Методическая разработка учебных заданий по формированию универсальных учебных действий (УУД)
на занятиях в театральной студии в начальной школе
Раздел курса «Технологии организации поисковой и исследовательской деятельности на уроке»
Тема занятия: «Работа над формированием сценических образов в миниатюре «Запорожцы» при подготовке к тематическому празднику «Петровские ассамблеи»
Возраст учащихся – 4 класс
Цель урока – формирование УУД на занятии в театральной студии, как залог успешной работы над сценическими образами.
Планируемый предметный результат обучения – обучающиеся получат знания об эпохе Петра Первого, познакомятся с произведением Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», получат представление о каждом персонаже театральной миниатюры.
ЗАДАНИЯ
1. Сравнить допетровскую эпоху и эпоху Петра 1
|
|
|
|||
1. Вспомнить особенности уклада жизни, одежды, кухни допетровской эпохи |
Индивидуальные ответы
|
Применение наглядного материала Вопросы Диалог с обучающимися
|
|||
2. Вспомнить нововведения Петра 1 |
Индивидуальные ответы: классификация изменений эпохи Петра 1 по областям жизни (образование, внешний вид, кухня)
|
Применение наглядного материала Вопросы Диалог с обучающимися
|
|||
3. Сравнить оба периода |
Работа в группах Запись результата Обоснование своего мнения Рефлексия
|
Постановка задачи Проговаривание алгоритма действий Вопросы Оценка работы каждой группы
|
2. Проанализировать фрагмент произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и составить план работы над образами.
|
|
|
|||
1. Ознакомиться с кратким содержанием произведения |
Рассказать краткое содержание произведения (было задано на дом) Ответить на вопросы (о чём произведение, перечислить главных героев) Объяснить сложные слова |
Диалог с обучающимися Оценка выполнения домашнего задания Вопросы |
|||
2. Ознакомиться с выбранным для инсценировки фрагментом |
Читают по ролям Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного фрагмента |
Выбор чтецов Вопросы
|
|||
3. Посмотреть фрагмент видео (х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки», реж.А.Роу) |
Смотрят видео Сравнивают с прочитанным литературным фрагментом Анализируют совпадение (или несовпадение) экранных образов и книжных |
Наблюдает за реакцией воспитанников Задаёт вопросы Анализирует вместе с детьми |
|||
4. Составить план работы над образами выбранного фрагмента |
Вспоминают алгоритм составления плана Записывают результат работы Осуществляют взаимный контроль Анализируют и составляют единый план работы |
Напоминает алгоритм составления плана Даёт оценку проделанной работе Корректирует |
3. Проработать образы главных героев миниатюры «Запорожцы» с применением методики ТРИЗ (метод морфологического анализа)
|
|
|
|||
1. Определить всех персонажей выбранного фрагмента |
Назвать и записать всех героев выбранного фрагмента
|
Оценка качества выполнения задания, дополнения в случае необходимости |
|||
2.Классифицировать персонажей «Главный - Второстепенный» |
Проанализировать каждый персонаж (количество реплик и как часто встречается в выбранном фрагменте, насколько важен для общего содержания произведения) Составить таблицу классификации и уметь доказать свою точку зрения |
Диалог с обучающимися, вопросы Помощь в составлении таблицы
|
|||
3. Вспомнить особенности метода морфологического анализа |
Вспоминают алгоритм составления плана Записывают результат работы Осуществляют взаимный контроль Анализируют и составляют единый план работы |
Напоминает алгоритм работы с «Морфологическим ящиком» на примере составления таблиц по героям знакомого произведения (например, сказка «Колобок») |
|||
4. Составить таблицу «Морфологического ящика» для главных героев |
Разбиться на группы. Для каждой группы – свой персонаж Выбор основных характеристик образа героя Поиск максимального количества вариантов для каждой характеристики Обсуждение окончательного выбора сценического воплощения образа, исходя из заполненных таблиц Морфоящика |
Демонстрация наглядного материала (фотографии костюмов и видеофрагменты различных сценических воплощений персонажей) Оценка коллективной и индивидуальной работы |
Приложение 1.
«Запорожцы» (отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)
Вакула – А ещё говорят: «Врут сказки». Нет! Не врут! Что за лестница, какая работа!
Запорожец – Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло.
Запорожец – Что за картина, кажется живая…
Вместе – Важная работа!
Входит Потёмкин
Потёмкин – Все ли вы здесь?
Запорожцы – Да вси, батько.
Потёмкин – Не забудьте говорить ТАК, как Я вас учил.
Запорожцы – Нет, батько, не позабудем!
Вакула – Это царь?
Запорожец – Куда тебе царь! Это сам Потёмкин!
Входит Царица. Казаки падают в ноги.
Царица – Встаньте!
Запорожцы – Не встанем, мамо, умрём, не встанем!
Царица – Светлейший обещал познакомить меня с моим народом, которого я до сих пор не видала. Хорошо ли вас здесь содержат?
Запорожец – Да спасибо, мамо, провиянт дают хороший!
Запорожец – Хотя бараны здешние – не то, что у нас в Запорожье!
Царица – Что ж хотите вы?
Вакула – Ваше царское величество, не велите казнить!
Царица – Оставьте его! Говори!
Вакула – Из чего, не во гнев будет сказано, сделаны черевички, что на ногах ваших? Если б моя жинка надела такие…
Царица – Право, мне нравится это простодушие! Встань! Если тебе хочется иметь такие башмаки, это не трудно сделать. Принесите ему самые дорогие с золотом.
Казаки кланяются, пятясь уходят.
Царица – Любезный друг! Вот вам пример, достойный остроумного пера.
Потёмкин – Вы слишком добры, Ваше царское величество!
Царица – Ну, что ж, а не поехать ли нам в Царское?
Потёмкин – Карету государыне!
Приложение 2.
Варианты Морфологического ящика на примере поиска решения сценического образа Царицы
№ п/п |
Костюмы |
Местоположение
|
Движение |
Партнёры |
1 |
Стилизованный костюм, соответствующий эпохе |
По центру сцены |
Только жестикуляция |
Одна |
2 |
Элементы костюмы |
Справа от «запорожцев» |
Проходки из стороны в сторону |
С одной фрейлиной |
3 |
Реквизит, соответствующий эпохе (веер, украшения) |
Слева от «запорожцев» |
Полная статичность |
В окружении фрейлин |
4 |
Без костюма, но в парике |
На авансцене |
Повороты головы и корпуса |
В паре с «Потёмкиным» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.