Принципы эстетики романтизма
антипросветительская направленность;
n идея «мировой скорби» (Шатобриан, А.Мюссе);
n вера в могущество человека, «автобиографичность» творчества;
n «двоемирие» – разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу;
n повышенная эмоциональная выразительность, первенство чувства над разумом (в музыке нашел воплощение многообразный мир лирики, характерна тема неразделенной любви);
n уход от реальной действительности: через местный колорит, близость с природной стихией (поэтизация природы) или экзотику (часто возникает образ Востока), фантастический вымысел;
n интерес к отечественной национальной культуре и истории.
n «Романтический классик» (Альфред Энштейн);
n «Шуберт выразил радости и скорби жизни так, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей» (Б.Асафьев);
n Шуберт- первый в музыке последовательный композитор – лирик: преломление красок внешнего мира сквозь настроение художника, тонкое восприятие эмоций;
n Первым утвердил значение песенного жанра и жанра инструментальной миниатюры;
n Величайший мелодист;
n Выразительное значение гармонии, как средства создания психологического образа.
Франц- Йозеф Вольфганг-Амадей Людвиг ван
Гайдн Бетховен
(1732-1809) Моцарт (1770-1827)
(1756-1791)
Людвиг ван Бетховен
(1770-1827)
Песенно-инструментальный жанр Ф.Шуберта
n Свыше 600 песен; 4 вокальных цикла.
n Шуберт гениально проявил себя в песенной миниатюре, лирике обобщенного характера;
n Шуберт поднимает песню на уровень «высокого искусства»;
n Появление песен связано с развитием немецкой поэзии, усилением интереса к народной песне (поэты И.Ф.Гѐте, Шиллер, Ф.Шубарт, Г.Гейне, Клаудиус, Хѐлти, Мюллер, Майерхофер, Шобер. ;
n Типы немецких песен (Lied) – простая, варьированнострофическая, рапсодичная, сквозного развития.
n Жанры: В народном духе; монолог; любовная лирика; философская лирика; баллада.
n Песня - основной вокальный жанр народного и композиторского музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием.
n Баллада (от ит. ballare – плясать, танцевать) – первоначально особый род провансальской песни (известной с XII века), сопровождавшейся пляской и обыкновенно имевшей содержанием любовную жалобу. Впоследствии баллада получила развитие в Италии, Франции, Англии, Германии и других странах Европы.
n Балладу как род литературно-поэтического произведения отличает сюжетность, лирико-повествовательный, часто народно-легендарный характер (навеянный преданиями и легендами). В балладе нередки драматические, а также фантастические эпизоды, переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Повествование о давно ушедшем свободно может переходить в драматический показ событий, не исключается и личное авторское отношение, лирические отступления.
n 1.Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? n Ездок запоздалый, с ним сын молодой. n К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
n 2 -Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
- О нет, то белеет туман над водой. n
n 4. -Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит".
- О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
n 6. -Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей. - О нет, все спокойно в ночной глубине: n То ветлы седые стоят в стороне.
n 8.- Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
n Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
n 9.Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
Лесной царь:
3.-Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои.
5. -Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
7. -Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой.
n Содержание баллады «Лесной царь».
Фантастические образы, которые облекаются в образы реальной действительности – атмосфера мрачной ночи, несущийся всадник и умирающий у него на руках ребенок, бредовые видения которого принимают облик Лесного Царя (образ смерти). Все это вместе – разворачивающаяся драматическая картина, трагедия, боль и крик человеческой души.
ОБРАЗЫ БАЛЛАДЫ
n Тон речи Повествователя близок драматической декламации, к концу становится трагическим. Отец и Сын драматические образы. Более устойчив образ отца, который пытается успокоить ребенка (речитативно-декламационные обороты), но сам испуган и взволнован. В партии умирающего задыхающегося сына чувства выражены усиленной хроматизацией мелодии в напряженной тесситуре, интонациями стона, плача.
Лесной царь. Притворно ласковый характер. Мелодика песенная, закругленная, опирается на интонации народной песни. Шуберт избегает намѐка на мистическое понимание этого образа. В последней реплике лесной царь открывает свое истинное лицо, обнаруживая властную уверенность хозяина леса («Неволей, иль волей, а будешь ты мой!»).
Фрагмент баллады «Лесной царь»
Р.Магомедова (партия фортепиано)
n Баллада «Лесной царь» – это единый драматический образ, объединенный стремительным движением, в котором сочетаются повествовательные (речь автора), фантастические (образ Лесного царя) и драматические элементы (образы Отца и Сына, их чувства).
n Баллада строится на прямой речи нескольких героев, каждый из которых получает свою индивидуальную музыкальную характеристику (интонации, окраску звука).
n Форма:
Свободная композиция сквозного развития (строения), состоящая из нескольких эпизодов.
n Все части целого цементируются пульсирующим непрерывным ритмом фортепианного сопровождения, безостановочная дробь которого прекращается только на словах о смерти ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.