Методическая разработка урока
Оценка 5

Методическая разработка урока

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
7 кл—10 кл
15.01.2024
Методическая разработка урока
ДОП программа
добрые ладошки.docx

Администрация Барабинского района Новосибирской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области

«Центр дополнительного образования детей»

 

 

 

 

 


Принята на заседании педагогического совета 13.09.2022

Протокол №1


Утверждаю:

директор МБОУДО ЦДОД Романцан Н.В.


 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ»

 

 

 

 

Возраст обучающихся: 9-12 лет Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

Составитель: Макарова Виктория Игоревна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барабинск 2022



Содержание

 

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Добрые ладошки»

 

1.1. Пояснительная записка_________________________________________ с.3 1.2. Цели и задачи программы_______________________________________ с.4 1.3. Содержание программы: учебный план и содержание________________с.5 1.4. Планируемые результаты_______________________________________ с.8

 

2. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеразвивающей программы «Добрые ладошки»

 

2.1.             Календарный учебный график__________________________________ с. 8 2.2.            Условия реализации программы_________________________________ с. 8 2.3.            Формы аттестации_____________________________________________ с. 9 2.4.            Оценочные материалы_________________________________________ с. 11 2.5.            Методические материалы_______________________________________ с.12 2.6.            Рабочая программа воспитания__________________________________ с.13

Список литературы______________________________________________________ с.14

Приложения______________________________________________________________ с.19


 

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Добрые ладошки»

1.1. Пояснительная записка Направленность программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добрые ладошки» имеет социально-гуманитарную направленность.

 

Актуальность     программы      «Добрые     ладошки»,      состоит     в     ее     социальной направленности       на      формирование      активной      жизненной      позиции      в      процессе коммуникативного общения. Волонтерское движение является одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Новизна программы, заключается в том, что большое внимание уделяется созданию безопасного информационного контента добровольческой направленности в процессе освоения программы. Развитие добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных                            способов     получения     молодежью     новых    знаний,     развитию     навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

Старые формы организации досуга обучающихся, изменившаяся социальнокономическая обстановка в стране, требует появления новых форм активности подростков. Именно поэтому вовлечение детей в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию гражданской и социальной компетентности подрастающего поколения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности, они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное участие каждого. Важной особенностью данной программы является то, что, к мероприятиям, акциям привлекаются родители, тем самым развивается семейное добровольчество,                                                                укрепляющее семейные ценности и формирующее здоровую среду для развития полноценной, самодостаточной личности ребенка. Очень важной отличительной особенностью программы является привязанность содержания программы к праздничным и памятным датам, поэтому темы из различных блоков пересекаются и чередуются, что позволяет постоянно пополнять и закреплять знания и практические навыки обучающихся.

 

Адресат программы

 

Программа адресована детям 9-12 лет. Возрастные особенности

Дети       9-12       лет      отличаются       большой       жизнерадостностью,        внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и

2


сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем.

 

Объём и срок освоения программы Объем программы – 72 часа

Программа рассчитана на 1 год обучения.

 

Форма обучения – очная

 

 

Особенности организации образовательного процесса

 

Занятия проводятся по группам. Группы формируются из учащихся 9-12 лет Состав группы - постоянный.

 

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по 3 часа

45 мин занятие, 10 перерыв, 45 минут занятие, 10 перерыв, 45 минут занятие с учетом СанПин

 

 

1.2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Добрые ладошки»

 

Цель программы: формирование активной гражданской позиции, нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности обучающегося.

Задачи программы: личностные:

· развивать активную деятельность;

· развивать коммуникативные качества, умение работать в команде;

· развивать навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий.

 

метапредметные:

· приобщить к здоровому образу жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);

· воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной волонтерской деятельности.

 

 

предметные:

· познакомить учащихся с понятием «волонтер»;

· научить принципам, лежащим в основе волонтерской деятельности.

 

 

1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Добрые ладошки»

 

3


Учебный план

 

 


                         Тема занятий п/п,


Кол-во часов                      Формы аттестации и контроля


 


всего

 

1.     Раздел I. Введение                              2

 

2.     Раздел 2. Подготовка и                      20 проведение мероприятий

 

3.     Раздел 3. Подготовка и                      24 проведение акций

 

4.     Раздел 4. Театральная культура.       40 Сценическая речь

 

5.     Раздел 5. Изготовление                      20 сувениров к мероприятиям

 

6.     Раздел 6. Подведение итогов             2


теория     практик а

2

 

2               18

 

 

2               22

 

 

6               34

 

 

2               18

 

 

1               1


 

 

Беседа, наблюдение

 

Опрос

 

 

Тестирование

 

 

Практическая работа

 

 

Наблюдение

 

 

Беседа, наблюдение


 

Итого:         108             15              93

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел I. Введение

 

Организационное занятие. Знакомство, распределение поручений. Теория: инструктаж, знакомство, распределение обязанностей.

Раздел 2. Подготовка и проведение мероприятий

Подготовка и проведение мероприятия в «Веселые осенние истории». Теория: написание сценария, распределение ролей.

Практика: участие в мероприятия в «Веселые осенние истории». Проведение обучающимися игр.

 

Подготовка и проведение акции «Читаем книжки дошколятам» Теория: подбор литературы к акции «Читаем книжки дошколятам». Практика: проведение акции «Читаем книжки дошколятам».

 

Проведение акции «Мешок добра»

Практика: изготовление поделок к акции «Мешок добра».

 

Акция ко Дню пожилого человека «Пусть осень жизни будет золотой» Практика: проведение акции, составление диалога с пенсионерами, поздравление.

 

Поздравительная акция ко Дню Учителя «Спасибо за труд» Теория: выбор способа поздравления.

Практика: изготовление сувениров.

Подведение итогов проведения акций. Написание статьи.

 

4


Теория: анализ проведения акции. Практика: написание статьи.

 

Общение и его роль в жизни человека. Психологическая игра «Учимся общаться» Теория: беседа, участие в игре.

Практика: проведение обучающимися игр на доверие.

 

Театральная культура. Сценическая речь. Каким должен быть актер? Теория: знакомство с понятием актер.

Практика: сценические тренинги, проведение театров-экспромтов.

 

Подготовка к мероприятию по пожарной безопасности «Безопасность – это важно» Теория: беседа о пожарной безопасности

 

Проведение мероприятия по пожарной безопасности «Безопасность это важно» Практика: участие в проведении мероприятия.

 

Подготовка ко Дню отца

Теория: подготовка и разбор сценария, приглашение отцов. Практика: изготовление сувениров.

 

Раздел 3. Подготовка и проведение акций Акция ко Дню отца «Папы всякие важны»

Практика: участие в акции.

 

Подготовка ко Дню воинской славы России Теория: изучение исторических материалов. Практика: изготовление сувениров

 

Акция ко Дню воинской славы России Практика: вручение буклетов жителям города.

 

Подведение итогов проведения акций. Написание статьи. Теория: анализ проведения акции, написание статьи.

 

Работа волонтёрской группы. Соц. опрос «Семейные ценности». Обработка данных. Теория: беседа о деятельности волонтеров, особенности проведения соц. опроса и обработки данных.

 

«Я – творческая личность». Подготовка подарков ко Дню Матери. Теория: знакомство с историей праздника.

Практика: тренинг «Я творческая личность», мастер-класс «Вся моя любовь к маме в этом подарке».

 

Акция «Письмо маме»

Практика: участие в проведении мероприятия.

 

Подготовка к мероприятию «Дарите людям доброту» в рамках Декады добра и милосердия

Теория: составление плана подготовки к мероприятию, распределение поручений. Практика: репетиции, изготовление сувениров.

 

 

5


Изготовление сувениров к мероприятию «Дарите людям доброту» Практика: изготовление сувениров

 

Раздел 4. Театральная культура. Сценическая речь

Репетиция творческих номеров к мероприятию «Дарите людям доброту» Практика: репетиция.

 

Проведение мероприятия «Дарите людям доброту» в рамках Декады добра и милосердия Практика: участие в мероприятии.

 

Подведение итогов проведения акций. Написание статьи. Теория: анализ проведения акции.

Практика: написание статьи.

 

Выпуск новогоднего плаката «Поздравляем с Новым годом!» Практика: оформление плаката.

 

Раздел 5. Изготовление сувениров к мероприятиям

Изготовление новогодних подарков к Новому году для детей коррекционной школы. Практика: изготовление сувениров.

 

Новогодняя акция для детей, коррекционной школы «С праздником, ребята!» Практика: проведение игровой программы, вручение сувениров.

 

Подведение итогов работы творческого объединения «Добрые ладошки». Тестирование. Написание статьи.

Теория: диагностика Практика: написание статьи.

 

Раздел 6. Подведение итогов года. Тестирование. Выпуск статьи «Мы, молодцы!» Так держать!»

Практика: итоговая диагностика, написание статьи.

 

 

1.4. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Добрые ладошки»

 

личностные:

· будет развита активная деятельность;

· будут развиты коммуникативные качества, умения работать в команде;

· будут развиты навыки взаимодействия с людьми различных социальных категорий. метапредметные:

· будет развит интерес к здоровому образу жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);

· будет сформировано уважительное отношение между членами коллектива в совместной волонтерской деятельности.

предметные:

· будут знать понятие «волонтер»;

· будут знать принципы, лежащие в основе волонтерской деятельности.

 

 

 

6


II.                Комплекс      организационно-педагогических           условий      реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Добрые

ладошки»

 

2.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график творческого объединения составлен на основе годового календарного графика учреждения и является документом, регламентирующим организацию образовательной деятельности в учреждении.

 

Количество часов за учебный год - 108 ч.

 

Начало учебного года 17.01.2022 г. Окончание учебного года 31.12.2022г.

 

Продолжительность учебного года 36 недель.

 

 

 


Год обучения

 

 

 

1 год

обучения


Дата начала занятий

 

 

 

17.01.2022

г.


Дата окончания занятий

 

 

31.12.2022г.


Количество учебных недель

 

 

36


Количество учебных дней

 

 

36


Количество учебных часов

 

 

108 часа, 3 часа в

неделю


Режим занятий

 

 

 

1 занятие в неделю: 1 занятие 3

часа


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7


2.2.    Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «Добрые ладошки»

 

Материально-техническое обеспечение:

Помещение: кабинет №2, площадью 60 м2, расположенный по адресу г. Барабинск, улица

Деповская, д.13, МБОУДО ЦДОД (Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного      образования     Барабинского    района    Новосибирской    области     Центр дополнительного образования детей).

 

Оборудование учебного помещения: столы и стулья, сцена, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

 

Технические средства обучения:            компьютер (выход в Интернет),     фотоаппарат, принтер.

 

Информационное обеспечение:

Для более эффективного освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы используются следующие информационные ресурсы:

 

1. Социальные                     акции                     и                     волонтерское                     движение https://www.youtube.com/watch?v=obBI8PNoMW4 20.09.2021г.

2. Кто такие волонтеры? https://www.youtube.com/watch?v=ctQgmYZBrmU 20.09.2021г.

3. 5         декабря          –          Международный          день          добровольцев         (волонтёров) https://www.youtube.com/watch?v=0zG6iIFGk-c  20.09.2021г.

 

Программа «Добрые ладошки» размещена на портале «Навигатор», проводимые мероприятия будут освещаться в сети Интернет на сайтах: МБОУДО ЦДОД, Управления образования.

Кадровое обеспечение

 

Реализует программу Макарова Виктория Игоревна, педагог дополнительного образования.

 

2.3.      Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Добрые ладошки»

 

Освоение образовательной программы «Добрые ладошки» осуществляется в ходе текущего контроля обучающихся, проводимого в форме теста, определенного учебным планом.

Итоговый контроль реализуется в форме: беседа, наблюдение, опрос, практическая работа, тестирование, тренинг, творческая работа.

 

2.4. Оценочные материалы

 

Характеристика оценочных материалов

 


Планируемые

результаты


Критерии оценивания


Виды

контроля


Диагностический

инструментарий


 

 

 

8


 


· будет        развита активная деятельность;

Личностные результаты· будут       развиты коммуникативные качества,          умение работать в команде;

· будут       развиты навыки взаимодействия  с людьми      различных социальных категорий.

Метапредметные результаты· будет       развит интерес                    к здоровому  образу жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.);

 

· будет сформировано уважительное отношение      между членами коллектива в  совместной волонтерской деятельности.

 

Предметные результаты·будут           знать понятие «волонтер»; ·будут   знать принципы, лежащие в основе волонтерской деятельности.


Высокий уровень обучающийся эмоционально выразителени раскрепощенна сцене,а проведении социальных акций.

Средний уровень прослеживается скованность, качество выполненных работ повышается незначительно; Низкий уровень - обучающийся испытывает трудности при выступлении, зажат, не эмоционален.

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень -обучающийся проявляет интерес к социальным акциям, подбирает самостоятельно алгоритм выполнения заданий. Средний уровень в работе отслеживается развитие, индивидуальность, желание обучаться.

Низкий уровень отсутствие желания выполнения выбранного педагогом задания.

 

 

 

 

Высокий уровень - стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы Средний уровень - стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы Низкий уровень - не стремится к получению новых знаний, умений, навыков


 

 

 

Текущий контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый контроль


беседа, наблюдение, опрос, практическая работа, тестирование, тренинг, творческая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

беседа, наблюдение, опрос, практическая работа, тестирование, тренинг, творческая работа

 

 

 

 

 

 

 

беседа, наблюдение, опрос, практическая работа, тестирование, тренинг, творческая работа


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


2.5. Методические материалы

 

Методы обучения:

 

Метод демонстрации, наглядный: использование наглядных пособий, личный пример, показ педагога, просмотр видеоматериалов.

 

Словесный метод: объяснение, беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач, объяснение технических приёмов, новых терминов и понятий.

 

Метод практический: участие в конкурсах, мастер-классах и социальных акциях, самостоятельная работа, использование заданий по освоению изучаемого материала.

 

 

Метод репродуктивный: метод показа и подражания.

 

Методы воспитания:

 

· убеждение; · поощрение; · упражнение; · мотивация.

 

Педагогические технологии:

 

· технология индивидуализации обучения; · технология группового обучения;

· технология коллективного взаимообучения; · технология дифференцированного обучения; · технология развивающего обучения.

 

Формы организации учебного занятия:

 

·занятие-путешествие; ·занятие – практикум;

·занятие-сюжетно-ролевая игра; ·занятие-тестирование; ·занятие - исследование; ·занятие-путешествие.

 

 

Здоровьесберегающие технологии.

 

На занятиях применяются здоровьесберегающие технологии. (Приложение 3)

 

Алгоритм учебного занятия:

 

1этап - организационный.

 

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

 

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

 

10


II этaп - проверочный.

 

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

 

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

 

III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).

 

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

 

IV этап - основной.

 

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

 

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

 

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

 

2. Первичная проверка понимания.

 

Задача: установление        правильности       и осознанности      усвоения      нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые         сочетаются             с                 объяснением

соответствующих     правил    или обоснованием.

 

3. Закрепление     знаний     и    способов    действий.

 

Применяют           тренировочные    упражнения,    задания,     выполняемые    детьми самостоятельно.

 

4. Обобщение и систематизация знаний.

 

Задача:       формирование       целостного      представления      знаний      по      теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

 

V этап – контрольный.

 

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

 

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

 

VI        этап - итоговый.

 

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

11


Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

 

VII        этап - рефлексивный.

 

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

 

VIII этап: информационный.

 

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

 

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

 

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей и учитывая внеаудиторные занятия.

 

 

2.6. Рабочая программа воспитания

 

1. Цель программы воспитания: формирование у обучающихся позитивного отношения к базовым ценностям общества.

 

2. Направления воспитания:

 

· развитие социальных институтов воспитания;

· патриотическое воспитание и формирование российской идентичности · экологическое воспитание;

· здоровьесберегающее воспитание.

 

3. Планируемые результаты.

 

· сформированная общественная активность личности; · сформированная гражданская позиция;

· сформированная культура общения и поведения в социуме. · развита потребность в самореализации.

 

Календарный план воспитательной работы

 


        Направления п\п     воспитательной

работы

 

1. Развитие социальных институтов воспитания


Форма и название мероприятия, события 1.Мероприятие «День матери»

 

2.Мероприятие День пожилого


Цель и краткое содержание

 

 

создание условий для проявления обучающимися инициативы и самостоятельност


Сроки проведени я

 

октябрь

 

ноябрь


Ответственн ый исполнитель

 

Макарова В.И.


 

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экологическое воспитание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Здоровьесберегаю щее воспитание


человека

 

5.Мастер класс. «Подарок маме к 8 марта»

 

 

 

 

Мероприятия, посвященные Дню Победы «Свеча памяти» Акция «Сувенир ветерану» Гражданско-патриотическая акция «Георгиевская ленточка»

 

 

1. Участие в экологических акциях, выставках, конкурсах. (Покормим птиц)

 

 

2.

Участие детей в экологических мероприятиях 1. Спортивные праздники и соревнования


и, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к данной деятельности Приобщение к истории своей страны. Проведение мероприятий и акций патриотической направленности

 

 

 

 

 

 

Воспитание у обучающихся любви к родному краю, как к своей малой Родине.

 

 

 

 

Расширение знаний об окружающем мире

 

Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающимися значимости физического и психического здоровья человека


март

 

 

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь январь февраль

 

 

 

 

 

 

 

март

 

 

 

 

 

май


 

 

 

 

 

 

 

 

Макарова В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макарова В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макарова В.И.

 

 

 

 

 

Макарова В.И.


 

 

 

 

 

 

13


III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные документы

 

Программа соответствует действующим нормативным документам:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» алее ФЗ) (в редакции 2020 г.);

2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» редакции 2013 г.);

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N        28        "Об   утверждении                 санитарных     правил     СП     2.4.3648-20     "Санитарнопидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

6. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее -Концепция);

7. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.

9. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018                       №     298     "Об     утверждении    профессионального    стандарта     "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок) (в редакции 2020 г.);

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий                       осуществления         образовательной          деятельности         организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным         программам         профессионального         обучения,         дополнительным общеобразовательным программам»;

13. Устав МБОУДО ЦДОД.

 

Методические рекомендации:

-       Методические        рекомендации      по       проектированию      дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки                 России     совместно               с    ГАОУ     ВО    «Московский     государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242);

 

 

 

14


- Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании учебно                 методического      объединения     по     общему      образованию (http://form.instrao.ru);

- Методические рекомендации по разработке программ воспитания.


Федерального 2.06.2020      г.


 

Список использованной литературы для педагогов:

 

1. Анн, Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. Спб: , 2003. – 123 с.

2. Анастасова, Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие по курсу "Окружающий мир" / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. М: , 2003. 125 с.

3. Бодренкова, Г Добровольчество // Социальная работа / Г Бодренкова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М: , 2006. – 112 с.

4. Каменюкин, А тренинг / А Каменюкин, Д Ковпак, Н.В. Иванова. – Спб: , 2004. – 89 с

5. Лях, Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие КУ им. Бориса Гринченко / Т.А. Лях, – К : , 2010. – 160 с.

 

Список литературы для родителей и учащихся:

 

1. Беспалова, Г.М. Мое действие мой выбор. Методическое пособие / Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова, Н.В. Иванова. М: , 2005. – 115 с.

2. Тетерский, С.В. Социальное служение (участие м0олодежи в общественно полезной деятельности) / С.В. Тетерский, О.В. Решетников, Н.В. Иванова. НН: ООО «Педагогические технологии», 2009. – 125 с.

3. Тетерский, С.В. Я в команде. (Методика подготовки волонтеров «Равный равному»): Методические рекомендации. / С.В. Тетерский, Ю.В. Ромашина, Н.В. Иванова. НН: ООО «Педагогические технологии», 2009. – 134 с.

 

Информационное обеспечение:

Для более эффективного освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы используются следующие информационные ресурсы:

 

4. Социальные                     акции                     и                     волонтерское                     движение https://www.youtube.com/watch?v=obBI8PNoMW4 20.09.2021г.

5. Кто такие волонтеры? https://www.youtube.com/watch?v=ctQgmYZBrmU 20.09.2021г.

6. 5         декабря          –          Международный          день          добровольцев         (волонтёров) https://www.youtube.com/watch?v=0zG6iIFGk-c  20.09.2021г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15


Приложение 1 I. Комплекс организационно педагогических условий дополнительной общеразвивающей программы

«Добрые ладошки» Календарный учебный график

 

 

 

 


 

           Дата                  Д.Н        Содержание занятий                                                                         Часы


Форма

занятия


Место

проведения


Форма

контроля


 


1.                                                     Вводное занятие. Знакомство, распределение поручений.           3                                                        занятие-                                                        МБОУДО

путешествие ЦДОД


беседа,

наблюдение


 


2.                                                   Подготовка и проведение мероприятия в «Веселые осенние истории»

 

 

3.                                                            Подготовка и проведение акции «Читаем книжки дошколятам»

 

 

4.                                                                        Проведение акции «Мешок добра»


3     занятие практикум

 

 

3     занятие практикум

 

 

3     занятие практикум


–    МБОУДО ЦДОД

 

 

–    МБОУДО ЦДОД

 

 

–    МБОУДО

ЦДОД


опрос, практическая работа

опрос, практическая работа

практическая

работа


 


5.                                                   Подготовка и проведение акции ко Дню пожилого человека «Пусть осень жизни будет золотой.»

 

 

6.                                                 Подготовка и проведение акции ко Дню Учителя «Спасибо за труд»

 

 

7.                                                  Общение и его роль в жизни человека. Психологическая игра

«Учимся общаться»


3     занятие-                МБОУДО

сюжетно-                 ЦДОД ролевая игра

 

3     занятие-                МБОУДО

сюжетно-                 ЦДОД ролевая игра

 

3     занятие-                МБОУДО тестирование          ЦДОД


опрос, практическая работа

опрос, практическая работа

тестирование,

тренинг


 

 

16


 

           Дата                  Д.Н        Содержание занятий                                                                         Часы


Форма

занятия


Место

проведения


Форма

контроля


 


8.                                                 Театральная культура. Сценическая речь. Каким должен быть актер?

 

9.                                                       Подготовка к мероприятию по пожарной безопасности «Безопасность – это важно»

 

 

10.                                                  Подготовка ко Дню отца Акция ко Дню отца «Папы всякие важны»

 

 

11.                                                   Подготовка ко Дню воинской славы России Акция ко Дню воинской славы России

 

12.                                                        Работа волонтёрской группы. Соц. опрос «Семейные ценности». Обработка данных.

 

13.                                                    «Я творческая личность». Подготовка подарков ко Дню Матери.

 

 

14.                                                                                  Акция «Письмо маме»

 

 

 

15.                                                Подготовка к мероприятию «Дарите людям доброту» в рамках Декады добра и милосердия

 

 

16.                                                     Изготовление сувениров к мероприятию «Дарите людям

доброту»


3     занятие            -     МБОУДО исследование          ЦДОД

 

3     занятие-                МБОУДО практикум               ЦДОД

 

 

3     занятие-                МБОУДО практикум               ЦДОД

 

 

3     занятие-                МБОУДО практикум               ЦДОД

 

3     занятие-                МБОУДО практикум               ЦДОД

 

3     занятие            -     МБОУДО исследование          ЦДОД

 

 

3     занятие-                МБОУДО практикум               ЦДОД

 

3     занятие-                МБОУДО практикум               ЦДОД

 

 

3     занятие-                МБОУДО

практикум               ЦДОД


творческая работа, беседа

 

опрос, практическая работа

опрос, практическая работа

практическая работа

 

опрос

 

 

 

практическая работа тестирование

практическая работа

 

опрос, практическая работа

самостоятельная, творческая

работа


 

17


 

           Дата                  Д.Н        Содержание занятий                                                                         Часы


Форма

занятия


Место

проведения


Форма

контроля


 


17.                                                     Репетиция творческих номеров к мероприятию «Дарите людям доброту»

 

 

18.                                                 Проведение мероприятия «Дарите людям доброту» в рамках Декады добра и милосердия

 

 

19.                                                 Выпуск новогоднего плаката «Поздравляем с Новым годом!»

 

 

 

20.                                                 Изготовление новогодних подарков к Новому году для детей коррекционной школы

 

21.                                                      Новогодняя акция для детей, коррекционной школы «С праздником, ребята!»

 

22.                                                                       Проведение акции «Мешок добра»

 

 

 

23.                                                                 Подготовка к акции «Вифлеемская звезда»

 

 

 

24.                                                  Проведение акции «Вифлеемская звезда». Написание статьи

 

 

 

 

25.                                                              Подготовка мероприятия «Давайте поиграем»


3     занятие-практикум

 

 

3     занятие-практикум

 

 

3     занятие-практикум

 

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-сюжетно-ролевая игра

 

3     занятие-сюжетно-


МБОУДО              опрос, ЦДОД           практическая

работа

МБОУДО              опрос, ЦДОД           практическая

работа

МБОУДО        наблюдение, ЦДОД           практическая

работа

МБОУДО        практическая ЦДОД                 работа

 

МБОУДО          творческая ЦДОД                 работа

 

МБОУДО        практическая ЦДОД                 работа

 

МБОУДО        практическая ЦДОД           работа, опрос

 

МБОУДО        практическая ЦДОД           работа, опрос

 

 

МБОУДО        практическая ЦДОД         работа, тренинг


 

 

18


 

           Дата                  Д.Н        Содержание занятий                                                                         Часы


Форма

занятия


Место

проведения


Форма

контроля


ролевая игра

 


26.                                                                   Участие в мероприятии «Свеча памяти»

 

 

 

27.                                                 Подготовка и проведение акции «Ловкие, умелые, сильные и смелы», посвященной Дню защитника Отечества

 

28.                                                          Подготовка к мероприятию «Мы славные потомки победителей»

 

29.                                               Проведение мероприятия «Мы славные потомки победителей»

 

 

 

30.                                                 Подведение итогов акции и мероприятия. Написание статьи.

 

 

 

31.                                                                           Тренинг «Уверенность в себе»

 

 

 

32.                                                               Подготовка к мероприятию «Мы пешеходы»

 

 

 

33.                                                                Проведение мероприятия « Мы пешеходы»

 

 

 

34.                                                      Изготовление и распространение памяток «В школу по

безопасной дороге».


3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум

 

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум

 

3     занятие-практикум


МБОУДО        практическая ЦДОД           работа, опрос

 

МБОУДО        практическая ЦДОД           работа, опрос

 

МБОУДО        практическая ЦДОД           работа, опрос

 

МБОУДО          творческая ЦДОД                 работа

 

МБОУДО              опрос, ЦДОД             творческая

работа

МБОУДО            тренинг ЦДОД

 

МБОУДО              Опрос ЦДОД

 

МБОУДО        практическая ЦДОД           работа, опрос

 

МБОУДО          творческая ЦДОД                 работа


 

 

19


 

           Дата                  Д.Н        Содержание занятий                                                                         Часы


Форма

занятия


Место

проведения


Форма

контроля


 


35.                                                                    Создание видеофильма по итогам года.

 

 

 

36.                                                                                Подведение итогов года.


3     занятие-                МБОУДО практикум               ЦДОД

 

3     занятие-                МБОУДО

тестирование          ЦДОД


практическая работа, опрос

 

тестирование


 

 

Итого:                                                                                                                                       108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20


Тесты к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социальноуманитарной направленности «ДОБРЫЕ ЛАДОШКИ»

 

 

 

1. Слово волонтер произошло от французского слова, которое в переводе означает…

 

1. Помощник

 

2. Доброволец

 

3. Активист

 

ОТВЕТ: Слово волонтер произошло от французского vоlоntаiге, которое в свою очередь произошло от латинского vоluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

 

 

2. Назовите, какое движение в пионерии стало основой для волонтёрской деятельности?

 

1. «Тимуровское движение»

 

2. «Скаутское движение»

 

3. «Юные инспекторы дорожного движения»

 

ОТВЕТ: ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ возникло в СССР среди пионеров и школьников в нач. 1940-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара "Тимур и его команда". Тимуровцы оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п.

 

 

3.Международный день добровольцев празднуется:

 

1. 8 июня

 

2. 5 сентября

 

3. 5 декабря

 

ОТВЕТ: В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН предложила правительствам ежегодно отмечать 5 декабря Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития.

 

 

4.Зарождение благотворительной помощи в России произошло при:

 

1. Петре Первом

 

2. Александре I

 

3. Князе Владимире Святославовиче

 

ОТВЕТ: Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года закрепил призрение нищих за церковью, выделив на благотворительную деятельность десятую долю княжеских доходов.

 

 

5. Кто может стать волонтером?

 

1. любой человек от 14 лет

 

2. совершеннолетний гражданин

 

3. человек любого возраста

 

 

21


ОТВЕТ: Можно быть самостоятельным волонтером с 14 лет. До этого возраста вы можете принимать участие в волонтерских мероприятиях вместе с одним из родителей.

 

 

6. Какой знак является всемирным символом добровольчества?

 

1. Красный круг

 

2. Зеленый треугольник

 

3. Красная буква «V»

 

ОТВЕТ: Во Всеобщей Декларации добровольчества, принятой в январе 2001 года отмечается: «Признать красную букву "V" как всемирный символ добровольчества».

 

 

7.Какая из характеристик наиболее полно отражает суть понятия «добровольцы»:

 

1. молодежь, участвующая в социальных акциях в свободное от учебы и работы время

 

2. физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)

 

3. разные группы населения, принимающие участие в трудовых акциях, субботниках

 

ОТВЕТ: Б

 

 

8. В какой документ фиксируется деятельность волонтёра?

 

1. Паспорт

 

2. Трудовая книжка

 

3. Личная книжка волонтёра

 

ОТВЕТ: Личная книжка волонтёра предназначена для учета волонтёрской деятельности и содержит сведения о «трудовом» стаже добровольца, его поощрениях и дополнительной подготовке. В личной книжке отмечаются такие виды деятельности как: донорство, патриотическая деятельность, социальное волонтерство, работа с детьми группы риска, поисковая работа, работа при пожарах, поиск пропавших людей и ряд других.

 

 

9. В конце 70-х годов XIX века именно эти женщины стали первыми в мире сёстрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. Кто были эти женщины?

 

1. Воспитанницы Смольного института благородных девиц

 

2. Монахини московской Свято-Никольской обители

 

3. Русское женское взаимно-благотворительное общество

 

 

ОТВЕТ: Одна из самых ярких страниц истории волонтерства связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам.

 

10. Какая самая известная гуманитарная организация, осуществляет свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности?

 

1. Волонтеры ООН

 

2. Красный крест

 

3. Армия спасения

 

22


ОТВЕТ: «Красный крест» предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках.

 

Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира.

 

 

11. Официальной датой основания волонтерского движения считают

 

1. 1920 год

 

2. 1939 год

 

3. 1945 год

 

ОТВЕТ: В 1920 году, после Первой мировой войны во Франции был осуществлен первый волонтерский проект с участием группы добровольцев из Англии, Германии, Швеции, Австрии. Вчерашние солдаты враждующих армий собрались, чтобы совместными усилиями восстановить разрушенную деревню близ Вердена.

 

 

12. В каком государстве возникло первое женское волонтерское движение?

 

1. США

 

2. Великобритания

 

3. Российская Империя

 

ОТВЕТ: Первое женское волонтерское движение возникло в России. Сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

 

 

13. Первая юношеская добровольческая организация - скауты. Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. В 1909 году скауты появились и в России. Какие слова стали лозунгом скаутов?

 

1. «Ни одного дня без доброго дела!»

 

2. «Спешите делать добро»

 

3. «Будь готов

 

ОТВЕТ: Девиз скаутов «будь готов!» Основатель скаутинга Баден-Пауэлл писал: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет».

 

 

14. Знаменитая русская женщина-волонтер княгиня Мария Дондукова-Корсакова посвятила значительную часть жизни тюремному служению. В 1900-х годах она пыталась добиться права посещения политических заключенных в Шлиссельбургской крепости. Княгине было отказано. История сохранила ее ответ, после которого в 1904 году посещение крепости было разрешено. Что предложила Дондукова-Корсакова?

 

1. организовывать личные встречи с заключенными вне крепости под надзором полиции

 

2. амнистировать всех заключенных под ее ответственность

 

3. отказаться от волонтерской деятельности в тюрьмах вообще

 

4. арестовать ее саму

 

ОТВЕТ: Княжна была уверена, что двадцать лет одиночного заключения достаточное наказание для заключенного, и хотела добиться замены бессрочного наказания ссылкой. Она считала, что ее сочувствие и любовь могут помочь узникам Шлиссельбургской крепости. Визиты княжны в тюрьму запрещались, но она вновь добивалась права на посещение. Полтора года в любую погоду княжна на лодке переправлялась в

 

23


крепость и навещала одного или двух узников. Наконец, в 1905 г. по ее настоянию в манифест о помиловании включили всех «бессрочных» заключенных.

 

Приложение 3

 

Здоровьесберегающие технологии

 

 

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий являются      физкультурные      минутки.     Их     еще     называют     динамичными    паузами.     Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

 

Цель таких физкультминуток заключается в:

 

·      смене вида деятельности;

·      предупреждении утомляемости;

·      снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения; ·        активизации кровообращения;

·      активизации мышления;

·      повышении интереса детей к ходу занятия;

·      создании положительного эмоционального фона.

 

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

 

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

 

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

 

·      осязательных ощущений;

·      координации движений пальцев и рук;

·      творческих способностей дошкольников.

 

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

 

·      массаж;

·      действия с предметами или материалами; ·        пальчиковые игры.

 

 

24


Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

 

Гимнастика для глаз

 

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

 

·      снятия напряжения;

·      предупреждения утомления; ·        тренировки глазных мышц;

·      укрепления глазного аппарата.

 

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

 

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25


 

Скачано с www.znanio.ru

Админ и с т р а ц и я Ба р аб и нс к о го р а й она

Админ и с т р а ц и я Ба р аб и нс к о го р а й она

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Соде р ж а ни е 1. К о м п лекс о с но в н ых ха р ак т е р и…

Соде р ж а ни е 1. К о м п лекс о с но в н ых ха р ак т е р и…

I . Комплекс основн ы х ха р актери с т ик дополнительной о б ще р азв и ваю щ ей п рограм м…

I . Комплекс основн ы х ха р актери с т ик дополнительной о б ще р азв и ваю щ ей п рограм м…

Их у вле к а е т совмест н ая к олл е к т и вная дея т ел ь н ос т ь

Их у вле к а е т совмест н ая к олл е к т и вная дея т ел ь н ос т ь

У че б н ы й п л а н №

У че б н ы й п л а н №

Теор и я: а н ал и з п ровед е ни я ак ци и

Теор и я: а н ал и з п ровед е ни я ак ци и

И зг о т овле н и е с у в е н и ров к меропр и я т и ю «

И зг о т овле н и е с у в е н и ров к меропр и я т и ю «

II . К о м п л екс о рг ан и зац и о нн о - п еда г о ги ч е…

II . К о м п л екс о рг ан и зац и о нн о - п еда г о ги ч е…

Условия реализа ц ии дополн и тель н ой о б щеразв и ваю щ ей програм мы «Доб р ые л а д о…

Условия реализа ц ии дополн и тель н ой о б щеразв и ваю щ ей програм мы «Доб р ые л а д о…

В ысо к и й ур о в е н ь – о б у ч а ю щий с я э м о ц…

В ысо к и й ур о в е н ь – о б у ч а ю щий с я э м о ц…

М е т о д и ч ес к и е м а т е ри а л ы

М е т о д и ч ес к и е м а т е ри а л ы

I I э т a п - п роверо ч н ы й

I I э т a п - п роверо ч н ы й

Содержа н и е э т а п а: п е д а го г сооб щ а е т о т ве т ы…

Содержа н и е э т а п а: п е д а го г сооб щ а е т о т ве т ы…

П а тр и от и ческое во с п и та ни е и форм и рова ни е рос с и й ско…

П а тр и от и ческое во с п и та ни е и форм и рова ни е рос с и й ско…

I II . СПИСОК ЛИТ Е Р АТУРЫ

I II . СПИСОК ЛИТ Е Р АТУРЫ

Пр и мер н ая п ро г ра м ма восп и т а ни я

Пр и мер н ая п ро г ра м ма восп и т а ни я

П ри л о ж е н и е 1 I . К о м п л екс о рг ан и за ц и…

П ри л о ж е н и е 1 I . К о м п л екс о рг ан и за ц и…

Да т а Д.Н

Да т а Д.Н

Да т а Д.Н

Да т а Д.Н

МБО У ДО п рак т и ч е ская

МБО У ДО п рак т и ч е ская

Да т а Д.Н

Да т а Д.Н

МБО У ДО творч е ская

МБО У ДО творч е ская

Да т а Д.Н

Да т а Д.Н

Т есты к д опо л ните л ьной обще о бра з ова т ельной общ е раз в ив а ющей пр о…

Т есты к д опо л ните л ьной обще о бра з ова т ельной общ е раз в ив а ющей пр о…

О ТВ ЕТ: М о жно бы т ь с а м о с тоят ельн ы м в о лонтер о м с 14…

О ТВ ЕТ: М о жно бы т ь с а м о с тоят ельн ы м в о лонтер о м с 14…

О ТВ ЕТ: « Красн ы й к рес т » предос т а вля ет за щ и т у и оказы в ает…

О ТВ ЕТ: « Красн ы й к рес т » предос т а вля ет за щ и т у и оказы в ает…

Н ако н ец, в 1905 г. по ее н а с т оя н и ю в м а нифе ст о п о…

Н ако н ец, в 1905 г. по ее н а с т оя н и ю в м а нифе ст о п о…

Рек о ме н д у е тся делать п альч и к о в у ю г и м н а с т и…

Рек о ме н д у е тся делать п альч и к о в у ю г и м н а с т и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024