МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для преподавателей «МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА »
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для преподавателей «МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА »

Оценка 5
docx
19.03.2020
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА   семинара-практикума для преподавателей  «МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА »
семинар совр. урок.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 

семинара-практикума для преподавателей

«МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Донецк-2019г.

Методическая разработка содержит материалы для проведения семинара-практикума для преподавателей «Модель современного урока» с использованием нетрадиционных форм и методов, в сочетании с элементами мультимедийных технологий. Рекомендовано для методистов, преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Киркова Валентина Александровна, преподаватель второй квалификационной категории.

 

 

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании

комиссии организационно-технических

 дисциплин

Протокол № ____ от _______________

Председатель комиссии ____________ Н.В.Клименко


 

Содержание

Пояснительная записка                                                                                     4

1. Методические рекомендации к проведению семинара-практикума             7

2. Ход семинара – практикума                                                                          8

Заключение                                                                                                      24

Приложения                                                                                                    26

Список использованной литературы                                                               29


 

Пояснительная записка

Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных специалистов. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Изменения коснулись и системы образования Донецкой Народной Республики. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. И здесь велика роль педагога. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у обучающихся умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях? В своей профессиональной деятельности современные педагоги стараются   учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса. Общепрофессиональная  система подготовки будущих специалистов должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, т.е. компетенций. Сегодня главной задачей  среднего профессионального образования  является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор.  И тогда каким же должен быть современный урок в колледже? На этот вопрос поможет ответить семинар-практикум «Модель современного урока».

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Форма взаимодействия всех участников семинара-практикума – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Современные педагогические технологии, реализуемые в ходе проведения семинара-практикума:

1.     Технология сотрудничества:

- постановка общих целей и задач для всей группы преподавателей;

- индивидуальная ответственность за часть задания всей группы;

- оценка работы группы в целом.

2.     Проблемное обучение:

- предлагается рассмотреть различные способы конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся;

- преподаватели побуждаются к деятельности по анализу, сравнению, обобщению, сопоставлению социально-педагогических понятий в образовании, связанных с внедрением ГОС СПО, стремлению сделать вывод.

3.     Дифференцированное обучение:

- использование дифференциации группы преподавателей (создание микрогрупп).

4.     Групповые технологии:

- использование групповой работы (на принципах дифференциации) с получением определенных заданий и выполнением их сообща под непосредственным руководством председателя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

5.     Информационно-коммуникационные технологии:

- работа с информационными источниками;

- использование электронной презентации. 

6.     Игровые технологии:

- использование элементов ролевой игры в ходе работы семинара.

7.     Технология «мозгового штурма»:

- задания в группе предусматривают применение элементов данной технологии при обсуждении «картинки» конкретного этапа урока.

Цели:

- Узнать: модель (структуру) современного урока, основные отличия современного урока от традиционного, способы моделирования урока.

- Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно- компетентным подходом.

- Обобщить: знания о современном уроке.

- Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа современного урока.

Задачи:

- Оказание методической помощи преподавателям в разработке современного урока.

- Популяризация инновационных идей, авторских находок.

- Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара вопросов.

- Повышение интереса к профессиональной деятельности.

- Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

- Рефлексия собственного профессионального опыта участниками семинара.

Методическая разработка семинара-практикума рекомендована для методистов и преподавателей при подготовке к уроку.


 

1. Методические рекомендации к проведению семинара-практикума

Перед началом работы участники семинара-практикума объединяются в группы под руководством опытных педагогов.

Ход семинара-практикума представляет собой модель современного урока.

Его структура:

1. Постановка проблемы (проблемные вопросы): Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним обучающимся?

2. Планирование способов решения проблемы, намеченной цели («Современный урок» в понимании аудитории – гипотезы).

3. Открытие новых знаний (восприятие и осмысление новой информации – анализ результатов социологического опроса).

4. Первичная проверка понимания (обобщение полученных знаний, сравнение сформулированного понятия «Современный урок» с научной трактовкой).

5. Включение нового знания в систему знаний и упражнение в его применении (вывод по проблеме, рассуждения о характере взаимодействия преподавателя и обучающегося в современном образовании).

6. Подведение итогов – рефлексия.


 

2. Ход семинара - практикума.

Тема: “Модель современного урока»

Цель: показать эффективность современного урока и его влияние на качество обучения

Задачи:

- конкретизировать представления педагогов о современном уроке;

- определить структуру современного урока,

- научиться отличать современный адаптивный урок от традиционного;

- создать условия для повышения профессиональной компетентности преподавателей.

Мотивация: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Американский философ Джон Дьюи). Преподавателю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом. Инновации, технологии, проблемные ситуации, методы, формы, приемы. Что сегодня применить мы готовы? Ведь в колледж приходит новое поколение, новые стандарты и новые решения. Только нам предстоит решать, что на уроке по новому стандарту  применять. 

Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Давайте начнём нашу работу. Обратите внимание на «ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они цветные, а потому что это «ладошки ожиданий», переверните их и напишите на каждом пальчике, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара-практикума, затем отложите их в сторону до конца работы. У вас на столе лежат карточки с буквами. Сложите из них слово, и таким образом мы вместе с вами определим предмет нашего семинара-практикума. Итак, предметом нашего семинара-практикума  сегодня станет Его величество УРОК! А тема семинара – «Модель современного урока». Возникают вопросы:

- Каким должен быть современный урок в образовательном учреждении?

-Что влияет на «современность» урока? (версии участников семинара-практикума)

Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения?.. Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним обучающимся?» Поразмышляем над этими вопросами.

Современный урок – это значит новый, не теряющий связи с жизнью, то есть актуальный, действенный, урок, на котором педагог работает вместе со студентами, сотрудничает, направляет их, помогает, учит добывать знания, ставить и решать проблемы. Поэтому работу нашего семинара - практикума  предлагаю построить по принципу современного урока. Тема определена, необходимо поставить цель. Согласно новым стандартам, её формируют сами обучающиеся. 

Давайте сейчас каждый из вас определит для себя цель сегодняшнего мероприятия. Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Так как у нас время совсем мало, то план наших действий составили мы сами и предлагаем вам с ним ознакомиться.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Только со временем меняются его роль и позиция.

Уважаемые коллеги! Нам практически уже всё известно об уроке: сколько мы их провели и сколько ещё предстоит. Но сегодня я приглашаю вас вместе поразмышлять над вопросом. Каким должен быть современный урок в действительности? Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки обучающихся. Чтобы содержательная и методическая наполняемость урока, его атмосфера не только вооружали обучающихся знаниями и умениями, но и вызывали у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание.

Виды учебных занятий:

- лекция,

- семинар,

- практическое занятие,

- лабораторное занятие,

- консультация.

Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остаётся сегодня основой формой обучения. Однако в условиях преобразований, происходящих в современном образовании, понятие «урок» нуждается в новом методологическом наполнении. И какие бы инновации не вводились, именно на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что преподаватели, которые многие годы работали по традиционной методике и использовали элементы современных технологий, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Конечно, требуется время. Но много зависит от желания и характера преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Определение целей и задач семинара-практикума.

Итак, что же такое УРОК? Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров: Левитана и Айвазовского, Врубеля и Ван Гога; два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу: Шекспира и Гете, Гюго и Бальзака, Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова, А.С.Пушкина. Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные... Вот мы сегодня и рассмотрим модель современного урока в контексте ГОС и попытаемся создать некий «конструктор для его сборки». А сейчас давайте попробуем вместе сформулировать задачи нашего семинара. Само слово «Урок» можно рассмотреть как аббревиатуру и расшифровать следующим образом:

У

Р

О

К

 

 

 

 

узнать...

развить...

обобщить...

конкретизировать,

корректировать...

Узнать: модель (структуру) современного урока, основные отличия современного урока от традиционного, способы моделирования урока.

Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно-компетентным подходом.

Обобщить: знания о современном уроке.

Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа современного урока.

На первый взгляд кажется, что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы подходят друг другу. Так и урок.

Предлагаю вам сейчас в режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок? Для этого каждая группа в течение одной минуты должна продолжить два незаконченных предложения: «Урок сегодня – это …» и «Я иду на урок, чтобы …». Представитель от каждой группы записывает свое продолжение каждого из предложений.

1. Это организованная преподавателем активная познавательная деятельность студентов. 

2. Это учебное сотрудничество. 

3. Это активные и интерактивные формы работы. 

4. Самостоятельность и самодеятельность студента (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).

5. Это хорошо спланированная организаторская роль преподавателя (консультант).

6. Это реализация триединой цели (ТЦУ) урока - развитие, обучение, воспитание

Благодарю всех, кто высказал свое мнение. Обсудив мнение каждой группы, демонстрируются определения урока, принятые в педагогике.  Однозначно сформулировать определение урока сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. Одно из них такое: «Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все обучающиеся овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил обучающихся» (по А.А. Бударному). В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа обучающихся; руководство деятельностью обучающихся с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

М.И. Махмутов рассматривает урок не как статичную форму занятия, а как вариативную и постоянно развивающуюся форму не всего учебно-воспитательного процесса, а процесса целенаправленного взаимодействия деятельностей и общения учителя (преподавателя) и учащихся. Это отражает сущность процесса обучения и имеет в себе воспитательное воздействие личности педагога на учащихся. 

В чем же состоит наша задача как преподавателей? Как необходимо строить учебные занятия, чтобы они были эффективными? Какие требования необходимо соблюдать?  По-моему мнению, следует знать требования, носящие общий характер: дидактические (образовательные), воспитательные, организационные, гигиенические (Приложение 1).

В настоящее время знание данных требований уже недостаточно. Существуют требования, которые предъявляются к современному занятию, без которых оно не будет результативным: предлагаю вам ознакомиться с таблицей, содержащей современные требования к учебному занятию в отличие от традиционного.  


 

Отличия традиционного урока от современного урока 

Требования к уроку

Традиционный

урок

Современный

урок

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся

 

Сообщение целей и задач

Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему они должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

 

Планирование

Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (преподаватель

помогает, советует)

Практическая деятельность

обучающихся

Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач

 

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

преподаватель консультирует

 

Осуществление контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются

формы самоконтроля, взаимоконтроля), (преподаватель

консультирует)

Осуществление коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует,

помогает)

Оценивание обучающихся

Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов

деятельности товарищей),

(преподаватель консультирует)

Итог урока

Преподаватель выясняет у

обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных

возможностей

При анализе требований к традиционному уроку и современному уроку становится ясно, что различия касаются, прежде всего, деятельности преподавателя и обучающегося на уроке. Обучающийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Как же преподавателю подготовить урок современного типа? Думаю, всем преподавателям знакомы основные этапы конструирования урока традиционного типа. Технологический процесс проектирования урока по ГОС базируется на них же.


 

Этапы конструирования современного урока

1. Определяем тему учебного материала.

2. Определяем дидактическую цель темы.

3. Определяем тип урока (существуют различные типы уроков, причем разные авторы по-разному их классифицируют; я не буду подробно на этом останавливаться, по сути же все типы являются развернутыми этапами комбинированного урока. Ну и конечно, наряду с традиционными уроками существуют и нетрадиционные уроки, но наиболее перспективной считают структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым; он выделяет 6 типов урока):

- урок изучения нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок контроля знаний, умений, навыков;

- урок коррекции знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок

4. Продумываем структуру урока.

5. Продумываем обеспеченность урока.

6. Продумываем отбор содержания учебного материала.

7. Определяем выбор методов обучения.

8. Выбираем формы организации педагогической деятельности

9. Продумываем оценку знаний, умений и навыков.

10. Осуществляем рефлексию урока.

Но теперь на каждом этапе преподаватель должен критически относится к подбору содержания, форм и методов работы, способов организации деятельности обучающихся. Необходимо помнить, что рождение любого урока начинается с чёткого определения его конечной цели, т.е. чего преподаватель хочет достичь на уроке. Затем устанавливаются средства и способ действий, которые помогут преподавателю добиться поставленной цели.

Схематично алгоритм разработки урока можно представить следующим образом:



Надпись: Цель

 


Для планирования и ведения урока важно иметь соответствующее представление о наличии его структурных элементов. Вам представлена структура каждого типа  современного, предложенная М.И. Пахмутовым.

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА

1. Структура урока изучения нового материала: 

1) Организационный этап. 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

3) Актуализация знаний. 

4) Первичное усвоение новых знаний. 

5) Первичная проверка понимания. 

6) Первичное закрепление. 

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 

8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 

2. Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап. 

2) Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.

3) Сообщение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные). 

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). 

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока обобщения и систематизации знаний.

1) Организационный этап. 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

3) Актуализация знаний. 

4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 

7) Формулирование выводов по изученному материалу.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока контроля знаний, умений, навыков 

1) Организационный этап. 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности общеучебных умений. (Выполнение заданий, которые по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого обучающегося). 

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 

1) Организационный этап. 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 

4) Выполнение обучающимися работы над ошибками. 

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура комбинированного урока. 

1. Организационный этап. 

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

4. Актуализация знаний. 

5. Первичное усвоение новых знаний. 

6. Первичная проверка понимания. 

7. Первичное закрепление. 

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Работа по группам

Сейчас я предлагаю вам поиграть в кубики, но это не простые кубики: подобно кирпичикам, из которых строится здание, эти кубики будут «строительным материалом» урока. Каждый кубик – это этап урока, который вам нужно будет собрать, учитывая его характерные черты. Мы сейчас постараемся выстроить урок комбинированного типа.

Каждая группа получает набор кубиков, а также карточки с названием этапов урока и карточки с текстом, обозначающим характерные черты каждого этапа.

Этапы урока:

1. Организационный этап. 

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

4. Актуализация знаний. 

5. Первичное усвоение новых знаний. 

6. Первичная проверка понимания. 

7. Первичное закрепление. 

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Характерные черты каждого этапа урока:

1. дидактическая задача этапа урока

2. содержание этапа

3. условия достижения положительных результатов

4. показатели выполнения дидактической задачи этапа

5. требования к реализации дидактической задачи этапа

              * способы активизации на данном этапе

              - ошибки, допускаемые при реализации этапа

Задание: карточки необходимо наклеить на кубик так, чтобы получилась полная «картинка» этапа урока. Каждая группа должна собрать по 3-4 этапа, которые определятся жеребьёвкой. (Представители от групп тянут жетоны по 1 этапу).

Участники семинара во время обсуждения могут задавать друг другу вопросы. В итоге у нас должен получиться урок.

Смайлики с ошибками и способами активизации (цветные и серые) к этапу нужно подобрать, но не наклеивать на кубик.

После выступлений с презентацией результатов своей работы группы называют ошибки, допускаемые при реализации этапа урока. Этих «колючих» ошибок мы должны избегать при конструировании урока, поэтому в наш макет мы их включать не будем.

У нас получился макет правильного урока комбинированного типа, отвечающего всем требованиям ГОС. Но современный урок должен быть ярким, запоминающимся и добрым, поэтому придать изюминку смогут способы активизации на каждом этапе. Я попрошу теперь представителей каждой группы внести «изюминку» в свои этапы в виде ярких смайликов, на которых отражены способы активизации деятельности на каждом этапе.

Вот теперь наш урок не только методически грамотно выстроен, но и несёт атмосферу радости и увлечённости.

Сергей Иосифович Гессен - русский философ, педагог, правовед, публицист, создатель собственной философии образования (преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее; цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации), сказал: “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”. То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия преподавателя и обучающихся, организовать самостоятельную деятельность обучающихся в учебном процессе; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Структура технологической карты включает в себя следующие разделы:

I Общие сведения

Урок № ___ дата __________

Преподаватель ______________________

Курс ______ группа ___________

Специальность _____________________________________________________

Дисциплина, МДК, ПМ ______________________________________________

Тема урока ________________________________________________________

II Задачи и планируемые результаты

Задачи:

образовательные

воспитательные

развивающие

         Планируемые результаты:

предметные  

личностные

         Формируемые компетенции:

ОК

ПК

III Формы, связи и ресурсы

междисциплинарные связи

формы деятельности

формы обучения

         Ресурсы:

основные

дополнительные

IV Тип и цель урока

тип урока

цель урока

V Этап урока

наименование этапа урока

время

дидактическая задача этапа

содержание этапа

используемые методы и приёмы

деятельность преподавателя

деятельность обучающихся

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

- используются эффективные методы работы с информацией;

- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся;

- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

При самоанализе преподаватель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока.


 

Заключение

Так что же представляет из себя современный урок?

         Современный урок – это:

- урок с использованием техники (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.);

- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

- урок, содержащий разные виды деятельности;

- урок, на котором обучающемуся должно быть комфортно;

- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности студента; 

- современный урок развивает у обучающихся креативное мышление;

- современный урок воспитывает думающего студента;

- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Закрепление.

В качестве закрепления изученного в ходе нашей совместной работы прошу вас составить синквейн по теме «Урок» (3 минуты – составление, 2 минуты – выступления)

Подведение итогов.

- Что нового о современном уроке Вы сегодня для себя узнали?

- Необходимо ли это знание Вам в организации урока?

- Полезны ли будут навыки, полученные Вами в ходе участия в работе семинара?

Рефлексия 

Прошу всех выразить своё мнение о проведённом семинаре с помощью «ладошек ожиданий», оправдались ли ваши пожелания. На обратной: стороне каждый палец – какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение:

Для меня важно и интересно ……………….

Я получил(а) конкретные рекомендации ……………………………

Мне было трудно (не понравилось) ……………………………………

Моя оценка психологической атмосферы …………………………….

Для меня было недостаточно ……………………………………………

Благодарю всех за участие в семинаре-практикуме! Успехов вам!                     


 

Приложение 1

Общие требования к современному уроку.

Дидактические: 

- четкое формулирование задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами; 

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием ППССЗ и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся; 

- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний сформированности умений и навыков; 

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока;

- реализация на уроке все дидактических принципов

- создание условий успешного обучения студентов   

Психологические: 

- учет  индивидуальных особенностей и возможностей обучаемых (памяти, - внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы); 

- индивидуализация и дифференциация в организации учебной деятельности. 

Организация познавательной деятельности студентов: 

- четкая формулировка цели, постановка задач и доведение их до обучаемых; 

- построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах учебного занятия; 

- выбор наиболее рациональных видов деятельности обучаемых и методов обучения в соответствии с поставленными задачами; 

- система организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной самостоятельности; 

- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм деятельности

обучающихся; 

- разнообразие средств организации учебной деятельности;

- учет трудностей, встречающихся при усвоении содержания, дидактическая подготовленность к их преодолению; 

- оперативная корректировка учебной деятельности. 

Требования к технике проведения урока: 

- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к обучению, воспитывать потребность в знаниях; 

- темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия преподавателя и обучающихся -  завершенными; 

- необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и обучающихся; должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

- на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; 

- по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

- преподаватель должен обеспечить активное обучение каждого студента

Гигиенические требования к уроку:  

- соблюдение температурного режима;

- необходимость проветривания учебного кабинета;

- соблюдение нормативов освещение рабочего места обучающегося

- учет кризисов внимания;

- соблюдение правильной позы обучающегося.  


 

Приложение 2

         Рецепт хорошего урока.

1. Возьмите дюжину самых лучших эмоций, отберите те, которые лишены разочарований, злопамятности и недовольства. Разделите их на 5 или 6 уроков, которые приходится проводить каждый день.

2. Добавьте в каждый свой урок:
- 12 порций мудрости
- 11 порций терпения
- 10 порций храбрости
- 9 порций работоспособности
- 8 порций оптимизма
- 7 порций преданности своему делу
- 6 порций творчества
- 5 порций доброты
- 4 порции заботы о здоровье
- 3 порции юмора
- 2 порции такта
- 1 порцию веры в каждого ученика

В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение готовящего. Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей студентам урок сервируйте спокойствием и профессионализмом преподавателя.


 

Список использованной литературы

1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2015г.

2.Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011г .

3. Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964  

4. Зайцев В.С Современный урок в условиях реализации Федерального образовательного стандарта среднего специального образования. Учебно-методическое пособие.-Челябинск, ЗАО «Библиотека Миллера», 2018 г.

Интернет ресурсы

1. www.nsportal.ru/.../proektirovanie-sovremennogo-uroka-tselepolaga...


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Методическая разработка содержит материалы для проведения семинара-практикума для преподавателей «Модель современного урока» с использованием нетрадиционных форм и методов, в сочетании с элементами мультимедийных технологий

Методическая разработка содержит материалы для проведения семинара-практикума для преподавателей «Модель современного урока» с использованием нетрадиционных форм и методов, в сочетании с элементами мультимедийных технологий

Содержание Пояснительная записка 4 1

Содержание Пояснительная записка 4 1

Пояснительная записка Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных специалистов

Пояснительная записка Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных специалистов

Форма взаимодействия всех участников семинара-практикума – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

Форма взаимодействия всех участников семинара-практикума – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

Технология «мозгового штурма»: - задания в группе предусматривают применение элементов данной технологии при обсуждении «картинки» конкретного этапа урока

Технология «мозгового штурма»: - задания в группе предусматривают применение элементов данной технологии при обсуждении «картинки» конкретного этапа урока

Методические рекомендации к проведению семинара-практикума

Методические рекомендации к проведению семинара-практикума

Ход семинара - практикума. Тема : “Модель современного урока»

Ход семинара - практикума. Тема : “Модель современного урока»

Каким должен быть современный урок в образовательном учреждении? -Что влияет на «современность» урока? (версии участников семинара-практикума)

Каким должен быть современный урок в образовательном учреждении? -Что влияет на «современность» урока? (версии участников семинара-практикума)

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы

Конечно, требуется время. Но много зависит от желания и характера преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки

Конечно, требуется время. Но много зависит от желания и характера преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки

Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно-компетентным подходом

Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно-компетентным подходом

А.А. Бударному). В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм

А.А. Бударному). В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм

Отличия традиционного урока от современного урока

Отличия традиционного урока от современного урока

Оценивание обучающихся Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Оценивание обучающихся Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке

Этапы конструирования современного урока 1

Этапы конструирования современного урока 1

Схематично алгоритм разработки урока можно представить следующим образом:

Схематично алгоритм разработки урока можно представить следующим образом:

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков

Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков

Постановка цели и задач урока.

Постановка цели и задач урока.

У нас получился макет правильного урока комбинированного типа, отвечающего всем требованиям

У нас получился макет правильного урока комбинированного типа, отвечающего всем требованиям

Курс ______ группа ___________

Курс ______ группа ___________

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: - учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; - используются…

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: - учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; - используются…

Заключение Так что же представляет из себя современный урок?

Заключение Так что же представляет из себя современный урок?

Я получил(а) конкретные рекомендации ……………………………

Я получил(а) конкретные рекомендации ……………………………

Приложение 1 Общие требования к современному уроку

Приложение 1 Общие требования к современному уроку

Требования к технике проведения урока: - урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к обучению, воспитывать потребность в знаниях; - темп и ритм урока должен быть…

Требования к технике проведения урока: - урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к обучению, воспитывать потребность в знаниях; - темп и ритм урока должен быть…

Приложение 2 Рецепт хорошего урока

Приложение 2 Рецепт хорошего урока

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2020