Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»
Оценка 5

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Оценка 5
Лекции
docx
Взрослым
07.06.2021
Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»
При травмах и неотложных состояниях в спасении жизни и здоровья пострадавших одним из ключевых является фактор времени начала оказания помощи. Выполнить мероприятия остановки кровотечения и базовой реанимации могут и очевидцы происшествия. Для этого они должны быть обучены и оснащены для оказания первой помощи. И именно поэтому темы «Неотложной помощи» остаются актуальными и востребованными. Организация и совершенствование качества первой помощи в работе медицинской сестры улучшит качество оказания медицинской помощи пациентам различных ЛПУ, а также поможет в оказании помощи пострадавшим вне медицинского учреждения. Основной задачей является повышение профессионального уровня знаний и навыков оказания помощи пациентам.
Методич НП ПРИ КРОВОТ.docx

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

теоретического занятия

 

 

Тема:

«Кровотечения. Геморрагический шок.

Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

 

 

Дисциплина:

НП

Цикл обучения:

все

Программа ДПО:

Повышение квалификации / Профессиональная переподготовка

Специальность:

Сестринское дело / Сестринское дело в педиатрии / Лечебное дело

Контингент:

Специалисты со средним медицинским образованием

 

 

Автор:

Преподаватель ДПО СПб ГБУ «ЦПО СМП» Арбузова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании ЦМК

Протокол № ____ от «___»___20___ г.

Председатель ЦМК _______________

Методический совет ______________

Протокол № ____ от «___»___20___ г


 

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….. .3 стр.
  2. Цели занятия ……………………………………………………………………. 3 стр.
  3. Требование к знаниям и умениям …………………………………………….. 4 стр.
  4. Оптимизация знаний …………………………………………………………… 6 стр.
  5. Список литературы ……………………………………………………………... 7 стр.
  6. План занятия …………………………………………………………………….. 8 стр.
  7. Этапы занятия……………………………………………………………………. 9 стр.
  8. Приложение………………………………………………………………………..10 стр.

Приложение 1 (задание для самоподготовки слушателей)..…………………...10 стр.

 

Приложение 2 (вопросы исходного уровня )…………………....………………11 стр.

 

Приложение 3 (Итоговый контроль: тестовые задания)..……………………………………………...............................................12 стр.

 

Приложение 4 (тезисы)……………………………………………………………14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Занятие по теме: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза» включено в образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по всем направлениям специальностей. Предполагает практическую и теоретическую подготовку. Контроль знаний проводится на всех этапах занятия. Обучение по данной теме предполагает применение инновационных педагогических методов и технологий, современных технических, симуляционных средств, фантомов. Подготовка к данной теме учитывает обзор ЭОР, видеоматериалов и учебной литературы.

 

Вид занятия

Тип занятия

Время

(мин)

Место проведения занятия

Теоретическое

Проблемная лекция

Вебинар

90

Интернет платформа Webinar.ru

 

 

При травмах и неотложных состояниях в спасении жизни и здоровья пострадавших одним из ключевых является фактор времени начала оказания помощи. Выполнить мероприятия остановки кровотечения и базовой реанимации могут и очевидцы происшествия. Для этого они должны быть обучены и оснащены для оказания первой помощи. И именно поэтому темы «Неотложной помощи» остаются актуальными и востребованными. Организация и совершенствование  качества первой помощи в работе медицинской сестры улучшит качество оказания медицинской помощи пациентам различных  ЛПУ, а также поможет в оказании помощи пострадавшим вне медицинского учреждения. Основной задачей является повышение профессионального уровня знаний и навыков оказания помощи пациентам.                                                                                                        В приложении методической разработки представлены: тезисы лекции, контролирующие материалы (вопросы исходного уровня знаний и тестовые задания ). Занятие проводится с использованием ТСО – компьютерная презентация, которая содержит иллюстративные материалы и видеофильм.

 

2.Цели занятия.

Дидактическая: актуализировать и систематизировать знания и практические умения при различных способах временной остановки кровотечений из поврежденных сосудов конечностей и полостных; общие признаки  и первую помощь при острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости, требующих госпитализации больного и, как правило, срочного хирургического вмешательства. Сформировать знания алгоритма оказания первой помощи при кровотечениях (наружнем и внутреннем), предотвращение возможных осложнений, а также первую помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза.

Развивающие - способствовать формированию:

  1. Логического мышления при выполнении алгоритмов первой помощи обработки ран и остановке кровотечений, своевременной диагностики и помощи при состояниях «острого живота» у пострадавших.
  2. Анализа конкретной ситуации в соответствии с регламентирующими, инструктивными материалами, особенностями первой помощи, реагирования,  транспортировки  и поддержания взаимодействия в с бригадой СМП.
  3. Выявления проблем связанных с нарушениями в состоянии здоровья пострадавших, предотвращении развития геморрагического шока и других возможных осложнений.
  4. Принятия самостоятельного решения в целях повышения качества медицинского обслуживания.

Воспитательная: совершенствование профессионально значимых качеств личности таких, как организованность, внимательность, пунктуальность, уверенность в себе, моральная ответственность, дисциплинированность.

 

 

3.Требования к знаниям слушателей:

Слушатели должны знать:

1.      Основные нормативные документы, регламентирующие правила оказания Первой помощи и ответственность медицинского работника и гражданина РФ при ее выполнении;

2.      Анатомию и топографию внутренних органов и системы кровообращения человека;

3.      Основы медицины катастроф:

o   алгоритмы оказания первой помощи, при кровотечениях из травмированных конечностей и внутренних органов (при патологии различного генеза), включая оценку вероятности развития осложнений;

o   определение кровотечения;

o   классификацию кровотечений (по происхождению, по интенсивности, по анатомическому признаку, по отношению к внешней среде, по времени воз-никновения);

o   общие симптомы при значительной кровопотере;

o   местные симптомы кровотечений (легочное, желудочное, кишечное, в раз-личные полости);

o   осложнения кровотечений;

o   транспортировку пострадавшего с кровотечением и кровопотерей;

o   осуществлять контроль состояния пациента;

o   устранение проблем в состоянии здоровья пациента с кровотечением и кровопотерей.

4.      Тактику медицинского работника для оценки эффективности проводимых мероприятий.

 

 

Профессиональные компетенции:

 

 1.Проведение диагностики и профилактических противошоковых мероприятий:

 определять вид кровотечения;

 подбирать оптимальный метод временной остановки кровотечения и первой    

   доврачебной помощи.

 

2. Осуществлять профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе, взаимодействуя с участниками лечебного процесса:

 

  соблюдать правила использования изделий медицинского назначения в ходе   

  лечебно-диагностического процесса;

 осуществлять пальцевое прижатие сосуда в ране и на протяжении;

 наложить давящую повязку;

 провести максимальное сгибание конечности;

 наложить жгут или закрутку;

 провести тугую тампонаду раны;

3. Организация оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и

    экстремальных состояниях:

 выявлять признаки острой кровопотери

 определять по местным признакам источник кровотечения;

 применить пузырь со льдом при внутреннем кровотечении.

 распознавать признаки геморрагического шока и оказывать неотложную помощь;

 выявлять проблемы пациента с кровотечением и кровопотерей;

 планировать сестринские вмешательства у пациентов с кровопотерей.

 применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их    

              использования и назначениями врача.


4.Оптимизация знаний:

Методы обучения

Оснащение занятия

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Выход

Вход

Выход

Вход

-Проблемно – развивающий (диалогический)

-Объяснительно – иллюстрированный

-Алгоритмизированный.

-Рефлексия

-Визуализация

 

-Папка с иллюстрационными материалами (рисунки, схемы, таблицы).

-Папка с контролирующими материалами.

-ТСО (компьютерная презентация).

-ЭОР (работа на вебинарной платформе с показом презентации и видео фильма)

 

Цикл: « ».

 

Практическая деятельность:

 

-Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечении из травмированных конечностей.

-Алгоритм противошоковых мероприятий при кровопотере.

-Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечении из внутренних органов.

-Алгоритмы оказания первой доврачебной помощи при остро возникших заболеваниях брюшной полости и малого таза.

 

 

Биоэтика

Основы права

Терапия

Хирургия

Анатомия и физиология.

Кардиология

Гинекология

Гастроэнтерология

Эндокринология

Гематология

Трансфузиология

Медицина катастроф

Травматология

Физиотерапия

Сестринское дело

Психология

Охрана труда

Практическое занятие по данной теме.

«НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ»:

Тема 1.2: Базовые реанимационные мероприятия.

Тема 2.2:Травмы.Раны. Возможные осложнения. ЧМТ. Ожоги. Электротравма. Холодовая травма.

Тема 2.4:Острые отравления.

Тема 2.5:Неотложные состояния при заболеваниях сердечно – сосудистой системы.

 Тема 2.7:Неотложная помощь в акушерстве и педиатрии

 

 

5.Список литературы.

Основная

литература для

преподавателей

Дополнительная литература для преподавателя

Основная литература для слушателей

Дополнительная литература для слушателей

1

Петров С.В. Общая хирургия. СПб., Лань, 1999г.

Ковалев, А. И. Хирургия : учебник /  Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

Ковалев, А. И. Хирургия : учебник /  Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

·         Статья 31. Первая помощь

·         Статья 32- Медицинская помощь

·         Статья 66 Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий

 

2

Хирургические болезни под редакцией М.И. Кузина, М., Медицина, 2002г.

МЗСР РФ Приказ от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»

 

Петров С.В. Общая хирургия. СПб., Лань, 1999г.

МЗСР РФ Приказ от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»

 

3

Скорая медицинская помощь. Национальное руководство под ред. С.Ф. Багненко с соавторами, М., ГЭОТАР-Медиа, 2018г.

Клинические рекомендации (протоколы) оказания скорой медицинской помощи.

https://www.1spbgmu.ru/ru/chastoposeshchaemye-stranitsy/881-proekty-klinicheskikh-rekomendatsij-protokolov-okazaniya-skoroj-meditsinskoj-pomoshchi

Скорая медицинская помощь. Национальное руководство под ред. С.Ф. Багненко с соавторами, М., ГЭОТАР-Медиа, 2015г.

Клинические рекомендации (протоколы) оказания скорой медицинской помощи.

https://www.1spbgmu.ru/ru/chastoposeshchaemye-stranitsy/881-proekty-klinicheskikh-rekomendatsij-protokolov-okazaniya-skoroj-meditsinskoj-pomoshchi

 

 

 


6.План занятия.

Ход занятия

Время

1

Вступительная часть:

10 мин

 

Организационный момент

2 мин.

 

Формулировка темы и ее обоснование

2 мин.

 

Определение цели и задач

4 мин.

 

План проведения занятия

2 мин.

2

Основная часть занятия.

60 мин

 

Контроль исходного уровня знаний (опрос)

5 мин

 

Изложение материала

55 мин

3

Подведение итогов:

20 мин

 

Итоговый контроль знаний (тестовый контроль)

15 мин

 

Подведение итогов обобщение пройденного материала

3 мин.

 

Задание для самоподготовки к практическому занятию

2 мин.

 

Всего

90 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Этапы занятия

Этапы занятия

Время

мин

Деятельность

преподавателя

Деятельность слушателя

Цель деятельности

Методическое обеспечение

1

Организационный момент

2

Приветствие слушателей, активизация внимания

Готовятся к занятию

Организовать, дисциплинировать, создать рабочую обстановку.

Журнал, рабочие тетради

ТСО

ЭОР

Формулировка темы и ее обоснование

2

Сообщение темы

Записывают тему

Акцентировать внимание

ТСО

 

Определение цели и задач

4

Сообщает цель и задачи.

Внимательно слушают и осмысляют.

Раскрытие практической значимости

ТСО

 

План проведения занятия

2

Сообщает план занятий

Внимательно слушают и осмысляют

Организует и систематизирует занятие

ТСО.

2

Контроль исходного уровня знаний

5

Задает вопросы. Корректирует ответы.

 

Отвечают.

Корректируют ответы.

Определить уровень базовых знаний.

Перечень вопросов к слушателям

Приложение 2

Изложение материала

55

Рассказывает, задает вопросы, корректирует ответы.

Отвечает на вопросы. Демонстрирует рисунки, схемы, таблицы, презентацию, видеофильм.

Внимательно слушают, анализируют, отвечают и спрашивают.

Систематизировать знания по данной теме.

ТСО, ЭОР Дидактический, методический материал.

Демонстрационный материал.

3

Итоговый контроль знаний (решение тестовых заданий)

15

Демонстрируя, озвучивает тестовые задания.

Контролирует и корректирует ответы

Отвечают.

Корректируют ответы.

 

Определить уровень усвоения знаний по данной теме

Тестовые задания

Приложение 3

Подведение итогов

3

Демонстрирует востребованность   алгоритмов «Первой помощи при кровотечения».

Отвечают на вопросы. Внимательно записывают.

Обобщение пройденного материала

Алгоритмы «Первая помощь при кровотечениях»

Задание для самоподготовки к практическому занятию

2

Задает задания на дом.

Записывают. Задают вопросы.

Мотивирова

ние и подготовка к практическому занятию

Приложение 1

 

 

Приложение 1

к методической разработке

 

Тема «Неотложная помощь при кровотечениях. Патологии брюшной полости и малого таза »

 

Задание для внеаудиторной работы.

 

Цель: самостоятельная подготовка к практической деятельности.

 

Задание для самоподготовки:

 

  • Изучить специальную литературу (см. конспект лекций и список литературы ниже по тексту).
  • Заполните таблицу 1 - по изучаемой теме:

 

Таблица 1

 

Основные вопросы по теме

Знаю ответ

Источник

Хочу узнать на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для самоподготовки:

1. МЗСР РФ Приказ от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при  

     которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой

     помощи»

2  Петров С.В. Общая хирургия. СПб., Лань, 1999г.

3.  Ковалев, А. И. Хирургия : учебник /  Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

4.  Скорая медицинская помощь. Национальное руководство под ред. С.Ф. Багненко с

     соавторами, М., ГЭОТАР-Медиа, 2015г.

5. https://www.1spbgmu.ru/ru/chastoposeshchaemye-stranitsy/881-proekty-klinicheskikh-

    rekomendatsij-protokolov-okazaniya-skoroj-meditsinskoj-pomoshchi

 


                                                                                                                       Приложение 2

к методической разработке

 

Тема «Неотложная помощь при кровотечениях. Патологии брюшной полости и малого таза  »

 

Вопросы для исходной оценки уровня знаний слушателей:

 

Верно ли утверждение, что:

1.      Нарушение целостности кожных покровов и слизистых оболочек, а также

расположенных под ними тканей и внутренних органов вследствие механического или другого воздействия называется РАНАМИ. (+)

2.      Главные ПРИЗНАКИ РАНЫ – боль, зияние и кровотечение. (+)

3.      Кровотечение и кровопотеря – это грозные осложнения травмы и ранения. (+)

4.      Наибольшую угрозу представляет артериальное кровотечение или массивные кровотечения из крупных венозных стволов (+)

5.      Венозное кровотечение характеризуется темной, равномерно истекающей струей крови  (+)

6.      Капиллярное кровотечение характеризуется мелкими каплями крови на раневой поверхности (+)

7.      Контроль за дыханием, кровообращением осуществлять некогда – развилось неотложное состояние (-)

8.      Смешанное паренхиматозное  кровотечение из ткани внутренних органов (+)

9.      Одним из показателей тяжести  состояния при кровотечении является определение  индекса Альговера – Грубера (соотношение показателей пульса к цифрам АД систолического) (+)

10.  При скрытом кровотечении диагностика сложнее.(+)

 

 

 

 

 


                                                                                                                       Приложение 3

к методической разработке

 

ТемаНеотложная помощь при кровотечениях. Патологии брюшной полости и малого таза ».

Тестовые задания для итоговой оценки  усвоения знаний слушателями:

 

Выберете правильный ответ:

 

1.Кровоостанавливающий жгут накладывается:
а) при венозном кровотечении
б) при массивном артериальном кровотечении
в) при капиллярном кровотечении                                                                                                                          г)при паренхиматозном кровотечении

2. Симптомы, наиболее отражающие степень кровопотери при шоке:
а) брадикардия, снижение АД
б) тахикардия, снижение АД
в) отсутствие сознания
г)снижение мышечного тонуса

3.К методам временной остановки кровотечения относится:
а) перевязка сосудов в ране
б) форсированное сгибание конечности
в) перевязка сосудов на протяжении

 

4. Положение пациента с легочным кровотечением при транспортировке:
а) лежа на спине
б) лежа на боку
в) полусидя

5.Абсолютно достоверный признак «острого живота» -  это:
а) рвота
б) положительный симптом раздражения брюшины
в) локальная болезненность в животе

6.Симптомы внутрибрюшного кровотечения:
а) снижение АД, повышение температуры тела, рвота
б) снижение АД, тахикардия, боли в животе, отсутствие признаков наружного кровотечения
в) повышение АД, тахикардия, боли в животе, бледность, рвота

 

7.При желудочном кровотечении на догоспитальном этапе необходимо:
а) промыть желудок, дать кусочки льда, госпитализировать
б) положить холод на живот, дать спазмолитики, наблюдать
в) обеспечить строгий постельный режим, холод на эпигастральную область, госпитализировать

8. На догоспитальном этапе при остром аппендиците запрещается:

        а) холод на живот
б) введение спазмолитиков
в) голод

9.Характерный признак почечной колики::

        а) жидкий стул
б) сильные приступообразные боли в поясничной области
в) повышение температуры

 

10. Наиболее частая причина желудочно – кишечных кровотечений:

        а) кишечная непроходимость
б) опухоль
в) язвенная болезнь желудка и 12 –перстной кишки
г) острый гастрит

 

 

 

Эталоны ответов

 1- б, 2- б,  3- б,  4- в,  5-б,  6- б, 7-в,  8-б,  9-б,  10- в.

 

Критерии оценки:

v  10-7 правильных ответов – зачет,

v  менее 6 – не зачет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

к методической разработке по теме:

       «Неотложная помощь при кровотечениях.

Патологии брюшной полости и малого таза»

 

 

Тезисы лекции.

Тема: Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии    

 органов брюшной полости и малого таза.

 

Код по МКБ-10

Нозологическая форма

N93.9

 

Аномальное маточное и влагалищное кровотечение неуточненное

K92.2

Желудочно-кишечное кровотечение неуточненное

R04.0

Носовое кровотечение

S06.6

Кровоизлияние травматическое

 

Кровотечение  из:

R58

артерии

R58

внутрибрюшное 

 

-N94.8

-K66.1

внутритазовое
- у женщин 
- у мужчин 

 

I78.8

капиллярное 

R04.8

легочное

T81.0

ампутационной культи (хирургической)

O67.8

Кровотечение осложняющее травмы

 

 Нарушение целостности кожных покровов и слизистых оболочек, а также

расположенных под ними тканей и внутренних органов вследствие механического или

другого воздействия называется РАНАМИ.

Главные ПРИЗНАКИ РАНЫ – боль, зияние и кровотечение.

Общие симптомы, как шок, острая анемия, острая дыхательная недостаточность,

раневая инфекция и др. характеризуют уже осложнения и не относятся к обязательным

признакам раны.

По виду ранящего оружия и характеру повреждений различают раны резаные, колотые,

колото-резаные, рубленные, ушибленные, укушенные, скальпированные, рваные,

отравленные и огнестрельные;

-поверхностные (повреждаются кожа и слизистые),

-глубокие (+повреждения сосудов, нервов, внутренних органов).

При сквозных повреждениях стенок полостей (грудной, брюшной) – проникающие,      

в противном случае – не проникающие.

 

 

 

Неотложная помощь:

1.      Остановка кровотечения;

2.      Обработка кожных покровов вокруг раны на расстоянии не менее 2 см от краев (от раны к периферии) антисептическим раствором (йодонат);

3.      При колото-резаных ранах с ровными краями и незначительным кровотечением после наложения на рану подушки индивидуального пакета или салфетки накладывают давящую повязку;

4.      Обширные загрязненные раны после остановки кровотечения и обработки кожного покрова следует многократно (3-4 раза) обмыть «струей» (из легко сжимающихся пластиковых флаконов) антисептика (диоксидин, фурагин). Затем – влажно-высыхающая повязка с гипертоническим раствором или одним из антисептиков. Рекомендованы сорбционные повязки;

5.      При пульсирующем артериальном кровотечении показано наложение жгута, в остальных случаях – применение гемостатической марли и давящих повязок;

6.      Обезболивание, иммобилизация конечности;

7.      Пострадавших с ранами конечностей доставляют в травматологическое отделение, с полостными ранами – в хирургическое.

 

Кровотечение и кровопотеря – это грозные осложнения травмы и ранения. Только немедленная помощь может спасти жизнь. Наибольшую угрозу представляет артериальное кровотечение или массивные кровотечения из крупных венозных стволов.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРОВОТЕЧЕНИЙ:

           кровотечения
   Артериальное ярко-алая, пульсирующая струя крови,    Венозное 
    темная, равномерно истекающая струя крови 
    Капиллярное мелкие капли крови на раневой поверхности,     Смешанное паренхиматозное  кровотечение из ткани внутренних органов
           кровотечение
 

 

 

 

 

 

 


внутреннее    Закрытое кровотечение в закрытые полости (плевральная, полость черепа)    Внутритканевое 
    Без повреждения кожных покровов 
   Наружное      
   из поврежденных мягких тканей и кожных покровов
 

 

 

 

 

Открытое
    В полости сообщающиеся с внешней средой (маточное, из прямой кишки, легочное и т.д.)
 

 

 


При скрытом кровотечении диагностика сложнее.

 ПРИЗНАКИ: нарастающая слабость, сонливость, головокружение, чувство холода, тошнота, бледность и сухость слизистых, обмороки, частый пульс, падение А.Д., одышка – эти симптомы говорят о развитии геморрагического шока на фоне кровопотери.

Тяжесть его зависит от объема кровопотери (определяется с помощью индекса Альговера – Грубера).

                                                                        ПУЛЬС

                                    ИНДЕКС А.-Г.= -------------------------------------------------

                                                                     А.Д.систолическое

Индекс А.-Г.

Объем кровопотери

Тяжесть шока

До 0,8

10% ОЦК до 0,5л

нет

0,9-1,2

20% ОЦК до 1 л

1 степень

1,3-1,4

30% ОЦК до 1,5 л

2 степень

1,5

40% ОЦК  до 2л

3 степень

1,6 и более

Кровопотеря потеря не совместимая с жизнью

Противошоковые мероприятия:

1.      Остановка кровотечения;

2.      Обработка раны;

3.      Согреть, обезболить, дать кислород, подготовить дофамин;

4.      Безопасная транспортировка на носилках в стационар, без подушки с приподнятыми ногами, восполнение ОЦК.

Способы временной остановки кровотечения:

1.      Пальцевое прижатие артерии – используется для остановки кровотечения на момент транспортировки в стационар (на близкое расстояние), а также в резерве времени, необходимом для других средств остановки кровотечения.

2.      Форсированное (максимальное) сгибание конечности с последующей ее фиксацией, используя прокладку из ватно-марлевого валика.

3.      Тугая тампонада (в местах труднодоступных для жгута, пальцевого прижатия артерий, максимального сгибания конечности) с последующим пальцевым прижатием в отдельных случаях является единственным способом временной остановки кровотечения (с помощью кровоостанавливающего зажима, длинным бинтом заполняют все пространство раны, в критических случаях - любым подручным перевязочным материалом.).

4.      Наложение давящей повязки (при капиллярном и венозном кровотечении).

5.      Наложение кровоостанавливающего жгута (на крайний случай). Накладывается не более 1 часа летом и 30 мин - зимой. (Общее время, в крайнем случае – не более 1,5ч.)

    Каждые 15 минут ослаблять на 5-10 минут. Последовательность: пальцевое прижатие – возвышенное положение конечности для венозного оттока – наложение жгута на салфетку или участок одежды.

 

 

При проникающем ранении глазного яблока накладывают БИНОКУЛЯРНУЮ ПОВЯЗКУ:

-накрыть поврежденный глаз чистой салфеткой;

-не туго зафиксировать салфетку при помощи повязки;

-прикрыть второй глаз, чтобы остановить движения глазного яблока;

-госпитализация.

 

Осложнением ранений вен шеи может быть ВОЗДУШНАЯ ЭМБОЛИЯ

(отрицательное давление в венах способствует захвату воздуха из окружающей среды).

 

Первая помощь ПРИ ПРОНИКАЮЩЕМ РАНЕНИИ ЖИВОТА с выпадением

внутренних органов:

При эвентрации выпавшие петли кишечника или другие органы на догоспитальном

этапе обратно не вправляют. В случае их обильного загрязнения они могут быть

несколько раз обмыты теплым антисептическим раствором и фиксированы с помощью

влажной повязки, пропитанной антисептиком.

 

Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза.

 

Острый живот – это внезапно развившееся заболевание органов брюшной полости,

требующее неотложной медицинской помощи, а у большинства экстренного и

срочного оперативного вмешательства.

Причины:

1.      Хроническое раздражение: прободная язва, перфорации тонкого кишечника;

2.      Бактериальное заражение: острый аппендицит, воспаление органов таза;

3.      Патология передней брюшной стенки: грыжи;

4.      Обструкция полых внутренних органов: камни желчного пузыря, мочевыводящих путей;

5.      Сосудистые нарушения: эмболия и разрыв сосуда;

6.      Растяжение капсулы внутренних органов: резкое увеличение печени, селезенки.

Неотложная помощь:

1.      Вызов врача или скорой помощи;

2.      Обеспечить физический и психический покой;

3.      Придать телу положение, когда боль ощущается слабее;

4.      Обеспечить скорейшую госпитализацию в хирургический стационар или отделение;

5.      Возможно применение пузыря со льдом.

 

 

 

 

 

Острый аппендицит.

Не осложненный:

-катаральный;

-флегмонозный;

-гангренозный.

Осложненный:

-перфоративный + местный, разлитой перитонит.

Симптомы: боль в правой подвздошной области, интоксикация, сочетание локальной боли и болезненности в правой подвздошной области, напряжение мышц передней брюшной стенки. Положительные симптомы Ровзнига, Ситковского, Воскресенского, Михельсона, Образцова, Щеткина – Блюмберга.

Первая помощь:

1.      Госпитализация в хирургическое отделение;

2.      Запрещается: применение грелки, обезболивание, введение спазмолитиков, применение жидкости и пищи.

 

 

 

 

 Приступ почечной колики:

Симптомы:

-внезапное появление сильных болей в поясничной области (одно- или двусторонних);

-больной беспокоен;

-болезненное, учащенное мочеиспускание;

-тошнота, рвота, повышение температуры тела, озноб;

-при исследовании мочи – гематурия.

 

Неотложная помощь:

1.      Вызов скорой помощи;

2.      Снятие спазма: горячая ванна/грелка на поясницу, спазмолитики;

3.      В межприступном периоде питье 2-3 литра (если нет противопоказаний);

4.      Оказать психологическую поддержку пациенту;

5.      Определить основные параметры жизнедеятельности: пуль, ЧДД, АД.

 Беременность эктопическая (вне физиологического плодовместилища)

Клиника: схваткообразные боли внизу живота (больше с пораженной стороны),

признаки внутрибрюшного кровотечения (вплоть до шока), напряжение брюшной

стенки, положительный симптом раздражения брюшины.

Первая помощь:

1.      Вызов врача;

2.      Строгий постельный режим, полный покой;

3.      Опорожнить мочевой пузырь (по желанию пациентки);

4.      Холод на низ живота (на20-30 минут с перерывами 30 минут),

5.      Экстренная госпитализация .

Тест: острая, локальная боль в низу живота, признаки внутреннего кровотечения свидетельствуют о внематочной беременности.

                                                 Тест: разрыв маточной трубы в результате внематочной беременности происходит на среднем сроке 4-8 недель.

Неотложная помощь при кишечном кровотечении (наиболее частая причина - язва)

1.      Вызвать врача;

2.      Пациента нельзя кормить;

3.      Положение пациента на спине, с поднятыми ногами;

4.      Запретить прием лекарств внутрь;

5.      Физический и психический покой;

6.      Холод на живот;

7.      Госпитализация.

 

Неотложная помощь при желудочном кровотечении

1.      Вызов врача;

2.      Строгий постельный режим, при рвоте – положение на боку;

3.      Полный покой;

4.      Холод на эпигастрий;

5.      Дать увлажненный кислород;

6.      Прекратить прием через рот пищи, жидкости и лекарств.

   Неотложная помощь при носовом кровотечении:

1.      Вызвать врача; 

2.      Придать возвышенное положение голове пациента: полусидячее, сидячее с наклоном вперед;

3.      Холод на переносицу до остановки кровотечения;

4.      Использование в носовые ходы 0,1% нафтизина, марлевых турунд с вазелиновым медицинским маслом;

5.      Наблюдение за состоянием пациента;

6.      Госпитализация по показаниям .

Кишечная непроходимость - это нарушение продвижения по желудочно-кишечному тракту его содержимого.

Бывает:

-частичная

-полная

            -острая

           -хроническая

-врожденная

-приобретенная

            -механическая

            -динамическая

-высокая – тонкокишечная

-низкая – толстокишечная

МЕХАНИЧЕСКАЯ КИШЕЧНАЯ НЕПРОХОДИМОСТЬ:

1.      Обтурационная – при закупорке кишки опухолью, рубцовыми сужениями, копролитами, клубком аскарид, инородным телом

2.      Странгуляционная – в результате заворота кишечника, ущемлений кишечника, образований узла между петлями кишечника

3.      Инвагинация – внедрение одной кишки в другую.

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ КИШЕЧНАЯ НЕПРОХОДИМОСТЬ имеет две формы:

1.      Спастическая – стойкий спазм кишечника (отравление никотином, солями тяжелых

 металлов)

2.      Паралитическая – стойкий парез кишечника (острые воспалительные заболевания брюшной полости, травмы брюшной полости, операции)

КЛИНИКА:

Боль, рвота, гиперперистальтика, задержка стула и газов; при обтурационной  - боли схваткообразные, при странгуляционной – боли постоянные сильные; рвота в большинстве случаев не приносит облегчения, живот вздут, газы не отходят, повышение температуры тела до 38 -40°.

ПАЛЬПАЦИЯ: определяются увеличенные петли кишечника

АУСКУЛЬТАЦИЯ: шумы при обтурационной к.н., симптом «гробовой тишины» - при динамической

ПРИ ПОСТУКИВАНИИ ЖИВОТА: «шум плеска»

Зияние заднего прохода при отсутствии стула – «симптом Обуховской больницы».

В тяжелых случаях – интоксикация

 НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

ЕСЛИ НЕ УВЕРЕНЫ В ДИАГНОЗЕ – КЛИЗМУ НЕ СТАВИТЬ!!!!

ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ КАК ПРИ ОСТРОМ ЖИВОТЕ!

 

 

 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»

Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………

Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………

Пояснительная записка Занятие по теме: «Кровотечения

Пояснительная записка Занятие по теме: «Кровотечения

Выявления проблем связанных с нарушениями в состоянии здоровья пострадавших, предотвращении развития геморрагического шока и других возможных осложнений

Выявления проблем связанных с нарушениями в состоянии здоровья пострадавших, предотвращении развития геморрагического шока и других возможных осложнений

Организация оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях:  выявлять признаки острой кровопотери  определять по местным признакам источник кровотечения;  применить пузырь…

Организация оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях:  выявлять признаки острой кровопотери  определять по местным признакам источник кровотечения;  применить пузырь…

Оптимизация знаний: Методы обучения

Оптимизация знаний: Методы обучения

Список литературы. №

Список литературы. №

План занятия. №

План занятия. №

Этапы занятия №

Этапы занятия №

Приложение 1 к методической разработке

Приложение 1 к методической разработке

Приложение 2 к методической разработке

Приложение 2 к методической разработке

Приложение 3 к методической разработке

Приложение 3 к методической разработке

Наиболее частая причина желудочно – кишечных кровотечений: а) кишечная непроходимость б) опухоль в) язвенная болезнь желудка и 12 –перстной кишки г) острый гастрит

Наиболее частая причина желудочно – кишечных кровотечений: а) кишечная непроходимость б) опухоль в) язвенная болезнь желудка и 12 –перстной кишки г) острый гастрит

Приложение 4 к методической разработке по теме: «Неотложная помощь при кровотечениях

Приложение 4 к методической разработке по теме: «Неотложная помощь при кровотечениях

Неотложная помощь: 1.

Неотложная помощь: 1.

При скрытом кровотечении диагностика сложнее

При скрытом кровотечении диагностика сложнее

При проникающем ранении глазного яблока накладывают

При проникающем ранении глазного яблока накладывают

Острый аппендицит. Не осложненный: -катаральный; -флегмонозный; -гангренозный

Острый аппендицит. Не осложненный: -катаральный; -флегмонозный; -гангренозный

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Приступ почечной колики: Симптомы: -внезапное появление сильных болей в поясничной области (одно- или двусторонних); -больной беспокоен; -болезненное, учащенное мочеиспускание; -тошнота, рвота, повышение температуры тела, озноб;…

Приступ почечной колики: Симптомы: -внезапное появление сильных болей в поясничной области (одно- или двусторонних); -больной беспокоен; -болезненное, учащенное мочеиспускание; -тошнота, рвота, повышение температуры тела, озноб;…

Госпитализация. Неотложная помощь при желудочном кровотечении 1

Госпитализация. Неотложная помощь при желудочном кровотечении 1

Инвагинация – внедрение одной кишки в другую

Инвагинация – внедрение одной кишки в другую

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»

Методическая разработка теоретического занятия.Тема: «Кровотечения. Геморрагический шок. Неотложная помощь при патологии органов брюшной полости и малого таза»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2021