Методическая разработка: презентация по балладе "Лесной царь" Ф.Шуберта
Оценка 4.7

Методическая разработка: презентация по балладе "Лесной царь" Ф.Шуберта

Оценка 4.7
Исследовательские работы
pdf
искусство +2
10 кл—11 кл +1
12.02.2024
Методическая разработка: презентация по балладе "Лесной царь" Ф.Шуберта
методическая разработка - исследование творчества композитора-романтика Франца Шуберта (1797-1828) на примере жанра баллады
Шуберт Ф._Лесной царь_презентация.pdf





Принципы эстетики романтизма

антипросветительская направленность;

n  идея «мировой скорби» (Шатобриан, А.Мюссе);

n  вера в могущество человека, «автобиографичность» творчества;

n  «двоемирие» – разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу;

n  повышенная эмоциональная выразительность, первенство чувства над разумом (в музыке нашел воплощение многообразный мир лирики, характерна тема неразделенной любви);

n  уход от реальной действительности: через местный колорит, близость с природной стихией (поэтизация природы) или экзотику (часто возникает образ Востока), фантастический вымысел;

n  интерес к отечественной национальной культуре и истории.

Значение творчества Ф.Шуберта

n  «Романтический классик» (Альфред Энштейн);

n  «Шуберт выразил радости и скорби жизни так, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей» (Б.Асафьев);

n  Шуберт- первый в музыке последовательный композитор – лирик: преломление красок внешнего мира сквозь настроение художника, тонкое восприятие эмоций;

n  Первым утвердил значение песенного жанра и жанра инструментальной миниатюры;

n  Величайший мелодист;

n  Выразительное значение гармонии, как средства создания психологического образа.

                                           Франц- Йозеф      Вольфганг-Амадей                      Людвиг ван

                                                             Гайдн                                                      Бетховен

                                                     (1732-1809)                         Моцарт   (1770-1827)

(1756-1791)

Людвиг ван Бетховен

(1770-1827)

Песенно-инструментальный жанр Ф.Шуберта

n  Свыше 600 песен; 4 вокальных цикла.

n  Шуберт гениально проявил себя в песенной миниатюре, лирике обобщенного характера;

n  Шуберт поднимает песню на уровень «высокого искусства»;

n  Появление песен связано с развитием немецкой поэзии, усилением интереса к народной песне (поэты И.Ф.Гѐте, Шиллер, Ф.Шубарт, Г.Гейне, Клаудиус, Хѐлти, Мюллер, Майерхофер, Шобер. ;

n  Типы немецких песен (Lied) – простая, варьированнострофическая, рапсодичная, сквозного развития.

n  Жанры: В народном духе; монолог; любовная лирика; философская лирика; баллада.

n  Песня - основной вокальный жанр народного и композиторского музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием.

Баллада

n   Баллада (от ит. ballare – плясать, танцевать) – первоначально особый род провансальской песни (известной с XII века), сопровождавшейся пляской и обыкновенно имевшей содержанием любовную жалобу. Впоследствии баллада получила развитие в Италии, Франции, Англии, Германии и других странах Европы.

n   Балладу как род литературно-поэтического произведения отличает сюжетность, лирико-повествовательный, часто народно-легендарный характер (навеянный преданиями и легендами). В балладе нередки драматические, а также фантастические эпизоды, переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Повествование о давно ушедшем свободно может переходить в драматический показ событий, не исключается и личное авторское отношение, лирические отступления.

                                                     И.-В.Гѐте     Ф.Шуберт



Баллада «Лесной царь» (пер.В.Жуковского)


n   1.Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? n Ездок запоздалый, с ним сын молодой. n К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.

n   2 -Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"

-   Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой".

-   О нет, то белеет туман над водой.         n

n   4. -Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит".

-   О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

n   6. -Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей. - О нет, все спокойно в ночной глубине: n То ветлы седые стоят в стороне.

n   8.- Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

n   Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

n   9.Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал...

В руках его мертвый младенец лежал.

Лесной царь:

3.-Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои.

5. -Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

7. -Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой.


n Содержание баллады «Лесной царь».

Фантастические образы, которые облекаются в образы реальной действительности – атмосфера мрачной ночи, несущийся всадник и умирающий у него на руках ребенок, бредовые видения которого принимают  облик Лесного Царя (образ смерти). Все это вместе – разворачивающаяся драматическая картина, трагедия, боль и крик человеческой души.

Схема композиции

ОБРАЗЫ БАЛЛАДЫ


n Тон речи  Повествователя близок драматической декламации, к концу становится трагическим. Отец и Сын драматические образы. Более устойчив образ отца, который пытается успокоить ребенка (речитативно-декламационные обороты), но сам испуган и взволнован. В партии умирающего задыхающегося сына чувства выражены усиленной хроматизацией мелодии в напряженной тесситуре, интонациями стона, плача.

Лесной царь. Притворно ласковый характер. Мелодика песенная, закругленная, опирается на интонации народной песни. Шуберт избегает намѐка на мистическое понимание этого образа. В последней реплике лесной царь открывает свое истинное лицо, обнаруживая властную уверенность хозяина леса («Неволей, иль волей, а будешь ты мой!»).


Фрагмент баллады «Лесной царь»


Е.Завальный (баритон)

Р.Магомедова (партия фортепиано)

Особенности драматургии баллады «Лесной царь»


n   Баллада «Лесной царь» – это единый драматический образ, объединенный стремительным движением, в котором сочетаются повествовательные (речь автора), фантастические (образ Лесного царя) и драматические элементы (образы Отца и Сына, их чувства).

n   Баллада строится на прямой речи нескольких героев, каждый из которых получает свою индивидуальную музыкальную характеристику (интонации, окраску звука).

n   Форма:

Свободная композиция сквозного развития (строения), состоящая из нескольких эпизодов.

n   Все части целого цементируются пульсирующим непрерывным ритмом фортепианного сопровождения, безостановочная дробь которого прекращается только на словах о смерти ребенка.

Методическая разработка: презентация по балладе "Лесной царь" Ф.Шуберта

Методическая разработка: презентация по балладе "Лесной царь" Ф.Шуберта

Методическая разработка: презентация по балладе "Лесной царь" Ф.Шуберта

Методическая разработка: презентация по балладе "Лесной царь" Ф.Шуберта

Принципы эстетики романтизма антипросветительская направленность; n идея «мировой скорби» (Шатобриан,

Принципы эстетики романтизма антипросветительская направленность; n идея «мировой скорби» (Шатобриан,

Значение творчества Ф.Шуберта n «Романтический классик» (Альфред

Значение творчества Ф.Шуберта n «Романтический классик» (Альфред

Франц- Йозеф Вольфганг-Амадей

Франц- Йозеф Вольфганг-Амадей

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Песенно-инструментальный жанр Ф

Песенно-инструментальный жанр Ф

Свыше 600 песен; 4 вокальных цикла

Свыше 600 песен; 4 вокальных цикла

Баллада n Баллада (от ит

Баллада n Баллада (от ит

И.-В.Гѐте Ф.Шуберт

И.-В.Гѐте Ф.Шуберт

Методическая разработка: презентация по балладе "Лесной царь" Ф.Шуберта

Методическая разработка: презентация по балладе "Лесной царь" Ф.Шуберта

Баллада «Лесной царь» (пер.В.Жуковского) n 1

Баллада «Лесной царь» (пер.В.Жуковского) n 1

Веселого много в моей стороне:

Веселого много в моей стороне:

Схема композиции ОБРАЗЫ БАЛЛАДЫ

Схема композиции ОБРАЗЫ БАЛЛАДЫ

Тон речи Повествователя близок драматической декламации, к концу становится трагическим

Тон речи Повествователя близок драматической декламации, к концу становится трагическим

Неволей, иль волей, а будешь ты мой!»)

Неволей, иль волей, а будешь ты мой!»)

Е.Завальный (баритон)

Е.Завальный (баритон)

Р.Магомедова (партия фортепиано)

Р.Магомедова (партия фортепиано)

Особенности драматургии баллады

Особенности драматургии баллады

«Лесной царь»

«Лесной царь»

Баллада «Лесной царь» – это единый драматический образ, объединенный стремительным движением, в котором сочетаются повествовательные (речь автора), фантастические (образ

Баллада «Лесной царь» – это единый драматический образ, объединенный стремительным движением, в котором сочетаются повествовательные (речь автора), фантастические (образ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2024