Методическая разработка: Урок литературного чтения 2 класс Л.Н.Толстой "Филипок" Климанова Л.Ф.,Горецкий В.Г., Голованова М.В., УМК "Школа России".

  • docx
  • 14.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок чтения Филипок.docx

Дидактическое обоснование: «Литературное чтение. Родная речь» 2 класс 1 часть, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, УМК «Школа России»

Тема урока: Л. Н. Толстой «Филипок»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого “Филипок”; отработать навыки осмысленного, правильного чтения, умения работы с текстом; научить давать характеристику  герою.

Задачи:      

Предметные: научиться характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое; научиться пересказывать текст подробно, выборочно.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; умение давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; сравнивать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона; вносить необходимые коррективы после завершения действий; определять качество и уровень усвоения материала.

Познавательные:

овладеть навыками смыслового чтения; выбрать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемый результат: познакомиться с содержанием рассказа, выяснить его главную мысль; охарактеризовать главного героя произведения.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, дидактические игры, упражнения, различное чтение, частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, компьютер, презентация, демонстрационный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

 

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

 

- С  каким настроем вы вошли в этот замечательный класс?

- Что этому способствовало?

- Как же нужно учиться, чтобы все получилось в школе?

Приветствие

Подготовка учащихся к уроку.

Дети получают эмоциональный настрой.

Личностные УУД: приобретают положительную мотивацию у обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

2. Актуализация знаний

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 

- Прочитайте произведение Е.Тараховской “Заяц” (вполголоса):

 

Я боюсь, я боюсь

 Волка и кукушку.

 Я боюсь, я боюсь

 Жабу и лягушку.

 Я боюсь, я боюсь

 Муравья и мушку.

 И ужа, и ежа,

 И чижа, и стрижа.

 Поглядите, как дрожат

 Ушки на макушке.

– О ком стихотворение?

– Что можете сказать о зайце?

– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.

Словесная оценка учителя

Самостоятельно читают жужжащим чтением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

Чтение учащимися вслух с инсценировкой.

 

 

Самооценка

Коммуникативные  УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД:  выбирают вид чтения в зависимости от цели.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление учащимися места и причины затруднения.

Подведение к цели и теме урока:

– Сегодня на уроке будем читать произведение великого русского писателя. А кого, вы узнаете из рассказа-загадки.

– Годы жизни писателя – 1828-1910. Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

– О каком писателе идёт речь? (Л.Н. Толстой).

- Название нового произведения вы тоже определите сами, если разгадаете числовой ребус.

22

10

13

10

17

16

12

ф

и

л

и

п

о

к

- Предположите, о ком мы прочитаем, определите возраст героя. Докажите свое мнение.

Словесная оценка учителя

Учащиеся разгадывают рассказ – загадку и ребус.

Вспоминают ранее изученный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляют главного герои определяют его примерный возраст.

Самооценка

 Коммуникативные УУД:

проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий.

-Итак, ребята, с каким произведением мы с вами сегодня познакомимся?

- Правильно, это быль «Филипок».

 - С чем мы сегодня познакомимся на уроке? 

Цель: познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Филипок».

Словесная оценка учителя

Определение учащимися целей (задач), темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование деятельности; формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий.

 

5. Реализация построенного проекта

Цель: решение исходной задачи, вызвавшей затруднение.

– Что такое быль?

Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы.

Физминутка

Поднимает руки класс-это раз

Повернулась голова, это два.

Руки вниз- вперёд смотри,

Руки в сторону пошире

Развернулись на четыре.

С силой их к груди прижать- это пять.

Всем ребятам тихо сесть- это шесть.

1. Первичное чтение учителем.

2. Беседа эмоционально-оценочного характера.

– Поделитесь своими мыслями и чувствами.

3. Словарная работа:

поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

слободка – пригород;

сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

бедовый – шустрый, смелый.

4. Чтение по частям.

– Каков же Филипок?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение по частям:

а) Чтение первой части “цепочкой”.

(Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части “цепочкой”.

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село).

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе).

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части про себя.

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги).

г) Чтение четвёртой и пятой частей.

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”).

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

Словесная оценка учителя

Форма работы: фронтальная

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают внимательно чтение учителя.

 

Делятся своими первыми впечатлениями о прочитанном.

 

Работают над словами встречающимися в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

Читают по частям и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, разрешение проблемы

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Познавательные УУД: строить рассуждения.

Предметные УУД: научиться характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое; научиться пересказывать текст подробно, выборочно.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: выполнение задания нового типа, осуществление самопроверки по эталону.

Работа в группах.

- У каждой пары есть часть пословицы, соберите пословицы. Объясните. Это поможет нам определить главную мысль произведения.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Ум хорошо, а два лучше.

Доброе братство дороже богатства.

- Так какая главная мысль произведения?

- А можно ли сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается.

Учёба - это тяжёлый, но очень интересный труд.)

Словесная оценка учителя

Работают в группах.

Составляют пословицы и определяют главную мысль произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

Личностные УУД: умение давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль;

 

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам.

Составление синквейна

 

Филипок

Самостоятельный, настойчивый.

Идёт, преодолевает, получает…

Филипок добивается своей цели.

Словесная оценка учителя

Составляют синквейна про главного героя произведения.

 

 

 

 

Самооценка

Регулятивные УУД:  планирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные УУД: совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения.

8. Рефлексия (итог)

Цель: фиксация изученного на уроке и организация рефлексии.

-Вот и закончился наш увлекательный урок.

-Он вам понравился?  (Да)

-Какова тема сегодняшнего урока? (Л. Н. Толстой.)

-Какую мы ставили перед собой цель на уроке? (Познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Филипок»)

-Достигли мы целей на уроке? Докажите.

-Чему можно поучиться у  Филипка?

-На следующих уроках мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н.Толстого.   

С вами было интересно работать. Спасибо!

Словесная оценка учителя

Дети отвечают на вопросы и подводят итоги. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

Регулятивные УУД: коррекция и оценка.

Личностные УУД: умение давать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения.

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.