« Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в современной жизнедеятельности в классах ОВЗ»
Оценка 4.9

« Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в современной жизнедеятельности в классах ОВЗ»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
технология
Взрослым
11.09.2021
« Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в современной жизнедеятельности в классах ОВЗ»
Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.
Доклад_на_печатание.doc

         Обобщение опыта по теме « Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в современной жизнедеятельности в классах ОВЗ»

    А.В. Габидулин

МБОУ «Русско-Янгутская СОШ» Осинского района

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения  наряду с общим образованием является обеспечение для детей реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) классах VIII вида обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками,  вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества. Задачами трудовой подготовки обучающихся являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве).

Дети, приходя в школу, плохо владеют знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для успешной социализации в обществе. Это происходит из-за недостатка внимания родителей т.к. основная масса детей из неблагополучных семей. Находясь в школе, у учащихся начинают формироваться трудовые знания, умения и навыки необходимые в самостоятельной жизни. В начальном звене отрабатываются навыки учебного поведения, овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности. В среднем звене начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем. В старшем звене знают свои положительные и отрицательные черты, умеют дать себе правильную самооценку, принимать и оказывать помощь другим. А также имеют необходимое представление о мире профессий, сформирована потребность трудиться.

Труд – один из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка. Поэтому, основная коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций связана с задачей совершенствования трудового воспитания в школе VIII вида, решая которую выпускник должен быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в трудовую деятельность в социуме.

Существуют проблемы, которые препятствуют профессиональному развитию              детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности:

·         отсутствие четкой жизненной перспективы,

·         неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определенных профессиональных трудностей,

·         психологическая неготовность в момент перехода от обучения к сфере профессионального труда,

·         отсутствие поддержки со стороны семьи.

        Готовность к самостоятельной жизни предполагает:

·         иметь жизненную позицию, основываясь на свои возможности,

·         любить и уметь трудиться,

·         уметь вступать в отношения с окружающими.

После окончания школы выпускник должен четко выстраивать жизненные планы. Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса класса. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.

В процессе становления личности основным проходит трудовое воспитание от начала нахождения ребёнка в нашей школе и до выпуска из данного учреждения. Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей. Содержание воспитательных мероприятий, средства и методы их реализации должны способствовать преодолению дефекта, сглаживанию нарушений эмоционально – волевой сферы, выработке адаптивных форм поведения. Выпускники школ (VIII вид) по окончанию школы должны успешно социализироваться, вливаясь в общество, не только зарабатывать себе на жизнь, но и выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в социуме.

Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в школе. Дежурство по столовой, участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы –  формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.  В реализации данной темы важное значение отводится встречам со специалистами по вопросам профориентации, экскурсиям на предприятия и организации села, встречи с представителями различных  профессий, трудовым делам и участием в школьных и районных выставках. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Создание единого воспитательного пространства для развития социально-трудовых навыков является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления ребёнка в образовательное учреждение до момента его выпуска. Это делает особенно актуальной проблему создания условий дающих гарантию к максимально результативному и комфортному освоению и накоплению навыков для ребёнка с особыми образовательными потребностями способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду.

Весь воспитательный процесс построен с учётом выделенных задач и  основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой, в данных возрастных группах. За воспитателями остаётся право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, её типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.

Работу планирую таким образом, чтобы вся совокупность воспитательных средств была направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

На территории нашей школы имеется пришкольный участок, где ребята из специального (коррекционного) класса VIII вида в весенне–осенний период учатся элементарным навыкам работы на земле и  видят результаты своего труда. Учащиеся, овладевшие большим количеством приёмов труда, набираются опыта по выращиванию различных культур. Таким образом, овладение приёмами сельскохозяйственного труда является не только средством расширения трудового опыта детей из специального (коррекционного) класса VIII вида, но и предпосылкой успешной работы по коррекции недостатков их трудовой деятельности. Если учесть то, что это дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, и многие не имеют своего огорода, то все приобретенные в школе трудовые знания, умения и навыки пригодятся в жизненных условиях.

Столярное дело позволяет научить ребят практическим навыкам работы с древесиной и  древесными материалами. На занятиях столярного дела, под моим руководством, воспитанники знакомятся с приемами работы ручными инструментами и приспособлениями, с операциями по обработке древесины и художественной отделкой будущего изделия. Кроме того, ребята приобретают навыки работы на токарном станке по дереву, сверлильном и заточном станках, и в целях производительности труда применять в своей работе электроинструменты. Учатся применять и овладевают навыками работы с лакокрасочным материалом, воспитывая аккуратность в работе.

Трудовое обучение осуществляется также на специальных занятиях по ручному труду. Они направлены на развитие умственных и практических действий детей. Дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, овладевают способами обработки различных материалов. Так же необходимо создавать у детей интерес и уважение к результату своего труда. Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными. В процессе создания коллективной поделки ребята учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, что составляет одну из основных сторон культуры труда. Например, при изготовлении кухонного набора между учащимися 5-9 специального (коррекционного) класса VIII вида происходит разделение изделий кухонной утвари по степени сложности. Учащиеся 5 класса изготавливают разделочные доски различные по форме и размерам; учащиеся 6 класса изготавливают полочки кухонного набора с применением пропильной резьбы; учащиеся 7 класса вытачивают толкушки, скалки и лопаточки для теста на токарном станке по дереву; учащиеся  8-9 классов вытачивают солонки с применением глубокого точения. Занятия направлены на воспитание у детей желание трудиться, выполнять поручения взрослого. Так же дети овладевают практическими действиями с орудиями и вспомогательными средствами, приучают детей взаимодействовать друг с другом. По мере приобретения трудовых умений, ребенок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретает уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Многие считают, что творчество и фантазия у детей с низким интеллектом отсутствуют. Но это неверно, потому что любое проявление самостоятельности, интереса - это и есть зачатки творческой деятельности. Недостаточность развития познавательных процессов не позволяет использовать весь потенциал, заложенный в детях. На протяжении всей своей работы с детьми, стремимся научить их видеть прекрасное в современной жизни, сделать что-то самостоятельно, своими руками. Тем самым способствуем их дальнейшей адаптации в жизненных условиях. Участие детей в творческой деятельности в немалой степени способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, настойчивость, самооценка.

Многие дети из специального (коррекционного) класса VIII вида посещают кружок «Молодые столяра» и на начало работы было выявлено, что 15% детей имеют ярко выраженные творческие способности, у 60% - имеются их зачатки, и у 25% способности отсутствуют. Поэтому я, в течение первых двух лет, стремился привлечь их в творческую деятельность и адаптировать к современным жизненным условиям.

В процессе работы кружка осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности у учащихся, их наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации в современной жизнедеятельности.

        Программа кружка предусматривает следующие виды труда:

·         работа с природным материалом;

·         декоративно-прикладное творчество;

·         работа на токарном станке по дереву.

Работа с берестой, резьба по дереву – работа очень сложная, кропотливая. Не всем детям она давалась вначале легко. Но, несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, т.к. здесь идет развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия. На занятиях дети получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы, учатся работать в коллективе. На занятиях учащиеся вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают просто с увлечением. Ведь создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве.

И я считаю, что занятия этого кружка – это одна из ступенек в подготовке их к трудовой деятельности. Ведь декоративное искусство – неиссякаемый источник творчества. Самое ценное в изделиях художественных промыслов то, что в них сохраняются и продолжаются традиции народного декоративного искусства. Следуя традициям, создавая вещи своими руками, на занятиях дети возвращаются к истокам народного творчества.

       Наибольшее внимание уделяю работе с древесиной, так как этот вид работы наиболее доступен и распространен в нашей местности. Изготовление изделий из дерева не является самоцелью, а служит лишь средством реализации поставленных задач. Каждой поделке необходимо придать практическое назначение и только тогда она станет наглядным пособием, или выставочным экспонатом, или подарком к празднику или любимой игрушкой. А это все им пригодится в дальнейшей жизни.

Успешность развития трудовых действий ребенка определяется положительной мотивацией. Мотивация в первую очередь  зависит от трудовой умелости. Дело, которое хорошо ладится, создает положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему.  Успехи, достигнутые детьми, создают положительное отношение к ним со стороны сверстников, снимается психологическая напряженность.

Благодаря трудовой деятельности, реализованной в творческих достижениях, удается добиться устойчивого интереса к занятиям на уроках и кружковой работе, развития творческого потенциала и как конечная цель – воспитание творческой личности, способной развиваться в современной жизнедеятельности.

 

 

 

 


Обобщение опыта по теме « Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в современной жизнедеятельности в классах

Обобщение опыта по теме « Формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в современной жизнедеятельности в классах

После окончания школы выпускник должен четко выстраивать жизненные планы

После окончания школы выпускник должен четко выстраивать жизненные планы

На территории нашей школы имеется пришкольный участок, где ребята из специального (коррекционного) класса

На территории нашей школы имеется пришкольный участок, где ребята из специального (коррекционного) класса

Поэтому я, в течение первых двух лет, стремился привлечь их в творческую деятельность и адаптировать к современным жизненным условиям

Поэтому я, в течение первых двух лет, стремился привлечь их в творческую деятельность и адаптировать к современным жизненным условиям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2021