Автор:
Федорова Ольга Валентиновна
библиотекарь отд.№5 МБУК Чертковской «МЦБ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интеллектуального конкурса
«Моя конституция»
Цель:
Увлечь читателей
идеей построения правового конституционного государства РФ.
Задачи:
- повысить гражданско – правовую культуру читателей;
- помочь усвоить основные постулаты Конституции РФ, законодательству Российской Федерации
- повышение гражданской позиции читателей в общественной жизни и
строительстве современного гражданского российского общества.
Возрастная категория: 5 – 11 классы
Состав и число участников: команды по 5 читателей.(количество команд зависит от числа участников конкурса)
Оборудование: ПК библиотекаря; проектор; раздаточный материал, ватман, фломастеры и маркеры, карандаши.
Форма мероприяти: интеллектуальный конкурс, направленный на привлечение к активному участию в общественной жизни страны с опорой на основы конституционного строя Российской Федерации.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день всем! Сегодня, 12 декаря мы празднуем 26 годовщину Российской
Конституции.
В конституции страны
Все права закреплены
Чтобы каждый гражданин
Знал, что он здесь не один.
Право нужно уважать,
И других не унижать,
Жть всегда в законных рамках,
Позабыть о речи хамской.
Конституции желаю:
Пусть её не нарушают,
И еще десятки лет
служит этот документ
1. Подготовительный этап.
А) К конкурсу необходимо подготовить:
- название команды в соответствии с темой конкурса «Моя конституция»
- приветствие и девиз команды;
- эмблема-значок с названием отряда;
Б) Из числа культорганизаторов, библиотекаря и учителей формируется судейская коллегия.
2. Сценарий конкурсной программы «Моя конституция».
Конкурс проводится в форме соревнования по точкам, расположенным в библиотеке и ДК, на которых команды выполняют задания.
А) Знакомство команд: командиры представвляют отчеты по готовности отрядов, приветствие и девиз отряда. Организаторы мероприятия рассказывают о значении конституции РФ, сообщают о правилах и условиях конкурса:
Б) На каждой точке этапа прохождения конкурса отряд получает баллы в зависимости от выполнения задания (от 1 до 10 баллов, в зависимости от сложности этапа). Максимальное время работы на этапах 7 минут. За превышение контрольного времени отряду начисляются штрафные баллы;
После этого каждый отряд получает маршрут-карту конкурса
2.2. Этапы (точки) реализации интеллектуального конкурса «Моя конституция»;
-
1-й этап – «Мы
юные, но тоже имеем право!»
Ведущий: Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что
ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
- Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
- 10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов.
- В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
- Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.
- Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.
- С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
- Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
- Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.
- День Конституции — это день закона,
- (каждый отряд просматривает презентацию «Права детства в Российской Федерации» и выполняет задание, предложенное ведущим конкурса [Этап 1 в приложении]). За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов.;
- 2-й этап – «Право в кроссворде» (отряды заполняют кроссворды, предложенные ведущим конкурса, За качественное выполнение задания отряду дается от 1 до 10 баллов.
-
- 3-й этап – «Мы уважаем право» (отряд выполняет задания, предложенные ведущим конкурса [Приложение 3], при этом используя в работе Конституцию РФ) За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов.
- 4-й этап – «История символики Российской федерации» (отряд выполняет задания, предложенные ведущим и составляют интеллект-карту, используя плакат, и методические материалы ,в завершении демонстрируя её судьям). За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов. Максимальная сумма: 10 баллов;
- 5-й этап – «Права героев наших сказок» (отряды выполняет задания, предложенные ведущим[Приложение 4]. За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов.
- 6-й этап – «Посвящаем строки эти конституции своей»: домашнее задание (конкус чтецов: за 1 минуту чтец, выбранный представителем своего отряда, должен выразительно прочесть стихотворение, посвященное Родине) За выполнение задания команде дается от 1 до 10 баллов.
- 7-й финальный этап –блицтурнир по основам конституционного права. (отряды одновременно отвечают на вопросы экспертов. Бал за правильный ответ получает та команда, которая даёт правильный ответ быстрее других [Приложение 5]. За правильный ответ команде даётся 1 балл. Максимальная сумма: 10 баллов.
Подведение итогов, награждение, Финальный выход
отрядов. Победители определяются определяются судьями по сумме набранных баллов
по итогам всех этапов конкурса.
Ведущий: Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.
(звучит гимн РФ.)
Ведущий: Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Ведущий: Праздник, посвященный
Дню Конституции- это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о
нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Мы еще раз поздравляем вас
с Днем
Конституции! Забудьте все неприятности, давайте будем с надеждой
смотреть в будущее. Здоровья вам и вашим близким! До свидания! До новых встреч!
Приложение 1: «Права детства в Российской Федерации»
Какими правами может пользоваться ребенок: Источник: https://101jurist.com/pravo/osnovnye-prava-rebenka-v-rf.html#i-
Приложение 2
Приложение 3
АНКЕТА
1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
2. Что обязан делать ученик?_____________________________
3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_
4.Что такое права?_____________________________________
5.Что такое обязанности?_______________________________
6.Зачем придумали права людей и обязанности?
Приложение 4
Постарайтесь вспомнить какие права вам известны. Победит тот отряд, который назовёт последнее право.
«Права сказочных героев»
«Выбери правильный ответ» к сказкам-
Лиса и заяц, Лиса и журавль, Царевна -лягушка, Крошечка –Хаврошечка, По щучьему велению, Морозко.
Ведущий - Каждая делегация сегодня старалась выполнять задания вспоминая права сказочных героев, которые созвучны правам ребёнка и взрослого .Но у нас есть с вами и обязанности .На память об ассамблеи сказочных героев вам эти памятки(вручаются памятки
Г-Х Андерсен «Снежная королева».
Какие права Кая нарушила Снежная королева?
Какие права Герды нарушила старуха –волшебница, владелица волшебного сада Какие права Герды нарушили разбойники?
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Права ли была мама – коза, оставив козлят без присмотра?
Послушны ли семеро козлят, всегда ли они делают то, что говорит им мама?
Как волку удалось проникнуть в дом?
Сказка Г-Х Андерсена «Гадкий утенок».
Кто из обитателей птичьего двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
Все ли герои сказки относились друг к другу по- братски?
Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка и справедливо ли это?
1. Какие права Золушки нарушали ее мачеха и сестры?
Какие права восстановила Фея ( тетя Золушки), отправив ее на бал?
Права литературных героев
1.В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?______________________________
2.Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? ______________________________________
3.В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? _____________________________________
4.Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? ___________________________
5.В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?__________________________
6.В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? _______________________
Приложение 5: Блицтурнир по основам конституционного права
опросы задаются по очереди командам)
1. Как переводится с латинского слово «конституция»?
2. Что такое референдум?
3. Кто является гарантом Конституции РФ?
4. Кто носитель суверенитета и единственный источник власти в России?
5. Кто несёт ответственность за образование ребёнка?
6. Можно ли не находясь в России, но, являясь её гражданином, участвовать в выборах?
7. С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права?
8. Кто занимает пост Председателя Правительства в РФ?
9.Кто занимает пост Верховного Главнокомандующего Вооруженных сил России?
10.Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции РФ?
11. Как правильно называется наше государство?
12. Кто из граждан РФ обладает большими
«Право или обязанность?»
Команды должны определить, какое положение отражает право, а какое конституционную обязанность.
Источник: view-source:https://multiurok.ru/files/pravovoi-turnir-konstitutsiia-i-my.html
Просмотр видеоролика «Что же мы празднуем?!» (переход по ссылке:
https://yandex.ru/video/preview?filmId=16754751628047004617&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%20%D0%B4%D0%BD%D1%8E%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B8&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1572600468566152-1057902694184681556800105-vla1-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.