Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«Ижевский техникум индустрии питания»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ДРУЖБЫ
Классный час
Тема: «Мы – дети одной планеты»
Выполнил:
преподаватель МДК по профессии «Пекарь»
Антонова Ирина Владимировна
Ижевск, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………… 3
2. Сценарий классного часа…………………………………………………………………… 5
3.Список литературы…………………………………………………………………………...13
4. Приложения…………………………………………………………………………………. 14
4.1. Приложение 1. Раздаточный материал
4.2. Приложение 2. Плакат «Дерево «Дружбы»
4.3. Приложение 3. Материал презентации к уроку
4.4. Приложение 4. Фото с урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Сухомлинский А.В. утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».
Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться детям с раннего возраста. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Доброта, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к нуждам человека в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Данная разработка рассчитана на подростков среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов средних профессиональных образовательных учреждений (13-17лет), и может представлять интерес для классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.
Актуальность проблемы:
- Социальная напряженность, межэтнические конфликты.
- Проблема культуры общения.
Цель: формирование толерантного мышления и поведения, популяризация идеи толерантности среди студентов техникума.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у студентов представление понятия «толерантность», разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
Развивающие:
- развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению творческой активности студентов, развитию способности к познанию себя и других людей.
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантного мышления, уважительного отношения друг к другу;
- содействовать воспитанию у студентов чувства доброты и ответственности, самоуважения.
Формы и методы: анкетирование, беседа, игровой тренинг, рефлексия.
Оборудование и инструменты: мультимедиа установка, музыкальные произведения, плакат, цветная бумага, клей, ручки.
Сценарий классного часа
Ведущий 1: (преподаватель)
Добрый день, уважаемые студенты, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии!
Сегодня мы проводим классный час, тема которого «Мы – дети одной планеты».
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Его цель - снизить участившиеся на всей планете случаи проявления агрессии, конфликты между людьми разных национальностей. Поэтому и мы с вами будем сегодня говорить о терпимости друг к другу, добре и милосердии.
Ведущий 2: (студентка группы)
Мы живём в многонациональной стране. В нашем техникуме учатся ребята разных национальностей. Поэтому, я считаю, что очень важно уметь уважать других ребят, невзирая на какие-либо различия между нами, быть терпимее к иному образу жизни, поведению, чувствам, мнениям других, быть внимательными к своим сверстникам. Мы - разные, но мы – вместе! Потому что мы – дети одной планеты!
На экране клип «Мы дети одной планеты» [12]
Ведущий 2 (по окончании клипа) или кто-то из студентов (учеников) читает стихотворение:
«Так чудесно будет жить»
1. На
огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
2. Кто-то
ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
3. Ни над кем
нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Вместе: всем чудесно будет жить! [10]
Ведущий 1:
Уважаемые ребята, наша встреча посвящена тому, чтобы принимать друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. И мы хотели бы рассказать вам одну легенду:
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!» Черный презрительно сощурился и сказал: «Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!» Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: «Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его… Затем мудрец обратился к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…» Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью они смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно!» [10]
Ведущий 2:
Ребята, о чем эта легенда? (О доброте, красоте, любви, снисходительности) Чему она учит? (о добром и уважительном отношении друг к другу, о благосклонности) Спасибо. Вы абсолютно правы.
Все эти понятия можно объединить, одним словом. И это слово –толерантность.
Ведущий 1:
Мы все живем на одной большой планете среди множества разных людей. На планете, где каждый день, каждую секунду происходят разные события хорошие и не очень…
Скажите, пожалуйста, какое событие, его исход, на сегодняшний день, нас волнует больше всего? (события на Украине – специальная военная операция). Спасибо за ответ.
Украина и Россия это два братских народа, имеющие схожие ценности, литературу, культуру, язык. Мы вместе пережили много счастливых и сложных периодов истории. У многих из нас есть родственники на Украине и в России. Нам очень важно общаться и поддерживать друг друга. Как вы думаете, что могло послужить причиной происходящего? (политический кризис на Украине – 2014 год Евромайдан ) Верно.
Именно тогда случился «раскол», последствия которого протянулись до наших дней. А страдали невинные люди, которые просто хотели, чтоб к ним прислушались, разрешили говорить на родном языке.
В результате началась волна погромов, серия громких и безнаказанных убийств. Русский язык на Украине стал вне закона, русские исключены из списка коренных народов Украины, все учебники с положительной оценкой России переписаны, русскоязычные телеканалы запрещены. Из истории была вычеркнута Великая Отечественная война.
И какой же напрашивается вывод? (власть проявила агрессию, нетерпимость и злобу к собственному народу, русофобия) Совершенно верно.
В течение 8 лет Киевская власть отдавала приказы, в исполнении которых систематически обстреливали населенные пункты на территории ДНР и ЛНР. В результате этих обстрелов постоянно гибли мирные люди, разрушались дома и объекты инфраструктуры. Избежать голода удавалось только благодаря регулярной гуманитарной помощи со стороны России.
Главы республик Луганска и Донецка обратились к президенту России признать их и принять в состав Российской Федерации. В этой непростой обстановке, Владимир Владимирович Путин принял единственно возможное решение для защиты мирного населения Донбасса – признать независимость и суверенитет Донецкой и Луганской Народных Республик.
У России нет цели захвата Украины. Мы останавливаем 8-летнюю войну против мирных граждан. Важно понимать и стремиться решать любые конфликты и недопонимания дипломатическим путём и переговорами, стараться видеть не только свою точку зрения, грамотно оценивать ситуацию и находить компромиссы.
Исходя из всего этого, мне очень хочется вспомнить о таком празднике как «День народного единства», который наша страна отмечает 4 ноября. Когда год назад в этот день Президент Российской Федерации Владимир Путин, во время встречи с представителями религиозных объединений процитировал четыре священные книги — Коран, Библию, Тору и Ганджур, меня это очень обрадовало, так как мир действительно должен быть многополярным.
Обратите, пожалуйста, внимание на слайды.
«Библия: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», — процитировал он.
«Скажи, Мухаммад, не прошу я награду у вас за то, что возвещаю вам веру истинную, а зову лишь любить ближнего. Тому, кто добро творит, воздадим мы добром вдвойне», — привел Путин цитату из Корана.
«Не питай в сердце ненависти к брату твоему. Снова и снова увещевай ближнего — и не будет на тебе греха из-за него. Не мсти и не держи злобы, люби ближнего, как самого себя», — напомнил он Тору.
«В этом мире ненависть никогда не искоренить с помощью ненависти. Победить ненависть может только любовь», — процитировал российский лидер слова Будды.
В каждом из них заложены непреходящие истины. Как вы думаете, какая ключевая определяющая среди этих четырех священных книг? (любовь к человеку, к ближнему) Да, причём независимо от расы, национальности и традиций. И когда в священных писаниях говорится о ближнем, о брате, то понимать это нужно так, что речь идёт не только о кровных родственниках или единоверцах, а именно о человеке вообще. Потому что во всех мировых религиях все люди равны перед Всевышним. А это значит - все народы, независимо от вероисповедания, должны жить в мире и согласии, быть толерантными по отношению друг к другу.
Ребята, а как вы понимаете словосочетание «многополярный мир»? (когда все страны стараются жить в мире и уважают мнения друг друга). Благодарю вас за ответ.
Работа с понятием толерантность
Ведущий 2:
Уважаемые ребята, а вот как трактуют слово «толерантность» люди разных стран нашей планеты. Обратите ваше внимание на слайд.
· tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
· tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
· tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
· tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
· kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
· tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
· толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. [5], [6], [8]
Ведущий 1:
Почему мы бываем так нетерпимы друг к другу? Почему раздражаемся и бываем агрессивны? И для этого всегда найдется масса поводов и объяснений. А причина кроется в том, что мы все разные. И мы имеем на это право. И мы хотим быть не похожими ни на кого. И именно этим интересны друг-другу. Но именно это и приводит нас к нетерпимости. Нас злит и раздражает, когда думают не так, как мы, говорят не так и просто живут не так, как мы считаем нужным. Это раздражение и становится барьером нетерпимости, интолерантности, разводящей нас в разные стороны друг от друга.
Ведущий 2:
Как научиться жить в мире и согласии? Как быть Человеком на Земле? Для того, чтобы выяснить, насколько актуальна тема сегодняшней встречи для нашей аудитории, мы заранее провели заочное анкетирование с ребятами нашей группы. И вот какие результаты у нас получились.
60% респондентов ответили, что имели обидное прозвище, связанное с внешностью, комплекцией, национальностью или другими отличительными чертами.
94% почувствовали бы дискомфорт, если бы с ними в одном купе ехали цыгане.
70% раздражались бы, если впереди них очень медленно шла пожилая женщина, заграждая им дорогу?
А с утверждением: «Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю им добром», положительный ответ дали 26 % опрашиваемых.
Итак, как вы считаете? Актуальна ли тема нашей сегодняшней встречи для нас? (обучающиеся делают вывод: Да!)
Ведущий 1:
Но если присмотреться, у нас так много общего, что мы даже не подозреваем! Общая планета, общий город, общие привычки. А если строить свои отношения, и при этом, уважать индивидуальность другого?
В нашей стране уже стали говорить об этом. Но вы, наши юные студенты не любите слушать чужие проповеди. А мудрого жизненного опыта у вас нет.
Но во все времена у всех народов существовало простое, уникальное и ненавязчивое средство воспитания - игра.
Ведущий 2:
Мы приглашаем всех присутствующих принять в ней участие.
Упражнение «Комплимент»
Участники занятия садятся по кругу. Первым представляется ведущий, обращаясь к своему соседу, называет ему свое имя и говорит ему комплимент. И так все участники.
Ведущий 2:
Уважаемые участники игры, спасибо за игру. Давайте поаплодируем друг другу. Обратите внимание на выражение ваших глаз и улыбку на лице. За этим очень приятно наблюдать.
Ведущий 1:
Предлагаем сыграть вам еще в одну игру.
Упражнение «Чем мы похожи»
Ведущий приглашает в круг одного из участников, на основе какого-либо сходства с собой. Например, «Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковые имена». Катя выходит в круг и приглашает следующего. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Ведущий 1:
Посмотрите, как много среди нас людей, чем-то похожих друг на друга. (Обсуждение). Мы разные – но мы вместе. И живем мы на одной планете.
Это и есть проявление доброты, уважения, толерантности.
Ведущий 2:
А какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? (предлагаем вам поучаствовать в блиц-викторине).
(за каждый правильный ответ дарить по воздушному шарику или по конфетке)
Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность
Толерантная личность |
Интолерантная личность |
Уважение мнения других, доброжелательность |
Непонимание, игнорирование, эгоизм |
Желание что-либо делать вместе |
Нетерпимость, пренебрежение, |
Понимание и принятие, чуткость, любознательность, доверие |
Раздражительность, равнодушие |
Снисходительность, гумманизм |
Цинизм, немотивированная агрессивность |
Ведущий 2: Вы абсолютно правы. Именно такими чертами характера должен обладать толерантный человек. Большое спасибо за участие в Блиц-викторине.
Ведущий 1: (рефлексия)
А сейчас мы предлагаем вам создать всем вместе наше дерево «Дружбы». Возьмите цветные ладошки и напишите на них свое мнение, пожелание. Как вы считаете, что нужно сделать и как себя вести, чтоб люди нашей планеты жили в мире и согласии? И приклейте ладошку на наше дерево «Дружбы».
Клип «Гимн толерантности» [13]
(Ребята поочередно подходят к плакату и приклеивают сделанные из цветной бумаги ладошки с пожеланиями).
Звучит отрывок спокойной музыки Trentemoller – Miss You [15]
(Во время музыки, ведущий 2 зачитывает стихотворение «Толерантность»)
Ведущий 2:
«Толерантность»
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, Любовь. В своем сердце хранить!
Ведущие 1:
Уважаемые ребята, подходит к концу наше мероприятие. Что нового вы узнали, чему научились? (понятие толерантности; оно помогло мне разобраться в своем отношении к людям; быть терпимыми по отношению друг к другу; уважать друг друга; хочется поделиться об этом с другими; понял, что перед Богом все едины) Я согласна с вами: взаимопонимание, уважение и терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в учебном коллективе, так и в обществе. Будьте счастливы!
Я предлагаю вам дома сделать буклеты по материалам нашего классного часа. Мы выйдем в другие группы и поделимся мыслями - как сделать так, чтобы все жили в дружбе, мире и согласии. Ведь мы – дети одной планеты!
Ведущие 1 и 2: (вместе)
Благодарим за внимание и участие!
Список литературы:
1. Ахметова М.Ф. Классный час толерантности // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2. Бондарева, И. Формирование толерантной личности школьника: [урок толерантности] //История – Первое сентября. – 2012. – № 20.
3. Золотухин В.М. Толерантность как принцип поведения // Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. – 2009. – Вып.5.
4. Нетесова С.А. Толерантность: Классный час для старшеклассников // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
5. Погодина А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире: [урок толерантности] // История – Первое сентября. – 2002. – № 11.
6. Пономарёва В. Что такое толерантность // Школа жизни. – 2009. – 6 апр.
7. Самохвалова В.И. О содержании понятия "толерантность" в современном культурном контексте // Интеллектуальная Россия
8. Толерантность – путь к миру и личности: Материалы к проведению единого Урока /сост. Т.В. Хабибулина. – Лесной, ИМЦ УО, 2009. – 23 с.
9. Темичева Е. Толерантность как условие существования / http://www.polemics.ru/articles/?articleID=951
10. Уроки толерантности: Сборник методических материалов / под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова. – Пермь, 2015. – 85 с.
11. Уроки толерантности: Сборник конкурсных работ педагогов и студентов / Фонд "За гражданское общество". – Уфа, 2014. – 60 с.
Интернет-ресурсы:
12. https://yandex.ru/video/preview?text=мы%20дети%20одной%20планеты%20клип&path=wizard&parent-reqid=1603568547368073-779504366948801403200275-prestable-app-host-sas-web-yp-67&wiz_type=vital&filmId=16739497411226756759
13. https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=MH4DE7ie10A&feature=emb_logo
14. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2996887646021069173&reqid=1603568697463069-199223841376672408200098-sas1-7790&suggest_reqid=626856750160130974587813094554982&text=я%2C+ты+%2C+он%2C+она+клип
15. https://zaycev.net/musicset/calmmusic.shtml
Приложение 1
Раздаточный материал
Вопросы для анкетирования
№ п/п |
Содержание вопроса |
Ответ (да/нет) |
1 |
Кто из вас когда-нибудь имел обидное прозвище, связанное с внешностью, комплекцией, национальностью или другими отличительными чертами? |
|
2 |
Почувствовали бы вы дискомфорт, если бы с вами в одном купе ехали цыгане? |
|
3 |
Раздражаетесь ли вы, когда впереди вас очень медленно идет пожилая женщина, заграждая вам дорогу? |
|
4 |
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю им добром. |
|
Приложение 2
Дерево «Дружбы»
Приложение 3
Материалы презентации к уроку
Приложение 4
Фото с урока
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.