Методическая разработка Система охлаждения двигателя
Оценка 4.8

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Оценка 4.8
doc
21.12.2019
Методическая разработка Система охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

 «Система охлаждения двигателя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


 

Цели занятия:

1.   Изучить устройство системы охлаждения двигателя ЗИЛ-131 и КамАЗ-740; её неисправности, признаки, причины и способы устранения. Привитие курсантам бережного отношения к военной технике.

2.   Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.

3.   Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость. 

 

Время: 2 часа

Место:кабинет по устройству и эксплуатации АТТ

Учебно - материальное обеспечение:

Плакаты:  «Система охлаждения автомобиля ЗиЛ-131 », «Система охлаждения автомобиля КамАЗ-4310», двигатель КамАЗ-740, приборы и узлы систем охлаждения, жидкостные насосы, термостат, радиатор и др.

 


Распределение времени занятия:

Вступительная часть                                                              5 мин;

Проверка подготовки обучающихся к занятию                          10 мин;

Учебные вопросы занятия:

1. Назначение системы охлаждения, ее виды. Охлаждающие жидкости и требования к ним                                                         25 мин;

2. Устройство и работа системы охлаждения  двигателя Зил-131 и

КамАЗ-740                                    25 мин;

3. Неисправности системы охлаждения, их признаки, причины, способы обнаружения и устранения              20 мин;

Заключение                                                                                                    5мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Содержание занятия

 

Вступительная часть

 

-        принять рапорт дежурного по группе;

-        проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

-        ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

-        провести опрос по ранее изученному материалу:

Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа,

 

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.

Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.

Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения.

При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на, самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов, общее устройство транспортного средства.

                       при рассмотрении первого вопроса, особое внимание следует уделить охлаждающим жидкостям, применяемым на автомобилях семейства КамАЗ, требования к ОЖ.

_    при рассмотрении второго вопроса необходимо особое внимание уделить работесистемы охлаждения двигателей Зил-131 и КамАЗ-740

                       при изучении третьего вопроса обратить внимание обучающихся на неисправности системы охлаждения, способы их обнаружения и устранения.

подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив курсантам о необходимости своевременного и качественного  технического обслуживания.

В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.

 

 

 


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Назначение системы охлаждения, её виды.

Охлаждающие жидкости и требования предъявляемые к ним.

 

В современных автомобильных двигателях в полезную работу превращается лишь 25-40% теплоты, выделяющейся в цилиндрах двигателя, остальная теплота уносится отработавшими газами, с охлаждающей жидкостью или воздухом и затрачивается на трение, рассеивание в окружающую среду внешними поверхностями двигателя и др.

Теплота, не используемая на выполнение полезной работы, а также её затраты на указанные виды потерь составляет тепловой баланс двигателя.

 

Qдв. =Qп.р+Qог+Qот+Qв.Qтр+Qдр.

 

Сгорание рабочей смеси в двигателе происходит при высоких температурах (2100-2300˚С) и без принудительного охлаждения такие детали, как цилиндр, поршень и направляющие втулки клапанов нагревались бы до температуры, значительно превышающей температуру воспламенения (вспышки) масла. Поэтому для поддержания нормального теплового режима работы узлов и механизмов необходимо непрерывно отводить теплоту от взаимодействующих деталей, не допуская их перегрева. Для этого и служит система охлаждения двигателя; т.е система охлаждения служит для создания и поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. Следует поддерживать тепловой режим двигателя в пределах 80-95˚С независимо от его нагрузки и температуры окружающей среды.

На современных поршневых двигателях применяют жидкостное или воздушное охлаждение. При воздушном охлаждении через оребрёные поверхности блока и головки цилиндров излишняя теплота отводится потоком воздуха, создаваемым вентилятором.

Воздушная система охлаждения двигателя проста по конструкции, удобство её обслуживания, исключает опасность размораживания двигателя. Но существенный её недостаток большой расход мощности на приведение в действие вентилятора и затрудняется пуск двигателя при низкой температуре из-за отсутствия возможности прогрева его горячей водой.

На автомобильных двигателях наибольшее распространение получили жидкостные системы с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Такие системы более эффективны в работе, а вместе с пусковыми устройствами обеспечивают лёгкий пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха и создают меньший шум при работе.

 

Охлаждающие жидкости.

В качестве охлаждающих жидкостей для систем охлаждения двигателей применяется вода и этиленгликолевые жидкости (антифризы).

 Охлаждающие жидкости должны удовлетворять следующим основным требованиям:

-         обладать высокой теплоёмкостью;

-         небольшой вязкостью;

-         не горючестью;

-         безвредностью;

-         дешевизной;

-         иметь низкую температуру замерзания;

-         высокую температуру кипения;

-         не способствовать образованию накипи в системе охлаждения.

Вода как охлаждающая жидкость имеет ряд положительных свойств:

-         высокую теплоёмкость;

-         оптимальную вязкость;

-         безопасность в пожарном отношении;

-          не токсичность.

Основные недостатки воды:

-         недостаточно низкая температура замерзания;

-         увеличение объёма при замерзании (примерно 10%);

-         не высокая температура кипения;

-         образование накипи, которая обладает плохой теплопроводностью.

Интенсивность образования накипи в системе охлаждения зависит от жёсткости воды, которая создаётся растворимыми солями, в основном кальция и магния.

Вода рек, прудов, озёр считается умеренно жёсткой (до 4 мг·экв/л). Дождевая и снеговая вода имеет не более 0,04 мг·экв/л и даёт наименьшее количество накипи. Вода из колодцев и ключей обычно жёсткая (8-12 мг·экв/л) и её применять в системе охлаждения без умягчения не желательно.

Смягчить воду можно путём кипячения в течении 30-40 мин; прибавлением технического Трилона Б (2г на 1л воды), гексаметаN(PO2) 5-6г на 1л воды, тринатрийфосфатаNa3PO4 6,2г на 20 л воды, хромпика К2Сч2О7, а также можно прибегать к известково-содовому (СаО и N2СО3), аммиачному и зольному методу для смягчения воды.

Низкозамерзающие жидкости (антифризы) предназначены для заправки системы охлаждения при низких температурах.

 Они представляют собой водный раствор технического этиленгликоля с добавлением антикоррозионных присадок. Наиболее распространены низкозамерзающие жидкости марки «40» и «65» с температурой замерзания соответственно не выше –40º и -65ºС. В качестве антикоррозионных присадок в антифризы вводят динатрийфосфат и декстрин.

Жидкость марки «40» светло-желтого цвета и содержит 33% этиленгликоля и 47% воды, а марки «65» -66% этиленгликоля и 34% воды.

Широкое применение имеет низкозамерзающая жидкость «Тосол». Жидкость готовится на основе этиленгликоля, содержит антикоррозионные присадки и антивененитель.

Выпускается три марки Тосола:

  1. Тосол-А;

   2. Тосол А-40;

 3.  Тосол А-65.

 

Тосол А представляет концентрированный этиленгликоль, содержащий присадки. Пользоваться Тосолом А следует только после разведения его с дистиллированной водой. Смесь Тосола А и воды в соотношении 1:1 имеет температуру кристаллизации -35ºС.

Водный раствор Тосол А с температурой застывания не выше -40ºС маркируют как Тосол А-40, с температурой застывания -65ºС как Тосол А-65. Определить марку Тосола можно, замерив, плотность. Тосол А имеет плотность в пределах 1,12÷1,14; Тосол а-А-40 1,075÷1,085 и Тосол А-65 1,085÷1,095.

 

Вывод.Своевременные охлаждающие жидкости обеспечивают лёгкий пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха и не создают накипь в системе охлаждения, обеспечивая долговременную бесперебойную работу двигателя в целом.

 

Ответить на вопросы.

 

 


 

2. Устройство и работа системы охлаждения двигателя   ЗИЛ-131.

 

Система охлаждения предназначена для поддержания нормального теплового режима двигателя.

В двигателях ЗИЛ-131 она жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; заправочный объём 29л (с расширительным бачком 31л).

Преимущество закрытой системы состоит в том, что она позволяет повысить температуру кипения охлаждающей жидкости и почти устраняет потери жидкости от испарения.

Система охлаждения включает:

-     радиатор;

-     водяной (жидкостный) насос;

-     рубашки охлаждения;

-     термостат;

-     вентилятор;

-     жалюзи;

-     соединительные трубопроводы;

-     шланги (патрубки);

-     контрольные приборы (указатель температуры воды и контрольная лампа, которая загорается при достижении температуры охлаждающей жидкости 115ºС).

На некоторых автомобилях устанавливается расширительный бачок.

Радиатор предназначен для интенсивного охлаждения жидкости.

 На двигателе ЗИЛ-131 устанавливается трубчато-ленточный трех рядный радиатор, состоящий из:

-     верхнего бачка;

-     сердцевины;

-     нижнего бочка.

 Установлен радиатор перед двигателем и крепится к поперечной раме в двух точках через резиновые подушки.

Верхний бачок изготовлен из латуни, имеет заливную горловину, закрываемую пробкой, датчик контрольной лампы, патрубок для подсоединения подводящего шланга.

Сердцевина состоит из, трёх рядов латунных трубок, располагаемых в глубину одна за другой.

 Между соседними рядами трубок впаяна гофрированная широкая лента. При такой конструкции сердцевина, охлаждающая поверхность её при тех же размерах, что и у трубчато-пластинчатой сердцевины, возрастает; вследствие чего такие радиаторы получили большое распространение.

Нижний бачок латунный, имеет патрубок для соединения с водяным насосом и сливной краник. За радиатором установлен вентилятор, который направляет поток воздуха через радиатор.

Водяной насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе.

 Насос центробежного типа, крепится к переднему торцу блока цилиндров. Привод жидкостного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двигателя клиновидным ремнём.

Насос состоит из:

-     корпуса;

-     корпуса подшипников;

-     валика;

-     крыльчатки;

-     уплотнительного устройства (сальника);

-     ступицы шкива вентилятора;

-     шкива привода насоса.

Корпус подшипников имеет маслёнку и контрольное отверстие для выхода смазки, а внизу контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости в случае повреждения сальника. Валик насоса вращается в двух шарикоподшипниках. На переднем конце валика установлены шкив вентилятора на двух шарикоподшипниках и ступица шкивов привода водяного насоса и компрессора. Ступица этих шкивов закреплена на валике с помощью разрезной конусной втулки и гайки со шплинтом. Такое крепление обеспечивает возможность подтягивания ступицы в процессе эксплуатации в случае ослабления крепления. Крыльчатка насоса изготовлена из чугуна и закреплена на валике болтом.

Термостат предназначен для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости, в системе охлаждения двигателя.

На ЗИЛ-131 установлен термостат с твёрдым наполнителем. Термостат с твердым наполнителем помещён в патрубок, отводящий охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров в радиатор.

 Термостат состоит из медного баллона, закрытого крышкой, в которой закреплена мембрана.

 Баллон заполнен активной массой, состоящей из:

-     церезина (нефтяной воск);

-     медного порошка.

На мембрану опирается шток, который шарнирно соединён с заслонкой. Заслонка пружиной удерживается в закрытом положении.

При холодном двигателе активная масса в баллоне находится в твердом состоянии и заслонка термостата под действием пружины закрыта. Охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует. При нагревании до 68-72ºС активная масса баллона начинает плавится и, увеличивается в объёме, приподнимая мембрану. Мембрана действует на шток, который открывает заслонку, пропуская охлаждающую жидкость в радиатор. При снижении температуры церезин уменьшается в объёме, и заслонка под действием пружины закрывается.

 

Вентилятор предназначен для создания охлаждающего потока воздуха через радиатор.

 Вентилятор двигателя ЗИЛ-131 шести лопастный, изготовлен из листовой стали. Привод вентилятора осуществляется клиновидным ремнём от шкива коленчатого вала, причём вентилятор приводится в действие независимо от водяного насоса, что позволяет при преодолении бродов отключать вентилятор, ослаблением ремня не прекращая вращения водяного насоса гидроусилителя рулевого управления. Натяжение ремня привода вентилятора осуществляется перемещением генератора на кронштейне. При нормальном натяжении прогиб ремней привода водяного насоса и вентилятора под действием усилия 4кгс должен быть 8-14мм на середине ветви.

Жалюзи предназначены для регулирования проходящего потока воздуха через радиатор.

 Жалюзи установлены перед радиатором и представляют собой набор пластин-створок, шарнирно закреплённых в каркасе. Привод жалюзи осуществляется из кабины автомобиля с помощью тяг и рычагов, рукоятка расположена с левой стороны в кабине.

Охлаждающая жидкость из системы охлаждения сливается через три краника:

-     один находится на патрубке радиатора;

-     два в нижней части водяной рубашки обеих секций блока (а при наличии пускового подогревателя второй находится на котле пускового подогревателя);

 

Работа системы охлаждения.

Центробежный насос, получающий вращение от коленчатого вала, засасывает воду из нижней части радиатора через нижний шланг и нагнетает её в два канала в верхней части водяных рубашек левого и правого ряда цилиндров. Проходя по водяным рубашкам, охлаждающая жидкость охлаждает гильзы. Движение охлаждающей жидкости в рубашке блока цилиндров частично осуществляется методом термосифона. Затем охлаждающая жидкость проходит в рубашку охлаждения головок блока, через рубашку охлаждения впускного трубопровода и верхний шланг охлаждающая жидкость поступает в верхний бачок радиатора. Протекая по большому количеству трубок из верхнего бочка в нижний, охлаждающая жидкость отдаёт тепло окружающему воздуху и охлаждается. Этот путь охлаждающей жидкости называют циркуляцией по большому кругу.

При пуске и работе непрогретого двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 72ºС, её циркуляция происходит по малому кругу. В этом случае жидкость не поступает в радиатор, так как клапан термостата закрыт, а проходит из рубашки впускного трубопровода через перепускной канал, омывая термостат, снова поступает к жидкостному насосу, обеспечивая тем самым быстрый прогрев холодного двигателя. По мере повышения температуры охлаждающей жидкости клапан термостата открывается и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу.

Одновременно из рубашки впускного трубопровода охлаждающая жидкость также поступает в рубашку охлаждения компрессора, а из неё по шлангу возвращается в насос.

Кроме основного назначения, система охлаждения используется для отопления кабины автомобиля. Для этого в отопительной системе имеются специально встроенный в кабине радиатор, к которому через кран, ввёрнутый в рубашку охлаждения впускного трубопровода, и шланги подаётся охлаждающая жидкость и отводится в жидкостной насос.

Обобщая работу системы охлаждения, отметим, что поддерживание постоянного теплового режима двигателя достигается: автоматическим регулированием интенсивности циркуляции воды посредством термостата; регулированием интенсивности циркуляции воздуха при помощи жалюзи, изменением числа лопастей вентилятора, изменением угла наклона лопастей вентилятора.

 


Особенности устройства и работы системыохлаждения

двигателя КамАЗ-740.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Для компенсации температурных изменений объёма жидкости и компенсации пара в системе предусмотрен расширительный бачок.

Система охлаждения рассчитана на применение антикоррозийной не воспламеняющейся низкозамерзающей жидкости Тосол А-40 или Тосол А-65. Допускается применение в системе охлаждения воды в сочетании с умягчающими и антикоррозионными присадками.

Заправочная ёмкость системы охлаждения двигателя КамАЗ-740 - 35л.

Система охлаждения состоит из:

-     жидкостного насоса;

-     вентилятора с управляемым гидравлическим приводом (гидромуфта привода вентилятора, регулятор-выключатель гидромуфты);

-     радиатора с жалюзи;

-     расширительного бачка;

-     термостатов;

-     контрольно-измерительных приборов;

-     полостей;

-     каналов в блоке цилиндров, головках;

-     трубопроводов.

Жидкостный насос центробежного типа создаёт постоянную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. Он установлен на переднем торце левого блока цилиндров двигателя.

Вентилятор осевого типа, пятилопастной, создаёт регулируемый поток воздуха через сердцевину радиатора системы охлаждения. Он крепится на ступице ведомого вала гидромуфты и размещён в кожухе. При вращении вентилятора кожух формирует поток воздуха, направленный через сердцевину радиатора, и тем самым повышает эффективность вентилятора.

Привод вентилятора гидравлический с автоматическим поддержанием оптимального температурного режима двигателя.

Он состоит из:

-     гидромуфты;

-     регулятора-выключателя режима её работы.

Гидромуфта привода вентилятора обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к вентилятору и снижение динамических нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала, а также позволяет осуществлять автоматическое регулирование частоты вращения вентилятора путём изменения расхода масла, проходящего через рабочую полость гидромуфты.

Регулятор-выключатель обеспечивает автоматическое изменение частоты вращения вентилятора, а следовательно, и его производительности в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения путём регулирования количества масла, поступающего в полость гидромуфты, а также при необходимости включения или выключения вентилятора.

Гидромуфта устанавливается в передней части двигателя соосно с коленчатым валом в полости, образованной передней крышкой и корпусом подшипника. Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, ступица шкива и шкива генератора, соединённые болтами и вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведущую часть гидромуфты. Она приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством шлицевого вала. Ведомое колесо в сборе с валом и закреплённой на нём ступицей вентилятора, вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведомую часть гидромуфты. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами.

На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колёс имеются радиальные лопатки, отлитые вместе с колёсами. На ведущем колесе их 33, на ведомом 32. Межлопастное пространство колёс образует рабочую полость гидромуфты.

Передача крутящего момента с ведущего колеса гидромуфты на ведомое колесо происходит при заполнении рабочей полости маслом. При работающем двигателе масло, поступающее из масляной магистрали через канал регулятора-выключателя, попадает на лопатки вращающегося ведущего колеса, увлекается им, приобретая кинетическую энергию. В дальнейшем частицы масла, ударяясь в лопатки ведомого колеса, отдают им энергию, обеспечивая вращение ведомых деталей и вентилятора. Частота вращения ведомого колеса с вентилятором при постоянной частоте вращения ведущего колеса зависит от количества масла поступающего в полость гидромуфты. Резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя сопровождается проскальзыванием ведущего колеса относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе.

Регулятор-выключатель золотникового типа установлен на патрубке, подводящем жидкость к правому блоку цилиндров.

Он состоит из:

-   золотника с возвратной пружиной;

-     термосилового датчика и переключателя, содержащего пробку;

-     рычаг;

-     фиксатор.

Термосиловой датчик постоянно омывается охлаждающей жидкостью, циркулирующей от жидкостного насоса в полость правого блока цилиндров.

Гидравлический привод обеспечивает работу вентилятора в трёх режимах:

-     автоматического управления;

-     принудительного включения;

-     принудительного отключения.

Основной режим работы вентилятора - автоматический.

Рычаг регулятора-выключателя гидромуфты имеет три фиксированных положения:

-     „В” – автоматическое управление;

-     „П” – режим принудительного включения;

-     „О” – режим принудительного отключения.

Радиатор трубчато-ленточного типа расположен перед двигателем.

Он состоит из :

теплорассеивающей сердцевины;

верхнего и нижнего бачков;

деталей крепления.

Три ряда расположенных вертикально овальных трубок впаяны в бачки. Для увеличения  рассеивающей поверхности пространство между трубками заполнено гофрированной медной лентой. К бачкам припаяны боковые стойки, образующие вместе с нижней пластиной каркас. Радиатор в сборе с кожухом вентилятора крепится к кронштейнам рамы через резиновые кольца.

Жалюзи створчатого типа регулируют интенсивность обдува радиатора встречным потоком воздуха. Они размещены перед радиатором и состоят из горизонтально расположенных пластин, установленных шарнирно в рамке, с приводом от рукоятки, расположенной под щитком приборов, справа у рулевой колонки.

Расширительный бачок компенсирует изменение объёма жидкости при её расширении вследствие повышения температуры на работающем двигателе:

-     способствует удалению воздуха и конденсации пара из охлаждающей жидкости;

-     создаёт подпор жидкости в работающем насосе, улучшая условия его работы;

-     позволяет контролировать уровень заполнения системы охлаждения.

Он установлен над двигателем с правой стороны по ходу автомобиля и соединён с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора, водяной полостью блока и компрессором.

В заливной горловине бачка установлена пробка с впускным и выпускным клапанами. Уровень жидкости в бачке контролируется краном.

Термостаты с твёрдым наполнителем и прямым ходом штоков обеспечивают ускоренный прогрев двигателя и автоматическое поддержание оптимального теплового режима при движении автомобиля. Они размещены в коробке, закреплённой на переднем торце правого блока цилиндров.

Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за тепловым состоянием двигателя. Указатель температуры жидкости размещён на щитке приборов, а датчик установлен в коробке термостатов. Сигнальная лампа перегрева жидкости вмонтирована в шкалу указателя температуры, а датчик установлен в трубопроводе двигателя.

При работе двигателя жидкостный насос подаёт жидкость через отверстия в блоке цилиндров в полость левого ряда цилиндров, а через трубопровод в полость правого ряда цилиндров. В дальнейшем жидкость поступает в полости головок блока цилиндров и далее по трубопроводам в коробку термостатов.

В зависимости от температуры жидкости термостаты направляют её по малому или большому кругу циркуляции или по обоим кругам одновременно.

Оптимальный тепловой режим двигателя создаётся и поддерживается автоматически с одной стороны, с помощью термостатов, с другой регулированием интенсивности воздушного потока, проходящего через радиатор к вентилятору, с помощью регулятора-выключателя гидромуфты.

 

Вывод.Преимущество закрытой системы охлаждения, применяемой на современных автомобилях состоит в том, что она позволяет повысить температуру кипения охлаждающей жидкости и почти устраняет потери жидкости от испарения.

 

Ответить на вопросы.

 

 


 

3 Неисправности системы охлаждения, их признаки, причины, способы обнаружения и устранения.

 

Нормальная работа системы охлаждения оказывает решающее влияние на мощность двигателя, его долговечность и на расход горючего, Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо своевременно обнаруживать и устранять неисправности.

Основными неисправностями системы охлаждения в процессе эксплуатации являются:

-     повышенная температура в системе охлаждения;

-     медленный прогрев двигателя;

-     повышенный расход охлаждающей жидкости.

 

       Причины неисправностей.

   Способы устранения неисправностей.

Повышение температуры охлаждения.

Закрыты жалюзи.

Открыть жалюзи.

Недостаточное кол-во жидкости в системе охлаждения.

Дозаправить систему охлаждения до нормы.

Недостаточное натяжение или обрыв приводного ремня жидкостного насоса и вентилятора.

Отрегулировать натяжение

приводных ремней или заменить их.

Неисправность термостатов.

Заменить термостаты.

Загрязнение поверхности радиатора.

Продуть радиатор сжатым

воздухом или промыть водой.

Загрязнение внутренних поверхностей системы охлаждения или отложение на них накипи и продуктов коррозии.

Промыть систему охлаждения чистой водой.

При отложении накипи промыть систему

 охлаждения спец.раствором.

Выключатель гидромуфты установлен в положении „О”

Перевести рычаг выключателя в положение „В”

Вентилятор работает неэффективно (замедленное вращение или остановка).

Отрегулировать ход штока регулятора, проверить

 поступление масла или временно перевести

переключатель в положение„П”.

Вспенивание низкозамерзающей жидкости и вследствие этого ухудшение теплоотвода в результате проникновения масла в систему охлаждения через крепление термосилового датчика.

Подтянуть гайку крепления датчика.

Пониженная температура охлаждающей

жидкости в системе, медленный прогрев

Неисправность термостатов (клапаны постоянно открыты).

Заменить термостаты.

Жалюзи не закрываются.

Устранить неисправность в приводе.

Рычаг регулятора-выключателя находится в положении „П”.

Установить рычаг в положение „В”.

Повышенный расход охлаждающей жидкости.

Течь жидкости через соединения в системе охлаждения.

Подтянуть соединения.

Износ уплотнения жидкостного насоса (течь жидкости из дренажного отверстия корпуса насоса).

Заменить детали уплотнения насоса.

Нарушение герметичности пробки заливной горловины радиатора (расширительного бачка).

Заменить прокладку пробки или пробку

радиатора (бачка).

Нарушение герметичности трубопроводов, стенок расширительного бачка, радиатора.

Отремонтировать (устранить) гайкой

или заменить

неисправные детали.

Охлаждающая жидкость попадает в систему смазки по резиновым уплотнителям кольцам гильз цилиндров или через резиновую прокладку головки цилиндров.

Заменить уплотнительные кольца гильз

или резиновую

прокладку головки цилиндра.

 

Вывод.Своевременное и качественное техническое обслуживание системы охлаждения двигателя продляет срок его службы, обеспечивая бесперебойную работу автомобиля в целом.

 

Ответить на вопросы.

 


 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      подвести итоги занятия;

-      напомнить тему, цели и учебные вопросы;

-      объявить оценки;

-      ответить на вопросы;

-      отметить активность и дисциплину на занятии;

-      дать задание на самоподготовку.

 

Используемая литература при составлении методической разработки:

1.        Передерий В. П. Устройство автомобиля [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.:- (Профессиональное образование). - www.znanium.com

2.        Стуканов В. А.Устройство автомобилей [Электронный ресурс]:   учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.- (Профессиональное образование). - www.znanium.com

3.        Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум : учеб. пособие / В.А. Стуканов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/93

 

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя

Методическая разработка Система охлаждения двигателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2019