Министерство профессионального образования и
занятости населения Приморского края
Краевое государственное автономное профессиональное
образовательное
учреждение «Промышленный колледж энергетики и связи»
г. Владивосток
Методическая разработка урока
ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
МДК.01.03 Подготовительно – сварочные работы
профессия 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Тема урока: Сборка деталей с помощью сварочных прихваток
Разработала преподаватель
Залесская А.А.
2022 г.
План урока теоретического обучения
Профессиональный модуль: ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварочных швов после сварки
Междисциплинарный курс: МДК01.03 Подготовительно сварочные работы
Тема раздела: Выполнение сборки изделий под сварку и проверка точности сборки.
Тема согласно учебной программе: Правила наложения прихваток.
Тема урока: Сборка деталей с помощью сварочных прихваток.
Цели урока:
образовательная: научить применять правила установки прихваток для решения практических задач;
развивающая: создать условия для развития общих и профессиональных компетенций учащихся;
воспитательная: воспитывать интерес к профессии, самостоятельность в выполнении заданий, способность к сотрудничеству и взаимопомощи.
ПК.1.1 Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- проблемные (проблемная ситуация по сборке конструкции);
- наглядные (демонстрация информационного модуля);
- практические (выполнение практического и контрольного модулей).
Комплексно методическое обеспечение
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, набор материалов для имитации сборки деталей, треножер «ИСКРА»
Литература:
• ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
• Рабочая программа ПМ.01 Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки
• Герасименко А.И. учебное пособие: «Электрогазосварщик», «Феникс», 2013. - 409 с.
• Маслов В.И. Сварочные работы (учебник), М., ACADEMIA, 2007. – 240 с.
• Покровский Б.С. и др. Слесарное дело (учебное пособие). – М., ACADEMIA, 2002.
• В.В. Овчинников Технология ручной дуговой и плазменной сварки и резки металлов, М.,ACADEMIA, 2010.- 240с
В результате изучения данной темы :
- обучающие закрепят общие сведения о прихватках;
- изучат правила установки сварочных прихваток;
- смогут рассчитать параметры сварочных прихваток;
- отработают навыки работы с электронными ресурсами.
Ход урока:
Тема урока: «Сборка деталей с помощью сварочных прихваток»
№ п/п |
Этапы проведения урока |
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Компетенции |
1 |
Организационный момент. Приветствие
Мотивация
Сообщение темы
Проблемная ситуация
Определение цели и плана урока
|
7 мин |
- приветствие обучающихся; - проверяет отсутствующих; - проверяет готовность группы к занятию;
- нацеливает на результат: Трудоемкость сборки изделий под сварку достигает 30% общей трудоемкости изготовления. Собранные детали и узлы соединяют сначала прихватками.
- сообщает тему урока: Итак, запишите тему урока в тетрадь: «Сборка деталей при помощи сварочных прихваток». А в чём собственно проблема? Как вы думаете, собрать детали с помощью сварочных прихваток просто или сложно? Посмотрим, как вы в конце урока ответите на этот вопрос! Моя цель: научить вас применять правила установки прихваток для решения практических задач. А сейчас, давайте подумаем, что нужно сделать для достижения цели, как будем решать проблему? Итак, у нас выстраивается такой план совместной деятельности: 1. Закрепим знания, полученные на предыдущем уроке: «Прихватка, ее назначение». 2. Изучим правила постановки прихваток. 3. Вычислим формулу для расчёта параметров прихваток. 4. Выполним тренировочные упражнения. 5. Проверим и оценим свои знания. |
Приветствуют преподавателя.
Подготавливаются к работе на уроке.
Записывают тему урока в тетрадь.
Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения, входят в атмосферу общения. Осмысливают цели предстоящего урока. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
2 |
Проверка усвоения знаний при выполнении домашнего задания. |
7 мин |
- выявляет правильность и полноту выполнения домашнего задания; - проводит фронтальную беседу, фиксирует правильные ответы: Вопрос: В чем назначение прихваток? Предполагаемый ответ: Для сборки изделий под сварку. Вопрос: Что представляют собой прихватки? Предполагаемый ответ: Прихватки представляют собой короткие швы. Вопрос: Дайте определение «прихватка». Предполагаемый ответ: Сварочными прихватками называются короткие швы с поперечным сечением до 1/3 поперечного сечения полного шва. Вопрос: Какие операции производят перед осуществлением прихваток? Предполагаемый ответ: Свариваемые кромки зачищают до металлического блеска, удаляют ржавчину, окалины, масла, влагу и различные неметаллические включения. Вопрос: Каким способом сварки рекомендуется выполнять прихватки? Предполагаемый ответ: Прихватки выполняют тем же способом сварки, что и корневой шов. Вопрос: Какое оборудование и материалы применяют при прихватках? Предполагаемый ответ: Прихватки выполняют тем же оборудованием, что и при ведении основного процесса сварки. При прихватках применяются те же электроды, что и для корневого шва. Переходим к следующему этапу урока. |
Отвечают на вопросы, находят правильные ответы, вырабатывают критерии своего поведения. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
|
3 |
Формирование новых знаний.
Ознакомление с новым материалом
Демонстрация модуля «Сборка деталей с помощью сварочных прихваток» |
20 мин |
- формирует знания учащихся: Мы закрепили основные сведения о прихватке. А как их устанавливать? Что для этого нужно знать и уметь?
На самом деле для того, чтобы детали в процессе сварки не деформировались, и не изменялись зазоры между свариваемыми деталями, необходимо устанавливать прихватки по определённым правилам, в зависимости от толщины свариваемого металла, протяжённости и вида шва. Давайте рассмотрим правила установки прихваток, запишем формулы для расчёта их длины и расстояния между ними, а также зарисуем последовательность установки прихваток на короткие, длинные и кольцевые швы. Прихватки ставят с лицевой стороны соединения. Поверхность прихватки очищают от шлака. При сварке прихватку удаляют или полностью переплавляют. Сечение прихваток. Для фиксации подлежащих сварке деталей сечение прихваток должно составлять примерно 1/3 сечения основного шва. Протяженность прихваток и расстояние между ними. Протяженность прихваток составляет 15-50 мм в зависимости от толщины свариваемых элементов и длины шва. Расстояние между прихватками обычно от 100 мм до 1 м. Последовательность постановки прихваток для коротких швов. Последовательность постановки прихваток для длинных швов.
Последовательность постановки прихваток для кольцевых швов.
|
Отвечают на вопросы.
Воспринимают, осмысливают и первично запоминают новый материал по теме урока.
Слушают, записывают формулы, зарисовывают очерёдность установки прихваток.
|
|
4 |
Закрепление изученного материала.
Решение проблемной ситуации
Выполнение интерактивных упражнений
|
8 мин |
- задает вопросы, формирует умения анализировать, сравнивать, делать выводы; - раздает набор материалов для имитации сборки деталей под сварку:
Сейчас проверю, чему вы научились. Поделитесь на 3 бригады, у меня для вас есть задание: вам нужно подготовить детали под сварку, собрав их при помощи прихваток (условно), с учётом изученных правил. За работу!
- демонстрирует практический и контрольный модули: Я предлагаю вам пройти практический и контрольный модуль, чтобы каждый из вас смог проверить и оценить свои знания. |
Отвечают на вопросы.
Делятся на бригады и с помощью заготовок собирают детали, установив прихватки из пластилина. Анализируют проделанную работу.
Решают практический и контрольный интерактивный модуль. |
|
5 |
Подведение итогов урока. |
1 мин |
- подводит итоги урока; - выставляет и комментирует оценки. Учащийся, набравший в ходе выполнения контрольного модуля 91-100%, выставляет себе оценку «5», 81-90% - «4», 70 – 80% - «3». |
Выставляют оценки. |
|
6 |
Домашнее задание. |
1 мин |
- предлагает домашнее задание, дает инструкцию по его выполнению. Подготовиться к практическому занятию изучив материал авторов: Герасименко А.И. учебное пособие: «Электрогазосварщик», стр. 154, 162-163. Чебан В.А. Сварочные работы, стр. 96-97. |
Слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь.
|
|
7 |
Рефлексия |
1 мин |
- проводит рефлексию: Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы знать, чем он был вам полезен? Что вы узнали? Чему научились? Достигли мы цель урока? Решили проблему? Как вы думаете, собрать детали с помощью сварочных прихваток просто или сложно? |
Выражают отношение к уроку, осознают результаты своей деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.