Российская Федерация
Иркутская область
ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН
АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
III районный заочный конкурс методических разработок уроков
«Реализация ФГОС НОО:
формирование универсальных учебных действий»
Методическая разработка урока
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
«КОРЗИНА С ЕЛОВЫМИ ШИШКАМИ»
4 класс, УМК «Школа России»
СТРЕБКОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА,
учитель начальных классов
МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №10»
I квалификационная категория
2020 г.
Содержание
1. Аннотация…………………………………………………………….3
2. Введение ………………………………………………………….…..3
3. Технологическая карта урока № 1…………………………………..4
4. Технологическая карта урока № 2…………………………………..7
5. Заключение………………………………………………………….17
6. Список использованной литературы………………………………18
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России». Конспект урока составлен с учетом требований ФГОС НОО и раскрывает возможность использования различных дидактических приемов обучения с вовлечением детей в активную деятельность на уроках литературного чтения.
Введение
Одной из самых острых и трудно разрешенных проблем является потеря детьми интереса к чтению.
Предлагаемый урок – это яркий пример того, как можно обсуждение одного из наиболее актуальных вопросов по данной теме. Считаю, что главным признаком информационного - ценностного подхода в обучении чтению, является ситуация успеха у каждого ученика, полное отрицание принуждения, упор на формирование личности. Никогда, ни при какой работе не принуждать, не допускать, не заставлять ученика, а создавать такую атмосферу на уроке, чтобы ученику самому хотелось включиться в деятельность. А самое главное, получить от работы удовольствие, радость от познания, от труда.
Урок литературного чтения в 4- м классе на тему К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» разработан в соответствии с возрастом и возможностями детей, четко определена структура урока, подобраны интересные и доступные упражнения, строго дозирована нагрузка, продуманы методы и приемы обучения, подобрано оборудование.
Тема урока |
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
|||||||
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
|||||||
Цель урока |
Проанализировать произведение, раскрыть его идею, смысл. |
|||||||
Задачи урока |
1) Учить выразительности чтения; продемонстрировать свои творческие способности и художественные способности; умение правильно говорить, умение слушать и понимать классическую музыку; 2)Развивать умения извлекать информацию из текста, работать в группе, развивать творческое воображение через слово и музыку; 3) Воспитывать эмоционально-чувственное отношение к природе. |
|||||||
Вид деятельности |
Продуктивный, проблемный, творческая работа. |
|||||||
Методы работы |
Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. |
|||||||
Планируемый результат |
Предметные |
Универсальные учебные действия |
||||||
Умение работать с учебником; умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями целепологание (формировать и удерживать учебную задачу); формирование смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов; умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения |
Регулятивные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; |
Познавательные Использование различных способов поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
|
Коммуникативные Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; |
Личностные Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат; Активное освоение различных способов познания окружающего.
|
||||
Функции учителя |
Организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой. |
|||||||
Педагогические технологии |
- личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия). |
|||||||
Межпредметные связи |
Методы, используемые на уроке |
Основные понятия |
Материалы и оборудование |
|||||
Музыка, изобразительное искусство, окружающий мир, история. |
Объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические. |
Произведения великих музыкантов, мастерские писателей, биографии К.Г. Паустовского, образы природы Норвегии. |
- ТСО: мультимедийный проектор, презентация. - Индивидуальное: учебник 4 класса "Литературное чтение", авторы Л.В. Климанова, В. Г Горецкий. Корзина с шишками, запись музыки Э Грика, Портреты К. Г. Паустовского и Э. Грига. |
|||||
Основная часть
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационный этап. |
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок! У нас будет сегодня интересная и плодотворная работа, но я прошу вас не волноваться и настроиться на то, что у нас всё обязательно получится! Я вам постараюсь в этом помочь! - Займите свои рабочие места и примите удобное положение. |
Приветствует учащихся, настраивает их на работу. 1 слайд |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
|
2.Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. |
(Звучит музыка Э.Грига) Приложение1 - Закройте пожалуйста глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам хорошо. - Откройте свои глазки. - Ребята, кто написал эту красивую музыку? - Что вы чувствуете, какое настроение у вас сейчас? - Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и вселила в вас уверенность, пробудила ваши способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке. - Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной. - А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту. -Ребята, скажите: люди каких профессий нам дарят радость и красоту. - На прошлом уроке мы пробовали себя в роли художников. Сегодня перед нами открываются мастерские писателей, а творить поможет произведение К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». (на доске появляется портрет К.Г Паустовского) Приложение 2. - Как вы думаете, какую роль вы будете исполнять на данном уроке? |
Организует фронтальную работу по систематизации знаний детей. 2 слайд
Опора на имеющиеся знания у детей.
|
Ответы детей. Демонстрация рисунков.
Выражают свои мысли, строят догадки, делают вывод, о своей роли на уроке. Называют тему урока и цель. |
3. Актуализация знаний.
|
-Но прежде чем вы приступите к выполнению основных заданий в группах, скажите: - Почему на уроке чтения мы встретились с композитором? (на доске появляется портрет Э.Грига) Приложение 3.
|
Выдвигает проблему.
3слайд
Уточняет понимание учащимися поставленных учебных задач урока. |
Дети дают свои ответы: Паустовский любил писать о великих людях, так и появился рассказ «Корзина с еловыми шишками»
|
4. Обобщение и систематизация знаний: 1) Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
2)Воспроизведение на новом уровне.
|
- А что вы знаете об этом великом человеке? - А сейчас послушайте, пожалуйста, сообщение, которое для вас приготовил Каликов С. о великом пианисте и о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения. Приложение 4. - Ребята, на самом ли деле Э. Григ ушел от нас? - Благодаря таким писателям, как К.Г Паустовский мы знаем много великих людей. - Давайте дадим им характеристику, первая группа описывает в виде синквейна Э.Грига, вторая группа К.Г Паустовского, а третья из предложенных синквейнов выберет наиболее подходящий для описания главной героини рассказа – Дагни Приложение 5. - А теперь давайте подведем итог, что общего в этих людях? -Константин Паустовский и Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства. - Я прошу вас оценить себя на оценочных листах. Приложение 6.
- А сейчас обратимся к содержанию рассказа. - Где проводил осень Э.Григ? - Кем была Дагни Педерсон? - Почему Григ не смог подарить то, что он задумал сразу? (он задумал духовный подарок – музыку, а маленькие дети не всегда понимают «серьезную музыку») - О чем говорит описание дома композитора? С чем сравнивает автор это жилище? Что было украшением дома Грига? - Найдите это и зачитайте. - Какую музыку слушала Дагни в первые в жизни? - Какие слова услышала девушка со сцены? Найдите этот отрывок в тексте и зачитайте. - Какую истину для себя открыла Дагни? - Прежде чем мы перейдем к следующему этапу работы, я прошу вас оценить себя. |
Учитель организует фронтальную работу.
Предлагает выслушать сообщение ученика Каликова С.
Слайд 4
Учитель делит учащихся на группы и предлагает составить синквейн для первой группы – дать характеристику Э.Грига, а для второй – дать характеристику К.Г. Паустовского, выбрав подходящие определения.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Фронтальная работа по содержанию произведения
Слайд 8
|
Слушают сообщение учащегося и дополняют своими ответами
Ученики составляют синквейн.
- Композитор живет в своих произведениях которые слушают люди.
- Два великих человека, которые творили и отдавали часть своей души людям.
Отвечают на вопросы, обосновывая свой ответ.
Внимательно слушают и отвечают на вопросы, обосновывая свой ответ.
Высказывают свои версии. |
5. Физкультминутка
|
- А кто знает, зачем девочка собирала шишки? - Дагни собирала шишки с семенами для отца, а он выращивал деревья - У вас на столах лежат еловые шишки, возьмите их. - Подержав еловую шишку между ладонями буквально несколько минут, можно быстро избавиться от отрицательной энергии, накопившейся в организме. Я хочу, чтобы вы сейчас избавились от отрицательной энергии и хорошо справились с практической работой.
|
Учитель просит детей взять в руки еловые шишки.
Слайд 9
|
Дети встают, берут в руки еловые шишки и катают их между ладонями. |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации. Практическая работа
|
- Как вы думаете, счастливый или грустный конец у рассказа? - Скажите, а хотели бы вы, чтобы рассказ заканчивался иначе? - А сейчас я попрошу объединиться тех, кто попробует придумать свою версию заключения этого рассказа. А остальных собраться в другую группу. Вам предстоит найти и выписать из текста описание зимы и нарисовать иллюстрацию. Каждая группа получила бланк для распределения обязанностей во время практической работы, заполните его и приступайте к работе. Приложение 7
(звучит музыка Э.Григ) Приложение 1 |
Постановка проблемной ситуации и способ решения творческого характера. Работа в группах.
|
Дети под музыку сочиняют концовку рассказа, после представитель каждой группы читает свою версию |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
- Ребята, вы сейчас прослушали несколько версий заключительной части рассказа: свою и К.Г. Паустовского. - Какой вариант вам понравился больше? - Почему? Объясните свой ответ. -
|
Учитель выдвигает проблему. Побуждает к высказыванию своего мнения.
Слайд 10 |
Формулируют свои выводы.
|
8. Итог урока. Рефлексия. |
- Ребята, сложно было исполнять роль писателя? - Оцените свою работу в оценочных листах. – А также поделитесь своими впечатлениями об уроке в целом. Приложение 8 –больше всего понравилось… –понял, что… –мне захотелось… - А теперь я попрошу вас всех встать. Давайте стоя похлопаем в ладоши, тем самым поблагодарим великого писателя за прекрасный рассказ и Эдварда Грига за чудесную музыку! - Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! |
Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Слайд 10 |
Проводят анализ и содержание итогов работы (что получилось, что не получилось и почему). Формулируют выводы. |
Заключение
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность.
Во время урока были использованы следующие приёмы:
· просмотр презентации;
· выступления у доски;
· беседа об авторах музыки и рассказа;
· самостоятельная работа;
· слушание музыки.
Эти приёмы помогали учащимся слушать, выражать эмоции, вступать в диалог. Здесь имело место применение коммуникативных УУД.
У детей появляются новые виды деятельности, которые включают в себя чтение, рисование, слушание и музыкальные минутки.
На уроке используются такие задания, которые способствуют увеличению объема общения каждого ученика – это работа в группе, совместное творческое задание. Тактика показывает, что вместе учиться не только легче, но и значительно эффективнее. Смена деятельности на уроке позволила поддерживать достаточный для быстрого усвоения материала темп урока. Обучающимся приходилось много анализировать, обобщать, делать умозаключения.
Все этапы урока связаны между собой. Уделяется внимание здоровьесберегающей технологии через проведение физкультминутки. В конце урока совместно с детьми был подведён итог работы, получено и объяснено домашнее задание, оценена деятельность обучающихся.
Список литературы для учителя
1) ) С.В Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» 4 класс
2) М. И. Байкова, Е. С. Гостимская Поурочные разработки по чтению, М:2004, Вако
3) Даль В.И. « Толковый словарь живого русского языка».
4) 5)Презентация с музыкальным сопровождением ( музыка Э. Грига, портреты писателя и композитора.)
5) Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования октябрь 2009 г.
Список литературы для учащихся
.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова «Литературное чтение» 4класс
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.