Методическая разработка: «Приёмы вокально-хоровой работы».
Оценка 4.9

Методическая разработка: «Приёмы вокально-хоровой работы».

Оценка 4.9
Научные работы
docx
музыка
Взрослым
12.03.2023
Методическая разработка: «Приёмы вокально-хоровой работы».
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений.
Приёмы вок.-хор работы.docx

       Методическая разработка: «Приёмы вокально-хоровой работы».

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия
и вокально-слуховых представлений.

- вслушивание в показ учителя, анализ услышанного;

- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора правильного из них;

- введение понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности;

- слуховой анализ и оценка прослушанных новых произведений и собственного исполнения;

- использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

- повторение отдельных звуков за инструментом;

-подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом и голосом;

- пение «по цепочке»;

- отражение способов звукообразования в движениях рукой;

- моделирование направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

- пение без музыкального сопровождения;

- настройка на тональность перед началом пения;

- устные диктанты;

- задержка звучания хора на первом звуке песни или любом другом по руке дирижера с целью выстроить унисон, привлечь внимание, дать возможность вслушаться в качества звука и пр.;

- вычленение отдельных трудных интонационных оборотов в специальное упражнение и исполнение его в различных тональностях;

- смена тональности в процессе разучивания и исполнения песни с целью поиска наиболее удобных для пения;

- письменные и устные задания на анализ качества вокального исполнения и способов звукообразования;

- выделение слухом отдельных звуков из нескольких, одновременно звучащих, и воспроизведение их в мелодическом и гармоническом изложении и пр.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции,
дыханию, выразительности исполнения

- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен голосом;

- пропевание песен легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации при переходе со звука на звук и снятия форсировки;

- вокализация песен на какой-либо слог (чаще всего «лю») или гласный звук с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

- выработка активного пиано как основы воспитания детского голоса;

- произвольное управление дыхательными движениями;

- при пении восходящего интервала верхний звук сопровождается легким втягивающим движением нижней челюсти живота с целью повысить подскладочное давление, необходимое для производства более высокого тона;

- приподнятие верхней губы в процессе пения, как при спокойном положении губ в «полуулыбке», с целью нивелирования гласных, приближения вокальной позиции пр.;

- расширение ноздрей при вдохе и сохранение их в таком положении при пении, что способствует активизации мягкого нёба и придает упругость тканям носоглоточного резонатора;

- произношение текста песни активным шепотом на крепком выдохе, что вызывает ощущение опоры на дыхание, активизируя дыхательную мускулатуру;

- беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание эталона активизирует артикуляционный аппарат;

- декламация текстов песен, которая рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически ми вокальными напряжениями. Выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, то есть является приемом развития образного мышления детей, что лежит в основе выразительности исполнения;

- нахождение главного по смыслу слова во фразе, придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающее основой смысл содержания;

- вариативность заданий при повторении упражнений и впевании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, темпа, тональности, эмоциональной выразительности;

- сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на уроке, так и на концерте.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся

- использование записей в виде плакатов основных правил пения, а также самоконтроль и самооценка в процессе вокального исполнения;

- вопросы, создающие поисковую ситуацию, которые стимулируют мыслительную деятельность;

- соревнование в процессе певческой деятельности между отдельными детьми, группами как игровой момент, вызывающий интерес к занятиям;

- юмор как способ стимулирования положительных эмоций на уроке, повышающие работоспособность учащихся;

- различные индивидуальные задания и рисунки детей на темы исполняемых песен для усиления их эмоциональной отзывчивости;

- одобрение и поощрение успехов учеников;

- направленность певческой деятельности на какое-то мероприятие с целью мотивации процесса обучения.

3. Организация пения на уроках музыки

Вокально-хоровая работа как правило занимает приблизительно половину всего урока. Вместе с тем, могут быть и исключения. Например, если на уроке в средних классах необходимо прослушать и проработать крупное произведение, то пение не только отодвигается на второй план, но может и отсутствовать вовсе. Однако на следующем уроке следует восполнить данный пробел и уделить основное внимание именно вокально-хоровой работе.

Для организации вокально-хоровой работы на уроке педагог подбирает примерно три упражнения для распевания и 1-2 песни. При этом новой может быть только одна из песен.

Вокально-хоровые упражнения

Важное место в обучении школьников пению занимают вокально-хоровые упражнении. Их цель – выработка специальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Упражнения содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.

Упражнения должны вводиться в определенной системе. В начале это упражнения, направленные на овладение основными вокально-хоровыми навыками в самом элементарном виде: дыхание, артикуляция и т.д. Дальнейшая работа предполагает привитие белее тонких навыков: умение филировать звук, изменять тембр звучания и прочее.

Пение упражнений перед началом разучивания или исполнением песни служит своеобразной настройкой голоса, приведение его в рабочее состояние.

Существуют две основные категории упражнений:

1) упражнения, которые применяются вне связи с каким либо конкретным произведением. Они содействуют последовательному накоплению вокально-хоровых навыков как основы повышения художественного уровня исполнения;

2) упражнения, связанные с разучиваемым репертуаром и направленные на преодоление конкретных трудностей какого-либо произведения. Они служат решению более узких задач и не могут быть систематизированы с большой четкостью и последовательностью.

В процессе обучения необходимо формировать у детей сознательное отношение к упражнениям. Необходимым условием действенности упражнений является последовательное усложнение учебных задач. Последовательность в усложнении упражнений – условие сохранения интереса и внимания учащихся к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей.

Разучивание песни

В практике вокально-хоровой работы сложилась определенная последовательность разучивания песни. Здесь можно выделить два основных этапа: 1) подготовительная работа учителя; 2) разучивание песни на уроке.

На подготовительном этапе педагог подбирает музыкальный репертуар (песни и вокально-хоровые упражнения). Избранные произведения должны соответствовать универсальным критериям выбора художественного материала для уроков музыки: художественность, увлекательность и доступность для детей, педагогическая целесообразность, воспитательная значимость.

Далее учитель разучивает песню сам, анализирует ее, составляет исполнительский план, планирует методику вокально-хоровой работы на предстоящем уроке.

Примерный план краткого анализа песни с ориентацией на структуру художественного образа

Содержание:

- тема;

- идея (главная мысль);

- оценка автора (отношение авторов песни к герою, к событиям и т.д.).

Форма:

1) композиционное построение:

- общее строение песни (куплетная форма, куплетная с припевом и т.д.);

- наличие вступления, проигрышей, отыгрышей;

- строение по фразам и предложениям.

2) средства художественной выразительности:

- тональность;

- темп;

- ритмический рисунок;

- диапазон;

- деление на голоса;

- дыхание;

- звуковедение;

- атака звука;

- дикция;

- характер звука.

Результаты анализа песни обусловливают выработку ее исполнительского плана, который включает в себя:

- основной принцип исполнения (непрерывность или периодичность развития);

- темповой план;

- общие и частные смысловые кульминации;

- динамика и агогика;

- трудные места;

- специальные методы и приемы работы, вокально-хоровые упражнения;

- приемы дирижирования.

Следующий этап подготовительной работы учителя – собственно планирование организации пения в контексте темы урока и его главной цели, подбор методов и приемов, максимально способствующих раскрытию художественного образа песни.

Последовательность разучивания песни на уроке

Обязательной составляющей урока является смысловая связка между пением и предыдущим видом деятельности, основу для которой составляют тема и цель урока. Как правило, она формулируется в виде задачи, которую традиционно ставит педагог перед прослушиванием новой песни или исполнением знакомой. В последнем случае учащимся предлагается оценить какую-либо новую сторону песни, которая выдвигается на первый план в связи с темой и целью данного урока.

Указанная задача является заключительной частью первого этапа разучивания песни – вступительное слово учителя. Аналогично слушанию, вступительное слово нацелено на создание необходимого эмоционального настроя, активизацию воображения детей, а также осознание ими выразительной сущности песни.

Показ (слушание) песни:

- при знакомстве с песней она чаще всего предлагается вниманию школьников целиком;

- звучание произведения должно быть качественным;

- песня может звучать как в записи, так и в исполнении учителя или подготовленных заранее учащихся.



Беседа о прослушанном (анализ-разбор)

На данном этапе школьники под руководством учителя решают поставленную перед слушанием задачу, размышляют о художественном образе песни, определяют средства выразительности, необходимые для ее исполнения.

Подготовка голосового аппарата к пению

Данный этап строится на основе заранее подобранных педагогом разноплановых вокально-хоровых упражнений.

Работа над песней.

Учащимся предлагается послушать часть песни, которую предполагается разучить на данном уроке. Если в песне есть припев, то, как правило, он разучивается в первую очередь.

Разучивание должно осуществляться по фразам, при этом нельзя разрывать мелодию и текст – работа над ними должна вестись одновременно. При этом сразу же необходимо формировать правильное исполнение, как с точки зрения техники, так и выразительности. Наиболее эффективным приемом разучивания является пение без аккомпанемента, «с голоса». Разученные фразы объединяются в исполнение части песни целиком.

На пение отводится на уроке мало времени, каждая минута работы должна быть максимально эффективной. Поэтому нельзя заниматься с детьми на уроке зубрежкой текста, а также его записью. Выучить текст песни – домашнее задание для детей, технически обеспечить выполнение которого – долг каждого современного учителя.

В процессе разучивания песни педагог должен реализовать принципы вокально-хоровой работы. Обязательное условие – интенсивный темп работы и разнообразие методов и приемов ее организации, что позволяет увлечь детей, удерживать их внимание и дисциплину, а тем самым – эффективно решать поставленные задачи.

Подведение итога

В завершении вокально-хоровой работы (как и в любом другом виде учебной музыкальной деятельности) необходимо сделать некоторое обобщение (подвести итог). Он представляет собой ряд вопросов учителя и ответов детей, которые направлены на закрепление основных понятий урока, постепенное достижение его ведущей цели. Материалом для этого в рамках вокально-хоровой работы служит использованный песенный репертуар.

Продолжение разучивания песни

Работа над знакомой песней примерно аналогична разучиванию новой. Однако здесь уже нет необходимости заново возвращаться к анализу художественного образа, к слушанию песни целиком. Основной упор целесообразно делать на узнавание, повторение, закрепление уже разобранного и разученного ранее. При этом необходимо разнообразить методику работы и ориентировать ее на решение новых задач, поставленных в связи с продолжением работы над песней.

Примерная последовательность работы над знакомой песней:

1. вступительное слово учителя, содержащее задачу, связанную с новой темой и целью урока;

2. распевание (если знакомая песня на уроке разучивается первой; возможно также введение упражнения, подобранного специально для данной песни, даже если она вводится в урок не первой);

3. исполнение разученной ранее части песни, внесение необходимых коррективов, доработка);

4. показ запланированного для разучивания фрагмента песни, беседа о выразительных и технических сторонах исполнения;

5. собственно разучивание;

6. краткое обобщение, связанное с темой и целью урока (итог).

В заключение всего блока вокально-хоровой работы подводится общий итог как промежуточное обобщение основных понятий урока, ведущее к полному раскрытию темы и достижению главной цели.


 

Методическая разработка: «Приёмы вокально-хоровой работы»

Методическая разработка: «Приёмы вокально-хоровой работы»

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения - представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен голосом; -…

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения - представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен голосом; -…

Организация пения на уроках музыки

Организация пения на уроках музыки

Они содействуют последовательному накоплению вокально-хоровых навыков как основы повышения художественного уровня исполнения; 2) упражнения, связанные с разучиваемым репертуаром и направленные на преодоление конкретных трудностей какого-либо…

Они содействуют последовательному накоплению вокально-хоровых навыков как основы повышения художественного уровня исполнения; 2) упражнения, связанные с разучиваемым репертуаром и направленные на преодоление конкретных трудностей какого-либо…

Результаты анализа песни обусловливают выработку ее исполнительского плана, который включает в себя: - основной принцип исполнения (непрерывность или периодичность развития); - темповой план; - общие…

Результаты анализа песни обусловливают выработку ее исполнительского плана, который включает в себя: - основной принцип исполнения (непрерывность или периодичность развития); - темповой план; - общие…

Показ (слушание) песни : - при знакомстве с песней она чаще всего предлагается вниманию школьников целиком; - звучание произведения должно быть качественным; - песня может…

Показ (слушание) песни : - при знакомстве с песней она чаще всего предлагается вниманию школьников целиком; - звучание произведения должно быть качественным; - песня может…

Он представляет собой ряд вопросов учителя и ответов детей, которые направлены на закрепление основных понятий урока, постепенное достижение его ведущей цели

Он представляет собой ряд вопросов учителя и ответов детей, которые направлены на закрепление основных понятий урока, постепенное достижение его ведущей цели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2023