Методическая разработка "Развитие творческого потенциала детей с ослабленным здоровьем через музыкально-ритмическую деятельность"

  • doc
  • 20.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие творческого потенциала.doc

Администрация Приокского района

 

ГБОУ Санаторно-лесная школа

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка:

Развитие творческого потенциала детей с ослабленным здоровьем  через музыкально – ритмическую деятельность

 

 

 

 

 

 

 

            Автор:

 

         Воспитатель: Барт Т.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2020 г.

                                                

 

         СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

  Введение

 

1. Концептуальные основы программы

 

2. Аналитическая часть

 

3.Цель и задачи программы

 

4.Механизм реализации программы

 

5.Изучение эффективности воспитательной системы

 

6.Ожидаемые результаты (примерная модель личности учащегося школы).

 

7.Список литературы

 

8.Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Творческая деятельность определяется в Педагогическом энциклопедическом словаре как « форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта».

  Анализ философских, педагогических, психологических проблем развития творческого потенциала личности дает возможность выделить несколько подходов к определению понятия « творческий потенциал»:

         - система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности ( Т.Г.Браже, Ю.Н.Кулюткин);

         -система личностных способностей, знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию (В.Г.Рындык);

         -характерное свойство индивида, определяющее меру возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В.Колосова);

         Развитие творческого потенциала рассматривается в педагогике как неотъемлемая часть процесса всестороннего развития личности. Известный отечественный психолог В.В.Давыдов отмечает, что личностью является индивид, обладающий определенным потенциалом. То есть, творческое развитие есть высшее направление в развитии человека в целом.

         Известно, что более или менее «прямого» пути к творчеству нет, поскольку ни знания, ни умения, ни навыки сами по себе не гарантируют соответствующего качества личности. Вместе с тем, сегодня уже нельзя ограничиваться только решением задачи управления усвоением научных знаний – необходимо вскрыть дополнительные резервы управления развитием творческого потенциала учащихся ( В.А.Андреев).

       Оставаясь на позициях развивающего образования, А.А.Леонтьев подходит к проблеме творчества со стороны целостной личности в ее отношении к миру независимо от вида и внутренней структуры той или  иной конкретной  деятельности. Он отмечает, что творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных  и духовных ценностей, как определяет его словарь «психология». Такое понимание верно лишь с точки зрения « процессуального» подхода к творчеству, который следовало бы назвать «результативным».

Под общим названием творчества объединяются разные его виды: техническое, педагогическое, наконец, то, что В.В. Давыдов называет этическим творчеством; кроме того, еще Л.С. Выготский говорил о « творческой способности к быстрой и умелой ориентировке»,  о « творчестве социальных отношений». Кстати, именно Л.С.Выготскому принадлежит формулировка основных задач педагогики. Жизнь в ней « раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом к чему-то новому. Речь идет не о новом продукте, а новой действительности как системе взаимоотношений индивида (а точнее, формирующейся личности) и мира.

В педагогическом плане, следовательно, главное в творчестве- это осознание ребенком себя как « нового открытия», как активного преобразующего (в широком смысле) начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения.

Проблема творчества, как отмечает Д.Б.Богоявленская, стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество превратилось в характерную черту современного  образа жизни. Острота и новизна проблемы творчества  заключается именно в его массовом характере.

Из средства удовлетворения элементарных жизненных потребностей труд сам становится первейшей потребностью человека.

         Свободный труд- труд творческий .Союз творческого мышления и творческого труда является идеалом нового общества. Целенаправленное формирование творческой личности - важнейшая задача, которая стоит перед современной школой.

         Ж.Годфруа, говоря о главных особенностях творческих личностей, подчеркивал, что «…творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас».

         Большая часть жизни ребенка  и подростка связана со школой. Поэтому влияние школьной системы на интеллектуальное и творческое развитие ребенка может быть весьма значительным.

 

         Актуальность изучения проблемы реализации творческого потенциала

         в новых условиях жизнедеятельности.

 

    Происходящие в нашем обществе изменения привели к  преобразованию жизнедеятельности и мышления практически каждого человека. Мышлению многих людей стали присущи черты, в совокупности определившие тип мышления, которое стали называть « новым». К числу его основных характеристик относятся деидеологизация мышления, диалектичность, реалистичность и здравый смысл, ориентация человека на представления о себе и своем месте в новой действительности, ответственность за принимаемые решения или делаемые прогнозы и ряд других.

 

Формирование нового мышления обусловлено глобальными изменениями, произошедшими в современном мире, а также сложными преобразованиями в нашем обществе, в частности, снятием ограничений и навязываемых способов действий, неизбежно присущих командно-административной системе.

         Следствием этого является увеличение возможности и необходимости повышения творческого потенциала каждого человека. В то же время этот процесс в определенной мере сдерживается в современных условиях социальной нестабильности, формирующих особый тип  «нестабильного»  мышления. Его особенностями являются повышение эмоциональной напряженности и увеличения роли эмоционального компанента в принятии решения, нестабильность прогнозирования и, как следствие этого, снижение его надежности, высокая внушаемость, низкий уровень осознания связи между мотивами и собственными действиями, что приводит к недостаточно полному или неправильному учету их последствий.

         Поскольку социальная нестабильность носит временный характер, сохранение в мышлении позитивных  характеристик, формируемых под влиянием новых условий, жизнедеятельности, преодоление негативных черт, таких как страх перед самостоятельным выбором, уход от ответственности, внушаемость, негативизм и целый ряд других, являющихся прямым следствием социально-экономической нестабильности общества, актуально и для настоящего, и для будущего времени.

         Важным направлением в решении этой проблемы является формирование творческого мышления учащихся в процессах обучения и воспитания, существенные характеристики которых также видоизменяются в новых условиях функционирования нашего общества. Проблема развития творческого мышления и творческой личности относится к числу традиционных и наиболее  значительных проблем психологии развития и педагогической психологии. Происходящие общественные преобразования в еще большей степени повышают ее актуальность. Повышенные требования к таким качествам мышления и личности, как инициативность, способность к самостоятельному целеобразованию, анализу и планированию, умение рисковать с большей степенью стимулируются внедрением и развитием рыночной экономики. В систему качеств, обеспечивающих высокую продуктивность  творческого мышления, адекватную новым условиям, входят также личная ответственность, самостоятельность, мобильность и гибкость мышления.

 

Все эти качества, являющиеся предпосылкой и атрибутом нового мышления, не могут, однако, обеспечить реализацию творческого потенциала личности в новых условиях жизнедеятельности, если они не будут развиваться в гармоничном единстве с нравственной, духовной стороной человека.

 

Ценности и смысловые ориентации в сознании развивающегося человека выступают как психологический механизм формирования адекватного отношения между личностью и обществом, достижения человеком не только личного успеха и признания со стороны других людей, но и возможность его перехода от достижения собственно прагматических целей к бескорыстным целям, направленным на познание мира, его развитие и совершенствование. И психологии творческого мышления такой переход рассматривается как одно из важнейших условий развития творческой личности.

Итак, содержание педагогического процесса во многом определяется социальным заказом. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала. В исследованиях нижегородских ученых по проблеме социологии управления отмечается, что сегодня качество человеческого ресурса оказывает принципиальное  влияние на конкурентоспособность предприятий и организаций. Менеджеры и руководители фирм осуществляют подбор компетентных кадров, способных к проявлению творческой инициативы, принятию нестандартных решений, умению пойти на риск в исключительно подвижных рыночных ситуациях.

   Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

      В этом ведущая роль принадлежит системе образования на всех уровнях. Отсюда формулируются задачи обучения и воспитания, определяется содержание педагогического процесса, выбор адекватных методов и средств. Воспитателю в своей работе с детьми необходимо учитывать педагогические доминанты, а именно: потребности во «взрослом» общении (возникновение чувство взрослости); превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности, причем общение со сверстниками становится большей ценностью, чем общение со взрослым; потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе; потребность снятия неудовлетворенности; возникновение потребности в активной познавательной деятельности.

Отсюда следует, что ведущая педагогическая идея в работе с подростками состоит в создании ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможности позитивного самоутверждения; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

         В любом виде деятельности каждому человеку необходимо творческое воображение, которое служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения- это степень их новизны, непохожести на то что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности.

В подростковом возрасте творческое воображение активно развивается, задачи этого периода состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие нового. Ребенок может создавать не только что-то новое для себя, осуществляя личностное творчество, но и создавать уникальный, ценный общественно значимый « продукт».

         Поэтому очень  важно как можно раньше приучать ребенка к творческой деятельности. Надо дать ему свободу для поиска и нахождения новых способов действий. Пусть он иногда ошибается – это даже полезно, ибо ошибка, ее осознание, будут стимулировать дальнейший поиск. Собственные открытия приносят ребенку огромное эмоциональное удовлетворение, развивают мотивационную сферу, мышление, формируют характер, Следует помнить слова Р.Роллана: «Вся радость жизни в творчестве. Творить – значит убивать смерть».

         Круглосуточное пребывание детей в нашей школе дает возможность педагогу-воспитателю лучше узнать каждого учащегося ,найти индивидуальный подход, выявить его склонности, развить их способности и дарования. Музыкально-ритмическая деятельность, как мне кажется, наиболее доступна и интересна детям. Построенная на сочетании музыкальных форм и пластичности движений, она создает им условия и возможности для эмоционального самовыражения и креативных форм поведения, когда дети используют такие способы, которыми они никогда не пользовались до сих пор. А это в свою очередь будет способствовать развитию  творческого потенциала.

 

 

 

Цель и миссия нашего учреждения определяется его Уставом и следующими нормативно-правовыми документами:

                   -Устав МООУ  санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном          лечении, санаторно-лесная школа;

         -Конвенция ООН о правах ребенка от «20 ноября 1989г.(раздел 7,ч.2,ст.31)

         -        Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

                   Распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 2001г №1756-р                                             

         -Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской  Федерации до 2010 года»          

  *

          -Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г за №3266-1.

          -Конституция РФ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Аналитическая часть

 

Современное состояние школьного образования характеризуется снижением активности учащихся в учебной деятельности и ухудшением их здоровья.

Прогрессирующее в сложных социально-экологических условиях жизни нашего общества ухудшение здоровья подрастающего поколения потребовало объединения усилий врачей, педагогов, психологов, родителей для охраны жизни и здоровья детей школьного возраста.

В наше время, когда жизнь стала суетливой, быстроменяющейся, появилось много заболеваний, которыми пестрят медицинские карты наших детей: вегето - сосудистая дистония. ММД, гипотония, сколеоз и т.д.Недомогающий, предрасположенный к заболеваниям ребенок характеризуется снижением памяти, внимания, воображения, мышления Он затрачивает массу усилий, стараний и времени на подготовку уроков, ожидая адекватной оценки. Если же его ожидания не оправдываются, то можно наблюдать тревожное состояние, взвинченные до предела нервы, потерю контроля над собой, что влечет, как правило, конфликтную или стрессовую ситуацию .Более того, в противостоянии ребенка и взрослого, ученика и учителя, чаще всего верх берет взрослый, снижается уровень активности ребенка, сам он теряет способность самостоятельно мыслить, все более тяготеет к конформной форме поведения.

       Сухомлинский В.А. в книге « Сердце отдаю детям» писал о том, что  многие дети явно предрасположены к различным неврозам. Он  отмечал, что система воздействий, эффективных при воспитании здоровых учащихся, к этим детям была совершенно неприменима, и утверждал, что болезненное состояние психики и поведения ребенка снимается в результате совместных действий  врачей и педагогов в рамках  медицинской  педагогики.

         Их действия должны носить вполне конкретный характер системы индивидуальных педагогических мероприятий. Л С Выготский определил содержание этих мероприятий как «культивирование педагогических назначений», что воспитание должно осуществляться вместе с лечением, составляя области лечебной педагогики .Теоретическая и практическая цель этой области знаний- предотвращение нездоровья в развитии  физического, душевного и духовного тел человека.    

Лечебная педагогика основное внимание должна уделить проблеме развития образа «Я», созданию условий для полноценного развития структуры «Я», отношению человека к своему нездоровью, развитию его самосознания, его саморегуляции и механизмов саморазвития.

 

Нижний Новгород относится к числу регионов, в котором на протяжении многих десятилетий учеными ведется динамическое слежение за состоянием  здоровья школьников. Педагоги, психологи , врачи ставят своей целью оказание помощи в совершенствовании образовательно-воспитательного процесса, обращенного к детям, приведение в соответствие учебной работы и состояния здоровья учащихся.

Практическая деятельность в области лечебной педагогики будет эффективна при соблюдении ряда условий организации образовательно – воспитательной деятельности. Одним из них является решение валеологических проблем: обеспечение диагностики, психогигиена учебного процесса(предупреждение чрезмерного напряжения и психотравмирующих ситуаций),общение на фоне положительных эмоций, бесконфликтное общение, обучение контролю над эмоциями, тренировка памяти, развитие воображения, поощрение успехов, соблюдение нравственных, этических норм, основанных на понятиях добра, сочувствия,  сострадания, милосердия, формирование навыков здорового образа жизни и т.д.

         Наша школа является лечебно – оздоровительным учреждением.. В ней обучаются и проходят профилактическое лечение дети с целым « букетом» профилирующих и сопутствующих заболеваний: тубинфицирование, гипервозбудимость, сердечно – сосудистые заболевания, хронические заболевания верхних дыхательных путей, ММД, снижение зрения, нарушения осанки.

         Наблюдения за поведением учащихся, особенностями их общения со сверстниками и взрослыми, круг интересов, характер участия детей в учебно – воспитательном процессе, изучение состава семьи, условий домашнего воспитания показали, что мы работаем с контингентом школьников, в котором преобладают ослабленные дети и дети, недополучившие в силу социальных условий достаточного воспитания, с проявлением неуравновешенного поведения.

         Для многих детей характерны замкнутость, зажатость, неверие в собственные  силы, а потому нежелание участвовать  в классных и общешкольных мероприятиях. Такие дети, как показали беседы с учителями, и на уроках малоинициативные, не решаются отвечать у доски из – за того, что «на меня смотрят».

         Известно, что недостаток движений в жизни детей является одной из причин понижения функциональных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательной систем, повышенной заболеваемости, плоскостопия, нарушения осанки, появления избыточного веса, замедленного двигательного развития.

         Идея привлечь детей к музыкально -  ритмической  деятельности возникла в ходе наблюдения за ними в свободное время, на открытых мероприятиях, праздниках, на дискотеках – как двигаются под музыку, насколько творчески активны, чем предпочитают заниматься. Для себя я отметила:

-на предложение принять участие в  художественной самодеятельности дети в большинстве своем  отвечали отказом, объясняя тем, что стесняются выступать перед зрителями, что  «все равно не получится дети  в зале будут смеяться.»

В тоже время   многие дети хорошо чувствуют характер музыки, имеют некоторый запас  выразительных движений. Проанализировав ситуацию, я решила  включить детей своей группы в деятельность, которая  

во-первых, способствовала бы выражению собственной индивидуальности;

во-вторых, создавала бы выход эмоциональной энергии и дополнительную разрядку;

в-третьих, способствовала бы коррекции осанки и укреплению костно-мышечного аппарата; в-четвертых способствовала бы воспитанию эстетической культуры и помогла бы преодолевать закомплексованность, робость, стеснительность. Не углубляясь в теоретические аспекты изучения управления движениями, можно, тем не менее, уверенно говорить о благотворном влиянии двигательной активности на здоровье человека, что является аксиомой и многократно подтверждено различными исследованиями. (В.А.Артемова, Е.П.Ильин, Н.А.Бернштейн).Е.П Ильин  так же отмечает, что «…физические качества и ум, свободное владение телом представляют одну из наиболее престижных областей в среде сверстников, влияя на восприятие и социальный статус подростков…».    Кроме того,  музыка, как один из видов искусства, оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Это влияние не зависит от возраста, образования, социальной и национальной принадлежности, По своей структуре музыка наиболее близка естественному восприятию человека. Музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции. Музыка невербальным способом отражает определенные жизненные моменты, усиливает их эмоциональное восприятие, создает особенное отношение к ним. Душевные импульсы и побуждения, возникающие при этом, влияют на характер человека. Чтобы ребенок вырос добрый, отзывчивым, милосердным, умел творить добро т сопереживать, радоваться и от души смеяться, необходимо окружать его любовью красотой. И одним из источников такой красоты является музыка. Именно музыка способна разбудить детские чувства, воображение, фантазию. Музыка в большей степени доступна ребенку. Самое главное и важное для нас на наших занятиях- это, чтобы ребенок мог слышать и слушать музыку.( поэтому в программу включены произведения композиторов- классиков). Ну, и конечно нельзя забывать о терапевтическом эффекте музыки, который можно использовать в разных частях  занятия: вводной, основной и заключительной. Ведь благодаря терапевтическому эффекту  музыки можно гармонизовать степень возбуждения центральной нервной системы у разных детей.

      Идейной направленностью моей работы с детьми стало не изучение способностей, а потребности их применять развивая личностное творчество.     

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные медицинского обследования

 

Фамилия, имя

Основное и сопутствующие заболевания

 1

Демин Александр

тубинфицирование, сколеоз 1 степени

 2

Мокрова Светлана

туб.инф, нарушение осанки. плоскостопие

 3

Порхунова Ирина

туб.инф,сколеоз 1 степени

 4

Смоленцев Олег

туб.инф. нарушение осанки, бронх.астма

 5

Рыбников Дмитрий

туб.инф,нар.осанки. плоскостопие

 6

Филькин Сергей

туб.инф, сколеоз 1 степени

 7

 Губина Алена

туб.инф, нарушение осанки

 8

Гущин Иван

туб.инф, нарушение осанки

 9

Подсвирова Ольга

туб.инф, плоскостопие, нарушение осанки

10

Марков Дмитрий

туб.инф, плоскостопие 2 степени

11

Шоврина Виктория

туб.инф, миопия, нарушение осанки

12      

Макаров Денис

туб.инф, плоскостопие 2 степени

13

Макаров Никита

туб,инф,плоскостопие 2 степени

14

Щукина Валентина

туб.инф,нарушение осанки

15

Князькова Надежда

туб.инф, нарушение осанки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

         Психолого – педагогическая характеристика детей.

 

Вечерняя группа включает  15  детей в возрасте 10,11, 12 лет: 7 девочек и 8 мальчиков. Обучающихся второй год нет. Коллектив был сформирован в основном из тех детей, которые учились  вместе с 3 класса. В 5-ый класс пришло несколько новых детей. -  Никита М.,Денис М, Князькова Н.

   В большинстве своем учащиеся группы – это дети со средними умственными способностями. Ребята положительно относятся к школе, учителям, одноклассникам. В группе 3 «хорошиста», остальные учатся на «4» и «3». неуспевающих нет.

        В полной семье воспитываются 4 детей,   

        В неполной семье - 6

        Опекаемые (родители лишены родительских прав) -4

        В многодетной -1          

                        Низкая  социальная культура, которую несут дети из  своих семей,  является главным недостатком их воспитания и тормозом их дальнейшего развития. На основе проведенного психологического анкетирования детей можно условно разделить на 3 группы:

 

1.учащиеся,обладающие сконцентрированным внимание, устойчивой памятью, высокой мотивацией учебной деятельности (АленаГ.,Никита М.,Денис М.,Оля П.,Ваня Г.Ира П)

2.учащиеся с развитой механической памятью, но внимание и активность не постоянны

         (Олег С., Дима Р., Валя Щ.,Надя К.,Дима М.Саша Д.)

 3.учашиеся с рассеянным вниманием, слаборазвитой памятью, сниженной мотивацией (Света М., Сережа Ф. Вика Ш.)

        

 

     В вечернее группе работает актив группы, выбранный детьми:

Староста- Алена Г.,спорт.сектор –Денис М.,редколлегия –Вика Щ., Оля П.,

культ.-масс. сектор –Ира П.,Ваня Г.,Дима Р.

     Актив пользуется авторитетом среди товарищей, т.к. ребята,входящие в актив дружелюбны, инициативны, ответственно относятся к своим обязанностям, Эти дети- надежные помощники воспитателя и во время проведния самоподготови, и в организации досуга.

Все дети посещают кружки по интересам, но наибольшая активность учащихся проявляется в танцевальной и спортивной деятельности. Это положительный факт,учитывая то, что в нашей школе обучаются дети с ослабленным здоровьем.

      Дети активно участвуют в трудовых делах школы и класса, за редким исключением.

         Обучающиеся посещают психологические занятия, на которых получают консультации по решению своих личных проблем.

 

         В дисциплинарном плане -в целом ребята ведут себя адекватно, но есть и такие которые обладают «избытком энергии», выплески которой иногда проявляются на уроках и на самоподготовке.

 

         Из-за приема сильных медицинских препаратом некоторые дети испытывают трудности в усвоении нового материала на уроках и при подготовке домашних заданий.

         В  своей работе мы все таки стараемся привлекать родителей к помощи в организации экскурсий. праздников, классных вечеров.

    В целом группа управляема и обучаема. Это позволяет вовлекать их в творческую деятельность.

         Анализ и результаты диагностики являются точкой отсчета для подбора оптимальных средств, методов, приемов адекватного педагогического воздействия .Была составлена программа « Музыка и движение», главной целью которой было воспитание у детей музыкальности, развитие чувства ритма, культуры и выразительности движений, умение творчески воплощать музыкально-двигательный образ.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи

 

Цель : Гармонизация психофизиологических состояний и развитие креативны качеств личности средствами музыки и движения

 

 Задачи:

 

  1.сформировать потребность здорового образа жизни, позитивного образа «Я»,

    мотивационную сферу.

  2.развивать двигательные навыки, творческое воображение и фантазию  через

аэробику, выразительные движения и творческие задания.

   3.способствовать развитию творческой инициативы, самостоятельности,

   навыков взаимодействия друг с другом, эмпатии, самореализации и

  самоутверждения средствами здоровьесберегающих технологий.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Концептуальная  часть

 

Воспитание  следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений общего образования компонент педагогического процесса, охватывающий всех учащихся независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. При этом воспитание следует понимать как создание условий для развития личности, ее духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, как двусторонний процесс взаимодействия педагогика и воспитанника, направленный на совместное решение общих задач развития личности.

         Субъект – субъектные отношения участников воспитательного процесса, принципы сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых во имя саморазвития, созидания, поиска прогрессивных путей развития современной цивилизации – вот основной смысловой контекст, определяющий современный взгляд на воспитание.

         Работа в группе по программе «Музыка и движение» строится на основе ценностей, целей, принципов, технологий воспитания, принятых во всем учреждении в рамках единой воспитательной системы школы, использующей технологию воспитания на основе системного подхода (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова), которая представляет следующую совокупность классификационных признаков:

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: диалектико – материалистический.

Методологический подход: системный, комплексный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно- рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СЭН  ЗУН.

Характер содержания: воспитательный  обучающий, светский,

                   общеобразовательный.

Вид социально-педагогической деятельности : воспитательная,             

         развивающая, социализации.

Преобладающие методы: игровые + творческие

Организационные формы: классно-урочная+клубная,групповая+

         индивидуальная.

Преобладающие средства: вербальные+действенно-практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий:

         сотрудничество.

Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.

 

Программа развития воспитательной системы класса базируется на основе главной идеи, целей ,задач воспитательной системы нашей школы, центром которой является единый игровой проект «Остров здоровья».  Игра «Остров здоровья» проводится в виде  соревнования между классами -«племенами».                          

Она охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность обучающихся на протяжении учебного года. Каждое «племя» получает задание на весь учебный год. Выполнение заданий оценивается  в ходе различных конкурсов. За выполненное задание начисляются баллы.

В конце года все баллы подсчитываются, и по результатам определяется победитель,2 и 3 место; производятся награждения.                 

         Главные идеи воспитательной системы школы: 

-сохранение собственного здоровья- одна основных обязанностей человека;

-социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и  психического здоровья;

-воспитания привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма;

-образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяют здоровье будущих поколений,

здоровье нации и государства;

-экологическая культура является основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;

-физическое здоровье должно гармонично сочетаться в человеке с его нравственным, духовным и культурным развитием.

        

Цели воспитательной системы:

 

   -воспитание гармонично развитий личности в соответствии с исторически сложившимися духовно-нравственными ценностями нашего народа;

 -формирование у обучающихся понимания значимости здоровья для самореализации, самоуважения, социального благополучия, высокого качества жизни;

-формирование осознанного отношения к здоровью и физической культуре;

-формирование положительной мотивации и потребности к здоровому образу жизни.

 

         Задачи воспитательной системы:

 

-создать условия для самоопределения, самореализации и саморазвития обучающихся;

-поощрять творчество и самовыражение учеников;

-создать условия ,мотивирующие формирование навыков здорового образа жизни;

-способствовать преодолению вредных привычек;

-стимулировать развитие активной жизненной позиции и закрепление ее в поведении;

-развивать позитивное отношение к обучению и к школе.

 

Развитие содержания учебно – воспитательного процесса на основе обозначенных целей, задач, принципов позволяет:

           *Развить мотивацию личности к познанию и творчеству;

         *Сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, коммуникативные    способности

         *Осуществлять коррекцию психофизиологического и умственного развития

         *Обеспечить профилактику асоциального поведения детей.

 

Проблема: как показывают медицинские данные, почти у всех детей  группы имеются нарушения осанки. Это  во многом является результатом недостаточной двигательной активности, а наблюдения за детьми выявили также проблемы    психоэмоционального плана – замкнутость, стеснительность, перепады   настроения   неуверенность в себе.

               

Думаю, что занятия ритмикой приучат их к самодисциплине, работе на совместный результат, будут способствовать выработке и закреплению правильной осанки, а постановка танцев  и показ их зрителям помогут детям почувствовать себя раскрепощенными, уверенными, испытать положительные эмоции от того, что это нравится им самим и окружающим.                                                  

 

        

 

 

Механизм реализации программы

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

Дата

Тема и содержание занятий

1

7.09 

Организационное собрание, выбор органов  самоуправления,                           объяснение специфических задач. содержание деятельности.

2

14.09

Творческие игры  « познание себя»: «Дерево жизни», «Интервью с  самим собой» (эти творческие задания выполняются на листочках).

3

21.09

( продолж.) «мир внутри меня»: «Что я люблю» «Таблица самооценки»   

4

28.09

Просмотр видео материалов о выступлениях наших старших детей на городских смотрах художественной самодеятельности.

5

5.10 

Творческие игры «каждый человек уникален и ценен» :«Давайте говорить друг другу комплименты»,  «Свеча любви», «Рассказ о друге»

6

12.10

Творческие игры  «мир вокруг нас»:»Волшебная птица»,

«Диктант ценностей»

7

19. 10

Игры малой подвижности на координацию и  внимание «Запрещенное

движение», на ориентировку в пространстве по словесным указаниям

8

26.10

Проведение классной дискотеки, подготовленной самими детьми

9

9.11

Просмотр видео-материалов, посвященных наиболее популярным занятиям

современных направлений аэробики

10

16.11

 

Посещение  в Физкультурно -.оздоровительном .комплексе занятия по аэробике(мотивационная сфера)

 

11

23.11

 

Беседа о значении музыки в аэробике. Тест на ритмичность движений

12

30.11

Беседа «Виды искусства и их средства выразительности»

 

13

7.12

 

Занятие №1 «Страна движений» (музыкально-игровые задания)

14

14.12

 

Занятие №2 «Страна эмоций»

 

15

21.12

Беседа «С чего начинается музыка? Музыкальные жанры, где и как  они встречаются»

 

16

11.01

Диагностика развития творческого мышления ( по Вильямсу

17

18.01

 

Беседа «Программная музыка» (Чайковский, Сен – Санс

18

25.01

Занятие №4 Творческие задания «Музыкально – двигательный образ»

 

19

1.02

 

Беседа по теоретическим основам аэробики понятия «фитнес», «аэробика», «здоровый образ жизни» ,«ритмика»

20

8.02

 

Занятие №4 «Музыкально – двигательный образ»

21

15.02

 

Занятие №5 Разучивание основных базовых шагов аэробики

 

22

22.02

Беседа по теоретическим аспектам аэробики: виды аэробики, их  характеристика( степ-аэробика, аква-аэробика, аэробика с мячом, со скакалкой, тайбо и др.)

 

23

1.03

Занятие №6 Комплекс О.Т.-

24

7.03

 

Беседа по теоретическим аспектам аэробики: виды, их характеристика ( степ-аэробика, аква-аэробика, с мячом, со скакалкой, тайбо и др)

25

14.03

Занятие №7 Приемы психотренинга, интегрирующие упражнения

 

26

21.03

 

Занятие №8 Комплекс О.Т.№-2

 

27

28.03

Занятие №9 Творческие задания «Волшебные фигуры», «Зеркало»(в парах), клипы

 

28

4.04

 

Беседа «Союз медицины и искусства. Музы на страже здоровья»

 

29

11.04

Занятие №10 Комплекс О.Т.-3

 

30

 

18.04

 

Беседа по теоретическим аспектам аэробики :понятие «правильная осанка»

 

31

 

25.04

 

Занятие №11 Творческие задания ( составление подтанцовок).,композиций на 32 счета

 

32

17.05

Игровая тренировка «Я – инструктор по аэробике»

33

24.05

Необыкновенный концерт «Волшебные образы»

 


                                                         

       .

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация программы проходит путем постепенного включения детей в творческую деятельность. Особенностью нашего оздоровительного учреждения  является тот факт, что состав детей меняется ежегодно, так как курс профилактического лечения детей рассчитан на 1 год .Поэтому и  программа рассчитана на  год, и календарно-тематический план составляется на год, занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.

Режим дня школы позволяет проводить их или в первую, или во вторую половину дня, с учетом учебной нагрузки, объема домашних заданий и строятся на основе принципов: научности, систематичности, доступности знаний , природосообразности, сознательности  и активности детей.

         Программа реализуется поэтапно-  от теоретической и практической подготовки до самореализации с применением здоровьесберегающих технологий..   

 

1 этап – адаптационно-когнитивный  (сентябрь-октябрь-ноябрь)

2 этап -  организационно-деятельностный (декабрь-январь-февраль)

3 этап – собственно-творческий, завершающий.

 

На 1 этапе проводилась диагностика детей совместно с психологом, соц.педагогом,  кл.руководителем и мед.работниками с целью выявления их возможностей , психо-физиологическиго состояния,желаний, индивидуальных особенностей.

Методы диагностики:

         -наблюдение ( в повседневной жизни)

         -обследование ( врач)_

         -определение уровня мотивации ( психолог)

         -беседы с детьми (соц.педагог,кл.руководитель)

    -анализ творческого воображения и  креативных качеств (по Вильямсу )                                                                                                                           

         -проверка музыкально-ритмических данных.

   Основываясь на результатах диагностичских данных и учитывая психофизиологические особенности развития детей, были добавлены в программу занятия, повышающие общую музыкальную культуру и занятия  аэробикой  ( «Аэробика_ это система гимнастических, танцевальных и других упражнений, выполняемых под музыку поточным или серийно-поточным методом» ), тренирующие, развивающие дыхание, выносливость, координацию и способствующие накоплению разных, в том числе танцевальных, движений. Это поможет потом ребятам в составлении собственных композиций.

         Для повышения мотивации использовались методы:

           *      -вербальные ( беседа-диалог с тренером),        

         *        -практические ( игры с элементами творчества, посещение фитнес - клуба

          WorldClass с пробным занятием  под руководством инструктора(фото)

          *       -визуальные ( просмотр видеоматериалов с участием детей нашей школы в районных и городских смотрах художественной самодеятельности  на праздниках внутри школы(фото),

        

         * просмотр занятий по различным видам аэробики на видеокассетах.

         *стимулирование (заработать дополнительные баллы в игре "Остров   здоровья»)

 

 

  На этом этапе также решались задачи усвоения знаний по аэробике- как составной части здорового образа жизни, овладения  основными двигательными навыками и базовыми шагами.

         Методы:

         *по организации – подгрупповые и индивидуальные занятия

         * по усвоению движений – объяснение, показ, повторение

         * поддержка, поощрение

         Самоуправление

На 2 этапе для занятий администрация выделила  средства для приобретения оборудования, специальной спортивной одежды и обуви, инвентаря: мячи скакалки, обручи ,коврики для партерных упражнений, мешочки.

Для более четкой организации проведения занятий, а также сохранения инвентаря и поддержания спортивной формы в порядке, мы с ребятами договорились назначить ответственных:1) за инвентарь, 2) за форму,3) за технические средства Дети постарше организуют младших  на занятия, на сборы, помогают в организации мероприятий руководителю и т.д.

Привлечение детей к самоуправлению способствует воспитанию дисциплинированности, организованности, повышает ответственность друг за друга, укрепляет взаимоотношения между ребятами, создает психологически комфортный микроклимат во внеурочном пространстве.

 

                  На 2 этапе шло углубленное разучивание принципов принципов построения ритмических комбинаций.

           

Методы:

1) ручной (знаковый) показ, без объяснения

                                     

 2) работа в парах: взаимопроверка названий шагов, техники выполнения.

                                                                                 

 3) хорошо работает на этом этапе прием "поставь себе

                                                оценку                                   

  4)  эмоциональная поддержка детей, подбадривание 

 

  5) индивидуальная работа

 

  6) метод творческих заданий:

 

  Из серии "Планета движений

 - "найди свой дом

-"четыре поз

 

-" веселые хлопки

                                                                                    

- "вращение разными частями   тела"

 

  Из серии"Планета эмоций"

                                                                              

-  "изображение эмоциональных   состояний (радость, грусть, удивление, гнев, испуг,   отвращение)"

   -  "узнай эмоцию"

                                                                         

  - "эмоциональная дорожка

                                                                          

  - " изобрази эмоцию"( работа    с пиктограммами)

 

 Такие занятия проходят в музыкально-игровой форме  способствуют саморегуляции психоэмоциональных состояний.

 

     На 3 этапе даются более сложные творческие задания:

                     

1)    создание музыкально-игрового и музыкально-двигательного                                           образа:

       "волшебная фигура"

                                                         

             " зеркало"  ( в парах )

 

       2) создание собственных композиций по аэробике на 32 счета,                                                        с условием- должна быть "изюминка"-оригинальное движение

 

    3) перевоплощение-"Я- инструктор по аэробике" (каждый выходит перед  группой и самостоятельно проводит тренировку-сначала знакомую,  которую знают все, потом -свою

   

 

 

 

 

 

 

 

  Методы:

                                          

   * повторение

                                            

 *соревнование

                                           

  *создание проблемной ситуации 

                                          

   *поддержка и поощрение

                                             

  На завершающем этапе проводятся:

 

1           контрольное занятие, где каждый показывает свою композицию

 

2          развлечение -"ромашка"

 

3          необыкновенный концерт " волшебные образы"

 

 

    Хотелось бы отметить, что на каждом занятии по оздоровительной тренировке обязательно:

 

     отслеживается в начале и в конце пульс, самочувствие ( от этого зависит интенсивность зпнятия).Также по окончании О.Т. проводятся движения на расслабление и восстановление

дыхания, интегрирующие упражнения на уравновешивание физиологического и эмоционального

 состояния,  используется  метод цветовой оценки   настроения и самочувствия после занятия.(модифицированный метод Люшера).

Периодически на занятиях используются такие методы как:

 

1. психотренинг

 2.музыкотерапия

 3.фитотерапия ( фиточай )

 

 

Таким образом, важное место в работе с ослабленными детьми занимают здоровьесберегающие технологии, которые  благотворно сказываются на улучшении всех сторон, жизнедеятельности детей, укрепляют здоровье, улучшают настроение, побуждают  их к саморазвитию и самореализации.

 

   Критерии эффективности качества воспитательного воздействия

 

1                       улучшение самочувствия и психоэмоционального состояния ребенка

2                      накопление знаний, умений и навыков музыкально-ритмической  деятельности

3                     выработка привычки здорового образа жизни

4                     повышение мотивации учебной и внеучебной деятельности

5                     желание  реализовать себя, участвуя  в школьных мероприятиях

6                     толерантность  в отношениях с учителями, со сверстниками 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная модель личности   учащегося  школы, обладающего креативными качествами.

 

 

Ценностный потенциал                                                Личностный потенциал

 

*духовно-нравст. направ-ть                                          *инициативность

*трудолюбие                                                                     *культура поведения

*эстетический вкус                                                         *музыкальность

*оптимизм ,позитивное отн.к д-ти                                       *творч.воображение и фантазия

*эмпатия                                                                            *дисциплинированность         

*уважение к педагогу                                                     *самовыражение

*чувство коллективизма                                               *настойчивость в дистижении рез-т

 

                                         

                                   Ребенок, гармонично взаимодействующий

                                                с окружающей средой

 

 

Продуктивность                                                                Здоровый образ жизни

*результативность                                                           *развитость и тренированность органов чувств,

*участие в досуговых мероприятиях                            дыхания,нервной системы,оп- двиг ап-та                                                    

*творческое беспокойство, креативность                   *аккуратность

* умение создавать муз.-двиг. образы                             *соблюдение режима нагрузок, питания и т.д.

                                                                                              *релаксация

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Выводы.

 

 

      1.Музыкально-ритмическая деятельность, аэробика положительно влияют на гармонизацию психофизиологических состояний детей. Результаты повторной диагностики показывают, что у большинства детей улучшился общий эмоциональный настрой, самочувствие, меньше стали жаловаться на головные боли, по словам учителей дети на уроках стали более внимательны, сосредоточенее, спокойнее реагируют на замечания, исчезло беспричинное беспокойство.

           Мальчики (Никита, Ваня, Денис) довольно долго отговаривались от аэробики, стеснялись выполнять базовые шаги, но сейчас появился интерес -привлекло сначала "тайбо  "(аэробика с элементами единоборств), потом они включились в общие оздоровительные тренировки .Вообще мальчикам , пока с трудом, дается выполнение творческих заданий. Может быть, для них нужно подобрать творческие задания другого содержания.

Но в целом у детей изменилось ощущение собственного "Я" - появилось стремление к хорошему результату, вера в свои силы, снизилась тенденция страха избегать неудачи, наверное, потому что не применялась прямая система оценок результатов творческой деятельности детей, не сравнивалась она и с творческой деятельностью других детей, а только с его показателями, с его прошлым опытом.

      2.Почти все дети овладели базовыми шагами, за исключением троих, которые стали редко оставаться на вечер, а значит, посещали мало занятий. Ребята ощутили на себе необходимость здорового жизни, стали бережнее относиться к своему здоровью  (переломление привычки курить), многие дети решили посещать дополнительно спортивные секции (лыжи, акробатика, бассейн ) по выходным дням.

       Можно говорить и о развитии творческого воображения в процессе занятий. Порадовал тот факт что в новогодних праздниках, изображая  и положительных, и отрицательных героев сказки, дети проявили фантазию и изобретательность в движениях (Алена, Оля, Вика, Олег, Дима)Старшие девочки были очень артистичны, эмоциональны в клипах, которые сами придумывали, а в музыкально- театрализованных постановках своих героинь играли каждый раз по-новому.

3.Музыкально-ритмическая деятельность повлияла и на развитие дружеских взаимоотношений, на само организацию и самостоятельность. Между детьми были распределены обязанности по подготовке занятий, зал, инвентарь, форма. Большинство из них из них старалось делать упражнения правильно, самостоятельно отрабатывая отдельные элементы. Дети стали понимать, что от каждого из них зависит успешность каждого занятия, каждого мероприятия. Они перестали смеяться над неловкостью и неудачами друг друга, а при случае старались подбодрить, показать наиболее трудную цепочку движений.

       Но все-таки присутствовал такой момент: девочки, у которых все получается, которые справляются с нагрузкой сразу, начинают чувствовать свое превосходство и стремятся играть " главные роли",, немного оттесняя других на второй план, иногда даже критикуют  за ошибки. С ними проводятся индивидуальные разъяснительные беседы.

 

            В целях диагностики развития творчества детей были использованы:

 

"Ступени творческого роста  по Блуму" (см. приложение)

 

Тест развития творческого мышления   Вильямса

 

творческие задания по методике Е.В.Вербовской

модифицированный тест Люшера

 Но я затрудняюсь в выборе современных диагностических методик и использование мониторинга в творческой деятельности. Вообще мне кажется , сложно оценивать творчество тем более не продуктивный его вид, каким является музыкально-ритмическое творчество. Очень сложно оценивать творчество, т.к. много зависит от ситуации, и от обстановки, в которых ребенок в момент творческой деятельности, от настроения и эмоционального настроя, от имеющегося  опыта.

На основе результатов проведенной работы с детьми, определения того, что получилось, что нет, чего бы хотелось достичь, обсуждение с детьми  их предложений, будут поставлены новые задачи на будущее, программа по развитию творческого потенциала  ребенка, будет расширена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Список литературы

 

 

  Федеральный закон РФ от 10 июля 1992г «Об Образовании»

  Конвенция о правах ребенка    20 ноября 1989г  

  Конституция РФ

 

 Концепция модернизации российского образования на период до   2010г.Распоряжение    РФ от 29 декабря 2001г. №1756-р

Проект государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010г.

Федеральный закон от 24 июля 1998г. за №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

      1. Амонашвили Ш.А.Размышления о гуманной педагогике.М.,1995г.

2 Астахов А.И. «Воспитание творчеством».-М.,1988г.

3. Бондаревская Е.В.Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания. /Педагогика 2001г. №1

4. Богоявленская О.Б. Пути к творчеству.// Знание. Серия «Педагогика и психология» №10, 1981г.

5 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк :  кн. для учителя- М., Просвещение,1991

6.Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х  томах ,гл. «Особенности творческого мышления».изд. 2-е. том 1, гл.9

7.Газман О.С.Воспитание и педагогическая поддержка детей//Народное образование.1998.№6

8.Гнатюк Н.П. «Нет предела совершенству».-М.,1989

9. Ильин Е.П.Психомоторная организация человека. Учебник для вузов

10.Исследование проблем психологии творчества / отв.ред.Поноаморев Я. М. М., Наука, 1983г.

11. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.Воспитание? Воспитание... Воспитание! М.,1995

12.Казакова Е.И. Педагогика успеха.СПб.1996

13. Леонтьев А.А. Научите человека  фантазии…Творчество и развивающее образование // Вопросы психологии,-1998-№5 с.82-85

14 Лутошкин А Н Эмоциональная жизнь детского коллектива,М.,1987

15. Максимов Ю.В. Родник творчества. М.,1986

16. Проблемы теории и практики лечебной педагогики ,материалы научно-практической конференции «Здоровье школьников: проблемы, перспективы» под ред.Шаровой Н.Н.1993г

17. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. Учебно-методическое пособие.

18. Селевко Т.К. Воспитательные технологии. М., НИИ школьных технологий, 2005

19. Сиднева Л.В., Лисицкая Т.С.Аэробика. Теория и методика, 2005

20.Сытько Т.И., Романова Е.В. Музыка души. Введение в музыкотерапию СПб :ИПЦ

21.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.Киев,1978

22.Телегина  Э.Д. Воспитание творческой личности в современных социальных условиях.// Мир психологии.1998 №3

23,Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания

24.Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры М.,1997

25.Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986

26.ДереклееваН.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., «Вако» 2004