Методическая разработка «Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) для детей 4-7 лет «Палочки-стучалочки»
Оценка 4.7

Методическая разработка «Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) для детей 4-7 лет «Палочки-стучалочки»

Оценка 4.7
docx
02.04.2021
Методическая разработка «Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) для детей 4-7 лет «Палочки-стучалочки»
метод.разработка по ритму.docx

муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 229» общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического

 и художественно-эстетического развития детей»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами)

для детей 4-7 лет

«Палочки-стучалочки»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Муз. руководитель

высшей кв. категории

Легостаева Елена Викторовна

        

 

 

 

 

г. Новосибирск

Актуальность:

Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально - ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально -дидактических играх .

Можно использовать разные формы работы, чтобы добиться нужного результата. Главное, чтобы это проходило в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Одной из таких форм работы является игра  с клавесами. Клавесы или ритмические палочки - простейшие шумовые инструменты. Были изобретены немецким композитором и, педагогом Карлом Орфом. 

Игры с клавесами – это увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве, образное мышление, навык согласования движений с текстом стихотворения или песни, воображение, навык  конструирования.

В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу педагога, затем текст, потом все вместе. Сначала игру проводит педагог, затем ведущим выбирают ребенка. Ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.

      Цель:  Помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических способностей посредством музыкальных игр.
      Задачи:

- развитие речевых интонаций голоса,

- развитие чувства ритма,

- развитие координации движений,

- развитие мелкой и крупной моторики,

-  развитие творческих способностей.

      Игры с палочками  дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей.

Комплекс ритмических игр с палочками (клавесами)

Игра№1 «Делай как я».

Задача – учить детей реагировать на смену движений.

Варианты игры:

 - шагать палочками по полу «топ-топ»;

 - стучать палочками «тук-тук»;

 - стучать «шляпками» палочек;

 - стучать основаниями палочек;

 - перекатывать в ладошках, «греть» палочки;

 - катать «колбаски» по полу;

 -стучать палочками над головой;

 - прятать палочки за спиной.

Методические рекомендации:

Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.

Игра №2 «Эхо».

Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.

Ход Игры:

Дети встают или садятся по кругу. Педагог выстукивает  палочками ритмический рисунок. Дети повторяют. Роль ведущего педагог может передать словесным сигналом: «Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок, который повторяют все дети. Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом: «Маша». Маша продолжает игру.

Игра может сопровождаться звучанием музыки.

Методические рекомендации:

Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов, что тренирует у детей память, чувство ритма, развивает тембровый слух и детское творчество: умение создать собственную модель.

Игра №3 «Ножки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Ножки, ножки, вы шагали?                     (задаёт вопрос педагог)

Мы шагали, мы шагали.                 (дети  стучат палочками поочерёдно)

Ножки, ножки, вы бежали?                    (спрашивает педагог)

Мы бежали, мы бежали.                 (дети отвечают и стучат быстрее)

Ножки, ножки, вы плясали?                (спрашивает педагог)

Мы плясали, мы плясали.            (дети вращают палочками в воздухе)

Ножки, ножки, вы устали?               (спрашивает педагог)

Мы устали, мы устали.                (дети  катают палочки в ладошках)

Ножки, ножки, отдыхали?              (спрашивает педагог)

Отдыхали, отдыхали.                  (дети катают палочки по полу)

И опять всё начинали!                (стучат палочками одновременно по полу)

Игра №4 «Маленькие ушки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Маленькие ушки                   (поставить палочки на голову)

Превратились в мушки,        (вращать палочками в воздухе)

А потом в лягушки,              (стучать палочками справа – слева по полу)

И в колотушки,                     (стучать палочкой о палочку)

И в топотушки,                     (стучать палочками по полу)

И в потягушки.                     (потянуться руками)

Игра №5 «Гвоздь и молоток».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Вот гвоздь, молоток.          (показать палочки поочерёдно)

Мы построили мосток.      (стучать палочкой о палочку)

Мы по мостику пойдём       («шагать» палочками)

И друзей себе найдём.       (стучать палочками по полу одновременно)

Игра №6 «Петушок».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Посмотри-ка: по дорожке

Ходят маленькие ножки,        (стучать палочками поочерёдно по полу)

На головке гребешок,             (стучать палочками над головой)

Кто же это?                              (развести руки в стороны)

Петушок!                                 (стучать полочками одновременно по полу)

Игра №7 «Пельмешки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Ход игры:

Ручки помыли,                       (перекатывать палочки в ладонях)

Тесто замесили.                      (катать палочки по полу ладонями)

Станем без спешки

Стряпать пельмешки.             (стучать палочками поочерёдно по полу)

Слышишь, баба?                      (стучать у правого уха)

Слышишь, дед?                        (стучать у левого уха)

Приходите на обед!                 (стучать палочками одновременно по полу)

Игра №8 «Буратино».

Задача: развитие координации рук.

Ход игры:

Буратино – длинный нос,           (одну палочку приставить к носу)

Задаёт один вопрос:                    (другой по ней стучать)

-Кто  кричит в лесу «ку-ку»?     (стучать «шляпками» горизонтально)

Кто пасётся на лугу?                   (стучать «шляпками» вертикально)

Кто мяукнул у дверей?               (стучать основаниями палочек)

Знаю, это Бармалей!                    (стучать палочками по полу одновременно)

Игра №9 «Индейцы».

Задача – манипулировать палочками, передавать содержание игровыми действиями.

Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть:

Давайте представим, что наши палочки волшебные.

Сейчас мы поколдуем (дети вращают палочками перед собой), скажем волшебные слова: «умба-юмба»! И вот мы индейцы.

Наступило утро, взошло солнце (дети палочками рисуют в воздухе круг или выкладывают на ковре солнце с помощью палочек). Пора отправляться на охоту. Индейцы  боевым кличем позвали своих коней (дети имитируют боевой клич, прикладывая ладонь ко рту: «А-а-а-а!»), сели верхом на коней и отправились в путь (дети стучат ритмично палочками по полу, имитируя топот копыт, щёлкают язычком).

Скачут индейцы день, скачут ночь, остановились, увидели следы. Чьи же это следы? (дети высказывают предположения: «крокодила, мамонта, носорога»). Посмотрели в подзорную трубу (сложили трубу из палочек) и увидели носорога! Пустились в погоню! (дети быстро стучат палочками). Настигли носорога, метнули копья (дети имитируют метание копья «ух!») и поразили добычу.

Индейцы развели огонь (дети перекатывают палочки в ладонях), сварили еду («помешивают» в котле еду), подкрепились («ам-ам») и устроили праздник.

Методические рекомендации:

Игрой на деревянных палочках можно озвучить увлекательный рассказ, необыкновенную историю.

Игра №10 «Бубен вождя».

Задача – уметь передавать ритм ударов движением ног при ходьбе.

Ход игры:

Вождь (педагог) задаёт ритм шагов ударами в бубен. Индейцы идут друг за другом в ритме ударов и помогают себе игрой на палочках.

Педагог передаёт бубен ребёнку, стоящему за ним. Ритм шагов придумывает ребёнок. Все идут в заданном ритме. Ребёнок передаёт бубен второму ребёнку. Игра продолжается.

Возможно музыкальное сопровождение.

Игра №11 «Учим палочку танцевать» (Играем с одной палочкой)
Задача: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.
Ход игры:

Тише, тише, палка спит.      (палочка лежит на столе, указательный пальчик

Палка – палочка лежит.                                 правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать                                      (хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля       (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)
Методические рекомендации:

Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

Игра №12 «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 
Ход игры:

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.
(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)
Летом - серенький, зимой - беленький.
(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык.
(стучать торцом палочек одновременно по поверхности)
Под кусточком присел, схорониться захотел.
(палочки положить на поверхность)

Игра №13 «Козлик»  (Играем с двумя палочками)
Задача: умение выразительно изобразить образ героя.

Ход игры:

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)
По - козлиному кричит: Бе-е-е!
(сделать рожки на голове)

Игра №14 «Аты-баты»  (Играем с двумя палочками)
Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.
Аты-баты шли солдаты               (стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты  на базар         (стучать палочками друг о дружку - крест накрест)
Аты-баты, что купили?                     (стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты самовар.        (стучать палочками друг о дружку - крест на крест)
Игра №15 «Зарядка» (Играем с двумя палочками)
Задача: развитие двигательной сферы, координации движений, внимания, мышления.
Ножками затопали: топ, топ, топ!         (стучать торцом палочек поочередно)
Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп!      (стучать палочками друг о дружку)
Сели! Встали!                                          (положить палочки на стол, поднять)
Снова сели!                                                  (опять положить палочки на стол)
А потом всю кашу съели!             (погладить правой ладошкой себе животик)

Игра №16 «Учим палочку танцевать»

(Играем с одной палочкой)

Цель: учить детей передавать не сложный   ритмический рисунок.

Тише, тише, палка спит.

Палка – палочка лежит.

(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)

А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать

(хлопают в ладоши)

Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля

(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)

Примечание. Ритм задает ведущий игры:

Игра № 17 «Козлик»

(Играем с двумя палочками)

Цель: развитие выразительности и эмоциональности речи.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять

(сделать рожки на голове)

Козлик ножками стучит,

(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)

По — козлиному кричит: Бе-е-е!

(сделать рожки на голове)

Игра №18 «Веселый мишка»

(Играем с двумя палочками)

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

(стучать торцом палочек поочередно)

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

(стучать торцом палочек поочередно)

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

(положить палочки на стол)

Отряхнулся и сказал: Ух!

(поставить палочки на торец)

 

Игра № 19 «Аты-баты»

(Играем с двумя палочками)

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.

Аты-баты шли солдаты

(стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты

(стучать торцом палочек поочередно)

На базар

(стучать палочками друг о дружку — крест на крест)

Аты-баты, что купили?

(стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты

(стучать торцом палочек поочередно)

Самовар.

(стучать палочками друг о дружку — крест на крест)

Вывод:

С помощью «палочек - стучалочек»  можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Тем самым работа становится увлекательной и интересной.

Играя на клавесах, дети учатся:

- манипулировать палочками, развивают координацию рук;

- находить различные приёмы звукоизвлечения;

- ритмично передавать метр и ритм стиха;

- развивается ритмический, тембровый  слух, память, внимание;

- развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.

 

 

 


 

Новосибирска «Детский сад № 229» общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития детей»

Новосибирска «Детский сад № 229» общеразвивающего вида «Жаворонок» с приоритетным осуществлением физического и художественно-эстетического развития детей»

Новосибирск Актуальность:

Новосибирск Актуальность:

Игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей

Игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является актуальным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей

Игра может сопровождаться звучанием музыки

Игра может сопровождаться звучанием музыки

Ход игры: Вот гвоздь, молоток

Ход игры: Вот гвоздь, молоток

Кто мяукнул у дверей? ( стучать основаниями палочек)

Кто мяукнул у дверей? ( стучать основаниями палочек)

Ход игры: Вождь (педагог) задаёт ритм шагов ударами в бубен

Ход игры: Вождь (педагог) задаёт ритм шагов ударами в бубен

Игра №13 «Козлик» (Играем с двумя палочками)

Игра №13 «Козлик» (Играем с двумя палочками)

А теперь пора вставать, Будет палочка плясать (хлопают в ладоши)

А теперь пора вставать, Будет палочка плясать (хлопают в ладоши)

Отряхнулся и сказал: Ух! (поставить палочки на торец)

Отряхнулся и сказал: Ух! (поставить палочки на торец)

Методическая разработка «Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) для детей 4-7 лет «Палочки-стучалочки»

Методическая разработка «Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) для детей 4-7 лет «Палочки-стучалочки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2021