Методическая разработка учебных заданий по формированию универсальных учебных действий (УУД) на занятиях в театральной студии в начальной школе

  • doc
  • 24.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка.doc

 Методическая разработка учебных заданий по формированию универсальных учебных действий (УУД)

на занятиях в театральной студии в начальной школе

 

Раздел курса «Технологии организации поисковой и исследовательской деятельности на уроке»

Тема занятия: «Работа над формированием сценических образов в миниатюре «Запорожцы» при подготовке к тематическому празднику «Петровские ассамблеи»

Возраст учащихся – 4 класс

Цель урока – формирование УУД на занятии в театральной студии, как залог успешной работы над сценическими образами.

Планируемый предметный результат обучения – обучающиеся получат знания об эпохе Петра Первого, познакомятся с произведением Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», получат представление о каждом персонаже театральной миниатюры.

 

ЗАДАНИЯ

1. Сравнить допетровскую эпоху и эпоху Петра 1

 

 

Шаг (этап)

 

Действия учеников

 

Действия учителя

1. Вспомнить особенности уклада жизни, одежды, кухни допетровской эпохи

Индивидуальные ответы

 

Применение наглядного материала

Вопросы

Диалог с обучающимися

 

2. Вспомнить нововведения Петра 1

Индивидуальные ответы: классификация изменений эпохи Петра 1 по областям жизни (образование, внешний вид, кухня)

 

Применение наглядного материала

Вопросы

Диалог с обучающимися

 

3. Сравнить оба периода

Работа в группах

Запись результата

Обоснование своего мнения

Рефлексия

 

Постановка задачи

Проговаривание алгоритма действий

Вопросы

Оценка работы каждой группы

 

 

2. Проанализировать фрагмент произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и составить план работы над образами.

 

 

Шаг (этап)

 

Действия учеников

 

Действия учителя

1. Ознакомиться с кратким содержанием произведения

Рассказать краткое содержание произведения (было задано на дом)

Ответить на вопросы (о чём произведение, перечислить главных героев)

Объяснить сложные слова

Диалог с обучающимися

Оценка выполнения домашнего задания

Вопросы

2. Ознакомиться с выбранным для инсценировки фрагментом

Читают по ролям

Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного фрагмента

Выбор чтецов

Вопросы

 

3. Посмотреть фрагмент видео (х/ф «Вечера на хуторе близ Диканьки»,  реж.А.Роу)

Смотрят видео

Сравнивают с прочитанным литературным фрагментом

Анализируют совпадение (или несовпадение) экранных образов и книжных

Наблюдает за реакцией воспитанников

Задаёт вопросы

Анализирует вместе с детьми

4. Составить план работы над образами выбранного фрагмента

Вспоминают алгоритм составления плана

Записывают результат работы

Осуществляют взаимный контроль

Анализируют и составляют единый план работы

Напоминает алгоритм составления плана

Даёт оценку проделанной работе

Корректирует

 

3. Проработать образы главных героев миниатюры «Запорожцы» с применением методики ТРИЗ (метод морфологического анализа)

 

 

Шаг (этап)

 

Действия учеников

 

Действия учителя

1. Определить всех  персонажей выбранного фрагмента

Назвать и записать всех героев выбранного фрагмента

 

Оценка качества выполнения задания, дополнения в случае необходимости

2.Классифицировать персонажей  «Главный - Второстепенный»

Проанализировать каждый персонаж (количество реплик и как часто встречается в выбранном фрагменте, насколько важен для общего содержания произведения)

Составить таблицу классификации и уметь доказать свою точку зрения

Диалог с обучающимися, вопросы

Помощь в составлении таблицы

 

3. Вспомнить особенности метода морфологического анализа

Вспоминают алгоритм составления плана

Записывают результат работы

Осуществляют взаимный контроль

Анализируют и составляют единый план работы

Напоминает алгоритм работы с «Морфологическим ящиком» на примере составления таблиц по героям знакомого произведения (например, сказка «Колобок»)

4. Составить таблицу «Морфологического ящика» для главных героев

Разбиться на группы. Для каждой группы – свой персонаж

Выбор основных характеристик образа героя

Поиск максимального количества вариантов для каждой характеристики

Обсуждение окончательного выбора сценического воплощения образа, исходя из заполненных таблиц Морфоящика

Демонстрация наглядного материала (фотографии костюмов и видеофрагменты различных сценических воплощений персонажей)

Оценка коллективной и индивидуальной работы  

 

 

Приложение 1.

«Запорожцы»  (отрывок из повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Вакула       –  А ещё говорят: «Врут сказки». Нет! Не врут! Что за лестница, какая работа!

Запорожец – Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло.

Запорожец – Что за картина, кажется живая…

Вместе       –  Важная работа!

Входит Потёмкин

Потёмкин    – Все ли вы здесь?

Запорожцы  – Да вси, батько.

Потёмкин     – Не забудьте говорить ТАК, как Я вас учил.

 Запорожцы  – Нет, батько, не позабудем!

Вакула          – Это царь?

Запорожец    – Куда тебе царь! Это сам Потёмкин!

Входит Царица. Казаки падают в ноги.

Царица        – Встаньте!

Запорожцы – Не встанем, мамо, умрём, не встанем!

Царица        – Светлейший обещал познакомить меня с моим народом, которого я до сих пор не видала. Хорошо ли вас здесь содержат?

Запорожец  – Да спасибо, мамо, провиянт дают хороший!

Запорожец  – Хотя бараны здешние – не то, что у нас в Запорожье!

Царица        – Что ж хотите вы?

Вакула        – Ваше царское величество, не велите казнить!

Царица        – Оставьте его! Говори!

Вакула        – Из чего, не во гнев будет сказано, сделаны черевички, что на ногах ваших? Если б моя жинка надела такие…

Царица       – Право, мне нравится это простодушие! Встань! Если тебе хочется иметь такие башмаки, это не трудно сделать. Принесите ему самые дорогие с золотом.

Казаки кланяются, пятясь уходят.

Царица       – Любезный друг! Вот вам пример, достойный остроумного пера.

Потёмкин  – Вы слишком добры, Ваше царское величество!

Царица      – Ну, что ж, а не поехать ли нам в Царское?

Потёмкин  – Карету государыне!

 

Приложение 2.

Варианты Морфологического ящика на примере поиска решения сценического образа Царицы

 

№ п/п

Костюмы

Местоположение

 

Движение

Партнёры

1

Стилизованный костюм, соответствующий эпохе

По центру сцены

Только жестикуляция

Одна

2

Элементы костюмы

Справа от «запорожцев»

Проходки из стороны в сторону

С одной фрейлиной

3

Реквизит, соответствующий эпохе (веер, украшения)

Слева от «запорожцев»

Полная статичность

В окружении фрейлин

4

Без костюма, но в парике

На авансцене

Повороты головы и корпуса

В паре с «Потёмкиным»

 


Посмотрите также