Методическая разработка учебных заданий по формированию универсальных учебных действий (УУД)
на занятиях в театральной студии в начальной школе
Раздел курса «Технологии организации поисковой и исследовательской деятельности на уроке»
Тема занятия: «Работа над формированием сценических образов в миниатюре «Запорожцы» при подготовке к тематическому празднику «Петровские ассамблеи»
Возраст учащихся – 4 класс
Цель урока – формирование УУД на занятии в театральной студии, как залог успешной работы над сценическими образами.
Планируемый предметный результат обучения – обучающиеся получат знания об эпохе Петра Первого, познакомятся с произведением Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», получат представление о каждом персонаже театральной миниатюры.
ЗАДАНИЯ
1. Сравнить допетровскую эпоху и эпоху Петра 1
| 
 
 
  | 
 
 
  | 
 
 
  | 
|||
| 
 1. Вспомнить особенности уклада жизни, одежды, кухни допетровской эпохи  | 
 Индивидуальные ответы 
  | 
 Применение наглядного материала Вопросы Диалог с обучающимися 
  | 
|||
| 
 2. Вспомнить нововведения Петра 1  | 
 Индивидуальные ответы: классификация изменений эпохи Петра 1 по областям жизни (образование, внешний вид, кухня) 
  | 
 Применение наглядного материала Вопросы Диалог с обучающимися 
  | 
|||
| 
 3. Сравнить оба периода  | 
 Работа в группах Запись результата Обоснование своего мнения Рефлексия 
  | 
 Постановка задачи Проговаривание алгоритма действий Вопросы Оценка работы каждой группы 
  | 
2. Проанализировать фрагмент произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и составить план работы над образами.
| 
 
 
  | 
 
 
  | 
 
 
  | 
|||
| 
 1. Ознакомиться с кратким содержанием произведения  | 
 Рассказать краткое содержание произведения (было задано на дом) Ответить на вопросы (о чём произведение, перечислить главных героев) Объяснить сложные слова  | 
 Диалог с обучающимися Оценка выполнения домашнего задания Вопросы  | 
|||
| 
 2. Ознакомиться с выбранным для инсценировки фрагментом  | 
 Читают по ролям Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного фрагмента  | 
 Выбор чтецов Вопросы 
  | 
|||
| 
 3. Посмотреть фрагмент видео (х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки», реж.А.Роу)  | 
 Смотрят видео Сравнивают с прочитанным литературным фрагментом Анализируют совпадение (или несовпадение) экранных образов и книжных  | 
 Наблюдает за реакцией воспитанников Задаёт вопросы Анализирует вместе с детьми  | 
|||
| 
 4. Составить план работы над образами выбранного фрагмента  | 
 Вспоминают алгоритм составления плана Записывают результат работы Осуществляют взаимный контроль Анализируют и составляют единый план работы  | 
 Напоминает алгоритм составления плана Даёт оценку проделанной работе Корректирует  | 
3. Проработать образы главных героев миниатюры «Запорожцы» с применением методики ТРИЗ (метод морфологического анализа)
| 
 
 
  | 
 
 
  | 
 
 
  | 
|||
| 
 1. Определить всех персонажей выбранного фрагмента  | 
 Назвать и записать всех героев выбранного фрагмента 
  | 
 Оценка качества выполнения задания, дополнения в случае необходимости  | 
|||
| 
 2.Классифицировать персонажей «Главный - Второстепенный»  | 
 Проанализировать каждый персонаж (количество реплик и как часто встречается в выбранном фрагменте, насколько важен для общего содержания произведения) Составить таблицу классификации и уметь доказать свою точку зрения  | 
 Диалог с обучающимися, вопросы Помощь в составлении таблицы 
  | 
|||
| 
 3. Вспомнить особенности метода морфологического анализа  | 
 Вспоминают алгоритм составления плана Записывают результат работы Осуществляют взаимный контроль Анализируют и составляют единый план работы  | 
 Напоминает алгоритм работы с «Морфологическим ящиком» на примере составления таблиц по героям знакомого произведения (например, сказка «Колобок»)  | 
|||
| 
 4. Составить таблицу «Морфологического ящика» для главных героев  | 
 Разбиться на группы. Для каждой группы – свой персонаж Выбор основных характеристик образа героя Поиск максимального количества вариантов для каждой характеристики Обсуждение окончательного выбора сценического воплощения образа, исходя из заполненных таблиц Морфоящика  | 
 Демонстрация наглядного материала (фотографии костюмов и видеофрагменты различных сценических воплощений персонажей) Оценка коллективной и индивидуальной работы  | 
Приложение 1.
«Запорожцы» (отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
Вакула – А ещё говорят: «Врут сказки». Нет! Не врут! Что за лестница, какая работа!
Запорожец – Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло.
Запорожец – Что за картина, кажется живая…
Вместе – Важная работа!
Входит Потёмкин
Потёмкин – Все ли вы здесь?
Запорожцы – Да вси, батько.
Потёмкин – Не забудьте говорить ТАК, как Я вас учил.
Запорожцы – Нет, батько, не позабудем!
Вакула – Это царь?
Запорожец – Куда тебе царь! Это сам Потёмкин!
Входит Царица. Казаки падают в ноги.
Царица – Встаньте!
Запорожцы – Не встанем, мамо, умрём, не встанем!
Царица – Светлейший обещал познакомить меня с моим народом, которого я до сих пор не видала. Хорошо ли вас здесь содержат?
Запорожец – Да спасибо, мамо, провиянт дают хороший!
Запорожец – Хотя бараны здешние – не то, что у нас в Запорожье!
Царица – Что ж хотите вы?
Вакула – Ваше царское величество, не велите казнить!
Царица – Оставьте его! Говори!
Вакула – Из чего, не во гнев будет сказано, сделаны черевички, что на ногах ваших? Если б моя жинка надела такие…
Царица – Право, мне нравится это простодушие! Встань! Если тебе хочется иметь такие башмаки, это не трудно сделать. Принесите ему самые дорогие с золотом.
Казаки кланяются, пятясь уходят.
Царица – Любезный друг! Вот вам пример, достойный остроумного пера.
Потёмкин – Вы слишком добры, Ваше царское величество!
Царица – Ну, что ж, а не поехать ли нам в Царское?
Потёмкин – Карету государыне!
Приложение 2.
Варианты Морфологического ящика на примере поиска решения сценического образа Царицы
| 
 № п/п  | 
 Костюмы  | 
 Местоположение 
  | 
 Движение  | 
 Партнёры  | 
| 
 1  | 
 Стилизованный костюм, соответствующий эпохе  | 
 По центру сцены  | 
 Только жестикуляция  | 
 Одна  | 
| 
 2  | 
 Элементы костюмы  | 
 Справа от «запорожцев»  | 
 Проходки из стороны в сторону  | 
 С одной фрейлиной  | 
| 
 3  | 
 Реквизит, соответствующий эпохе (веер, украшения)  | 
 Слева от «запорожцев»  | 
 Полная статичность  | 
 В окружении фрейлин  | 
| 
 4  | 
 Без костюма, но в парике  | 
 На авансцене  | 
 Повороты головы и корпуса  | 
 В паре с «Потёмкиным»  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.