Методическая разработка сценария квеста по внеурочной деятельности «День славянской письменности и культуры».
Оценка 5

Методическая разработка сценария квеста по внеурочной деятельности «День славянской письменности и культуры».

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
история +1
5 кл—6 кл
24.05.2020
Методическая разработка сценария квеста по внеурочной деятельности «День славянской письменности и культуры».
«День славянской письменности и культуры»..docx

Методическая разработка сценария квеста по внеурочной деятельности «День славянской письменности и культуры».

 

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

• Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой.

• Познакомить учащихся с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.

• Обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы.

• Формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы.

Ход мероприятия:

 

Под веселую русскую народную мелодию учащиеся входят в зал, выполняют перестроение, встают полукругом.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия!

-Как называется наша страна, где мы с вами живем? (ответы детей)

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки.

-Кто такие предки? (ответы детей)

Это люди которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

-Как называлась наша страна в древности? (ответы детей)

Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь.

-Почему славяне? На какое слово похоже? (ответы детей)

А это значит, что славяне – славный народ.

-Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии,Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Мы – славяне! (Этот столбик повторяется на каждой станции)

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Мы – славяне!

Раздается колокольный звон – сигнал для начала квеста

 

Ученики получают карты путешествий. (У каждого свои с обозначенным направлением). На каждой станции дети получают жетоны за правильные ответы и хорошо выполненные задания. В конце игры подсчитываются жетоны и определяется победитель игры.

 

1 станция. «Первобытная».

Наскальные символы – буквы, иероглифы. Рисование угольком.

1. Развитие познавательности.

2. Пополнить словарь детей новыми словами "кириллица", «Русь»

Рассказ ведущего станции о первых наскальных изображениях и надписях.

Ведущая станции: Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Практическая деятельность учащихся. Рисование.)

 

2 станция. «Историческая».

Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица

Ведущая станции: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. (Рассказ о братьях: создание азбуки.)

 

Ведущая станции показывает кириллицу — славянскую азбуку, подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах,которые забывать нельзя: «земля», «жизнь», «добро» и т. д.

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).

Беседа о том, как создавались первые книги.

А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня. Фамилия его была Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Когда Ваня вырос, он узнал, что в других странах есть машины, которые печатают книги. Захотелось ему сделать такую печатную машину в России, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы.Посмотрите: буквы очень маленькие. (Дети подходят и рассматривают литеры из штампа). Заглавные буквы были красиво украшены. (Ведущая станции показывает изображения буквиц, украшенных узорами).

Предложить некоторым детям вырезать буквы

Ведущая станции показывает фотографию памятника и рисунок с изображением печатного станка и дает первоначальные сведения.

Ведущая станции показывает детям копию первого Букваря Ивана Фёдорова.

 

4.Станция «Книжная»

Цели и задачи:

·        Дать детям представление о том, какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы знаем её теперь;

·        Познакомить детей с историей книги, дав представление о древних способах передачи информации и различных материалах, используемых для этого (глина, папирус, пергамент, береста, бумага); экспериментальным путём убедиться в трудности использования этих средств;

·        Формировать устойчивый интерес к российской истории, воспитывать чувство гордости за наших предков, любовь к России

Ведущая станции детям Азбуку:

Ребята, посмотрите, какая удивительнам книга у меня в руках. «Почему удивительная? – подумаете вы. Но ведь это не просто книга, это Азбука.

Воспитатель Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). А кто из вас знает, что означает слово «путешествовать»? Произнесите это слово. Из каких двух частей оно состоит? («Путь»- дорога, «шествие» - ходьба, перемещение). Ребята, а на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Но ведь наше путешествие необыкновенное. Назад, в прошлое, не летят самолёты, не идут поезда, не едут автомобили…Как же нам попасть туда?Сначала нужно отгадать загадку: «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает.»

Дети: Книга!

Ведущая станции Попасть в далёкое прошлое поможет вот эта волшебная книга. Но откроется она, как только вы произнесёте волшебные слова: Аз, буки, веди, ерь.

Открывайся знаний дверь.

Нам страницы покажи,

Все секреты расскажи.

Ведущая станции рассказывает детям о древних способах передачи информации и различных материалах, используемых для этого (глина, папирус, пергамент, береста, бумага).

Попробуем написать на бересте…

Нетрадиционное рисование

Ну что ж. потрудились мы на славу. Наше путешествие подходит к концу. Расскажите дома обо всём, что узнали сегодня.

 

4 станция. «Музыкально - игровая». Народные игры.

Ведущая станции: Да,какими же красавицами богата земля русская: длинные косы, яркие сарафаны, разноцветные, пестрые платочки. А не поиграть ли нам сейчас с ними в интересную игру? Разбирай, народ, платочки, выходи гулять в кружочек.

Проводится музыкальная игра «Передай платок» по выбору

Проводится игра «Волшебный мешочек»

Дети встают в круг, Скоморох подходит к какому – нибудь ребенку и просит опустить руку в мешок, после того, как ребенок взял в руку предмет, он должен своими словами объяснить его суть.

«У дядюшки Трифона»

(Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают….)

Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни и водить хороводы.

Хоровод. «Во поле береза стояла»

 

5. Станция «Сказочно - загадкино»

Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.

- Какие вы сказки знаете? Да, и вправду много. Сейчас мы сыграем в игру «Наоборот» и посмотрим, так ли вы хорошо знаете сказки как говорите.

- Слушайте внимательно и отгадайте, что не так я в сказке скажу?

Ведущая станции читает по выбору несколько сказок с перевернутыми кон6цами или несоответствующими данной сказке героями.

- Какие вы молодцы, отгадали все сказки. Сказки учат людей помогать в беде, заботиться о маленьких и стареньких, ласково обращаться друг к другу, говорить добрые слова.

«Загадкино».

Загадка первая: 33 сестрички сели на странички.

Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.

Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (Буквы)

Загадка вторая: Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга)

Загадка третья: Первую книжку, где буквы ты изучаешь,

Как ты ее называешь? (Букварь)

Загадка четвертая: Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время)

Загадка пятая: Не на меру, не на вес,

Но у всех людей он есть. (Ум)

Загадка шестая: У стены большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

 

6 станция. «Промысловая». Игрушки – Дымка, Хохлома.

Цель: расширение знаний детей о творениях народных рук – народной игрушкой.

Используемый материал: игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи, лукошко.

Дети подходят к «остановке «промысловые игрушки. Встречает ведущая станции в русском народном костюме.

Ведущая станции: Здравствуйте гости дорогие. Кто вы такие и как вас зовут?

Ответ детей: Мы славяне.

Ведущая станции: Так значит вы потомки славного славянского народа. Я очень рада приветствовать вас. Я хочу познакомить вас со с моими дочками. Зовут их Палаша и Анна. Они ещё маленькие, но очень хотят тоже быть достойными потомками своего славянского народа. Они у меня изучают элементы росписи, то есть ещё учатся рисовать. Пойдёмте, я вас познакомлю с ними.

Дети подходят, здороваются и девочки показывают им карточки с изображением элементов дымковской, городецкой и городецкой росписи. Ведется беседа об особенностях узоров.

- Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит». А сейчас мы поиграем с ней.

Физкультминутка«Дымковский индюк»

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.

Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.

Ведущий: Ну что дети вам понравилось наше небольшое путешествие к мастерам. Если вы захотите тоже научиться этому мастерству, приходите к нам мои дочери я научим вас всему тому, что умеем. До скорой встречи!

Итог:

Общий сбор. Раздается колокольный звон – сигнал для окончания квеста. Подсчет фишек и определение победителя.

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Чтоб научить нас читать


 

Методическая разработка сценария квеста по внеурочной деятельности «День славянской письменности и культуры»

Методическая разработка сценария квеста по внеурочной деятельности «День славянской письменности и культуры»

В Белоруссии, Македонии, В Польше,

В Белоруссии, Македонии, В Польше,

Ведущая станции показывает кириллицу — славянскую азбуку , подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя : «земля» , «жизнь»…

Ведущая станции показывает кириллицу — славянскую азбуку , подчеркивая, что названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя : «земля» , «жизнь»…

Сначала нужно отгадать загадку : «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает

Сначала нужно отгадать загадку : «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает

Загадкино» . Загадка первая : 33 сестрички сели на странички

Загадкино» . Загадка первая : 33 сестрички сели на странички

Красной краскою горя, как корона у царя

Красной краскою горя, как корона у царя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020