Методическая разработка урока физики в 8 классе на тему: «Графическое представление равномерного прямолинейного движения»
Цели:
Образовательные: 1. Сформировать умение графически представлять равномерное прямолинейное движение, и использовать графики для решения расчетных и качественных задач по этой теме.
2. Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания на уроках математики и физике.
Развивающие:1. Развивать навыки построения графиков;
2.Развивать логическое мышление, инициативу, самостоятельности;
3. Развивать умение анализировать и делать выводы
Воспитательные: 1.Воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи;
2. Воспитывать умение работать в группах, прислушиваться к мнению напарника.
Оборудование:
· Раздаточный материал
· Мультимедиа-проектор
· Компьютер, медиаобъекты ЭП.
Тип урока:Урок комплексного применения знаний, умений и способов деятельности.
Технологии:
Информационно-коммуникативные;
Развивающее обучение.
План урока:
1. Филлворд «Графики», определяющий тему урока.
2. Объяснение нового материала, решение различных задач с помощью графиков.
3. Работа в парах по решению расчетных задач.
4. Выполнение теста, с проверкой результатов друг у друга.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
Учитель: Для объявления темы вам необходимо решить филлворд(Слайд№1)
Вычеркните вписанные в сетку филлворда слова, определения которых заданы. Из оставшихся букв составьте слово. Филлворд распечатан на отдельных листах и находится на каждой парте в виде раздаточного материала к уроку.
1.Длина траектории, пройденной телом за время наблюдения-(путь)
2. Раздел физики, изучающий движение тел- (механика)
3. Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение тела-(перемещение)
4. Единица измерения перемещения, пути-(метр)
5. Величина, характеризующая быстроту перемещения-(скорость)
Г |
Е |
Р |
Е |
Е |
М |
Ф |
П |
С |
М |
Х |
Р |
Ь |
О |
К |
Е |
А |
Н |
Т |
Р |
П |
Щ |
Е |
И |
С |
О |
У |
Т |
Н |
К |
А |
М |
Е |
Ь |
И |
А |
И |
Р |
Т |
К |
Е |
И |
Г |
Е |
Р |
Е |
Е |
М |
Ф |
П |
С |
М |
Х |
Р |
Ь |
О |
К |
Е |
А |
Н |
Т |
Р |
П |
Щ |
Е |
И |
С |
О |
У |
Т |
Н |
К |
А |
М |
Е |
Ь |
И |
А |
И |
Р |
Т |
К |
Е |
И |
Из оставшихся букв получилось слово- графики.
Учитель объявляет тему, сформулированную совместно с учащимися.
Учитель: Построение графиков широко используется в физике для наглядного представления различных процессов.
Графики помогают лучше понять физические явления, проанализировать его и найти ответ на поставленный вопрос.
· Описание движения в выбранной системе отсчета(Рассмотреть задачу из учебника, используя электронное приложение к учебнику).
Условие задачи: Два поезда выехали навстречу друг другу. Первый поезд выехал со станции Апо направлению к станцииD. Второй выехал со станцииD к станции А. У станции С, находящийся в 40 км от станции Аони встретились. По прошествии некоторого времени t первый поезд доехал до станции D, а второй поезд проехал станцию В. Расстояние между станциями Ви С равно 20 км. Расстояние между станциями С и D равно 30 км. Определим координаты каждого поезда относительно станции Аи расстояние между ними через время t.
Решая задачу, заострить внимание учащихся на том, что графический способ решения дает более наглядное восприятие условия задачи. (Слайд№ 5)
· График зависимости скорости от времени.
При равномерном движении скорость тела с течением времени остается неизменной.
Рассмотрим график зависимости модуля вектора скорости от времени t, (Слайд №7) учащиеся отвечают на вопросы:
1.Какой линией представлен данный график? (прямой, параллельной оси абсцисс).
2. Какая скорость движения тела? (15м/с).
3. Если мы зафиксируем время, прошедшее от начала движения и опустим перпендикуляр из выбранной точки на график скорости, получим прямоугольник, площадь которого равна…(120 )
4.Площадь полученного прямоугольника равна произведению Ʋt. Но что нам известно? (чтоs=Ʋt)
5.Итак какой вывод мы можем сделать? (Площадь равна модулю перемещения)
Запишем в тетради!При прямолинейном равномерном движении модуль вектора перемещения численно равен площади прямоугольника под графиком скорости.
· Задание: по приведенному графику зависимости скорости движения от времени описать движение тела. (Слайд № 8)
Ʋ1=20 км/ч Таким образом, перемещение тела за 4 ч движения
Ʋ2=60 км/ч составило: s= 20+60+40+80=200км
Ʋ3=40 км/ч
Ʋ4=80 км/ч
· График зависимости перемещения от времени.
График зависимости перемещения тела от времени при прямолинейном равномерном движении- это прямая, проходящая через начало координат (Слайд№ 10)
Можно-ли по данному графику определить скорость движения тела? (Выберем на прямой точку Аи определим перемещение s1 и соответствующий момент времениt1 скоростьдвижения тела будет равна
Ʋ=
Чем круче проходит график перемещения, т.е. чем больше его угол наклона к оси абсцисс, тем больше скорость движения тела
· График зависимости координаты тела от времени.
Зависимость координаты тела от времени описывается формулой x=x0+Ʋ xt
Поскольку зависимость линейная, то соответствующий график (график движения) представляет собой прямую линию (Слайд№12). В начальный момент времени t=0 координатаx=x0
Решить задачу (условие распечатано на раздаточных листах). (Слайд№ 13)
По дороге движутся равномерно и прямолинейно два тела: автобус со скоростью 72км/ч, и велосипедист со скоростью 54км/ч. Их координаты в момент начала наблюдения соответственно 400 и 200 м. Напишите уравнения движения x=x(t)автобуса и велосипедиста. Определите:
1) координату автобуса через 5 с;
2) координату велосипедиста и пройденный им путь через 10 с;
Решение задачи:
1. Ʋ a=72км/ч=20м/с
Ʋ в =54км/ч=15м/с
2. Ха=400+20 t, XB=200-15t;Ха=400+20 (5) =400+100=500 м;
3. XB=200-15 (10)=100-150=50м
Тест: Выберите правильный ответ
1. Какое тело движется поступательно?
А. искусственный спутник Земли
Б. лифт
В. Ребенок на качелях
Г. Камешек, застрявший в покрышке колеса движущегося автомобиля
2. Пассажир, стоящий вдвижущемся автобусе, находится в покое относительно:
А. здания, стоящего на обочине дороги
Б. другого пассажира, который идет внутри автобуса к выходу
В. водителя автобуса
Г. машины, движущейся навстречу автобусу
3. Скорость автомобиля 36км/ч, что составляет:
А. 5м/с Б.10м/с В.20м/с Г.100м/с
4. На рисунке представлен график зависимости скорости движения тела от времени. Определите путь, пройденный телом за 5 с.
А. 5 м Б.10 м
В. 15 м Г.20 м
5. На рисунке представлен график зависимости пути, пройденного телом, от времени. Определите скорость движения тела.
А. 0,5 м/с Б. 1 м/с В.2 м/с Г. 3 м/с
· Домашнее задание. Учебник: параграф 50, ответить на вопросы в конце параграфа (устно), задачник (№ 8.13-8.15)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.