Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя»
2019
Цели занятия:
1. Изучить работы, выполняемые при техническом обслуживании двигателя КамАЗ-740 и порядок их выполнения. Привитие навыков о выполнении отдельных работ выполняемых при техническом обслуживании.
2. Воспитывать у обучающихся чувство личной ответственности за безаварийную эксплуатацию АТТ.
3. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость
Время:2 часа.
Место:кабинет по устройству и эксплуатации АТТ
Учебно-материальное обеспечение:плакаты: «Система питания», «Двигатель КамАЗ-740», «Приборы системы питания двигателя КамАЗ-740», двигатель КамАЗ-740 в разрезе, приборы системы питания: ТНВД (топливный насос высокого давления), топливные фильтры, форсунки.
Распределение времени занятия:
Вступительная часть 5 мин;
Проверка подготовки обучающихся к занятию 10 мин;
Учебные вопросы занятия:
1. Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя топливом 40 мин;
2. Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя воздухом 30 мин;
Заключение 5мин.
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятияподготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
Во вступительной части принять рапорт дежурного по группе, проверить наличие и внешний вид обучаемых, наличие учебников и тетрадей для ведения конспектов. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия, порядок его проведения.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на, самостоятельное уяснение устройства или функции механизмов, общее устройство транспортного средства.
– при рассмотрении первого и второго вопроса, особое внимание следует уделить техническому обслуживанию системы питания дизельного двигателя топливом и роли автомобильного транспорта в войсках связи
_ подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив курсантам о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
1.Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя топливом.
Безотказная работа двигателя в значительной степени зависит от грамотного и регулярного технического обслуживания системы питания. Основными недостатками в техническом обслуживании системы питания двигателей модели типа 740, выявленными в ходе эксплуатации автомобилей, являются: несистематический слив отстоя из топливных баков и фильтров, несвоевременная проверка топливоподкачивающего насоса и загрязнённости топливных фильтрующих элементов, утеря крышек заливных горловин и сетчатых фильтров баков, несвоевременная проверка работы муфты опережения подачи топлива и затяжки гаек распылителей форсунок.
Несистематическая проверка, промывка и очистка топливоподкачивающей аппаратуры загрязняют дизельное топливо механическими примесями, которые приводят к перебоям в подаче топлива из-за забивки топливных фильтров, к интенсивному износу прецизионных деталей топливной аппаратуры.
В ходе проведения работ по техническому обслуживанию системы питания необходимо обращать внимание на чистоту и сорт применяемого топлива, регулярное проведение проверочных и регулировочных работ и на своевременное устранение неисправностей. Штуцеры секций ТНВД и подкачивающего насоса, фильтров, форсунок после отсоединения от них топливопроводов высокого и низкого давления должны быть защищены от загрязнений заглушками.
Основными работами по техническому обслуживанию системы питания топливом являются:
- промывка фильтров грубой очистки топлива;
- смена фильтрующих элементов тонкой очистки;
- проверка работоспособности топливоподкачивающего насоса;
- проверка и регулировка топливного насоса высокого давления на начало, величину и равномерность подачи топлива в цилиндры двигателя;
- установка угла опережения впрыска топлива;
- проверка и регулировка форсунок;
- заправка топливом.
Причём проверка топливоподкачивающего насоса и загрязнённости фильтрующих элементов должна быть систематической и проводится инструментальными методами.
Уход за топливными фильтрами заключается в сливе отстоя, в промывке фильтра грубой очистки и смене фильтрующих элементов в фильтрах тонкой очистки.
Для промывки фильтра грубой очистки необходимо:
- слить из него топливо и произвести его разборку.
Сетка фильтра и внутренняя полость стакана промываются бензином или дизельным топливом и продуваются сжатым воздухом.
Перед заменой старых фильтрующих элементов на новые топливо из фильтров тонкой очистки сливается, и его стаканы промываются бензином или дизельным топливом и продуваются сжатым воздухом.
После сборки фильтров грубой и тонкой очистки необходимо убедится в отсутствии подсоса воздуха через фильтры при работающем двигателе. Подсос воздуха и подтекание топлива устраняются подтягиванием болтов крепления стаканов к корпусам.
Проверка топливного насоса высокого давления и при необходимости его регулировка выполняется специалистами в мастерской, оборудованной специальным стендом, оснащённым рабочим комплектом проверенных форсунок.
Начало подачи топлива к секциям насоса определяется углом поворота кулачкового вала при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода. В момент начала подачи топлива метки на корпусе насоса и автоматической муфты опережения впрыска топлива должны совпадать. Если угол поворота кулачкового вала, при которой начинается подача топлива восьмой секции насоса, условно принять за 0º, то остальные секции должны начинать подачу топлива через 45º. Расхождение показателей между началом подачи топлива любой секции насоса относительно первой допускается не более 20΄.
Начало подачи топлива регулируют путём установки под плунжер пяты толкателя определённой толщины. Изменение толщины пяты на 0,05 мм соответствует 12΄ угла поворота кулачкового вала. При установке пяты большей толщины топливо начинает подаваться раньше, меньшей позже.
Величина подачи топлива каждой секцией насоса регулируется путём поворота корпуса секций относительно корпуса насоса в ту или другую сторону. При повороте секции влево цикловая подача увеличивается, вправо уменьшается.
Проверка угла опережения впрыска топлива производится проворачиванием коленчатого вала по ходу вращения в положение, когда метка 1 на ведущей полумуфте привода топливного насоса окажется в верхнем положении, а фиксатор под действием пружины (рукоятка фиксатора предварительно переводится в глубокий паз) войдёт в отверстие на маховике. Совмещение меток || и ||| в этот момент свидетельствует о правильной установке угла опережения впрыска топлива. При неправильной регулировке добиваются совмещения меток || и ||| вращением муфты опережения впрыска топлива и коленчатого вала, предварительно ослабив болты крепления ведомой полумуфты привода.
Форсунки должны быть отрегулированы на давление подъёма 180+5 кгс/см².
Качество распыливания считается удовлетворительным при впрыскивании топлива в атмосферу в туманообразном состоянии с равномерным распределением по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть чёткими. Впрыск новой форсунки сопровождается характерным резким звуком. Закоксованные отверстия распылителя прочищаются и промываются бензином.
Работы, выполняемые при различных видах технического обслуживания по уходу за системой питания.
При контрольных осмотрах (КО):
- проверить крепление приборов системы питания;
- проверить, нет ли подтекания топлива и наличие топлива в баках.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО):
- выполнить работы контрольного осмотра автомобиля перед выходом из парка;
- заправить топливные баки топливом;
- очистить приборы системы питания от пыли и грязи.
При техническом обслуживании №1 (ТО-1):
- выполнить работы ежедневного технического обслуживания;
- слить отстой из фильтров грубой и тонкой очистки;
- при первом техническом обслуживании №1 сменить фильтрующие элементы.
При техническом обслуживании №2 (ТО-2):
- выполнить работы ТО-1;
- разобрать и промыть фильтр грубой очистки;
- разобрать фильтр тонкой очистки, промыть колпаки и сменить фильтрующие элементы;
- очистить бункер и бумажный элемент воздушного фильтра.
При сезонном техническом обслуживании (СО):
- выполнить работы очередного номерного технического обслуживания;
- проверить и отрегулировать форсунки на давление впрыска топлива;
- проверить и отрегулировать угол опережения впрыска топлива;
- промыть топливные баки.
2. Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя воздухом.
В процессе эксплуатации весьма жёсткие требования предъявляются к герметичности впускного тракта дизеля типа 740 из-за большой чувствительности его к пыли, которая, попадая в камеры сгорания и на стенки цилиндров, вызывает очень быстрое изнашивание деталей цилиндро-поршневой группы и повышает вероятность отказов. Наибольшим повреждением в этом случае подвергаются наружные поверхности колец, юбка и канавки поршня, поршневые кольца.
Негерметичность воздушного тракта наиболее часто встречается в местах, где патрубки соединяются между собой при помощи резиновых рукавов (растрескивание резины, вытяжка или отсутствие стяжных хомутов), и из-за неплотности по сварным швам патрубков впускного тракта. Повреждение диффузора эжектора и отсосного трубопровода, как правило, выводит из строя первую (эжекторную) ступень очистки воздуха. В этом случае при открытой заслонке эжекторного отсоса в корпус фильтра интенсивно засасывается дорожная пыль и грязь.
Поэтому в ходе эксплуатации тщательно проверяется герметичность системы питания, очищаются её узлы с последующей проверкой их крепления и герметичности уплотнений. Нарушение герметичности уплотнений вызывает усиленный подсос пыли в двигатель.
При техническом обслуживании проверяется степень засорённости фильтрующего элемента по показанию индикатора.
Если фильтрующий элемент фильтра не загрязнён, производится очистка корпуса фильтра и всех его воздушных трактов. Для этого с автомобиля снимается воздушный фильтр и из него вынимается фильтрующий элемент. Корпус и инерционная решётка фильтра промываются в дизельном топливе или горячей водой, все детали системы продуваются сжатым воздухом, производится очистка сетки воздухозаборника. В процессе сборки обращается внимание на состояние прокладок и шлангов, повреждённые детали заменяются. Качество уплотнительных прокладок оценивается по наличию на них постоянных линий контакта.
Появление красного цвета в окне сигнализатора или при разрежении во всасывающем трубопроводе более (700 мм вод.ст.) указывает на необходимость очистки картонного фильтрующего элемента. Очистка фильтрующего элемента производится продувкой сжатым воздухом или промывкой.
Продувка целесообразна в том случае, если фильтрующий элемент загрязнён пылью без сажи и его необходимо использовать сразу же после очистки. Продувка производится струёй сухого сжатого воздуха под давлением не более 3 кгс/см², направленной под углом к поверхности внутреннего кожуха фильтрующего элемента, до полного удаления пыли. Состояние картона фильтрующего элемента проверяется осмотром через отверстия наружного кожуха при подсветке картона лампой изнутри через отверстия внутреннего кожуха. При наличии разрывов или других сквозных повреждений картона фильтрующий элемент заменяется.
Промывка применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью с топливо, маслом, сажей. Промывается фильтрующий элемент тёплым(40-50ºС) водным раствором нейтральных моющих веществ из расчёта 10-25 г порошка на 1 л воды.
Погружается фильтрующий элемент в раствор и промывается в течении 25-30 мин, периодически окуная и вращая его. Окончательно промывается элемент чистой водой.
Установлено, что при промывке происходит вымывание фенольных смол из картона фильтрующей шторы со снижением прочности картона. В связи с этим рекомендуется промывать фильтрующий элемент не более трёх раз, а с учётом его регенерации обдувом, сжатым воздухом, общее количество технических обслуживаний элемента допускается пять-шесть раз.
После просушки с помощью просвечивания фильтрующего элемента лампой изнутри оценивается его состояние. При наличии разрывов и отложений картона фильтрующий элемент подлежит замене.
Наиболее качественную оценку состояния фильтрующего элемента даёт проверка его апрессовки сжатым воздухом в воде на специальной установке и по соответствующей методике. Это позволяет полностью исключить применение на двигателе повреждённых фильтрующих элементов и связанные с этим повышенные износы деталей цилиндро-поршневой группы деталей.
Через шесть-восемь дней эксплуатации после установки фильтрующего элемента (в особо пыльных условиях через один-два дня) снять элемент и убедится в отсутствии пыли на его внутренней поверхности. При обнаружении пыли на внутренних поверхностях элемента немедленно заменить его годным элементом.
Негерметичность воздушного тракта устраняется с использованием следующих рекомендаций:
- надёжная затяжка хомутов; допускается при установке резиновых патрубков, прокладок, шлангов использовать герметизирующие составы (уплотнительные пасты, белила и т.п);
- резиновые шланги, патрубки и прокладки с трещинами заменить;
- негерметичность трубопроводов по сварным швам устраняется пайкой твёрдым припоем;
- некруглость посадочных поверхностей под резиновые шланги и патрубки на штампованных трубопроводах, устраняются правкой, на литых патрубках зачисткой.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. Передерий В. П. Устройство автомобиля [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.П. Передерий. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.:- (Профессиональное образование). - www.znanium.com
2. Стуканов В. А.Устройство автомобилей [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.А. Стуканов, К.Н. Леонтьев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 496 с.- (Профессиональное образование). - www.znanium.com
3. Автомобильные эксплуатационные материалы. Лабораторный практикум : учеб. пособие / В.А. Стуканов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/93
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.