Методическая разработка «Современное определение готовности к школьному обучению»
Вступление.
Глобальные преобразования в политической и социально-экономической структуре нашего общества выдвинули на первый план новые требования в системе народного образования.
Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменениях социально-психологического климата в семье и школе. Это приводит к возрастанию психологической нагрузки на первоклассников и к дезадаптационным явлениям.
Современная ситуация, сложившаяся в системе дошкольного и школьного образования характеризуется рядом позитивных сдвигов, которые в первую очередь связаны с реализацией гуманистического подхода к процессу обучения детей. Среди многих проблем, возникающих в контексте гуманизации образования и его реформирования, особо важное значение в настоящее время приобретает проблема психологической подготовки детей к школьному обучению и успешной адаптации детей к условиям школы.
До сих пор не решены многие проблемы, возникшие в практике работы дошкольных образовательных учреждений по психологической подготовке детей к учебной деятельности, с которыми сталкиваются воспитатели, педагоги, родители и от нерешенности которых больше всего страдают дети. Специальные исследования по подготовке детей к школе показывают, что имеется множество трудностей психологического плана, приводящих к неуспешности учебной деятельности, дезадаптационным явлениям и требующих своевременного обнаружения и коррекции.
Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Вернее была сформулирована как проблема, а существовала на самом деле всегда. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но и практически во всех цивилизованных странах. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, предъявляют серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. Вопрос о готовности ребенка к школьному обучению является одним из актуальных на сегодняшний день. Это связано еще и с тем, что в настоящее время осуществлен переход на обучение детей дошкольного возраста, то есть с 6-ти лет. Между тем современная школа предполагает наличие у ребенка, поступающего в первый класс, свойств и способностей, неспецифичных для 6-летнего возраста.
Школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными взаимоотношениями и переживаниями. Причем внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, связана с учением и учебными делами. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Утрата же соответствующего положения в школе и неумение оказаться на высоте вызывают у него переживание потери основного стержня своей жизни, той социальной почвы, стоя на которой он чувствует себя членом единого общественного целого. Следовательно, вопросы школьного обучения - это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.
У детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих и не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются отклонения в состоянии здоровья и, прежде всего, нервно-психические нарушения.
Понятие готовность ребенка к обучению.
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970 и другие). Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в создании ими тестов, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций. В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л. С. Выготского (Л.И. Божович, 1968; Д.Б. Эльконин, 1989; Н.Г. Салмина, 1988; Е.Е. Кравцова, 1991 и другие).
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С.Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.
Л.С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.
Обучение в дошкольном возрасте характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Подготовка ребенка-дошкольника к школе зачастую ошибочно сводится к обучению чтению, письму, счету. Можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.
Позиции разных авторов.
В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры в рамках различных исследовательских подходов.
К первому подходу относятся все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход связан с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста через перенос части программы 1-го класса в подготовительную группу детского сада. Авторы этих работ (Т.В. Тарунтаева, 1980; Л.Е. Журова, 1978 и др.) продемонстрировали, что путем социальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты и тем самым существенно улучшить их подготовку к школьному обучению.
Другими словами, проблему готовности к школьному обучению следует понимать не как психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения и жизни, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.
В работах, принадлежащих второму подходу, исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности, и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. В специальных исследованиях (Т.С. Комарова, 1974; А.Н. Давидчук, 1973; Т.Н.Доронова, 1979; О.М. Анищенко, 1979 и др.) выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работу других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась психологическая готовность к школьному обучению.
Выявлению единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы, которые относятся к третьему подходу. Этому подходу соответствует исследование Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского (1972). Гипотеза авторов состояла в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школьному обучению, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Авторы использовали модифицированную методику К. Левина, направленную на выявление уровня пресыщения. Перед ребенком ставилась задача: перенести очень большое количество спичек из одной кучки в другую, причем правило состояло в том, что можно было брать только по одной спичке. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с задачей вопреки пресыщению и даже в отсутствие взрослого.
В рамках четвертого подхода выполнено исследование Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской (Л.И. Цеханская, 1970). В ней показателем готовности к школьному обучению выступает умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Методика, использовавшаяся в работе, состояла в том, что перед детьми ставилась задача: нарисовать узор под диктовку.
Е.Е. Кравцова придерживается гипотезы, согласно которой потеря непосредственности в общении со взрослыми и, соответственно, обретение произвольности, понимаемой как способность подчинять свое поведение определенным задачам и соответствующим им правилам и требованиям, выступает существенным компонентом психологической готовности к школьному обучению.
Наконец, можно выделить пятый подход группы исследователей, которые понимают под готовностью ребенка к обучению определенный уровень школьной зрелости. Под школьной зрелостью подразумевается уровень функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
Современное определение готовности ребенка к обучению.
Готовность к школе — понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ребенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы различаются между собой и по программам, и по методам обучения. Что еще важнее — это различный возраст начала обучения.
Готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готовности к другому. Поэтому показатель достаточной готовности ребенка к школе зависит от особенностей самой школы. Однако проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной системе, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований некоему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.
Психологическая готовность к школьному обучению — это единство психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Различаются два вида готовности — специальная и общая. В первом случае измеряются индивидуальные показатели преимущественно интеллектуального и сенсомоторного развития, которые сопоставляются с выявленными в широкомасштабных измерениях возрастными стандартами. Если значения индивидуальных показателей не ниже нижней границы, ребенок признается готовым к школьному обучению. В качестве варианта показателей специальной готовности могут быть использованы показатели достижений по программам дошкольного обучения (например, счет в пределах десяти и т.п.).
Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном детстве. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т.д. Принцип оценки готовности остается тем же — сравнение индивидуальных показателей с возрастной нормой.
В последние годы возникло и
развивается представление о гибкой системе школьного обучения, обеспечивающей профилактику
возможных и коррекцию уже возникших трудностей и позволяющей снизить требования
к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих
в школу детей. Именно по этому принципу строятся
наиболее прогрессивные программы классов (групп) шестилетних детей.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
· нормальное физическое развитие и координация движения - предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
· желание учиться - наличие мотивов учения, отношение к нему, как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
· управление своим поведением - произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем и содержащихся в учебнике сведений;
· владение приемами умственной деятельности - предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
· проявление самостоятельности - стремление искать способы решения и объяснения нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
· отношение к товарищам и взрослым - умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
· отношение к труду - сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознание ответственности и важности выполняемого поручения;
· умение ориентироваться в пространстве и тетради, знание единиц измерения, наличие чувственного опыта, глазомера.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.
Заключение.
Современная школа находится в поиске новых моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Несмотря на различия в подходах к обучению в разных школах, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе. Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:
1. Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
2. Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.
3. Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.
У детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих и не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются отклонения в состоянии здоровья и, прежде всего, нервно-психические нарушения. В связи с этим, я считаю необходимым подчеркнуть важность выявления степени соответствия возможностей ребенка требованиям школьного обучения, еще до его поступления в школу.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.