Методическая разработка «Современное определение готовности к школьному обучению»
Оценка 4.7

Методическая разработка «Современное определение готовности к школьному обучению»

Оценка 4.7
Исследовательские работы +8
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
01.11.2020
Методическая разработка «Современное определение готовности к школьному обучению»
Данный материал содержит определение и современные требования готовности ребенка к школьному обучению
Совр определение гот-сти к шк обуч-ю.docx

Методическая разработка «Современное определение готовности к школьному обучению»

 

Вступление.

        

         Глобальные преобразования в политической и социально-экономической структуре нашего общества выдвинули на первый план новые требования в системе народного образования.

         Изменения в системах ценностей и отношений людей сказываются на изменениях социально-психологического климата в семье и школе. Это приводит к возрастанию психологической нагрузки на первоклассников и к дезадаптационным явлениям.

         Современная ситуация, сложившаяся в системе дошкольного и школьного образования характеризуется рядом позитивных сдвигов, которые в первую очередь связаны с реализацией гуманистического подхода к процессу обучения детей. Среди многих проблем, возникающих в контексте гуманизации образования и его реформирования, особо важное значение в настоящее время приобретает проблема психологической подготовки детей к школьному обучению и успешной адаптации детей к условиям школы.

         До сих пор не решены многие проблемы, возникшие в практике работы дошкольных образовательных учреждений по психологической подготовке детей к учебной деятельности, с которыми сталкиваются воспитатели, педагоги, родители и от нерешенности которых больше всего страдают дети. Специальные исследования по подготовке детей к школе показывают, что имеется множество трудностей психологического плана, приводящих к неуспешности учебной деятельности, дезадаптационным явлениям и требующих своевременного обнаружения и коррекции.

         Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Вернее была сформулирована как проблема, а существовала на самом деле всегда. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но и практически во всех цивилизованных странах. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, предъявляют серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. Вопрос о готовности ребенка к школьному обучению является одним из актуальных на сегодняшний день. Это связано еще и с тем, что в настоящее время осуществлен переход на обучение детей дошкольного возраста, то есть с 6-ти лет. Между тем современная школа предполагает наличие у ребенка, поступающего в первый класс, свойств и способностей, неспецифичных для 6-летнего возраста.

         Школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными взаимоотношениями и переживаниями. Причем внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, связана с учением и учебными делами. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Утрата же соответствующего положения в школе и неумение оказаться на высоте вызывают у него переживание потери основного стержня своей жизни, той социальной почвы, стоя на которой он чувствует себя членом единого общественного целого. Следовательно, вопросы школьного обучения - это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.

         У детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих и не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются отклонения в состоянии здоровья и, прежде всего, нервно-психические нарушения.

 

 

 

 

 

 

Понятие готовность ребенка к обучению.

 

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970 и другие). Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в создании ими тестов, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций. В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л. С. Выготского (Л.И. Божович, 1968; Д.Б. Эльконин, 1989; Н.Г. Салмина, 1988; Е.Е. Кравцова, 1991 и другие).

         Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С.Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

         Л.С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.

         Обучение в дошкольном возрасте характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Подготовка ребенка-дошкольника к школе зачастую ошибочно сводится к обучению чтению, письму, счету. Можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяется тем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому эти знания имеют другую структуру. Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в школу – никогда не следует измерять готовность к школьному обучению по формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности.

 

Позиции разных авторов.

 

         В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры в рамках различных исследовательских подходов.

         К первому подходу относятся все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход связан с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста через перенос части программы 1-го класса в подготовительную группу детского сада. Авторы этих работ (Т.В. Тарунтаева, 1980; Л.Е. Журова, 1978 и др.) продемонстрировали, что путем социальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты и тем самым существенно улучшить их подготовку к школьному обучению.

         Другими словами, проблему готовности к школьному обучению следует понимать не как психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения и жизни, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.

         В работах, принадлежащих второму подходу, исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности, и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. В специальных исследованиях (Т.С. Комарова, 1974; А.Н. Давидчук, 1973; Т.Н.Доронова, 1979; О.М. Анищенко, 1979 и др.) выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работу других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась психологическая готовность к школьному обучению.

          Выявлению единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы, которые относятся к третьему подходу. Этому подходу соответствует исследование Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского (1972). Гипотеза авторов состояла в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школьному обучению, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Авторы использовали модифицированную методику К. Левина, направленную на выявление уровня пресыщения. Перед ребенком ставилась задача: перенести очень большое количество спичек из одной кучки в другую, причем правило состояло в том, что можно было брать только по одной спичке. Предполагалось, что если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он сможет справиться с задачей вопреки пресыщению и даже в отсутствие взрослого.

         В рамках четвертого подхода выполнено исследование Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской (Л.И. Цеханская, 1970). В ней показателем готовности к школьному обучению выступает умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Методика, использовавшаяся в работе, состояла в том, что перед детьми ставилась задача: нарисовать узор под диктовку.

         Е.Е. Кравцова придерживается гипотезы, согласно которой потеря непосредственности в общении со взрослыми и, соответственно, обретение произвольности, понимаемой как способность подчинять свое поведение определенным задачам и соответствующим им правилам и требованиям, выступает существенным компонентом психологической готовности к школьному обучению.

         Наконец, можно выделить пятый подход группы исследователей, которые понимают под готовностью ребенка к обучению определенный уровень школьной зрелости. Под школьной зрелостью подразумевается уровень функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.

 

Современное определение готовности ребенка к обучению.

 

Готовность к школе — понятие, которое в последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране сущест­вовала единая система школьного обучения с четко фиксирован­ным возрастом приема в школу, стандартными учебными програм­мами и единообразными методами обучения. Это побуждало учителей и психологов искать общие критерии готовности ре­бенка к школе. Сейчас, при высоком разнообразии подходов к обучению, такие общие критерии невозможны. Школы раз­личаются между собой и по программам, и по методам обучения. Что еще важнее — это различный возраст начала обучения.

Готовность к одному варианту обучения вовсе не означает готов­ности к другому. Поэтому показатель достаточной готовности ребенка к школе зависит от особенностей самой школы. Однако проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной сис­теме, так как существовавшее в этой системе более или менее стихийно сложившееся соответствие школьных требований не­коему «среднему» ребенку данного возраста сейчас соблюдается далеко не всегда.

Психологическая готовность к школьному обучению — это единство психических характе­ристик субъекта, обеспечивающее успеш­ное начало обучения в школе. Различают­ся два вида готовности — специальная и общая. В первом случае измеряются инди­видуальные показатели преимущественно интеллектуального и сенсомоторного раз­вития, которые сопоставляются с выявлен­ными в широкомасштабных измерениях возрастными стандартами. Если значения индивидуальных показателей не ниже нижней границы, ребенок признается го­товым к школьному обучению. В качестве варианта показателей специальной готов­ности могут быть использованы показатели достижений по программам дошкольного обучения (например, счет в пределах десяти и т.п.).

Недостаточная   прогностическая   валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном детстве. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т.д. Принцип оценки готовности остается тем же — сравнение индивидуальных показателей с возрастной нормой.

          В последние годы возникло и развивается представление о гибкой системе школьного обучения, обеспечивающей профилактику возможных и коррекцию уже возникших трудностей и позволяющей снизить требования к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих в школу детей. Именно по этому принципу строятся
наиболее прогрессивные программы классов (групп) шестилетних детей.

          В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

·        нормальное физическое развитие и координация движения - предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

·        желание учиться - наличие мотивов учения, отношение к нему, как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;

·        управление своим поведением - произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем и содержащихся в учебнике сведений;

·        владение приемами умственной деятельности - предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;

·        проявление самостоятельности - стремление искать способы решения и объяснения нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;

·        отношение к товарищам и взрослым - умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

·        отношение к труду - сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознание ответственности и важности выполняемого поручения;

·        умение ориентироваться в пространстве и тетради, знание единиц измерения, наличие чувственного опыта, глазомера.

     На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.

 

 

Заключение.

 

         Современная школа находится в поиске новых моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

Несмотря на различия в подходах к обучению в разных школах, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым можно оценить степень готовности ребенка к школе. Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества. К ним относятся:

1. Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

2. Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

3. Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

         У детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих и не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются отклонения в состоянии здоровья и, прежде всего, нервно-психические нарушения. В связи с этим, я считаю необходимым подчеркнуть важность выявления степени соответствия возможностей ребенка требованиям школьного обучения, еще до его поступления в школу.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка «Современное определение готовности к школьному обучению»

Методическая разработка «Современное определение готовности к школьному обучению»

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, предъявляют серьезные требования к его физическому и психическому здоровью

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, предъявляют серьезные требования к его физическому и психическому здоровью

Понятие готовность ребенка к обучению

Понятие готовность ребенка к обучению

Можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению

Можно уметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению

В работах, принадлежащих второму подходу , исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности, и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях

В работах, принадлежащих второму подходу , исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности, и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях

Методика, использовавшаяся в работе, состояла в том, что перед детьми ставилась задача: нарисовать узор под диктовку

Методика, использовавшаяся в работе, состояла в том, что перед детьми ставилась задача: нарисовать узор под диктовку

Однако проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной сис­теме, так как существовавшее в этой системе более или менее…

Однако проверка готовности в этих условиях становится даже еще более важной, чем при единообразной школьной сис­теме, так как существовавшее в этой системе более или менее…

Именно по этому принципу строятся наиболее прогрессивные программы классов (групп) шестилетних детей

Именно по этому принципу строятся наиболее прогрессивные программы классов (групп) шестилетних детей

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости

На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости

И именно у них чаще всего отмечаются отклонения в состоянии здоровья и, прежде всего, нервно-психические нарушения

И именно у них чаще всего отмечаются отклонения в состоянии здоровья и, прежде всего, нервно-психические нарушения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020