Методическая разработка Техническое обслуживание электрооборудования

  • doc
  • 23.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Техническое обслуживание электрооборудования.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

по МДК.01.01 Устройство автомобилей

на тему

 «Техническое обслуживание электрооборудования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019


 

ВИД ЗАНЯТИЯ: Практическое

МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация, упражнения.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

          Изучить порядок выполнения практических работ по техническому обслуживанию приборов электрооборудования.

           Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.

           Развивать  интерес к изучению автомобильной техни­ки, память, целеустремленность.

ВРЕМЯ:  4 часа

МЕСТО:  Лаборатория по техническому обслуживанию  автомобиля

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.                 Наглядные пособия: плакаты «Аккумуляторная батарея», «Генератор Г287», «Регулятор напряжения РР-132», «Система зажигания», «Электрооборудование автомобиля», «Стартер СТ-2», технологические карты.

2.                 Материальная часть: аккумуляторная батарея, генератор Г287, реле-регулятор РР-132, стартер СТ-2, детали системы зажигания, освещения и сигнализации, оборудование и инструмент для обслуживания электрооборудования (нагрузочная вилка, ареометр, стеклянная трубка и др); автомобиль ЗиЛ-131 (учебный).

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительная часть………………………………………………. -   15  мин

II. Основная часть……………………………………………………  -   150  мин

III. Заключительная часть…………………………………………...   -   15   мин

 

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:  

1. Техническое обслуживание источников тока ………………………...- 50 мин

2. Техническое обслуживание приборов системы зажигания………......- 50 мин

3. Техническое обслуживание системы пуска, освещения

и сигнализации ……………………………………………………………..- 50 мин

 

 

 

 


 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Накануне занятия (за день-два) рекомендуется провести групповую консультацию по пройденным занятиям из раздела «Электрооборудование автомобиля». Ответить на вопросы. Поставить задачу на подготовку к предстоящему занятию. Объяснить порядок проведения занятия.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      принять рапорт дежурного по группе;

-      проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;

-      ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;

-      проинструктировать личный состав о порядке  соблюдения правил техники безопасности при выполнении практических работ, довести пожарный расчет.

Методические рекомендации:

При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, технологических карт, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.

Накануне занятия подготовить учебно-материальную базу. Проверить и утвердить планы проведения занятия у старших на учебных местах. Занятие проводится двумя преподавателями с привлечением техников - инструкторов.

При проведении занятия приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала, самостоятельное уяснение принципа работы электрооборудования автомобиля.

Для отработки вопросов учебную группу предлагается разделить на три подгруппы и организовать занятия на трех рабочих местах, которые соответствуют 1-3 учебным вопросам (предварительно проинструктировав о порядке работы и смене рабочих мест):

Во время практической работы, преподаватель (старший на учебном месте) показывает и комментирует порядок выполнения работ. После показа курсанты поочередно выполняют работы указанные преподавателем. Примерно через 25 минут работы произвести смену рабочих мест.

Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив курсантам о необходимости своевременного и качественного  технического обслуживания.

В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Техническое обслуживание источников тока

 

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Для технического обслуживания аккумуляторных батарей ис­пользуется комплект приборов, приспособлений и инструментов модели Э-401, в который входят ареометр, нагрузочная вилка ЛЭ-2, мерная трубка, термометр и др. (всего 15 предметов), содер­жащиеся в металлическом ящике.

Ареометр   служит   для   определения   плотности   электролита (рис. 1, а). По плотности электролита определяют степень разря­женности батареи. Понижение плотности электролита на 0,01 г/см соответствует разряду аккумулятора на 6 %. Разряд аккумулятор­ной батареи допускается летом до 50, а зимой до 25 %.

Рис. 48. Определение технического состояния аккумуляторной батареи:

а -  определение плотности электролита с помощью ареометра; б - замер напряже­ния аккумулятора нагрузочной вилкой; в - проверка уровня электролита уровнемерной трубкой; 1 – трубка 2 -стеклянный цилиндр; 3- резиновая груша; 4 - попла­вок 5-шкала   поплавка;   6-вольтметр;   7-защитный   кожух   нагрузочной   вилки

 

Нагрузочная вилка предназначена для измерения ЭДС и напря­жения аккумулятора (рис. 1, б) под нагрузкой, примерно равной стартерному режиму.

Если ЭДС аккумулятора менее 2 В, то в таком аккумуляторе имеет место короткое замыкание электродов.

Если напряжение аккумулятора при включенном резисторе нагрузочной вилки остается постоянным в течение 5 с, то, следо­вательно, в данном аккумуляторе отсутствуют значительная сульфатация электродов,   их разрушение и глубокий разряд.

Мерной трубкой определяют уровень электролита (рис. 1, в) в аккумуляторах, который должен быть на 10—15 мм выше предо­хранительного щитка. Восстанавливают уровень электролита толь­ко добавлением дистиллированной воды.

 

Таблица 1

Плотность электролита при приведении АКБ в рабочее состояние.

Климатические зоны и районы

Средняя месячная температура воздуха в январе

Время года

Плотность электролита приведённая к 25ºС, г/см²

заливаемого

Полностью заряженной АКБ

Холодная, с климатическими районами :

очень холодный

 

 

от -50 до -30

 

 

зима

лето

 

 

1,28

1,24

 

 

1,30

1,26

Холодный

от -30 до -15

круглый год

1,26

1,28

Умеренный

от -15 до -4

---

1,24

1,26

жаркая

от -15 до +4

---

1,22

1,24

Тёплая влажная

от +4 до +6

---

1,20

1,22

 

При ТО-1, но не реже одного раза в 15 дней, необходимо:

проверить крепление батареи в гнезде и при необходимости под­тянуть гайки прижимного устройства;

протереть насухо поверхность батареи и осмотреть ее на отсут­ствие трещин и подтеканий электролита;

удалить окислы с выводов батареи и наконечников проводов, а также проверить надежность соединения их с выводами батареи;

вывернуть пробки и прочистить вентиляционные отверстия;

проверить уровень электролита в каждом аккумуляторе и при необходимости долить дистиллированную воду. Зимой уровень электролита проверяется один раз в месяц.

При ТО-2, но не реже одного раза в месяц, необходимо дополни­тельно проверить степень разряженности батареи по плотности электролита.

Батареи, разряженные летом на 50, а зимой на 25 % и более» подлежат отправке на зарядную станцию.

Работа с аккумуляторными батареями связана с опасностью взрыва гремучего газа и возможностью попадания электролита на кожу и одежду. Поэтому необходимо хорошо знать и строго соблю­дать технику безопасности при работе с аккумуляторными бата­реями (надевать специальные средства защиты, приготавливая электролит, вливать тонкой струйкой кислоту в воду, измерять ЭДС и напряжение аккумуляторов только при завернутых пробках, в аккумуляторной мастерской нельзя курить и зажигать огонь).

Попадая на кожу, кислота (электролит) вызывает тяжелые ожо­ги, одежда от электролита разрушается. Поэтому в таких случаях необходимо немедленно эти места нейтрализовать 10 %-ным раство­ром нашатырного спирта и обильно промывать водой.

 

Техническое обслуживание генераторов и ре­ле-регуляторов.

При ЕТО необходимо по амперметру проверить наличие и вели­чину зарядного тока. При полностью заряженной аккумуляторной батарее зарядный ток может отсутствовать, что считается вполне нормальным явлением.

При ТО-1 необходимо проверить крепление генератора и натя­жение ремня привода его. Натяжение ремня осуществляется пово­ротом генератора вокруг нижних точек его крепления. Регулиров­ка считается правильной, если при усилии 3—4 кгс, приложенном Между шкивами коленчатого вала и генератора, прогиб ремня со­ставляет 8—14 мм.

При ТО-2 необходимо:

с помощью вольтметра проверить максимальное напряжение, развиваемое генератором, которое должно соответствовать указан­ному в инструкции по эксплуатации автомобиля;

проверить крепление проводов к клеммам генератора и реле-регулятора, а также затяжку стяжных болтов генератора и гайки шкива;

в генераторах постоянного тока (Г130, Г151) необходимо прове­рить состояние щеток и коллектора. Щетки с отколами, трещинами и износами выше допустимого подлежат замене на новые. Новые щетки необходимо с помощью стеклянной бумаги притереть к кол­лектору генератора.

После пробега автомобилем 150 000 км при сезонном обслужива­нии необходимо снять генератор переменного тока и отправить в мастерскую, где продуть его сжатым воздухом для удаления пыли, проверить состояние щеточного узла. При высоте щеток менее 7 мм необходимо заменить их на новые.

При эксплуатации генераторов переменного тока запрещается отключать аккумуляторную батарею или отсоединять провод от клеммы «+» генератора при работающем двигателе из-за возмож­ного выхода из строя выпрямительного блока генератора и реле-регулятора.

Категорически запрещается даже кратковременно соединять плюсовой вывод аккумуляторной батареи с массой автомобиля, а минусовой с клеммой стартера. Это приведет к выходу из строя генератора и возгоранию проводки.

Запрещается замыкать между собой выводы «+» И Ш генератора для проверки его исправности.

 

2. Техническое обслуживание приборов системы зажигания

 

При ТО-1 необходимо очистить поверхность приборов зажига­ния от пыли и грязи, проверить крепление проводов, затяжку всех разъемов, а также протереть крышку распределителя неэкраниро-ваиной системы зажигания снаружи и изнутри чистой тряпкой, смоченной в бензине.

При TО-2 надо смазать все точки распределителя зажигания. Смазку производят маслом для двигателя, закапывая из масленки на ось рычажка 15 (см. рис. 2) и фильц 13 по 1—2 капли, по 4— 5 капель—на кулачок 18. Для смазки вала привода необходимо ввер­нуть крышку масленки на 1—2 оборота; проверить состояние свечей зажигания, при необходимости очистить их от нагара, прове­рить с помощью специального круглого щупа (рис. 3, а) (пло­ским щупом из-за образования выемки в боковом электроде точно замерить зазор невозможно) и при необходимости отрегулировать (рис. 3, б) зазор между электродами свечей. Регулировка зазора производится подгибанием бокового электрода свечи. Осмотреть крышку экранированного распределителя на отсутствие прогаров, трещин и протереть ее чистой тряпкой.

Рис. 2. Вакуумный регулятор в сборе с прерывателем тока:

1- крышка корпуса регулятора; 2 — регулировочные прокладки; 3 — уплотнительная прокладка; 4 — штуцер крепления трубки; 5 —трубка; 6 — пружина; 7 —диа­фрагма;

8 — корпус регулятора; 9 — тяга; 10 — винт крепления корпуса; 11 — штифт подвижной пластины; 12 — подвижная пластина; 13 — фильц; 14 — эксцентрик; 15 — ось рычажка;

16 — контакты; 17 — винт стойки; 18 — кулачок

 

Через одно ТО-2 следует проверить и отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Для проверки зазора (см. рис. 2) необходимо поворотом валика установить максимальный зазор между контактами 16 и замерить щупом его величину, которая должна быть 0,3—0,4 мм. Для регулировки зазора необходимо  от пустить винт 17 крепления стойки неподвижного контакта и, вра­щая эксцентрик 14, установить зазор в пределах 0,3—0,4 мм, после чего завернуть, винт 17 и еще раз убедиться в правильности регу­лировки зазора.

При СО необходимо снять распределитель зажигания, разо­брать и осмотреть все его элементы, очистить от пыли и грязи, собрать и проверить его работу на стенде СПЗ-8М. Заполнить смазкой колпачковую масленку.

Рис. 3. Проверка и регулировка зазора между электродами свечи:

а — проверка; б — регулировка

 

 


 

3. Техническое обслуживание системы пуска, освещения и сигнализации

 

 

Техническое обслуживание приборов освеще­ния и сигнализации заключается в том, что при ежедневном обслу­живании и контрольных осмотрах необходимо проверить работу этих приборов, протереть фары, подфарники, задние фонари.

При ТО 1 проверить крепление и работу приборов освещения и сигнализации, а при ТО-2 дополнительно проверить и при необхо­димости произвести регулировку направления света фар, для чего необходимо:

1. Разметить экран, как указано на рис. 4 (данные для раз­метки экрана  см.  в табл.  2).

2. Ненагруженный автомобиль установить на горизонтальной площадке на расстоянии 10 м от экрана.

3. Снять ободки обеих фар и включить дальний свет.

4. Одну из фар закрыть, а другую отрегулировать с помощью двух винтов так, чтобы самая яркая точка светового пятна лежала на пересечении горизонтальной и вертикальной линий экрана, а затем так же отрегулировать вторую фару.

Рис. 4.   Регулировка света фар:

l—расстояние от рассеивателей фар до плос­кости экрана; h — высота от пола до горизонталь­ной линии центров све­товых пятен; с — поло­вина расстояния между центрами рассеивателей фар.

 

Таблица 2

Автомобиль

l

h,мм

c,мм

ЗиЛ-131

10,0

1080

830

КамАЗ-310

10,0

1210

695

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-      подвести итоги занятия;

-      напомнить тему, цели и учебные вопросы;

-      объявить оценки;

-      ответить на вопросы;

-      отметить активность и дисциплину на занятии;

-      дать задание на самоподготовку.

 

Используемая литература при составлении методической разработки:

1.        Передерий В. П. Устройство автомобиля [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.:- (Профессиональное образование). - www.znanium.com

2.        Стуканов В. А.Устройство автомобилей [Электронный ресурс]:   учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.- (Профессиональное образование). - www.znanium.com

3.        Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум : учеб. пособие / В.А. Стуканов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/93