Бутенкова Е. В., преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык) ФГКОУ «Московский кадетский корпус
«Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
Захарова М. В., преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык) ФГКОУ «Московский кадетский корпус
«Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
иЗуЧЕниЕ СимВОлики РОССии нА уРОкАх АнглийСкОгО яЗыкА В 5 клАССЕ
(Разработка урока «Символы России: Флаг России»)
В методической разработке представлены материалы проведения урока английского языка в 5 классе на тему «Символы России: Флаг Рос- сии». Урок способствует формированию общекультурной идентичности как составляющей гражданской идентичности личности, стремления к осознанию культуры своего народа, готовности содействовать озна- комлению с ней представителей других культур. Это урок комплексного применения знаний и умений, на котором учащиеся обучаются: 1) упо- треблять ранее изученные лексические единицы по теме «Моя страна» и «Символы России», 2) читать и понимать текст по пройденной теме, а также находить в нем нужную информацию, 3) называть праздники России на английском языке и дату их празднования, 4) создавать ин- формационный файл о родной стране и составлять тезисы для устной и письменной презентации темы «Символы России: флаг России» [58].
Урок разработан на основе Программы общеобразовательных орга- низаций, Предметной линии учебников «Английский в фокусе» для 5–9 классов авторов Апалькова В.Г, Ваулиной Ю.Е., Подоляко О.Е. [63].
Данная разработка может быть интересна учителям иностранного языка, так как она показывает возможность использования элементов педагогических технологий развития критического мышления, комму- никативно-ориентированного обучения и технологии встречных усилий в формировании у обучающихся представлений о гражданственности, понимание сущности гражданской позиции, национального идеала, ду- ховных ценностей гражданина России.
Психолого-педагогические технологии гражданского воспитания
Иностранный язык, как и другие гуманитарные предметы (литерату- ра, история), традиционно несет большой воспитательный потенциал. Кроме того, требования ФГОС к формированию гражданской идентич- ности перекликаются с требованиями ФГОС по иностранным языкам, так как наряду с такой ключевой компетенцией как предметная (под- разумевающая овладение системой иностранного языка), на уроках иностранного языка учащиеся овладевают такими компетенциями как коммуникативная, социальная и социокультурная [48].
Преподавание иностранного языка даёт учителю широкие воз- можности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способству- ет коммуникативная направленность предмета, его обращённость к из- учению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка.
Предмет «Иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». Предмет «Иностранный язык» способствует развитию национального самосознания, общекультурной и этнической идентичности, воспита- нию качеств гражданина и патриота [54].
Формирование гражданской идентичности на уроках иностранного языка осуществляется в системном, целостном подходе через обучение учащихся в аспекте диалога культур, испытывающих чувство гордости за свою Родину, через приобщение к культурному наследию, воспитание патриота своей страны и гражданина мира. Воспитание патриотизма и гражданственности осуществляется, прежде всего, через содержание из- учаемого материала путем применения различных методов и приемов.
Для реализации модели формирования гражданской идентичности обучающихся проводятся уроки в нетрадиционной форме: урок-семи- нар, урок-диалог, урок-дискуссия. На уроках используются различные формы взаимодействия учащихся: парной, групповой, фронтальной, индивидуальной работы.
Посредством таких методов как анализ, сопоставление, сравнение у учащихся формируются когнитивный, эмоционально-оценочный и ценностно-ориентировочный компоненты гражданской идентичности.
Часть 1. Формирование гражданской идентичности обучающихся на уроках
Тема урока – «Символы России: Флаг России». Символы россий- ской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России и они должны быть предметом особого, исключитель- ного внимания школьных педагогических коллективов страны.
Воспитанию патриотов и граждан России, способствует системати- ческая и целенаправленная работа педагогического коллектива по разъ- яснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации. Несмотря на то, что новые государственные символы – герб и флаг появились более двадцати лет тому назад, законодательно они были утверждены не так давно [12]. В обществе не сформирова- лось четкого представления о том, какие образы и символы несут в себе герб и флаг России, что они означают. Вследствие чего неоднозначно и отношение к современной государственной символике. Очень важно, чтобы подросток получил достоверную информацию об историческом прошлом своей страны, в том числе и о происхождении Государствен- ной символики. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
«Символы России: Флаг России»
Предмет: |
Английский язык |
Класс – 5 |
Дата: |
Тема урока: |
Символы России: Флаг России |
||
Тип урока: |
Урок комплексного применения знаний и умений. |
||
Технологии: |
Основные технологии: технология развития критиче- ского мышления (ТРКМ), технология коммуникатив- но-ориентированного обучения (ТКОО). Используются элементы здоровьесберегающей образо- вательной технологии(ЗОТ), проектной технологии и технологии встречных усилий. |
||
Решаемые проблемы: |
Как рассказать о своей стране и символах страны (о флаге России) зарубежным сверстникам, как составить схему для написания проекта о флаге России. |
Психолого-педагогические технологии гражданского воспитания
Виды деятельности |
Повторение ранее изученных лексических единиц по теме, воспроизведение в парах диалога о своей стране, ознакомительное чтение, фронтальное чтение вслух и коллективное обсуждение прочитанного текста, трени- ровка употребления предлогов времени и порядковых числительных при назывании дат, монологическое вы- сказывание на основе прочитанного текста, составле- ние рассказа (проекта) на основе предложенного плана (самостоятельная работа учащихся при консультатив- ной помощи учителя). |
|
Объект контроля: |
Лексические единицы по теме «Наша страна», чтение тематического текста, диалогическая речь по теме, монологическое высказывание на основе материала урока, составление проекта (может рассматриваться как домашнее задание). |
|
Цель урока: |
Обеспечить достижение планируемых результатов. |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Уметь употреблять ранее изученные лексические еди- ницы по теме «Моя страна» и «Символы России», уметь читать и понимать текст по пройденной теме, находить в нем нужную информацию, уметь называть праздники России на английском языке и дату их празднования, создавать информационный файл о родной стране и составлять тезисы для устной и письменной презента- ции темы «Символы России: флаг России». |
|
Метапред- метные |
Коммуникативные |
проявлять готовность и способность к осуществлению межкультурного общения на английском языке. |
Регулятивные |
самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения. |
|
Познавательные |
создавать, применять и преобразовывать модели и схе- мы для решения учебных и познавательных задач. |
|
Личностные |
формирование общекультурной идентичности как составляющей гражданской идентичности личности, стремления к осознанию культуры своего народа, го- товности содействовать ознакомлению с ней предста- вителей других культур. |
|
Материальное обеспечение: |
ПК, интерактивная доска, презентация Power Point, демонстрационно-раздаточный материал, буклет для заполнения. |
48
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Технология |
Задачи этапа |
Планируемы результаты |
1. Организационный момент (примерное время – 1мин) |
||||
Настраивает на общение на английском языке. Приветствует обучающихся. Hello, hello, hello, and how are you? Предлагает задать вопросы друг другу о дате и дне недели и отве- тить на них. Обращает внимание на слайд «Лестница успеха». Обращает внимание на правила поведения на уроке «Classroom rules». |
Приветствуют учителя. We’are fine, We’are fine, we hope you are, too Составляют микро-диалог о дате и дне недели, записы- вают в тетрадь дату и день недели. (Слайд) Повторяют основные аспек- ты на пути для достижения цели (learn, practice, work together, think positively, create) Называют правила Raise your hand! Listen! Speak English! Respect each other! Try your best! |
ТКОО |
Настроить на общение на английском языке. |
Включиться в иноязычное общение, отреагировав на ре- плику преподавателя согласно коммуникативной задаче. |
2. Проверка задания на самоподготовку, уточнение направлений актуализации изученного материала (примерное время -5 мин) |
||||
Проверяет выполнение задания на СП, фиксирует индивидуальные затруднения: (Текст для самостоятельного чте- ния о лагере Артек)How much time did it take you to do your homework? Was it difficult? Why? Why not? За- дает вопросы по тексту для провер- ки степени усвоения текста. |
Отчитываются о выполне- нии задания: отвечают на вопросы по тек- сту, читают названия стран, переводят ключевые слова и фразы в тексте, необходи- мые для целеполагания. |
ТРКМ |
Выполнение пробного учебного действия и фик- сация индивидуального затруднения. |
Удерживать учебную задачу; фиксировать и осмысливать индивидуальное затруднение при выполнении пробного учебного действия. |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Технология |
Задачи этапа |
Планируемы результаты |
3. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели учебного занятия (примерное время – 2 мин) |
||||
Организует беседу, подводит к цели учебного занятия: Обращает внимание на ссылку в тексте об Артеке, подводит к определению учебной задачи(как составлять проект о символах России)Is it interesting to have your holidays in Artek? take part in its projects? What can you do for it? |
Определяют тему и цели учебного занятия, прогно- зируют содержание темы, возможные ЛЕ. и граммати- ческие конструкции. (Для участия в предложенных проектах прежде всего необходимо знать хотя бы один иностранный язык и представить свои собствен- ные проекты на сайт лагеря) |
ТРКМ, ТКОО |
Осознанное вхождение в пространство учебной деятельности |
Формулировать учебную задачу. |
4. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий (примерное время – 10 мин) |
||||
1. Организует работу по закрепле- нию, актуализации и использо- ванию лексического материала в связной речи |
1. Индивидуально и самосто- ятельно выполняют задание по составлению слова из имеющихся букв (Определи слово- Guess the word). Затем проверяют (Слайд). 2. Закрывают список слов и называют слова по памяти 3. Читают весь список слов, располагая слова в алфавит- ном порядке. 4* Проверяют значения слов друг у друга (при наличии времени). |
ТРКМ ТКОО |
Подготовка учащихся к усвоению нового знания |
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, используя активную лексику по теме «Моя страна»; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникацион- ных задач; уметь распознавать новую лексику по теме «Моя стран» «Символы России». |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Технология |
Задачи этапа |
Планируемы результаты |
|
5. Соединяют фрагменты предложения в единой целое, читают в слух пред- ложения (Слайд). 6. Вытягивают в любом по- рядке карточки с вопросами по теме. Составляют моно- логическое высказывание на основе плана и с опорой на текст, используя темати- ческую лексику (Слайд). *Затем трансформируют монолог в диалог.. |
|
|
|
Смена деятельности (примерное время – 2 мин) |
||||
2. Организует проведение динами- ческой паузы |
1. Выполняют физические упражнения (Strech up Strech out Strech down), про- износят кричалку (Chant: 1234 Which country we are shouting for? R-U-S-S-I-A RUSSIA 5678 Which country do we think is great? R-U-S- S-I-A RUSSIA) 2. * Сначала в парах соеди- няют рисунки с символами России и их названиями на английском языке (Слайд и РМ). Затем проверяют на слайде. |
ЗОТ, игровая |
|
Удерживать поставленную задачу. |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Технология |
Задачи этапа |
Планируемы результаты |
5. Самостоятельное выполнение учащимися заданий (примерное время – 5 мин) |
||||
1. Организует работу по формиро - ванию языковой компетенции в области чтения и умения структу - рирования основного содержания текста. (Текст о флаге России) |
1. Изучают рубрику Study Skills («Учись учиться») Рассказывают, используют ли они схемы и таблицы на других уроках. (Слайд). 2. Затем пишут ответы для самопроверки на доске. Рас - сказывают о флаге России, используя содержащуюся в схеме информацию. Про - сматривают текст, заносят необходимую информацию в схему. Выполняют задание индивидуально. Ответы обсуждаются в парах. Затем пишут ответы для самопро - верки на доске. Читают и выборочно переводят текст |
ТРКМ ТКОО |
Выявление места и причи - ны затруднения; опреде - ление способов действий, которые вызывают затруд - нения и необходимость доработки. |
Читать текст с детальным пони - манием; извлекать, анализиро - вать и сравнивать информацию из текста. |
6. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий (примерное время – 12 мин) |
||||
1. Организует работу по развитию навыков монологической речи 2. Организует работу по развитию умений продуктивного письма: создание информационного файла о флаге России |
1. Рассказывают о флаге Рос- сии, используя содержащую- ся в схеме информацию. 2. Наполняют конкретной информацией структуру информационного файла по образцу текста. |
|
|
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Технология |
Задачи этапа |
Планируемы результаты |
|
Пишут короткий текст о флаге России, используя информацию таблицы |
ТРКМ, ТКОО, проектная технология |
Выявление границ при- менимости нового знания. |
Уметь высказываться по теме по образцу; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
7. Постановка задания на самоподготовку, инструктаж по его выполнению (примерное время – 1 мин) |
||||
Домашнее задание: самостоятель- ное выполнение письменного задания –закончить проект о символах России (флаге России) |
Закончить проект |
ТРКМ |
Осмысление задания на с/п |
Формулировать и удерживать учебную задачу. |
8. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (примерное время – 2 мин) |
||||
Организует подведение итогов учебного занятия |
Участвуют в обсуждении сформированных умений. Выставление оценки. |
ТРКМ |
Подведение итогов учебного занятия, уста- новление соответствия полученного результата поставленной цели. |
Самооценка на основе крите- риев успешности. |
Психолого-педагогические технологии гражданского воспитания
Заканчивая урок, необходимо акцентировать внимание на то, что символы государства – это и история страны, ее отличительные чер- ты в ряду других стран. Ко всем ранее существовавшим и ныне суще- ствующим символам государства надо относится с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, ее народу. Государствен- ная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных тра- диций играет огромную роль в формировании гражданской идентично- сти личности.
54
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.