существования

Ответ: Общественное сознание отличается от индивидуального сознания по своему носителю, роли, способу существования

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2022