Волшебный мир театра (проект социальной реабилитации детей-инвалидов)
Оценка 5

Волшебный мир театра (проект социальной реабилитации детей-инвалидов)

Оценка 5
Научные работы
doc
музыка +1
04.07.2022
Волшебный мир театра (проект социальной реабилитации детей-инвалидов)
Проблема интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями является одним из наиболее актуальных направлений педагогической науки на современном этапе развития общества, как в образовательной, так и в социальной сфере
А.О. Масленникова Волшебный мир театра....doc

 

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА

(ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ)

 

Принципиально новый взгляд на проблему детей-инвалидов связан, во-первых, с переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а во-вторых, с поворотом в общественном сознании от «культуры полезности» к «культуре достоинства». Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как субъект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. В связи с этим поиск оптимальных путей обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями встает в число первостепенных педагогических задач на современном этапе.

Дети-инвалиды – аутсайдеры современной жизни, мир этих детей, в силу болезни, ограничен стенами школы-интерната, больницы, дома или детского дома, ограничен и круг их общения. Инвалидность трактуется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и вести в нем активную жизнедеятельность.

Проблема интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями является одним из наиболее актуальных направлений педагогической науки на  современном этапе развития общества, как в образовательной, так и в социальной сфере, поскольку сегодня примерно каждый десятый житель Земли – инвалид и тенденции к уменьшению их численности не наблюдается. При этом трое из десяти инвалидов – дети.

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. В этом смысле детская инвалидность представляет серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на процесс ее формирования в целом. Применительно к детям-инвалидам в качестве синонимов используются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями». Ими обозначаются лица, имеющие функциональные ограничения, не способные к какой-либо деятельности в результате заболевания. Решить проблему социальной интеграции детей с отклонениями в развитии возможно через организацию совместной деятельности с нормально развивающимися детьми в рамках образовательного учреждения, совместного проведения досуга и различных школьных мероприятий, то есть, если в центре решения проблемы ставить не образовательную, а социальную интеграцию. Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации детей с особенностями развития.

В социальной реабилитации детей-инвалидов особую роль  играет искусство, которое открывает путь к освоению огромного, многовекового человеческого опыта для формирования эмоциональных критериев личности как ощущения смысла жизни,  эмоционально-ценностного отношения к миру. Искусство способно порождать особое психо-энергетическое поле, транслирующее положительную энергетику творцов слушателям и зрителям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.

Для работы с  детьми-инвалидами  в последнее время все чаще стало привлекаться искусство (арт-терапия, музыкотерапия и др.). Искусство способно порождать особое психо-энергетическое поле, транслирующее положительную энергетику творцов слушателям и зрителям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе. Однако возможности искусства используются не в полной мере, нет достаточного количества специалистов в этой области, с особенностями реабилитационной и коррекционной работы мало знакомы будущие учителя музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Не используются и огромные возможности вокально-хорового исполнительства.

Цель проекта – формирование у детей-инвалидов эмоционально-духовного опыта взаимодействия с миром средствами хорового искусства.

Задачи проекта:

- коррекция эмоционального восприятия детей-инвалидов: научить их видеть и слышать музыку, помочь бороться с собственными комплексами, предложить им новое ролевое поведение;

- формирование ощущения смысла и форм личностного отношения детей к явлениям жизни;

- формирование у детей-инвалидов  эмоционально-ценностного отношения к миру как к одной из областей освоения социального опыта поколений.

Уникальность проекта состоит в том, что в  работе с детьми-инвалидами хоровое пение синтезируется с пластическими движениями и театральным действием. Целенаправленное воздействие хорового пения и театрального искусства в социально-реабилитационной работе с инвалидами позволит решить многие задачи коррекционно-педагогического воздействия. Программу реализует студенческий Малый Хоровой Академический Театр (МХАТ) Института искусств Саратовского Государственного Университета им. Н.Г.Чернышевского.

Уникальным явлением в системе педагогического образования г. Саратова является создание в 1999 году на кафедре творческого объединения детских и юношеских музыкальных театров. Деятельность Малого Хорового Академического Театра предполагает использование синтеза искусств: хорового пения, дирижирования, ритмической пластики, хореографии и драматургии. Саратовский МХАТ для детей – дипломант и лауреат городских и областных конкурсов, в 2001 году – лауреат областного Фестиваля, а в 2003 году – лауреат  Международного Фестиваля школьных и студенческих музыкальных театров «Музыка. Театр. Дети». Коллектив Малого Хорового Академического Театра выступал в Большом зале консерватории им. Л.В. Собинова, в музее       им. А. Радищева, в областном Доме науки и культуры, школах города и области. МХАТ регулярно дает благотворительные концерты воспитанникам детских домов, в санатории «Октябрьское ущелье», школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей, детском доме №2 и др.

Спектакли МХАТа синтезируют в своей структуре все виды и способы музыкально-художественной и театральной деятельности  и предназначены для  детей (от 7 до 14 лет) с разнообразными патологическими нарушениями. С первых лет своего существования Хоровой театр для детей тесно сотрудничает со школой-интернатом для незрячих и слабовидящих детей. Педагогические контакты, концертные выступления, участие детей в фестивалях детских музыкальных коллективов явились основанием для создания данного проекта «Волшебный мир театра».  

Выступление МХАТа благодаря театрализации хорового исполнения  превращается в великолепный, увлекательный спектакль-концерт, сочетая в себе и действие, и общение с залом, помогая лучше понять музыку.  Синтезируя в своей структуре все виды и способы музыкально-художественной деятельности, хоровые спектакли открывают широкие возможности для работы с детьми, имеющими разнообразные патологические нарушения, расширяют круг влияния хорового пения на социальные стороны общественной жизни.

Вокальная музыка легче, доступнее обнажает чувства через словесно-поэтический образ, формируя эмоциональный облик человеческой души и рождая сочувствие. Известно, что голос поддается реабилитации легче, чем слух. На ее выразительность, тембровое богатство благотворно влияет музыкальная речь, то есть интонация, способствуя формированию душевной отзывчивости  ребенка, миропонимания, мироотношения, вкусов, желаний, приоритетов, освоению социального опыта. В репертуаре МХАТа детские оперы Ж. Металлиди «Тараканище», «Звездочет», «Смеянцы»; детская опера Ю. Левитина «Мойдодыр», инсценировки песен из «Детского альбома»     П.И. Чайковского, сюиты Ю. Тугаринова «От зимы до зимы», песен  для детей Е. Крылатова, Г. Гладкова, О. Хромушина и др., русские народные песни и песни зарубежных композиторов.

Через увлекательную, интересную форму музыкальных сказок и инсценируемых песен дети вместе с их героями переживают различные жизненные ситуации: борются  со злом, смеются над глупостью и жадностью, учатся быть аккуратными, добрыми, справедливыми и т.д.

В процессе восприятия детской оперы или инсценировки песни, слушатели делают для себя неожиданные открытия, такие, например, как открытие, к которому они приходят в результате исполнения Хоровым театром русской народной песни «Степь, да степь кругом». Написанная в мажоре, она заставляет задуматься над тем, почему трагическая ситуация стихотворного текста решена как картина деревенских посиделок с внутренним ожиданием и беспокойством о близком человеке, надеждой на благополучное его возвращение. (И эта надежда сбывается!). Такое сценическое решение приводит  к открытию того, что в песне сокрыта извечная надежда  человека на лучшее.  Для русского человека это особенно характерно. Исполненная в таком ключе песня приобретает новое звучание, раскрывает новые ее грани, заставляет задуматься над жизненными проблемами.

Неречевые средства общения (жест, мимика, интонация, манера держаться) – немалый вклад в установлении контакта с хором и слушателем. А пластическое выражение исполнителями художественного образа, мелодической интонации становится для  детей «видимой», а главное, понятной и близкой. Без словесных объяснений оно служит индикатором эмоциональных проявлений, тонким регулятивным «инструментом» общения, дополняет и обновляет арсенал  имеющихся методов интонационного постижения музыкального произведения, в которое вовлекаются дети, дает им радость общения, способствуют формированию вкуса, потребности в общении с  искусством.

Несомненно, что осуществление данного проекта расширит  возможности приобщения детей-инвалидов к музыкальному искусству, будет способствовать коррекции различного вида патологий, окажет положительное воздействие  на социальную адаптацию детей-инвалидов в обществе.


ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА (ПРОЕКТ

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА (ПРОЕКТ

Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации детей с особенностями развития

Такое объединение способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и ранней социализации детей с особенностями развития

Хоровой Академический Театр (МХАТ)

Хоровой Академический Театр (МХАТ)

Левитина «Мойдодыр», инсценировки песен из «Детского альбома»

Левитина «Мойдодыр», инсценировки песен из «Детского альбома»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2022