МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ДРУЖБЫ Классный час Тема: «Мы – дети одной планеты»

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 19.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Сухомлинский А.В. утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен». Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться детям с раннего возраста. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Доброта, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к нуждам человека в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Данная разработка рассчитана на подростков среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов средних профессиональных образовательных учреждений (13-17лет), и может представлять интерес для классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения. Актуальность проблемы: - Социальная напряженность, межэтнические конфликты. - Проблема культуры общения. Цель: формирование толерантного мышления и поведения, популяризация идеи толерантности среди студентов техникума.
Иконка файла материала Антонова И.В._БПОУ УР ИТИП.doc

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Ижевский техникум индустрии питания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ДРУЖБЫ

 

Классный час

 

Тема: «Мы – дети одной планеты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

преподаватель МДК по профессии «Пекарь»

Антонова Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2022 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………… 3

2. Сценарий классного часа…………………………………………………………………… 5

3.Список литературы…………………………………………………………………………...13

4. Приложения…………………………………………………………………………………. 14

4.1. Приложение 1. Раздаточный материал

4.2. Приложение 2. Плакат «Дерево «Дружбы»

4.3. Приложение 3. Материал презентации к уроку

4.4. Приложение 4. Фото с урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Сухомлинский А.В. утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться детям с раннего возраста. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

Доброта, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к нуждам человека в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Данная разработка рассчитана на подростков среднего, старшего звена общеобразовательных школ и студентов средних профессиональных образовательных учреждений (13-17лет), и может представлять интерес для классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения.

 

Актуальность проблемы:

- Социальная напряженность, межэтнические конфликты.

- Проблема культуры общения.

 

Цель: формирование толерантного мышления и поведения, популяризация идеи толерантности среди студентов техникума.

 

Задачи:

Образовательные:

-  сформировать у студентов представление понятия «толерантность», разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.

            Развивающие:

- развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

- способствовать повышению творческой активности студентов, развитию способности к познанию себя и других людей.

Воспитательные:

- способствовать формированию толерантного мышления, уважительного отношения друг к другу;

- содействовать воспитанию у студентов чувства доброты и ответственности, самоуважения.

 

            Формы и методы: анкетирование, беседа, игровой тренинг, рефлексия.

 

            Оборудование и инструменты: мультимедиа установка, музыкальные произведения,  плакат, цветная бумага, клей, ручки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий классного часа

 

Ведущий 1: (преподаватель)

Добрый день, уважаемые студенты, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии!

Сегодня мы проводим классный час, тема которого «Мы – дети одной планеты».

 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Его цель - снизить участившиеся на всей планете случаи проявления агрессии, конфликты между людьми разных национальностей. Поэтому и мы с вами будем сегодня говорить о терпимости друг к другу, добре и милосердии. 

Ведущий 2: (студентка группы)

Мы живём в многонациональной стране. В нашем техникуме учатся ребята разных национальностей. Поэтому, я считаю, что очень важно уметь уважать других ребят, невзирая на какие-либо различия между нами, быть терпимее к иному образу жизни, поведению, чувствам, мнениям других, быть внимательными к своим сверстникам.  Мы - разные, но  мы – вместе! Потому что мы – дети одной планеты! 

 

На экране клип «Мы дети одной планеты» [12]

 

Ведущий 2 (по окончании клипа) или кто-то из студентов (учеников) читает стихотворение:

«Так чудесно будет жить»

1. На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.

2. Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.

3. Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете

Вместе: всем чудесно будет жить!  [10]

Ведущий 1:

            Уважаемые ребята, наша встреча посвящена тому, чтобы принимать друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. И мы хотели бы рассказать вам одну легенду:

            Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!» Черный презрительно сощурился и сказал: «Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!» Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: «Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его… Затем мудрец обратился к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…»  Негр и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью они смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно!» [10]

Ведущий 2:

            Ребята, о чем эта легенда? (О доброте, красоте, любви, снисходительности) Чему она учит? (о добром и уважительном отношении друг к другу, о благосклонности)  Спасибо. Вы абсолютно правы.

            Все эти понятия можно объединить, одним словом. И это слово –толерантность.

Ведущий 1:

            Мы все  живем на одной  большой планете среди множества разных людей. На планете, где каждый день, каждую секунду происходят разные события хорошие и не очень…

            Скажите, пожалуйста, какое событие, его исход, на сегодняшний день, нас волнует больше всего? (события на Украине – специальная военная операция). Спасибо за ответ.   

Украина и Россия это два братских народа, имеющие схожие ценности, литературу, культуру, язык. Мы вместе пережили много счастливых и сложных периодов истории. У многих из нас есть родственники на Украине и в России. Нам очень важно общаться и поддерживать друг друга. Как вы думаете, что могло послужить причиной происходящего?  (политический кризис на Украине – 2014 год Евромайдан ) Верно.

 Именно тогда случился «раскол», последствия которого протянулись до наших дней. А страдали невинные люди, которые просто хотели, чтоб к ним прислушались, разрешили говорить на родном языке.

В результате началась волна погромов, серия громких и безнаказанных убийств. Русский язык на Украине стал вне закона, русские исключены из списка коренных народов Украины, все учебники с положительной оценкой России переписаны, русскоязычные телеканалы запрещены. Из истории была вычеркнута Великая Отечественная война.

И какой же напрашивается вывод? (власть проявила агрессию, нетерпимость и злобу к собственному народу, русофобия) Совершенно верно.

В течение 8 лет Киевская власть отдавала приказы, в исполнении которых систематически обстреливали населенные пункты на территории ДНР и ЛНР. В результате этих обстрелов постоянно гибли мирные люди, разрушались дома и объекты инфраструктуры. Избежать голода удавалось только благодаря регулярной гуманитарной помощи со стороны России.

Главы республик Луганска и Донецка обратились к президенту России признать их и принять в состав Российской Федерации. В этой непростой обстановке, Владимир Владимирович Путин принял единственно возможное решение для защиты мирного населения Донбасса – признать независимость и суверенитет Донецкой и Луганской Народных Республик.

У России нет цели захвата Украины.  Мы останавливаем 8-летнюю войну против мирных граждан. Важно понимать и стремиться решать любые конфликты и недопонимания дипломатическим путём и переговорами, стараться видеть не только свою точку зрения, грамотно оценивать ситуацию и находить компромиссы.

Исходя из всего этого, мне очень хочется вспомнить о таком празднике как «День народного единства», который наша страна отмечает 4 ноября. Когда год назад в этот день Президент Российской Федерации Владимир Путин, во время встречи с представителями религиозных объединений процитировал четыре священные книги — Коран, Библию, Тору и Ганджур, меня это очень обрадовало, так как мир действительно должен быть многополярным.

Обратите, пожалуйста, внимание на слайды.

«Библия: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», — процитировал он.

 «Скажи, Мухаммад, не прошу я награду у вас за то, что возвещаю вам веру истинную, а зову лишь любить ближнего. Тому, кто добро творит, воздадим мы добром вдвойне», — привел Путин цитату из Корана.

«Не питай в сердце ненависти к брату твоему. Снова и снова увещевай ближнего — и не будет на тебе греха из-за него. Не мсти и не держи злобы, люби ближнего, как самого себя», — напомнил он Тору.

«В этом мире ненависть никогда не искоренить с помощью ненависти. Победить ненависть может только любовь», — процитировал российский лидер слова Будды.

В каждом из них заложены непреходящие истины. Как вы думаете, какая ключевая определяющая среди этих четырех священных книг?  (любовь к человеку, к ближнему) Да, причём независимо от расы, национальности и традиций. И когда в священных писаниях говорится о ближнем, о брате, то понимать это нужно так, что речь идёт не только о кровных родственниках или единоверцах, а именно о человеке вообще. Потому что во всех мировых религиях все люди равны перед Всевышним. А это значит - все народы, независимо от вероисповедания, должны жить в мире и согласии, быть толерантными по отношению друг к другу.

Ребята, а как вы понимаете словосочетание «многополярный мир»? (когда все страны стараются жить в мире и уважают мнения друг друга). Благодарю вас за ответ.  

 

Работа с понятием толерантность

Ведущий 2:

Уважаемые ребята, а вот как трактуют слово «толерантность» люди разных стран нашей планеты. Обратите ваше внимание на слайд.

·         tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

·         tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

·         tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

·         tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

·         kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

·         tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

·         толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. [5], [6], [8]

Ведущий 1:

Почему мы бываем так нетерпимы друг к другу? Почему раздражаемся и бываем агрессивны? И для этого всегда найдется масса поводов и объяснений. А причина кроется в том, что мы все разные.  И мы имеем на это право. И мы хотим быть не похожими ни на кого.  И именно этим интересны друг-другу. Но именно это и приводит нас к нетерпимости.  Нас злит и раздражает, когда думают не так, как мы, говорят не так и просто живут не так, как мы считаем нужным. Это раздражение и становится барьером нетерпимости, интолерантности, разводящей нас в разные стороны друг от друга.

Ведущий 2:

Как научиться жить в мире и согласии? Как быть Человеком на Земле? Для того, чтобы выяснить, насколько актуальна тема сегодняшней встречи для нашей аудитории, мы заранее провели заочное анкетирование с ребятами нашей группы. И вот какие результаты у нас получились.

            60% респондентов ответили, что имели обидное прозвище, связанное с внешностью, комплекцией, национальностью или другими отличительными чертами.

            94% почувствовали бы дискомфорт, если бы с ними в одном купе ехали цыгане.

            70% раздражались бы, если впереди них очень медленно шла пожилая женщина, заграждая им дорогу?

            А с утверждением: «Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю им добром», положительный ответ дали 26 % опрашиваемых.

Итак, как вы считаете? Актуальна ли тема нашей сегодняшней встречи для нас? (обучающиеся делают вывод: Да!)

 

Ведущий 1:

            Но если присмотреться, у нас так много общего, что мы даже не подозреваем!  Общая планета, общий город, общие привычки. А если строить свои отношения, и при этом, уважать индивидуальность другого?

       В нашей стране уже стали говорить об этом.  Но вы, наши юные студенты не любите слушать чужие проповеди.  А мудрого жизненного опыта у вас нет.

    Но во все времена у всех народов существовало простое, уникальное   и ненавязчивое средство воспитания - игра.

Ведущий 2:

Мы приглашаем всех присутствующих принять в ней участие.

Упражнение «Комплимент»

Участники занятия садятся по кругу. Первым представляется ведущий, обращаясь к своему соседу, называет ему свое имя и говорит ему комплимент. И так все участники.

Ведущий 2:

            Уважаемые участники игры, спасибо за игру. Давайте поаплодируем друг другу. Обратите внимание на выражение ваших глаз и улыбку на лице. За этим очень приятно наблюдать.

Ведущий 1:

            Предлагаем сыграть вам еще в одну игру.

Упражнение «Чем мы похожи»

Ведущий приглашает в круг одного из участников, на основе какого-либо сходства с собой. Например, «Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковые имена». Катя выходит в круг и приглашает следующего.  Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Ведущий 1:

Посмотрите, как много среди нас людей, чем-то похожих друг на друга. (Обсуждение). Мы разные – но мы вместе. И живем мы на одной планете.

Это и есть проявление доброты, уважения, толерантности.

Ведущий 2:

            А какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?  (предлагаем вам поучаствовать в блиц-викторине).

(за каждый правильный ответ дарить по воздушному шарику или по конфетке)

 

 

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других, доброжелательность

Непонимание, игнорирование, эгоизм

Желание что-либо делать вместе

Нетерпимость, пренебрежение,

Понимание и принятие, чуткость, любознательность, доверие

Раздражительность, равнодушие

Снисходительность, гумманизм

Цинизм, немотивированная агрессивность

 

Ведущий 2: Вы абсолютно правы. Именно такими чертами характера должен обладать толерантный человек.  Большое спасибо за участие в Блиц-викторине.

Ведущий 1: (рефлексия)

 А сейчас мы предлагаем вам создать всем вместе наше дерево «Дружбы».  Возьмите цветные ладошки и напишите на них свое мнение, пожелание. Как вы считаете, что нужно сделать и как себя вести, чтоб люди нашей планеты жили в мире и согласии? И приклейте ладошку на наше дерево «Дружбы». 

 

Клип «Гимн толерантности» [13]

(Ребята поочередно подходят к плакату и приклеивают сделанные из цветной бумаги ладошки с пожеланиями).

 

 Звучит отрывок спокойной музыки TrentemollerMiss You [15]

 (Во время музыки, ведущий 2 зачитывает стихотворение «Толерантность»)

 

Ведущий 2:

«Толерантность»

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, Любовь. В своем сердце хранить!

Ведущие 1:

Уважаемые ребята, подходит к концу наше мероприятие.  Что нового вы узнали, чему научились? (понятие толерантности; оно помогло мне разобраться в своем отношении к людям; быть терпимыми по отношению друг к другу; уважать друг друга; хочется поделиться об этом с другими; понял, что перед Богом все едины) Я согласна с вами: взаимопонимание, уважение и терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в учебном коллективе, так и в обществе. Будьте счастливы!

Я предлагаю вам дома сделать буклеты по материалам нашего классного часа. Мы выйдем в другие группы и поделимся мыслями -  как сделать так, чтобы все жили в дружбе, мире и согласии. Ведь мы – дети одной планеты!

Ведущие 1 и 2: (вместе)

Благодарим за внимание и участие!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Ахметова М.Ф. Классный час толерантности // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

2.      Бондарева, И. Формирование толерантной личности школьника: [урок толерантности] //История – Первое сентября. – 2012. – № 20.

3.      Золотухин В.М. Толерантность как принцип поведения // Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. – 2009. – Вып.5.

4.      Нетесова С.А. Толерантность: Классный час для старшеклассников // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

5.      Погодина А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире: [урок толерантности] // История – Первое сентября. – 2002. – № 11.

6.      Пономарёва В. Что такое толерантность // Школа жизни. – 2009. – 6 апр.

7.      Самохвалова В.И. О содержании понятия "толерантность" в современном культурном контексте // Интеллектуальная Россия

8.      Толерантность – путь к миру и личности: Материалы к проведению единого Урока /сост. Т.В. Хабибулина. – Лесной, ИМЦ УО, 2009. – 23 с.

9.      Темичева Е. Толерантность как условие существования / http://www.polemics.ru/articles/?articleID=951

10.  Уроки толерантности: Сборник методических материалов / под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова. – Пермь, 2015. – 85 с.

11.  Уроки толерантности: Сборник конкурсных работ педагогов и студентов / Фонд "За гражданское общество". – Уфа, 2014. – 60 с.

 

Интернет-ресурсы:

12.  https://yandex.ru/video/preview?text=мы%20дети%20одной%20планеты%20клип&path=wizard&parent-reqid=1603568547368073-779504366948801403200275-prestable-app-host-sas-web-yp-67&wiz_type=vital&filmId=16739497411226756759

13.  https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=MH4DE7ie10A&feature=emb_logo

14.  https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2996887646021069173&reqid=1603568697463069-199223841376672408200098-sas1-7790&suggest_reqid=626856750160130974587813094554982&text=я%2C+ты+%2C+он%2C+она+клип

15.  https://zaycev.net/musicset/calmmusic.shtml

Приложение 1

Раздаточный материал

Вопросы для анкетирования

 

№ п/п

Содержание вопроса

Ответ

(да/нет)

1

Кто из вас когда-нибудь имел обидное прозвище, связанное с внешностью, комплекцией, национальностью или другими отличительными чертами?

 

2

Почувствовали бы вы дискомфорт, если бы с вами в одном купе ехали цыгане?

 

3

Раздражаетесь ли вы, когда впереди вас очень медленно идет пожилая женщина, заграждая вам дорогу?

 

4

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю им добром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Дерево «Дружбы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Материалы презентации к уроку

Описание: https://skr.sh/i/191022/w8ZAYHKe.jpg?download=1&name=%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%88%D0%BE%D1%82%2019-10-2022%2021:28:17.jpg

 

Приложение 4

Фото с урока

Описание: https://sun9-west.userapi.com/sun9-46/s/v1/ig2/mqxqknRA7HVZhVtFuhKxhdp_tfNmNAYCpr4gwamwTuo44EDEsewLxZfziojqx_PUfdNe5_KklDnweLKkOhA8-ZEg.jpg?size=1600x736&quality=95&type=album

Описание: https://sun9-north.userapi.com/sun9-88/s/v1/ig2/jnPl-Oam8aqUIn7HPBOn1ymjG9ALdAaI_uNI3MVfJa758iNVHceX4js_vjgxstKhiNaaUQd8InR6JGXOO0vOLQv5.jpg?size=1600x736&quality=95&type=album

Описание: https://sun9-east.userapi.com/sun9-32/s/v1/ig2/AkQEO9YRUD6gDTbZqkcktoFWSamYgNait4y5ni68Ic8ZPpvSY84D6lAlXUl3b4zuba4FpQINCnmpyN40MkvmX0VG.jpg?size=1600x736&quality=95&type=album

Описание: https://sun9-east.userapi.com/sun9-60/s/v1/ig2/Azq1me7XQld-qk2W0Dt0S3EujzJvRcKFienytQc-Too4JvbE6YUuRf_xyo9P-jpfun_gIuFCJdOLyHMvwhtEugE-.jpg?size=1280x589&quality=95&type=album

Описание: https://sun9-east.userapi.com/sun9-32/s/v1/ig2/mk0W8o_T6Brm9ElX9n_hRVsfUi9p_TXGlOWlNM0eYL5kMYv5Vyz6xr7BZbtZc_nB7Mv_jA0boF8hCoYAFTyS8nEk.jpg?size=736x1600&quality=95&type=album

 

 


Скачано с www.znanio.ru