Методическая разработка урока " Призыв к состраданию и уважению".
Оценка 4.6

Методическая разработка урока " Призыв к состраданию и уважению".

Оценка 4.6
docx
08.02.2022
Методическая разработка урока " Призыв к состраданию и уважению".
Рассказ Юшка.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Растегаевская основная школа»

 

 

 

 

 

 

 

Номинация:

« Методические разработки урочной и внеурочной деятельности»

 

 

 

 «Нравственные заветы А.Платонова в рассказе «Юшка».

Призыв к состраданию и уважению к человеку»

 

 

 

 

                                                              

 

 

                                                                   Автор:

                                                         Азарова С.А., учитель высшей

                                                        квалификационной категории

 

 

                                             

 

2021 учебный год

Пояснительная записка

          Методическая разработка урока «Нравственные заветы А.Платонова в рассказе «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку»  предназначена для обучающихся 7 классов. Она составлена на основе Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы: проект.  2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»);

  Данный урок является одним из ряда уроков, посвящённых духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Тема урока является очень важной, так как проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в целом чрезвычайно актуальна на современном этапе развития общества.  Сегодня, в условиях социальной нестабильности, процессы развития нашего общества, ориентированные прежде всего на рыночную экономику, в погоне за материальными благами, привели к отчуждению между людьми,  потере жизненных ориентиров, дефициту духовности, так называемой «эмоциональной глухоте».  Таким образом, тема урока особенно актуальна в настоящее время, в мире, полном жестокости, чёрствости, равнодушия и насилия. 

Цель же духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребёнка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях культуры.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.  Поэтому перед школой стоит задача возрождения духовности, воспитание в духе национальных традиций, привитие обучающимся  прежде всего таких нравственных качеств, как добро, справедливость, милосердие, патриотизм, толерантность. Ведь это вечные нравственные ценности, на которых и строится жизнь в обществе. Важно воспитывать у подрастающего поколения  уважительное отношение к себе и окружающим, терпимость к мнению собеседника, умение пойти на компромисс в определённой ситуации, т.е. воспитывать в человеке Человека.

           По словам академика Д.С.Лихачёва, «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Поэтому такие уроки, развивающие детей духовно, способствующие формированию их нравственных качеств, затрагивающих тончайшие струны их души, крайне важны.

            Так, в ходе данного урока, главной целью которого является  воспитание милосердия, ответственности за свои поступки, любовь и уважение к человеку, ребята знакомятся с  такими понятиями, как «нравственный человек», «добро», «зло», «милосердие», «сочувствие», «сострадание», учатся  анализировать и оценивать поступки главного героя и окружающих его людей. И наряду с такими произведениями,

также включёнными в программу курса литературы для 7 класса, как «Легенда о Данко», «Кусака», « Стихотворения в прозе» (на примере стихотворения «Два богача») и многими другими, рассказ «Юшка» способствует развитию наилучших нравственных качеств личности.

 

Разработка урока

 «Нравственные заветы А.Платонова в рассказе «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку».

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования и совершенствования навыков и умений с элементами практикума.

Цели:

Личностные:

- раскрыть понятия «нравственный человек»; «добро», «зло»;

-формировать уважительное отношение к иному мнению;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- определение общей цели и путей её достижения.

Предметные:

- показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова;

- помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, вызвать

сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»;

- воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки, любовь и уважение к человеку.

Педагогические технологии:  элементы технологии развивающего обучения (проблемное обучение), технология развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения.

Методы обучения: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста, приём наблюдения, сопоставления.

Формы работы учащихся: фронтальная,индивидуальная.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Оборудование: учебник «Литература 7 класс» (Авторы – составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин), доска, портрет А.Платонова (1899-1951), выставка художественных произведений А.П.Платонова, словари (толковый, энциклопедический),

 

Ход урока:

 

 «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть» (В.Распутин)

 «Возлюби ближнего своего, как самого себя»  (из Библии)

 

I.    Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Рада видеть всех вас в это замечательное утро. Надеюсь, весь день также будет удачным.

II. Актуализация знаний. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного русского писателя А.Платонова, и в этом нам поможет его рассказ «Юшка». Прежде всего вспомним некоторые факты биографии писателя.

Беседа по биографии А.П.Платонова

1)Какой была семья, в которой рос будущий писатель?

2)Какова его настоящая фамилия?

3)Чем увлекался?

4)Что больше всего любил в окружающей его действительности?

5)От чего хотел избавить свой родной город Воронеж? (от неразберихи, ничегонеделания, бюрократизма, равнодушия ко всему).

6) Какие произведения Платонова знаете? («Неизвестный цветок», «Корова», «Никита»)

III.                      Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  Ранними произведениями писателя были сказки, и это не случайно. Сказки любят все дети. Свою сказку-быль «Неизвестный цветок» А. Платонов посвятил своей дочке, будучи уже тяжело больным.

 - А что с чем в сказках всегда борется? (добро и зло)  - И что побеждает?( В сказках, как правило, добро всегда побеждает зло).- А всегда ли так бывает в жизни?( Нет) Так что же такое добро, и что такое зло? Посмотрите на высказывания, взятые сегодня в качестве эпиграфа к уроку. Что их объединяет? О чём они? (о милосердии) И сегодня на уроке мы и попытаемся вместе с автором  рассказа «Юшка» решить одну  из сложнейших нравственных проблем человечества, которая скрыта за этими, знакомыми с детства понятиями, «добро» и «зло». И пока будет существовать человечество, между ними будет происходить постоянная борьба.

           Мы продолжим разговор на основе непростого, горестного и вместе с тем светлого рассказа «Юшка». Этот рассказ об очень важном качестве человека – о способности и неспособности любить. Любить всё живое и прежде всего окружающих людей. Мы исследовали, к кому и к чему испытывал это чувство главный герой рассказа, узнаем теперь, почему же обязательно нужно верить в великую силу любви. Каким же нравственным заповедям учит нас рассказ «Юшка»?

IV.                      Беседа по рассказу «Юшка».

-Итак, вспомним, какие чувства вызывает рассказ? (чувство грусти, жалости, сочувствия к главному герою. А кого ещё можно пожалеть? – (людей, которые его не поняли.) -  А не поняли почему? Каких чувств они сами лишены? – (сострадания, сочувствия, доброты, любви и милосердия).

 - Мы с вами говорили уже, что человек, делающий добро, - счастливый человек. И за его добро ему обязательно воздастся. Вспомним, что забота о престарелых, нищих, нетрудоспособных стала осуществляться ещё при первобытнообщинном строе. Большое внимание этому вопросу уделяли на Руси князь Владимир, Вл.Мономах, Петр 1, Екатерина 2. Таким образом, с самого начала возникновения общества эта проблема была и остаётся актуальной до сегодняшнего дня. В наше время создаются организации, занимающиеся благотворительной деятельностью, осуществляющие акции милосердия и добра, оказывающие помощь больным и престарелым людям.

           - Почему рассказ назван «Юшка»? (по имени главного героя)

( Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью). Мы говорили, Юшка – воплощение добра.  Значит, утрата этого качества в лице Юшки губительна для всех людей.

            - Что будет, если исчезнет доброта, любовь? Что же останется? Какими будут люди и как они будут жить?(останется злоба, зависть, ненависть)

            - Каким автор изображает Юшку? Зачитайте определения, которые мы подбирали на предыдущем уроке. (неказистый, жалкий, тихий, скромный, кроткий, незаметный, слабый).  – Какую деталь в описании внешности героя особенно выделяет автор? (глаза -  белые. Они зеркало души. У него на глазах слёзы – значит душа Юшки плачет)

          - Что о Юшке мы узнаем, чем он занимается? (выполняет трудную работу кузнеца, получает маленькое жалование, пьёт одну воду, а не чай с сахаром).

         - Почему же глаза его плачут? (каково ему живётся? как к нему относятся? Дети, взрослые?) (не понимают его, издеваются над ним, мучают его, терзают).

           - Как он объясняет такое к нему отношение? (он считает, что его люди любят, не знают, что делать для любви, поэтому терзают его). 

           - А чего люди ждут от него? ( чтобы разозлился) Для людей жить – значит злиться, а для Юшки жить - значит любить, прощать. - Он живёт по заповедям Божьим.

          -  А почему дети злые?  (берут пример со взрослых).

 -Итак, чем Юшка раздражает взрослых (своей непохожестью, смиренностью, они с лютой яростью набрасываются на человека, который ничего плохого им не делает!)

           Оправдывая поведение людей, Юшка говорит, что люди на самом деле его любят, просто у них «сердце слепое»  и «они не ведают, что творят».  - А что такое «слепое сердце»? – (неспособность понимать других, сочувствовать им, сострадать, сопереживать.)

           - Хоть Юшка и верит искренне, что люди его любят, легко ли ему среди людей? (нет).  -  А где он чувствует себя свободно? (на природе)

         - Чем однажды Юшка помешал весёлому прохожему? Почему он осерчал? (не согласен, что он лишний человек, стал возмущаться)

         - Почему прохожий его толкнул? ( потому что Юшка впервые стал себя защищать!)

         - Пожалел ли о содеянном прохожий? (нет, он со спокойной душой пошёл домой пить чай!)

           - Все ли в деревне бездушны? ( Нет, столяр вытер уста Юшки ладонью и попросил прощения  (зачитать!)

        - Юшка умер, и проститься с ним пришли все люди, почему? (поняли что неправильно поступали с ним)

      - Как стали жить люди после смерти Юшки, почему? (плохо, не на кого стало вымещать злобу)

        - Можно ли сказать, что со смертью Юшки ушло и его добро?  ( нет.)

  - К сожалению, добро не всегда побеждает в жизни, не всегда воздаётся тому, кто неустанно это добро дарит людям. Но добро, любовь, по мнению Платонова, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека, оно остаётся в ком-то, находит своё продолжение.)

           - Знали ли  в деревне, зачем Юшка ходил в город? Кто же из героев дальше продолжает дело Юшки – делать добро? (приёмная дочь, сирота. Когда-то Юшка помог ей, дал образование,( не пил чая с сахаром, экономил , свои деньги копил для неё. И вот добро прорастает и даёт плоды. Его дочь лечит людей. И именно благодаря ей люди узнают и имя человека, которого всегда звали просто Юшкой. ( Ефим Дмитриевич)

V.                   Словарная работа. Итак, вернёмся к определениям, которыми наделён главный герой. ( неказистый, жалкий, слабый, кроткий, смирный Дома вы должны были записать слова, характерные для его внутреннего содержания. Назовите их. (Добрый, отзывчивый, любящий всех, трудолюбивый, незлобливый, неравнодушный, всепрощающий)

 - Что же важнее, внешность или внутреннее содержание человека? (Вывод)

VI.                Подведение итогов. Так какие же нравственные заповеди оставил нам А.П.Платонов?(запись в тетради)

1)                    Никто на земле не лишний

2)                    Нужно уважать в человеке человека

3)                    Доброта неизбывна, она согревает сердца людей, делает их жизнь светлее, усиливает веру в прекрасное. (Добро, человечность нельзя стереть с лица земли ни злом, ни насилием, ни человеческой глупостью. Они неподвластны времени, они подчинены только такому главному судье бессмертия как совесть. 

      Перед вами высказывания знаменитых людей, прочитайте, выберите наиболее подходящее к нашей теме и запишите в тетрадь. (высказывания на карточках)

1) «Хорошо быть учёным, писателем, поэтом, воином, но худо не быть при этом человеком». (В.Г.Белинский)

 2) «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе!» (Р.Роллан)

3) «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть»? (В.Распутин)

4)  «Возлюби ближнего своего, как самого себя»? (из Библии)

       Вывод: Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой. Надеюсь, рассказ Платонова помог вам лучше разобраться в том, что есть добро и зло. И как вы думаете, почему же одним из эпиграфов к нашему уроку стали слова В.Распутина: «Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть»?

 - А почему второй взят из Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

К этому нас призывал Иисус Христос, так жил и Юшка. Жизнь и смерть Юшки напоминают жизнь и мучения И.Христа, которые он принял от людей.

 А.П.Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы ни был он счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

 

VII.    Рефлексия. - Вспомним  вопрос, которым мы задавались при изучении таких произведений как «Стихотворение в прозе «Два богача», «Легенда о Данко», «Кусака» и многих др.   - Как же нужно жить среди людей? (Любить и делать добро людям и всему живому, что нас окружает!)

        Дома вы также должны были ответить на вопрос: « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (Обучающиеся зачитывают свои мини-сочинения).

        У нас только что прошла неделя Масленицы. А последний день Масленицы на Руси по традиции  - Прощёное воскресенье. Поэтому, в заключение нашего урока, пусть каждый из вас вспомнит «своего» Юшку, человека, которого вы когда-то, может быть, ненароком обидели, не поняли, не услышали, просто не заметили того, кто нуждался в помощи. И приложа руку к сердцу, попросим прощения и скажем: «Прости нас, Юшка!»

  VIII.     Д/з: Прочитать рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире»

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Растегаевская основная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Растегаевская основная школа»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Человека. По словам академика

Человека. По словам академика

Предметные: - показать своеобразие личности писателя, особенности языка

Предметные: - показать своеобразие личности писателя, особенности языка

I. Вступительное слово учителя

I. Вступительное слово учителя

И пока будет существовать человечество, между ними будет происходить постоянная борьба

И пока будет существовать человечество, между ними будет происходить постоянная борьба

Каким автор изображает Юшку? Зачитайте определения, которые мы подбирали на предыдущем уроке

Каким автор изображает Юшку? Зачитайте определения, которые мы подбирали на предыдущем уроке

Почему прохожий его толкнул? ( потому что

Почему прохожий его толкнул? ( потому что

Никто на земле не лишний 2)

Никто на земле не лишний 2)

VII . Рефлексия. - Вспомним вопрос, которым мы задавались при изучении таких произведений как «Стихотворение в прозе «Два богача», «Легенда о

VII . Рефлексия. - Вспомним вопрос, которым мы задавались при изучении таких произведений как «Стихотворение в прозе «Два богача», «Легенда о
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022