лучшедома
Методическая разработка урока истории, на тему: Великая победа и послевоенный мир. "Холодная война"

Методическая разработка урока истории, на тему: Великая победа и послевоенный мир. "Холодная война"

doc
22.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Разраб. урока.doc

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Челябинской области

«Чебаркульский профессиональный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

по учебной дисциплине «История»

по теме: Великая победа и послевоенный мир.

«Холодная война»

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Автор-разработчик:

Созинова Ирина Сергеевна, преподаватель истории ГБПОУ Челябинской области «Чебаркульский профессиональный техникум».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебаркуль

 2020

 

 

 

Методическая разработка урока истории

Тема урока: Великая победа и послевоенный мир.

 «Холодная война».

 

Тип урока: изучения нового материала, комбинированный.

 

Методы обучения: проблемный урок.

 

Формы работы: фронтальная, традиционная.

 

Приемы преподавания: анализ материалов, обсуждение, работа с  первоисточниками.

 

Цель урока:

1) Образовательные

- раскрыть понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

- уяснить изменения положения СССР в мире в результате победы в Великой Отечественной войне; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства;

- сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

- определить виновников «холодной войны».

2) Развивающие:

- работать над развитием устной речи;

-  развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал;

- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

- продолжить работу по формированию умения высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

 - развивать у учащихся навыки работать в группе;

- работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания;

- продолжить развитие критического мышления у учащихся.

3) Воспитательные:

- продолжить формирование интереса к истории;

- способствовать нравственному воспитанию учащихся;

- воспитывать у учащихся толерантность, ответственность и инициативу.

Основные понятия: «холодная война», «железный занавес», план Маршалла, Коминформ, СЭВ, «доктрина Трумэна», НАТО, ОВД.

.

 

Задачи и планируемые результаты:

Показать роль СССР во Второй мировой войне.

Раскрыть сущность понятия «холодная война», выяснить причины и виновников этого явления,

Определить влияние внешних факторов на внутреннюю и внешнюю политику СССР в 1945-1953 гг.;

Проанализировать и рассказать о причинах и основных этапах формирования экономических и военно-политических структур Востока и Запада;

Развивать логические умения студентов через выделения причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала.

Развитие ассоциативное мышление.

Называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений. Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

Воспитывать у студентов осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности, умение находить консенсус. Формировать толерантное, терпимое отношение к чужому мнению.

 

Отдельные элементы технологий:

1.            Развитие критического мышления (синквейн).

2.            Технология проблемного обучения.

3.            Здоровьесберегающая технология.


 

Опорные знания по теме.

Понятия: «холодная война», «железный занавес», локальные войны, социалистический лагерь, «план Маршалла», «доктрина Трумэна», СЭВ, НАТО, ООН.

Имена: И.В. Сталин, В.М. Молотов, Г. Трумэн, У. Черчилль, Дж. Маршалл, А.А.Жданов.

Даты и события:
26 июня 1945 г. – подписание Устава ООН.

5 марта 1946 г. фултонская речь У. Черчилля.

1947 г. – создание Коминформбюро..

1948-1949 г.г.– первый Берлинский кризис.

1949 г. – создание Организации Североатлантического договора (НАТО).

1949 г. -  создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

1951 – 1953 г.г. – война в Корее.

 

Оборудование урока:

Учебные материалы и карты к УМК «История России, 1945 – 2007 г.г.», под ред. А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова, презентация урока, информационно-справочная литература библиотеки кабинета, электронное приложение, мультимедийный проектор.

         Карточки 3-х цветов для деления на группы, карточки для рефлексии на каждого ученика (белые, красные, синие, зеленые, желтый), презентация.

 

План рассмотрения материала на уроке:

1.     Послевоенный мир и начало «холодной войны».

2.     Формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада.

3.     Причины возникновения «холодной войны».

4.     Кто виноват?  Проблема вины в развязывании «холодной войны».

 

Ход урока:

1.     Приветствие

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Создание благоприятной атмосферы общения.

2.     Мотивация учебной деятельности:

Тема нашего урока «Великая победа и послевоенный мир. «Холодная война».

Цель - Проанализировать причины и основные направления глобального политического соперничества в послевоенном мире.  В процессе достижения данной цели мы с вами решим

Проблемные вопросы урока:

1. Каковы основные тенденции мирового развития после войны?

2. Чем объясняется начало и причины «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции?

3. Кто виноват?  Проблема вины в развязывании «холодной войны».

         А сейчас я попрошу вас записать в рабочих тетрадях сегодняшнюю дату,  тему урока, эпиграф и проблемные вопросы.

Ряд вопросов в исторической науке до сих пор является дискуссионным. Среди них: что такое «холодная война», ее предпосылки, когда она началась и кто ее «виновники». На уроке нам предстоит разобраться в её истоках и сущности, поставить себя на место руководителей той эпохи, и с позиции сегодняшнего дня решить поставленные проблемы.

3. Изучение материала в рамках локальной технологии критического мышления:

         Данное историческое событие уже изучалось вами в 9 классе. Предлагаю актуализировать свои знания ассоциации, которые вызывает у вас понятие – «холодная война»? Но прежде вспомним, какую войну называют «холодной»?

В современной исторической науке принято толковать термин «холодная война» как состояние экономической, идеологической и полувоенной конфронтации между двумя системами. При этом следует иметь ввиду наличие у противоборствующих сторон оружия массового поражения, применение которого могло бы уничтожить человеческую цивилизацию.

 А сейчас в течении 1,5-2 минут запишите в тетрадях слова, фразы, ассоциирующиеся с понятием - «холодная война».

Рассказ преподавателя:

В 2020 году, 9 мая, наша страна отметит 75-летие Победы СССР В Великой Отечественной Войне. Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года. Несмотря на то, что в ходе войны была сформировании антигитлеровская коалиция,  целью которой была совместная борьба с фашизмом. Решающая роль в этой победе принадлежит Советскому союзу, который вынес на своих плечах основную тяжесть войны. Война и временная оккупация части территории СССР нанесли колоссальный ущерб народному хозяйству страны. Было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень. Только на территории, подвергшейся оккупации, и в прифронтовой полосе остались без крова 25 млн. чел. Фашисты разрушили и сожгли 84 тыс. школ, техникумов, вузов и научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 32 тыс. промышленных предприятий; уничтожили и вывезли сотни тысяч станков и механизмов, взорвали 13 тыс. железнодорожных мостов, 400 станций, 65 тыс. км железнодорожных путей, 1135 шахт, 60 крупных электростанций; привели в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов, потопили более 8 тыс. речных и морских судов. Огромный урон понесло сельское хозяйство: было разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 49 тыс. комбайнов. Фашистские оккупанты зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 47 млн. коз, овец, свиней, 110 млн. голов домашней птицы; из-за войны были нарушены агротехника, семеноводство, племенное дело. Страна лишилась 1/3 своего национального богатства. Война отвлекла от мирного труда огромное количество самого здорового и работоспособного населения, лишила жизни около 27 млн. чел., оставила десятки миллионов сиротами, вдовами, инвалидами.

Советский союз освобождал Европу о немецкой оккупации, одновременно восстанавливал свое разрушенное хозяйство и оказывал безвозмездную материальную помощь европейским странам.  

Советский Союз стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением данного статуса стало участие СССР в создании ООН, 26 июня 1945 г., и его место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности. По этому поводу нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов в феврале 1946 г. заявил: « Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР».

Но уже к концу войны отношения между союзниками стали меняться. В годы войны значительно возросло могущество США, экономические и людские потери были минимальны. Более того, в годы войны США превратились в международного кредитора, от которого экономически зависели многие страны.  Но возросший авторитет СССР становился препятствием для внешнеполитических планов США. Президент Г.Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне «поставила американский народ перед необходимостью править миром».

США и Англию тревожило дальнейшее расширение сфер влияния СССР. Бывший премьер-министр Великобритании в своей речи 5 марта 1946 г. обвинил СССР в «безграничном распространении своей силы и своих доктрин» в мире.

Выделить основные тенденции мирового развития после войны:

а) Победа во II мировой войне «поставила американский народ перед необходимостью править миром».

б) Советский Союз сохранился как единое мощное государство, не считаться с которым было не возможно.

Вывод:

Эти 2 тенденции столкнулись и дали толчок к началу «холодной войны».

4. Составить синквейн «война»

1 строка – название темы

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

война

холодная идеологическая

противостоит влияет догоняет

конфронтация между СССР и США

противостояние

По окончании урока учитель подводит итоги:

«Холодная война» - страшный период в мировой истории с 1945 по 1991 г. - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств в дипломатических переговорах, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.

 

 

5. Домашнее задание:

Начать составление обобщающей таблицы «Конфликты «Холодной войны» по схеме: дата, конфликт, суть конфликта, итог.

Творческий уровень - подготовить тезисы доклада «Главные уроки послевоенных отношений Восток- Запад в 1945- 1953 г.» к конференции посвященной 75-летию Победы. Срок

 

Литература для студентов:

 

Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

 

 

 


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)