Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Режим труда и отдыха водителей»
2020
Цели занятия:
1. Довести основные положения по режиму труда и отдыха водителей, ознакомить с положениями законодательства о труде.
2. Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.
3. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.
Время: 2 часа
Место: кабинет по устройству и эксплуатации АТТ
Учебно - материальное обеспечение:
Плакаты: « Газораспределительный механизм автомобиля ЗиЛ-131 », «Газораспределительный механизм автомобиля КамАЗ-4310»,детали газораспределительного механизма.
Распределение времени занятия:
Вступительная часть 5 мин;
Проверка подготовки обучающихся к занятию 10 мин;
Учебные вопросы занятия:
1. Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий 25 мин;
2. Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей 25 мин;
3. Подготовка и проверка состояния рабочего места водителя20 мин;
Заключение 5мин.
Содержание занятия
Вступительная часть
– принять рапорт дежурного по группе;
– проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
– ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
– провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на, самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов, общее устройство транспортного средства.
подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
Учебный вопрос № 1
Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий
Работа водителя связана с большим нервно-эмоциональным напряжением, требует постоянной концентрации внимания, протекает в часто меняющихся условиях и в отрыве от производственного коллектива.
Поэтому от организации работы водителей существенно зависит выполнение транспортного процесса.
Продолжительность ежедневной работы (смены) водителя грузового автомобиля зависит от того, какая рабочая смена установлена для данного предприятия — пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем.
Режим работы водителя автобуса предполагает полное использование установленного фонда рабочего времени в течение месяца, соблюдение продолжительности рабочего днясогласно КЗоТ, правильное чередование смен работы в течение суток.
Практикой работы автотранспортных предприятий выработаны следующие основные формы организации труда автобусных бригад.
При односменной работе (7— 8 ч) за одним водителем закрепляют один автобус, на котором он работает ежедневно в течение одной смены. Эта форма применяется при небольших пассажиропотоках.
При полуторасменной работе (10—10,5 ч) за двумя водителями закрепляют один автобус, на котором каждый водитель работает через день или по скользящему графику. Недостаток этой формы — большая суточная продолжительность работы водителя, что сказывается на производительности труда и безопасности движения.
При двух- или трехсменной работе за двумя или тремя водителями закрепляют один автобус. Водители работают по 7—8 ч за смену, а автобус — по 14—21 ч за сутки. Смена водителей происходит на линии.
При двухсполовинной смене за двумя автобусами закрепляют пять водителей: двух — за одним, двух — за другим, а одного — на два автобуса. После четырех дней работы каждый водитель имеет выходной. Водители работают по 7—8 ч за смену, а автобус — 14,5—15 ч за сутки.
При двух, двухсполовинной и трехсменной организациях труда водителей создаются нормальные условия труда, способствующие безопасности движения и более продолжительному использованию автобусов при напряженном городском движении.
На АТП применяют два вида учета рабочего времени водителей грузовых автомобилей и автобусов: поденный и помесячный.
При поденном учете время, отработанное в течение дня сверх установленной плановой продолжительности (сверхурочные работы), не может компенсироваться недоработкой в другие дни.
Учебный вопрос № 2
Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей
При месячном учете, имеющем большое распространение на автомобильном транспорте, отработанное в течение дня время может быть больше (или меньше) установленной плановой продолжительности, но суммарное время за месяц не должно быть больше месячного фонда рабочего времени.
С разрешения вышестоящей организации (министерства, ведомства) и по согласованию с соответствующим ЦК профсоюзов продолжительность рабочей смены может быть установлена не более 12 ч.
Режим работы водителей определяется не только продолжительностью рабочего дня (смены), но и чередованием работы и отдыха.
Перерыв для отдыха и питания продолжительностью до 2 ч представляется, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, чем через 4 ч после начала работы. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности работы в предшествующей отдыху смене.
Для водителей установлена минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха вместе с временем перерыва и питания в предшествующий день не менее 42 ч в различные дни недели в соответствии с графиком сменности. Работа в выходной день компенсируется отгулом в течение ближайших двух недель. В исключительных случаях такая работа оплачивается в двойном размере.
Привлекать водителей к работе в праздничные дни допускается, если это предусмотрено графиком сменности. Оплачивается работа в праздничные дни в двойном размере.
Отпуск водителям предоставляется ежегодно в срок, предусмотренный
графиком.
Продолжительность ежедневного отдыха водителей, занятых на междугородных перевозках грузов в пунктах оборота или в промежуточных пунктах, должна быть не менее продолжительности предшествующей смены или не менее половины её если экипаж состоит из двух водителей, с соответственным увеличением отдыха сразу после возвращения к месту постоянной работы.
На междугородных перевозках после 3 ч непрерывного вождения автомобиля предусматривается 10- минутная остановка для отдыха водителя, в дальнейшем стоянка с такой продолжительностью предусматривается через каждые 2 ч движения, если при этом не наступает время обеденного перерыва. В рабочее время включается и половина времени, предусмотренного графиком притурнойезде на автомобиле, оборудованном спальным местом.
Время явки на работу водителя и ее окончание устанавливается графиком сменности с учетом подготовительно-заключительного времени, которое включается в рабочее время водителя и предназначено для его пред рейсового медицинского осмотра и выполнения работ, включающих заправку автомобиля топливом, оформление путевых документов, прием и осмотр автомобиля, его пуск, а также постановку на место стоянки в конце смены.
Если водитель на выехал на линию в установленное время из-за технической неисправности автомобиля или по другим уважительным причинам, время с момента явки его на работу до момента выезда на линий включается в рабочее время.
При работе в ночное время продолжительность работы (смены) сокращается на 1 ч. Ночным считается время с 22 до 6 ч.
В предпраздничные дни продолжительность смены водителей сокращается на 1 ч как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.
Предприятия выбирают такие графики сменности, которые обеспечивает необходимую продолжительность работы автомобилей на линии в течение дня в соответствии с потребностью транспортного обслуживания предприятий и населения.
Учебный вопрос № 2
Подготовка и проверка состояния рабочего места водителя
На АТП, помимо директора и главного инженера, ответственных за создание безопасных условий труда, имеется служба по технике безопасности и производственной санитарии.
Для предупреждения производственного травматизма на каждом предприятии должны быть разработаны, утверждены и изучены всем производственным персоналом правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Администрация предприятий обязана обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.
Все водители, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по специальности и на том рабочем месте, где он должен работать. Проводит этот инструктаж мастер цеха или механик колонны.
При выполнении работ по специальностям повышенной опасности (к которым относятся водители) проводятся повторные инструктажи через определенные промежутки времени (один раз в 3 месяца), а также при каждом случае нарушения правил техники безопасности.
В условиях АТП важное значение для сохранения здоровья работающих имеют мероприятия, устраняющие вредное влияние отработавших газов, этилированного бензина, кислот, щелочей и других материалов на работающих, а также строгое соблюдение правил техники безопасности при работе в производственных подразделениях предприятий при техническом обслуживании и ремонте автомобиля, при погрузочно-разгрузочных работах.
Чтобы не допустить отравления указанными веществами, необходимо постоянно вентилировать помещения, где возможно их появление. Нельзя допускать использования бензина (особенно этилированного) и дизельного топлива для мытья рук, одежды, деталей.
Хранить ядовитые вещества следует в специально выделенной для этой цели посуде отдельно от других веществ. Работа автомобильного двигателя в закрытых помещениях допускается только для заезда и выезда автомобилей. Кабина автомобиля должна быть защищена от проникновения отработавших газов. Необходимо, чтобы система выпуска газов у автомобиля была герметична. При отсутствии или плохой вентиляции в кабине может наступить отравление, появиться головная боль, головокружение, плохой сон. Отравление может привести к потере сознания и смерти (содержание окиси углерода 2,5 мг на 1 л воздуха). Если содержание акролеина достигает 0,07 мг на 1 л воздуха, то человек может перенести такую концентрацию не более 1 мин. Нельзя для обогрева во время отдыха в кабине использовать работающий двигатель, так как может наступить отравление газом.
Обращаться с бензином и с тарой из-под него следует с особой осторожностью, так как пары его легко воспламеняются. Этилированный бензин содержит тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелые отравления организма человека.
Попавший на кожу этилированный бензин обезвреживается промыванием участка кожи керосином или теплой водой с мылом. При попадании этилированного бензина в глаза необходимо их промыть 2 %-ным раствором соды или теплой водой и обратиться в лечебное учреждение. Пролитый этилированный бензин должен быть нейтрализован песком и затем раствором хлорной извести. Засасывание ртом этилированного бензина через шланг не допустимо.
Обращение с антифризом требует особой осторожности, так как он содержит в себе сильнодействующую жидкость (этиленгликоль), которая, попадая в организм, вызывает тяжелое отравление. Переливать антифриз из одной емкости в другую разрешается только при помощи насоса. На емкости, таре, где хранят и транспортируют антифриз, должна быть хорошо заметная надпись «Яд», а пробки должны быть запломбированы. После работы с антифризом руки должны быть тщательно вымыты водой с мылом.
Выезжать на линию водитель имеет право только на исправном автомобиле. Пуск двигателя должен осуществляться стартером. При пользовании пусковой рукояткой следует брать рукоятку в обхват. Буксиром пуск двигателя запрещается.
Перед работой на автомобиле самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.
При работе на автомобиле со снятыми колесами обязательно должны быть установлены козелки (металлические) . Под неснятые колеса должны быть установлены упоры. Снимать, транспортировать и устанавливать агрегаты следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватами, гарантирующих безопасность работ. Нельзя поднимать и вывешивать автомобиль за буксирные крюки. При подъеме и транспортировке агрегатов нельзя находиться под поднятыми частями автомобиля. При накачивании шин воздухом следует применять предохранительные приспособления, предотвращающие травмирование рабочих при выскакивании замочного кольца или положить шину кольцо вниз (при дорожном ремонте).
Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе в зоне ТО пост должен быть оборудованместным отсосом дляудаления отработавших газов.
На территории АТП должен быть установлен четкий порядок движения автомобилей, путь которого определён указательными знаками и изображён на схеме движения.
При эксплуатации автомобиля на линии водитель отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, связанными с работой на автомобиле. Если при выполнении транспортной работы создаются условия, не соответствующие требованиям техники безопасности, водитель обязан прекратить работу.
При эксплуатации газобаллонных автомобилей следует помнить, что сжиженные газы обладают повышенными по сравнению с жидкими топливами пожаро и взрывоопасными свойствами. Эти свойстве могут проявляться в результате утечки газа из системы питания автомобиля, находящейся под высоким давлением— 1,6 МПа. Пары сжиженного газа тяжелее воздуха и скапливаются в низких и непроветриваемых местах (осмотровые канавы), образуя взрывоопасную смесь с воздухом.
Сжиженные нефтяные газы не токсичны для человека, но наличие их паров в воздухе уменьшает содержание кислорода, иными словами, вызывает кислородное голодание.
Попадание сжиженного газа на незащищенную поверхность тела чело-века вызывает обморожение, которое по характеру воздействия напоминает ожог.
Сжатые газы намного легче воздуха, токсичны, в определенных соотношениях концентрации газа с воздухом взрывоопасны. В то же время по опасности воспламенения и пожар опасности сжатые газы значительно безопаснее бензинов. В баллонах сжатый газ находится под высоким давлением — 19,6 МПа.
К вождению газобаллонных автомобилей допускаются водители лишь прошедшие соответствующую подготовку и получившие удостоверение.
Перед пуском двигателя газобаллонного автомобиля следует открыть капот (для проветривания подкапотного пространства) и убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений. Если необходим подогрев газовой магистрали, следует пользоваться только горячей водой или паром.
Заправлять автомобиль газовым топливом разрешается только на газонаполнительных станциях. Въезд автомобиля с людьми или взрывоопасным грузом на газонаполнительную станцию запрещается.
Во время заправки водителю запрещается стоять возле газонаполнительного шланга, курить и пользоваться открытым огнем, регулировать и ремонтировать автомобиль и газовую аппаратуру во избежание искрообразования и воспламенения газов.
При появлении запаха газа во время движения водитель должен остановить автомобиль и принять меры к устранению неисправности. При появлении сильной утечки газа из бал-лона при закрытом вентиле, а также при неисправностях, которые не могут быть устранены водителем и представляют опасность для окружающих, необходимо принять должные меры к перемещению автомобиля в безопасное место и сообщить об этом руководству АТП.
При постановке газобаллонного автомобиля на стоянку необходимо закрыть расходный вентиль на баллоне, выработать весь газ, находящийся в системе питания, проверить герметичность баллона, закрыть магистральный вентиль и выключить зажигание.
Перемещение автомобилей по производственным помещениям АТП раз-решается только на жидком топливе.
Проверку и ремонт приборов электрооборудования автомобиля можно производить только после проветривания подкапотного пространства.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.Л. Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств» издательство «Транспорт», Москва, 1998 год стр. 323- 353
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.