Методическая разработка учебного занятия по предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе Тема: «Белорусская народная игрушка. Белорусский сувенир»
Оценка 4.9

Методическая разработка учебного занятия по предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе Тема: «Белорусская народная игрушка. Белорусский сувенир»

Оценка 4.9
doc
12.11.2022
Методическая разработка  учебного занятия по предмету «Изобразительное искусство»  во 2 классе  Тема: «Белорусская народная игрушка. Белорусский сувенир»
белорусский сувенир урок изо для 2 кл.doc

Государственное учреждение образования

 «Сеницкая средняя школа имени Янки Купалы»

 

 

 

Методическая разработка

учебного занятия по предмету

«Изобразительное искусство»

 во 2 классе

 Тема: «Белорусская народная игрушка. Белорусский сувенир»

 

 

Подготовила

 учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Смирнова Ия Павловна

 

 

 

 

 

Сеница 2022 г.

 

Тема: Белорусская народная игрушка. Белорусский сувенир.

 

Цель урока: сформировать представления об особенностях национального декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи урока:

§  Ознакомление с особенностями белорусской народной игрушки;

§  Установление последовательности изготовления сувенирной продукции;

§  Совершенствование умения украшать готовое изделие;

§  Формирование умения создавать цельную форму объекта из пластичных материалов (пластилин и  др.).

Оборудование (для учителя):

1.     Литературные произведения: загадка А.И. Деньшина «Завелась неведомая птица…», стихотворение К. Камейши «Гліняны пеўнік».

2.     Произведения декоративно-прикладного искусства: С. Глебка «Всадник», «Поросёнок», «Соловей», «Курица»; Н.Каминская «Всадники»; Н. Ржавуцкая «Петух»; М. Ржавуцкий «Баран»; П. Шматко «Баран», «Медведь»; Л. Толчик «Учительница с портфелем» и др.

3.     Музыкальные произведения: звук свистульки.

Наглядные пособия и ТСО: средства мультимедиа; методическая таблица «Этапы последовательности лепки», образцы детских работ, фотографии, образцы работ народных мастеров Беларуси.

Художественные материалы и инструменты для работы: пластилин, дощечки для лепки, стеки.

Оформление классной доски: фотографии игрушек, таблица «Этапы последовательности лепки», вверху – тема урока, внизу на подставке – образцы игрушек.

 

Ход урока:

 

1.                 Орг. Момент

1.1.Приветствие

1.2.Проверка готовности к уроку

1.3.Организация внимания. Создание положительной эмоциональной атмосферы для восприятия нового материала

 

2. Сообщение темы урока. Формулировка цели и задач изучения нового материала

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится:

Не поёт и не летает,

Вся горит и полыхает…

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво- безделушка,

Зовут её… НАРОДНАЯ ИГРУШКА. (Слайд 1)

 

-Эта загадка придумана народным мастером А.И. Деньшиным из Вятки. Он сравнил дымковскую игрушку с удивительной и прекрасной жар- птицей.

- Белорусские народные мастера тоже издревле создавали народную игрушку, которая имеет на нашей Родине богатые традиции. А вот как описал белорусскую игрушку поэт К.Камейша в стихотворении «Гліняны пеўнік»:

Глінянага пеўніка мне падарылі.

Гліняныя ў пеўніка ножкі і крылы.

Хвост перем гарыць,

Грабеньчык іскрыцца,

І свецяцца вочы нібыта суніцы.

Ён самы прыгожы з глінянай сямейкі.

Ну, пеўнік як пеўнік,

Ды дзіўны ён нейкі.

Пяюць галасістыя пеўні ў дварышчы.

А мой не спявае, а мой толкі свішча.

 

- С некоторыми секретами мастеров декоративно-прикладного искусства по изготовлению игрушки – свистульки мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

 

3. Актуализация опорных знаний учащихся

- Вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство. Это искусство создания красивых вещей, имеющих практическую пользу для человека.

- Сегодня мы познакомимся с белорусской народной игрушкой. Белорусы всегда славились своим трудолюбием. Народные мастера изготавливали много интересных и красивых игрушек, которые были очень ценны для детей. Их изготавливали из разных материалов: глины, соломы, дерева, шишек, ниток, тряпочек (слайд  2-5). Мы же рассмотрим изготовление игрушки из глины.

 

4. Усвоение новых знаний

4.1 Вводная беседа

Справочный материал:

На Беларуси наибольшее распространение имела глиняная игрушка. Массовое изготовление глиняной игрушки началось с развитием гончарства (изготовление глиняной посуды) в 11-13 вв. Расцвет этого промысла пришёлся на 19- первую половину 20 веков.

Для большинства игрушек характерна обобщённость, стилизованность и упрощённость формы: крутая шея – у коня, юбка-колокол – у барышень, плоский клюв – у утки, загнутые рога – у барана. (Слайд 6). Игрушки лепили во всех гончарных центрах Беларуси. На ярмарках рядом с посудой можно было увидеть россыпи ярких разноцветных петушков, курочек, баранов, которые были дешёвой и доступной детской забавой. Обычно игрушки- свистульки лепили женщины и дети, пока мужчины делали глиняную посуду.

Белорусская игрушка-свистулька имеет свои особенности – она не расписывалась в разные цвета, а покрывалась однотонной жёлтой, зелёной, коричневой глазурью.

Также для белорусских глиняных игрушек характерным является высоко вскинутая голова и широко расставленные короткие и толстые ножки. (Слайд 7)

 

По своему характеру народную глиняную игрушку можно поделить на 2 группы:

1.     Игрушки первой группы лишены второстепенных деталей и индивидуальных черт. Они передают только самые основные черты. И фигурки делались методом вытягивания деталей из общей массы. (С.Глебка «Всадник», «Соловей», «Курица»). (Слайд 8)

2.     Вторая группа характеризуется большим реализмом. Игрушки имеют детальную проработку, они увеличиваются в объёме. Сюжеты традиционные- животные барышни, всадники. Но люди уже одеты в характерные для того времени костюмы, в руках имеются какие-то предметы – букет, портфель. (Л.Толчик «Учительница с портфелем», М.Орехов «Всадник»). (Слайд 9)

4.2. Анализ произведений декоративно- прикладного искусства

- Рассмотрим игрушку – свистульку. Давайте отгадаем , какая это будет игрушка с помощью загадки:

У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?...(Лошадка.)

- Рассмотрим игрушку подробнее. Из каких частей она состоит (туловище, шея, голова, ноги).

- Какие геометрические формы они напоминают (цилиндры, шар)

- Какие детали характерны для лошадки (грива, хвост)

- Лошадка состоит из разных деталей, и мы будем их делать путём вытягивания из заготовки – туловища.

4.3. Объяснение нового материала. Демонстрация приёмов и последовательности лепки (Слайд 10)

1.     Перед началом работы пластилин размять в руках.

2.     От общего куска отделить кусочек нужного размера, из которого скатываем цилиндр

3.     От заготовки- туловища оттягиваем шею-головку, загибая её вниз

4.     Затем от этой же заготовки вытягиваем ножки по бокам.

5.     Вытягиваем сзади хвост

6.     Прищипывая шею, формируем гриву

7.     Стекой оформляем глазки, ротик

8.     Декорируем поверхность игрушки другими цветами

 

Физиорелаксация

 

5.Самостоятельная работа учащихся

5.1. Инструктаж по технике безопасности

1.     Работать на доске

2.     Не разбрасывать пластилин

3.     Стеки передавать аккуратно

4.     После работы убрать своё место и вымыть руки

5.2. Творческая работа учащихся.

Учащиеся выполняют задание, а учитель следит за правильностью его выполнения.

 

6. Подведение итогов урока

6.1. Выставка работ учащихся

Учитель рассматривает работы, указывая на ошибки и выделяя наиболее удачные места.

6.2. Обобщение изученного материала

- Вспомним, о каком виде искусства мы сегодня говорили (о декоративно- прикладном виде искусства и белорусской народной игрушке).

- Разгадаем кроссворд, вспомнив какие материалы и инструменты мы можем использовать для изготовления народной игрушки.

Вопросы для кроссворда:

1.     Игрушка, на которой можно играть мелодии (свистулька).

2.     Мягкий пластичный материал, из которого лепят игрушки и который после высыхания и обжига становится твёрдым (глина).

3.     Украшение поверхности игрушки (декор).

4.     В этот гладкий коробок бронзового цвета

Спрятан маленький дубок будущего лета (жёлудь).

5.     Густая краска, которая разводиться водой перед рисованием и используется для разрисовки игрушек (гуашь).

6.     Инструмент для  обработки поверхности изделия из глины или пластилина (стека).

7.     Гладкий гибкий материал, из которого плетутся игрушки (солома).

- И в центре нашего кроссворда выписалось слово ИГРУШКА, то, что мы с вами сегодня делали на уроке.

6.3. Уборка рабочих мест. 6.7. Прощание.


Скачано с www.znanio.ru

Государственное учреждение образования «Сеницкая средняя школа имени

Государственное учреждение образования «Сеницкая средняя школа имени

Тема : Белорусская народная игрушка

Тема : Белорусская народная игрушка

Эта птица не простая, Расписная, золотая

Эта птица не простая, Расписная, золотая

Слайд 6). Игрушки лепили во всех гончарных центрах

Слайд 6). Игрушки лепили во всех гончарных центрах

От заготовки- туловища оттягиваем шею-головку, загибая её вниз 2

От заготовки- туловища оттягиваем шею-головку, загибая её вниз 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2022