Методическая разработка. Рабочая программа Родной русский язык 7 кл
Оценка 4.8

Методическая разработка. Рабочая программа Родной русский язык 7 кл

Оценка 4.8
docx
07.09.2022
Методическая разработка. Рабочая программа Родной русский язык 7 кл
рабочая программа по родному языку для 7 кл.docx

Рабочая программа по родному русскому языку для 7 класса предназначена для базового уровня.

                                                 Учитель русского языка МОУ Сосновская СОШ Худоложкина Д.М.

I.Пояснительная записка

Нормативно-правовая   база:

Рабочая программа по родному русскому языку для 7 класса предназначена для базового уровня и разработана на основе:

  • требований  Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • требований  Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки  России от 29.12.2014 №1644 и приказом Минобрнауки от 31. 12.2015 № 1577;
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
  • Приказа  Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
  • Приказа Министерства образования и науки  РФ от 05.07.2017 № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих Государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253»;
  • Учебного плана МОУ Сосновская  СОШ на 2017-2018 учебный год, утвержденного приказом директора школы  от 22 августа 2017.г №131;
  • Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Сосновская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, утвержденной приказом директора школы от 13.11.2015 г. №195;

·         Положения о рабочей программе МОУ Сосновская СОШ, утвержденного приказом директора школы от 22.08.2016 г. № 123.

·          Рабочей программы. Русский язык Предметная линия учебников   Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Шанского  Н.М., Тростецовой Л.А. и других.5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016.

·         Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, 2018

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации

 Программа рассчитана на 9 часов ( 2-е полугодие).

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

 

II.ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:

воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1.                  Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

осознание роли русского родного языка в жизни человека;

осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.

понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных, глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах;

осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

понимание активных процессов в области произношения и ударения;

соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

различение стилистических вариантов лексической нормы;

употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

различение типичных речевых ошибок;

редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;

выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов опоизс в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;

определение типичных грамматических ошибок в речи;

различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий;

различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;

правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с  учётом вариантов грамматической нормы;

правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;

выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;

соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;

соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов  этикетного  общения, лежащих в основе национального речевого этикета;

соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;

использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевой агрессии;

использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;

соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;

понимание активных процессов в русском речевом этикете;

соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения;  определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные / дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;

владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;

создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;

чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);

чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций;

создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;

оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ

 

Раздел 1. Язык и культура

Ученик научится:

- осознавать  роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека

- осознавать  язык как развивающееся явление, его национальное своеобразие, богатство, выразительность,

- понимать и истолковывать  значения слов, крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

- понимать процесс заимствования лексики как результат  взаимодействия национальных культур;

- понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке;

- распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;

- определять  значения лексических заимствований последних десятилетий;

- целесообразно употреблять иноязычные слова;

- понимать причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

- осознавать изменения в языке как объективный процесс; понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений;

- соблюдать  нормы  русского речевого этикета.

Раздел 2. Культура речи

Ученик научится:

-  осознавать речевую культуру как часть общечеловеческой культуры,

-  понимать, что такое норма как историческая категория,

- знать и различать нормы русского литературного языка

- осознавать процесс формирования нормы литературного языка в историческом процессе.

- осознавать  важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

- анализировать  и оценивать  с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

- корректировать  речь  с учетом её соответствия основным нормам литературного языка;

- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета;

- различать  нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, акцентологические нормы, словообразовательные, грамматические);

- находить грамматические и речевые ошибки и их классифицировать и редактировать,

- пользоваться справочной литературой по культуре речи,

- владеть навыками правильной устной и письменной речи,

- пользоваться словарями,

- знать  и соблюдать этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Ученик научится:

- знать и соблюдать правила информационной безопасности при общении в социальных сетях,

- применять различные виды преобразования текстов: аннотация, конспект,

- использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации.

- различать  функциональные стили  речи, знать их особенности,

- определять принадлежность текстов к определенному стилю речи,

- создавать собственные тексты различных типов и стилей речи,

- понимать назначение различных деловых бумаг и  документов, правильно их составлять,

-  выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

- соблюдать  в практике речевого общения основные стилистические нормы современного русского литературного языка.

III.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Язык и культура (1 ч)

Русский язык как развивающееся явление. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.  Лексичемкие заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи (4 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи..

 Типичные ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Современные толковые словари. Отражение  вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы первого лица ед. числа наст. и  будущ. Времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь;обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий.

Речевой этикет Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности      

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

Формы  организации учебного процесса.

      Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу  в группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся в учебном кабинете, в библиотеке; курс  включает проведение  наблюдений,  интервью, викторин, КВНов,  реализации проектов и т.д.

 В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (лекция,  практические работы),   семинары, тренинги,  игра, творческие проекты.

 

Основные методы и технологии.

 

           Методы проведения занятий:беседа, игра, лекция, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация.

Методы контроля:консультация,доклад, выступление, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •             уровневая дифференциация;
  •             проблемное обучение;
  •             поисковая деятельность;
  •             информационно-коммуникационные технологии;
  •             здоровьесберегающие технологии;

 

 

IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание

 

 

Количество часов

 

Количество контрольных работ

1

 Язык и культура (1 ч)

1

 

2

Культура речи

4

 

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

4

1

 

ИТОГО

9

1

 

 


 

 

 

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Формы организации учебной деятельности

Виды учебной деятельности, контроль

 

Дата план

 

Дата факт

 

 

V.   Календарно-тематическое планирование.

 

Раздел 1. Язык и культура (1 ч)

 

 

 

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Лекция

Коллективная, парная.

Знакомство с программой  и требованиями курса. Восприятие лекции учителя

 

 

 

 

Раздел 2. Культура речи (4 ч)

 

 

2

Языковая норма как историческая категория. Орфоэпические нормы.

1

Лекция, практикум

Индивидуальная, парная, коллективная.

Восприятие лекции учителя Работа над понятием языковой нормы как системы правил. Выполнение практических заданий.  Отработка и закрепление орфоэпических норм. Работа со словарем. Орфоэпический диктант.

Выполнение упражнений на понимание текста.

 

 

 

3

Лексические нормы. Паронимы.

Основные грамматические нормы

1

Лекция  и практикум

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Восприятие лекции учителя. Отработка и закрепление лексических норм на основе разбора примеров. Составление таблицы и  практикум  по теме «Средства выразительности речи». Работа со словарем

 

 

 

 

4

 Типичные грамматические ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.

1

Практикум

коллективная, групповая, индивидуальная .

Выполнение упражнений  по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), работа с текстом, редактирование.

 

 

 

5

Грамматические нормы. Глаголы первого лица единственного числа настоящего и будущего времени.

1

Семинар

Фронтальная, индивидуальная.

Участие в семинаре «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, смешение прямой и косвенной речи».

 

 

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)

 

 

6

Традиции русского речевого общения.

 

Практикум

Коллективная, парная.

Представление проекта – презентации, обсуждение проблемных вопросов, составление памятки

 

 

 

7

Текст как единица языка и речи. Информативная функция заголовков.

1

Игра-тренинг

Парная, индивидуальная.

Работа с текстами, выполнение практических заданий, написание конспекта, аннотации

 

 

 

8

Функциональные стили речи.

1

Контрольное занятие

Индивидуальная .

Выполнение тестовых заданий. Анализ текстов разных типов. Игра-тренинг «Узнай стиль текста».

 

 

 

9

 

Публицистический стиль. Путевые записки.  Язык художественной литературы. Притча.

 

1

Практикум

Коллективная, парная, индивидуальная.

Беседа, выполнение практических заданий, составление таблицы, анализ текстов, создание собственных текстов. Анализ текстов, выполнение практических заданий, защита проектов.

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

VI.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы

Литература :

1.       Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993

2.       Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. -  Саратов, Лицей, 2002

3.       Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

4.       Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

5.       Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М.,  Эксмо, 2005

6.       Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

7.       Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.

8.       Мазнева О. А. Практикум по стилистике  русского языка, учебное пособие. М, Дрофа, 2006.

9.       Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 2003

10.   Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005

11.    ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2016.

 

     2. Цифровые образовательные ресурсы:

1.                  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

2.                  http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

3.                  http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

4.                  http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

5.                  Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

6.                  Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

7.                  http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96

8.                  http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по родному русскому языку для 7 класса предназначена для базового уровня

Рабочая программа по родному русскому языку для 7 класса предназначена для базового уровня

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах

России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном…

России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном…

используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности…

используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности…

будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в…

будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в…

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): владение различными…

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): владение различными…

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Интернет-дискуссии, Интернет-полемики

Интернет-дискуссии, Интернет-полемики

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий

IV .ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

IV .ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Методическая разработка. Рабочая программа Родной русский язык 7 кл

Методическая разработка. Рабочая программа Родной русский язык 7 кл

Тема занятия Кол-во часов Форма проведения

Тема занятия Кол-во часов Форма проведения

Типичные грамматические ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи

Типичные грамматические ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи

Методическая разработка. Рабочая программа Родной русский язык 7 кл

Методическая разработка. Рабочая программа Родной русский язык 7 кл

VI .Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы

VI .Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2022