Методическая разработка ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Оценка 4.7

Методическая разработка ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Оценка 4.7
Документация
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
05.04.2023
Методическая разработка ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Реализация разноуровневой технологии в обучении через индивидуальный подход предполагает учет индивидуальных особенностей мышления, манеры изложения своих мыслей, особенностей и возможностей памяти обучающихся и т.д.
Доклад.docx

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

 

В настоящее время интерес для общества и работодателя на рынке труда представляет такой специалист, который подготовлен к решению профессиональных задач в различных условиях, владеет социальными, коммуникативными и профессиональными компетенциями [1].

При подготовке таких специалистов особый смысл приобретает личностно ориентированный подход. Образовательная среда, будучи единой для всех, в тоже время является разнородной. Внутри нее создаются условия для дифференциации студентов на основе их личностных проявлений: познавательного интереса, потребностей, возможностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок [2].

Личность студента является для преподавателя приоритетом при выборе той или иной формы взаимоотношений с обучающимся, с коллективом, в котором этот обучающийся состоит [5].

Реализация содержания обучения осуществляется в различных организационных формах.

Разноуровневая технология может реализовываться через различные организационные формы обучения: групповую работу, работу с сильными студентами, работу со слабыми студентами, дифференцированный подход на различных этапах занятия, индивидуальный подход.

Учебное заведение должно дать возможность обучающемуся получить образование, соответствующее его способностям, возможностям и желанию. Для достижения этого результата подходит групповая форма работы на занятии. Критериями деления студентов на группы являются [3]:

              Объем имеющихся знаний

              Культура умственного труда

              Уровень познавательной активности;

              Умение анализировать и обобщать;

              Утомляемость от интеллектуальной деятельности;

              Уровень самостоятельности;

              Уровень работоспособности.

Групповая форма работы позволяет в сжатые сроки охватить большой фрагмент учебного материала, учит работать в команде, находить общий язык, проявлять свои индивидуальные личностные способности и качества. Недочеты и недоработки при проверке выполнения заданий корректируются преподавателем. Например, на практических занятиях по дисциплине «Биология» преподаватель использует работу малыми группами – студенты делятся на группы по 2 человека для анализа приспособленности конкретного вида живых существ к условиям обитания, а затем объясняют понятое ими всем остальным [4]

Обучающиеся с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень активности, способности к обобщению, анализу. Они гораздо меньше других утомляются на занятии. По мнению коллег, из Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики, «работа с сильными студентами должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий, что обеспечит занятость на занятии и будет содействовать формированию более прочных навыков в ходе повторения пройденного».

Психологи утверждают, что в основе отставания в учебе лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.

Студент, испытывающий трудности в обучении должен иметь щадящий режим работы, дополнительные опорные схемы, вопросы, таблицы и т.д. При объяснении нового учебного материала слабым студентам предлагаются опорные карточки, т.к. им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы.

Дифференцированный подход на различных этапах занятия может быть следующим:

1.                           Совместная постановка задачи

2.                           Дифференцированное повторение необходимого материала

3.                           Совместное изучение нового материала (для слабых студентов он повторяется в облегченном варианте). Если материал знаком, то успешно обучающиеся работают по учебнику, а остальные – с преподавателем.

4.                           Дифференцированное закрепление

5.                           Проверка работы каждой группы с участием остальных студентов

6.                           Общая проверка усвоения материала

7.                           Дифференцированное домашнее задание

Осуществление дифференцированного подхода на различных этапах урока:

На этапе введения нового материала сильные студенты получают задание и готовят его по учебной литературе самостоятельно. Слабые студенты усваивают теоретический материал под руководством преподавателя.

На этапе закрепления студенты выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постоянно повышается, т.к. даже слабым студентам постоянно работать на простом материале не следует, чтобы не затормозилось развитие [4].

Реализация разноуровневой технологии в обучении через индивидуальный подход предполагает учет индивидуальных особенностей мышления, манеры изложения  своих мыслей, особенностей и возможностей памяти обучающихся и т.д.

Возможность непосредственного обращения к каждому обучаемому существует при любой организационной форме обучения. Особенно благоприятствует этому самостоятельная работа на занятии. Задания для индивидуальной самостоятельной работы желательно подбирать так, чтобы все студенты успешно с ними справлялись. Индивидуальная форма организации учебного труда обращена к личным особенностям и возможностям студентов. Индивидуализация процесса обучения – это создание таких условий, при которых требования к деятельности каждого студента соответствуют его возможностям. Индивидуальные формы наиболее целесообразны при выполнении упражнений, задач, тестов (такие виды заданий как раз практикуются на общепрофессиональных дисциплинах). Они успешно применяются при программированном контроле, а также с целью углубления знаний и ликвидации пробелов в изучении материала студентами

На занятиях по дисциплинам применяю следующие способы индивидуализации процесса обучения:

1. Биология (СД)– решение задач разной степени сложности по карточкам, которые раздаю сама, ориентируясь на уровень знаний студента, его способности и реальную возможность для каждого достигнуть положительного результата, решив задачу самостоятельно.

2. Основы патологии (специальность «Сестринское дело») – выполнение заданий по карточкам. Задания нацелены на индивидуальное, самостоятельное выявление пробелов в освоении медицинской терминологии.

3. Основы патологии (специальность «Лечебное дело») – студентам легко и быстро справляющимся с типовыми заданиями различного уровня сложности, предлагаются задачи аналитического плана, мобилизующие не только знания студента, но и развивающие медицинское мышление (учитывая углубленный уровень их подготовки).

Индивидуальная работа имеет особое значение для формирования потребности в самообразовании и выработке соответствующих умений самостоятельной работы

На занятиях по преподаваемым дисциплинам предлагаю следующие формы работы:

1.Биология (1 курс)– доклады, подбираю тему в соответствии с интеллектуальными возможностями и способностями студента, выбираю докладчика среди желающих, либо, если таких нет, подбираю тут же подходящие кандидатуры и стараюсь замотивировать, пробудить веру в собственные силы и успешность в выполнении задания, подчеркивая положительные моменты в их работе. В дальнейшем контролирую процесс слушания доклада, оцениваю работу слушающих  (по результату их осведомленности и качеству задаваемых вопросов  или их отсутствию) и докладчика, при этом даю обоснование оценки, указание на успехи и достижения и рекомендации на будущее.

В этой связи на занятии по дисциплине

2.Основы микробиологии и иммунологии(2 курс) в рамках темы «Частная бактериология», студентам дается возможность удовлетворить потребность в самообразовании, выработать умение работать с учебной литературой и ресурсами сети интернет, делая доклады и слушая затем замечания и рекомендации, даваемые уже выступившим. Таким образом, студенты получают возможность улучшить качество изложения материала, учась на ошибках своих товарищей. Это становится заметным в ходе занятия.

Разноуровневая технология обучения, реализуемая в данном случае через индивидуальный подход на этапе оценивания работы студента и достигнутого им результата, способствует выработке у студентов умения выступать перед аудиторией, повышает грамотность изложения учебного материала, развивает речь и самообладание, находчивость, мышление.

Дифференцированная учебная работа может проводиться также в ходе внеаудиторной учебной деятельности студентов (кружки, научные сообщества, секции и т.д.). Например, при подготовке студентов к участию в конференциях, олимпиадах, открытых мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разноуровневая технология обучения, выражающаяся в дифференцированном подходе в различных его формах, позволяет каждому студенту работать в оптимальном для себя темпе, дает возможность справиться с заданиями, формирует положительную мотивацию в обучении.

Дифференцированное обучение результативно при системном использовании.

Каждый студент может справиться с программным материалом, если создать для него условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Доржиева С.К. Уровневая дифференциация и индивидуализация в обучении /C.К. Доржиева // Среднее профессиональное образование, приложение. – 2013. - №8. – С.129-133.

2.  Логанова Т.С. Дифференцированный подход - как метод повышения качества и результативности обучения будущих бухгалтеров / Т.С. Логинова // Среднее профессиональное образование, приложение. – 2014. - №9. – С. 87-91.

3.  Понькина И.П. Реализация личностно-ориентированного подхода в профессиональном становлении будущих фельдшеров и акушерок/ И.П. Понькина// Среднее профессиональное образование, приложение. – 2010. – №2. – С. 112-119

4.  Ткачева К.О. Современные образовательные технологии – как средство формирования компетенций     будущих специалистов: обобщение опыта / Ткачева К.О. // Среднее профессиональное образование, приложение. – 2013. -№5. – С.29-38

5.  Теслер А.С. Личность студента как формообразующий фактор образовательного процесса/Теслер А.С.//Среднее профессиональное образование, приложение. – 2018. - №9. –С.89-102


 

6. 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО

Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики, «работа с сильными студентами должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий, что обеспечит…

Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики, «работа с сильными студентами должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий, что обеспечит…

Индивидуальные формы наиболее целесообразны при выполнении упражнений, задач, тестов (такие виды заданий как раз практикуются на общепрофессиональных дисциплинах)

Индивидуальные формы наиболее целесообразны при выполнении упражнений, задач, тестов (такие виды заданий как раз практикуются на общепрофессиональных дисциплинах)

Разноуровневая технология обучения, реализуемая в данном случае через индивидуальный подход на этапе оценивания работы студента и достигнутого им результата, способствует выработке у студентов умения выступать…

Разноуровневая технология обучения, реализуемая в данном случае через индивидуальный подход на этапе оценивания работы студента и достигнутого им результата, способствует выработке у студентов умения выступать…

Доржиева С.К. Уровневая дифференциация и индивидуализация в обучении /

Доржиева С.К. Уровневая дифференциация и индивидуализация в обучении /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2023