Методическая разработка урока черчения по теме «Общие правила выполнения и оформления чертежей»

  • docx
  • 15.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка урока черчения по теме.docx

Методическая разработка урока черчения по теме

«Общие правила выполнения и оформления чертежей».

Цели:

      1. Обобщить и систематизировать у учащихся знания по темам «Правила оформления чертежей», «Линии чертежа», «Надписи на чертежах», «Масштабы чертежей». Углубить знания по названным темам и попытаться их применить в нестандартных ситуациях.

     2.Организовать выполнение заданий, способствующих развитию пространственного мышления. Предоставить учащимся возможность применять полученные знания в неординарных ситуациях.

     3. Поддерживать интерес к предмету и выбранной профессии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебники, чертежные инструменты.

 

Ход урока:

1.                 Актуализация.

Учащимся предлагается задание «Друдлы» – задачи, в которых требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ – тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать – и решение кажется очевидным.

 

2.                 Обобщение и систематизация знаний по теме «Правила оформления чертежей»

 

    Вопросы для повторения:

1.                 На листе какого формата выполняются учебные чертежи?

2.                 Как создается поле чертежа и для чего оно предназначено?

3.                 На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа?

4.                 Какие сведения содержит основная надпись чертежа?

5.                 Где должна размещаться основная надпись на формате А4?

Ответить на вопросы:

 

Сообщение «Из истории чертежных инструментов».

Карандаш

     А знаете ли вы, что уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловянный и свинцово-оловянный.

      В конце XIII века в Европе появилась бумага, а в конце XVIII века – графитный карандаш, которым мы пользуемся и теперь.

 Циркуль

       Железный циркуль был найден на территории Франции в Галльском кургане первого века нашей эры. В пепле, засыпавшем 1900 лет назад древнегреческий город Помпею, археологи обнаружили множество бронзовых циркулей. На фасаде одного из старейших и красивейших храмов Грузии Светицхове изображена рука архитектора на фоне циркуля.

 Линейка.

       Людям всегда было нужно уметь проводить прямые линии. Гладко обструганная дощечка – линейка – помогала расчертить каменную плиту при строительстве пирамиды, разделить на столбцы пергаментный лист.

    

 

 Задание:  Чертеж, как известно, читают от его основной надписи. Оценить по достоинству это простое, но мудрое правило позволяет пример на рисунке. Что изображено на чертеже слева, справа и какая цифра проставлена там?

 

 

3.                 Обобщение и систематизация знаний по теме «Линии чертежа»

 

    Вопросы для повторения:

1. Какие типы линий вы знаете?

2. Для чего предназначена:

а) штрихпунктирная линия?

б) сплошная толстая основная?

В) штриховая линия?

3. Какой линией обозначаются линии обрыва?

4. Какой линией обозначаются размерные и выносные линии?

     

Учитель: научиться выполнять линии чертежа правильно – занятие не простое. Помните, как обучался чертить линии Алеша Пешков?

«Работы у меня было много: я исполнял обязанности горничной, чистил самовар и медную посуду, по субботам мыл полы всей квартиры и обе лестницы. Колол и носил дрова для печей, мыл посуду, чистил овощи, ходил с хозяйкой по базару, таская за ней корзину с покупками, бегал в лавку, в аптеку.

Однажды хозяин пришел в кухню с трубкой толстой бумаги в руке, с карандашом, угольником и линейкой.

— Закончишь чистить ножи, нарисуй вот это!

На листе бумаги был изображен фасад двухэтажного дома со множеством окон и лепных украшений.

 — Вот тебе циркуль! Измеряй все линии, нанеси концы их на бумагу точками, потом проведи по линейке карандашом от точки до точки. Сначала вдоль — это будут горизонтальные, потом поперек — это вертикальные.

Я очень обрадовался чистой работе и началу учения, но смотрел на бумагу и инструменты с благоговейным страхом, ничего не понимая.

Однако, тотчас же, вымыв руки, сел учиться. Провел на листе все горизонтальные, сверил — хорошо! Хотя три оказались лишними. Провел все вертикальные и с изумлением увидел, что лицо дома нелепо исказилось: окна перебрались на места простенков, а одно, выехав за стену, висело в воздухе, по соседству с домом. Парадное крыльцо тоже поднялось на воздух до высоты второго этажа, карниз очутился посредине крыши, слуховое окно — на трубе.

Я долго, чуть не со слезами, смотрел на эти непоправимые чудеса, пытаясь понять, как они совершились.

Отметив красным карандашом разрушения фасада, хозяин дал мне еще бумаги.

— Будешь чертить линии, пока не добьешься толку...

Вторая копия у меня вышла лучше, только окно оказалось на двери крыльца. Когда мне, наконец, удалось сделать копию фасада похожей на оригинал, это ему понравилось.

— Вот видишь, сумел же! Этак, пожалуй, мы с тобой дойдем до дела скоро...».

Научиться выполнять линии чертежа нам помогут следующие упражнения:

Тест «Линии чертежа»

1. Относительно толщины какой линии задаются толщины всех других линий чертежа?

а) основной сплошной толстой

б) основной сплошной тонкой

д) штриховой

2. К прерывистым линиям относятся:

а) тонкая

б) штриховая

в) штрихпунктирная

г) линия сечений

д) толстая

3. Толщина штриховой линии равна:

а) s/2

б) s/3

в) s/2...s/3

4. Толщина сплошной основной линии:

а) 0,6 мм

б) 0,6...1,5 мм

в) 1,5 мм

5. Рамку основной надписи на чертеже выполняют:

а) основной тонкой линией

б) основной толстой линией

в) любой линией

 

 

4.                 Обобщение и систематизация знаний по теме «Надписи на чертежах»

 

Вопросы для повторения:

1.                 Чем определяется размер шрифта?

2.                 Шрифтами каких размеров выполняются надписи на чертежах?

3.                 Как определить высоту строчных букв шрифта?

4.                 Чему равна высота строчных букв шрифта размера 10?

 

 

     Задание: Французский ученый Шампольон, разгадывая египетские иероглифы, пришел к выводу, что слово, которое ему встретилось в рамке, означает имя фараона Птоломея (Птолмеес). Поэтому, когда совсем в другом месте был найден обелиск, ученый сразу же узнал на нем знакомые буквы.

 

Тест: Чертежные шрифты

1. Высота чертежного шрифта обозначается буквой ______

2. Буквы и цифры чертежного шрифта выполняют с наклоном

____ градусов к линии строки.

3. Высота букв на чертеже, выполненном в карандаше должна быть не менее ____мм.

4. Каково соотношение между высотой прописной и строчной букв?

А) 1/7 h

Б) 2/7 h

В) 5/7 h

5. Ширина строчных букв, равная 3/7 h применима для начертания

1) А

2) Б

3) Г

4) Ж

5) М

 

4. Обобщение и систематизация знаний по теме «Масштабы»

Задание: Определите высоты сооружений, если высота телебашни в Москве 540 м.

 

 

Тест: Основы черчения

1. Линия основная сплошная толстая предназначена для вычерчивания линий:

А) видимого контура

Б) невидимого контура

В) осевых линий

Г) линий сечений

2. Штрих пунктирная тонкая линия предназначена для вычерчивания линий:

А) видимого контура

Б) невидимого контура

В) осевых линий

Г) линий сечений

3. Номер шрифта является:

А) шириной буквы

Б) высотой прописной буквы

В) высотой строчной буквы

Г) толщиной обводки

4. Масштаб - это расстояние между двумя точками на плоскости:

А) да

Б) нет

5. Буквой R на чертеже обозначается:

А) расстояние между любыми двумя точками окружности

Б) расстояние между двумя наиболее удаленными противоположными точками окружности

В) расстояние от центра окружности до точки на ней

 

Выполнение графического задания «Дочерти половинку»

 

 

 

 

5.                 Подведение итогов урока. Получение домашнего задания.