Внеурочная работа – активный инновационный поиск самореализации и творческого развития личности
Оценка 4.6

Внеурочная работа – активный инновационный поиск самореализации и творческого развития личности

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
технология +1
Взрослым
03.02.2020
Внеурочная работа – активный инновационный поиск самореализации и творческого развития личности
Сфера образования всегда находится в постоянной динамике, чутко реагируя на изменения в социальной и экономической среде. Основная направленность современного образования – это развитие и поддержка педагогических инноваций.Главный акцент при этом делается на обновление программного содержания воспитания и обучения, отказ от авторитарной педагогики в пользу личностно ориентированного педагогического процесса формирования и развития творческой личности.
внеурочная работа .doc

«Внеурочная работа – активный инновационный поиск самореализации и творческого развития личности»

 

 

«Вы ничему не можете научить человека.

                                                               Вы можете только помочь ему открыть

это в себе»

Г.Галилей

 

Сфера образования всегда находится в постоянной динамике, чутко реагируя на изменения в социальной и экономической среде. Основная  направленность современного образования – это развитие и поддержка педагогических инноваций.

«Сущность инноваций – поиск, эксперимент, движение. Здесь осуществляется как поиск новых методов работы, так и формирование нового содержания образования и воспитания. Вследствие этого, деятельность педагога является одной из наиболее творческих и  современное учебное заведение должно способствовать удовлетворению таких потребностей личности учащегося как: биологические (естественные), психолого-поведенческие, социальные, трудовые, экономические, эстетические и этические». [Л 1]

Главный акцент при этом делается на обновление программного содержания воспитания и обучения, отказ от авторитарной педагогики в пользу личностно ориентированного педагогического процесса формирования и развития творческой личности.

На этой основе разработаны концепции внеурочной работы с молодежью во многих учебных заведениях, в том числе и  в нашем колледже.

Одна из задач педагогического коллектива: приобщение учащихся к активной эстетической и художественной деятельности. Здесь можно выделить три основных блока:

1.                                          Эстетическое воспитание:

-                                              воспитание навыков и умений активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми;

-                                              развитие художественно-творческих способностей средствами художественно-прикладного искусства;

-                                              формирование интереса и любви к искусству своей Родины через познание обычаев, традиций и обрядов казахского народа и народов, населяющих Республику.

2.                                          Умственное развитие:

-                                              формирование системы знаний и развитие чувственных способов познания;

-                                              развитие познавательных процессов.

3.                                          Трудовое воспитание:

-                                              воспитание личности учащегося в процессе трудовой деятельности;

-                                              формирование и укрепление любви к выбранной профессии;

-                                              воспитание бережного отношения к результатам труда (своего и коллективного).

Задача не из легких, но она выполнима.

Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий.

В ПКСО были взяты за основу и опробованы технологии, основанные на личностной ориентации педагогического процесса: «Педагогика сотрудничества» и производная от нее «Методика коллективной творческой деятельности». [Л 2]       

«Воспитание и обучение должны находиться в непрерывной связи. Для их объединения необходимо организовать познавательную деятельность так, чтобы была создана активная жизненная среда, в которой учащийся мог бы развиваться, самоутверждаться и самореализовываться». [Л 3]      

Должен прослеживаться интерес к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации  их досуга. Для этого необходимо вести работу высокого уровня, давать задания учащимся, при выполнении которых появляется возможность раскрывать природные способности учащихся и выявлять одаренных детей.

Этого можно добиться, развивая внеурочную работу и дополнительное образование. Стоит вдуматься в определения этих понятий, которые звучат следующим образом:

«Внеурочная работа – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности». [Л 4]

«Дополнительное образование – это специальная образовательная деятельность, направленная на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусстве..».[Л 4]

Необходимо отметить, что очевидно они обладают общими чертами и объединены общими целями.

Важнейшая задача, которая  стоит вот уже не первый год перед педагогическим коллективом колледжа, это воспитание учащегося как самостоятельной эстетически подготовленной, широко образованной творческой личности, ориентированной на достижение успеха.

Ученик – личность. Развитие личности связано с отношениями и условиями внешней среды. Жизнь в учебном заведении составная часть среды и воспитание в процессе внеклассной работы имеет возможность способствовать оптимальному развитию и формированию личности.

Если проследить этапы развития творческой деятельности и внеурочной работы, то можно отметить постоянный рост:

1 этап– создание кружков и факультативов (изготовление образцов, обучение трудовым приемам; работа с натуральными материалами).

2 этап– организация выставок работ, показов моделей из нетрадиционных материалов.

3 этап - изготовление коллекций изделий, организация показов моделей, участие в конкурсах, изготовление костюмов.

4 этап - использование в творчестве национальных традиций; создание коллекций в «этно»-стиле; изделий и аксессуаров, изготовленных из натуральных материалов.

На последнем этапе  четко прослеживается особое внимание к художественно-эстетическому значению работ, использование художественно-прикладных традиций.

На занятиях у учащихся развиваются чувства композиционности, цвета, наблюдательность, образное мышление, художественный вкус, развивается способность к публичным выступлениям, эмоциональность (что может быть интереснее и более волнительным, как не демонстрация моделей, созданных своими руками).

Преподаватель во время занятий принимает непосредственное участие в подготовке учащихся к творческой деятельности. Он помогает создать образ, композицию костюма, коллекцию, которая будет реализована в материалах, то есть он главный помощник в реализации замысла в предметном воплощении. Для активного привлечения всех без исключения учащихся работа ведется в нескольких направлениях:

1) для тех, кто не решается работать с тканями, для начала – модели из нетрадиционных материалов (бумага, фольга, фантики, стружка, крышки и т.д.) – эта работа несет идею гармонии с природой;

2) для тех, кому нравится использование национальных традиций в костюме – поиск корней в народном  творчестве, знакомство с историей.

В любом случае, какое задание не выполнял бы учащийся, при разработке любой поделки, костюма или целой коллекции – необходимо многое:

-                                              подобрать дополнительный материал, а это работы с литературой, аудио- и видеоинформацией, работа в Интернете;

-                                              использование знаний специальных предметов: в подборе материалов (Материаловедение), в выборе оборудования (Оборудование для производства одежды), разработке конструкции (Конструирование одежды), в моделировании костюма (Моделирование и художественное оформление одежды), изображении в эскизах (Рисунок и живопись), в соответствии костюмов  эпохе (История стилей), в пошиве костюмов (Технология изготовления одежды). То есть работа связана практически со всеми предметами, что способствует успешному обучению в лицее;

-                                              искать и выбирать собственные решения, что способствует состязательности, элементы которой играют положительную роль в повышении творческой активности учащихся; 

-                                              воспитывать в себе трудолюбие, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, выдержку и терпение, а также воспитывать навыки поведения и взаимоотношений между сверстниками, умение работать в коллективе, доводить коллективный труд до конца – несут в себе только положительную окраску.

В процессе такой работы мыслительная деятельность учащихся приобретает такой уровень развития, что возможна самостоятельная творческая деятельность и в будущем; а в настоящем творческая активность учащихся четко прослеживается по результатам участия в конкурсах, выставках, концертах.

Важным условием успешности такого вида воспитывающей деятельности является ее творческий характер, то есть «нестандартный», «оригинальный», который приводит к оригинальным результатам и самореализации личности.

Значит, для организации этой деятельности, как педагогам, так и учащимся, необходимо проявлять максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи.

В процессе такой работы, безусловно,  у каждого ребёнка свой результат,  но с удовольствием можно констатировать, что у всех учащихся появляется явный прогресс в формировании навыков и умений, необходимых в освоении основной профессии. Учащиеся получают навыки работы со справочной литературой и другими вспомогательными материалами и самое важное то, что практически все учащиеся лицея охвачены различными видами внеурочной работы.

Итак, можно сделать неоднозначный вывод, что реализация творческих проектов:

Во-первых, развивает творческую увлеченность каждого учащегося, развивает его индивидуальные способности.

Во-вторых, во внеурочное время учащиеся расширяют и углубляют знания и умения, полученные на уроках.

В-третьих, эта работа позволяет выполнить то, что не входит в программу (работа с натуральными материалами, использование декоративно-прикладных работ).

В-четвертых, занятия приучают к коллективной ответственности за выполненную работу.

В-пятых, глубже изучается народное творчество.

Изучая особенности и закономерности творческой деятельности учащихся, в начале своей педагогической деятельности, автор этой работы был убежден, что среди сильных учащихся встречается больше творческих всплесков, чем среди средних и слабых. Однако, основываясь на собственном опыте, можно утверждать, что среди средних и даже слабых учащихся творческих всплесков встречается не меньше, чем среди сильных. Творческий потенциал, наверное, зависит больше не от «яркости» личности, а от определенного состояния души и очень важно понять эту душу, «завладеть» ею, «заразить» своей любовью к профессии, творчеством и увлечь за собой.

Не бывает учеников бездарных и глупых, все дети талантливы от природы. Они по своей натуре любознательны и полны желания учиться. Нужно только, чтобы мы, педагоги, помогли раскрыться и развиться этим талантам!

 

 

 

Список литературы

1.                                          Реформы в системе образования РК. Материалы конференции. – А, 2019г

2.                                          Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М. Педагогическое общество России, 2002г – 480с

3.                                          Журнал Творческая педагогика. – А. №2 (3), 2016г

4.                                          Закон Республики Казахстан «Об образовании». – А. Достан, 2007г


Внеурочная работа – активный инновационный поиск самореализации и творческого развития личности» «Вы ничему не можете научить человека

Внеурочная работа – активный инновационный поиск самореализации и творческого развития личности» «Вы ничему не можете научить человека

Задача не из легких, но она выполнима

Задача не из легких, но она выполнима

На последнем этапе четко прослеживается особое внимание к художественно-эстетическому значению работ, использование художественно-прикладных традиций

На последнем этапе четко прослеживается особое внимание к художественно-эстетическому значению работ, использование художественно-прикладных традиций

В процессе такой работы мыслительная деятельность учащихся приобретает такой уровень развития, что возможна самостоятельная творческая деятельность и в будущем; а в настоящем творческая активность учащихся…

В процессе такой работы мыслительная деятельность учащихся приобретает такой уровень развития, что возможна самостоятельная творческая деятельность и в будущем; а в настоящем творческая активность учащихся…

Список литературы 1. Реформы в системе образования

Список литературы 1. Реформы в системе образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020