Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: «Понятие обыкновенной дроби»
Оценка 5

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: «Понятие обыкновенной дроби»

Оценка 5
doc
24.06.2024
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: «Понятие обыкновенной дроби»
konspekt_uroka_po_teme_obyknovennye_drobi_5_klass.doc

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: «Понятие обыкновенной дроби»

Дата проведения. 25 ноября 2022 г.

Тип урока. Урок изучения нового материала

Цель урока. Познакомить обучающихся с обыкновенными дробями.

Задачи. 1. Сформировать интерес к изучению темы и желание применять полученные знания. 2. Сформировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации.

Планируемые образовательные  результаты. Обучающиеся познакомятся с понятием обыкновенной дроби, научатся правильно читать, запись обыкновенной дроби, указывать числитель и знаменатель, записывать обыкновенную дробь.

Основные термины, понятия. Обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, дробная черта.

Оборудование Учебник, наглядный материал, презентация.

План урока

1.      Организационный этап

2.      Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3.      Актуализация знаний

4.      Изучение нового материала

5.      Физминутка

6.      Первичное закрепление нового материала

7.      Итоги урока

8.      Домашнее задание

 

Ход урока:

1 этап: Организационный –2мин.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Проверьте, у всех ли лежат на столе учебники, тетради, письменные принадлежности. Кто готов к уроку, можете присаживаться.

- В течение урока мы будем выполнять задания. За верное выполнение задач, вы будете получать жетоны. У кого окажется наибольшее количество – получит оценку «5»

-  Прежде, чем приступить к новой теме, повторим уже изученный ранее материал.

Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности;

Личностные: мотивация учения

II этап: Актуализация знаний - 4 мин.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Итак, открываем учебники на странице 172, сделаем устно № 4 и 5.

№4. Ширина прямоугольника равна 8см, что составляет половину его длины. Вычислите периметр прямоугольника.

№5. Какой знак нужно поставить вместо звездочки?

1)   83*1=83 (*)  2)2*2=4 (* или +)

2)   58*0=58 (+ или-) 3)34*0=0 (*)

Отвечают на вопросы по изученному материалу учебника.

 

 

 

Регулятивные: умение работать с учебной информацией; контроль; коррекция

Коммуникативные: умение четко  формулировать свой ответ

Личностные: умение представить информацию; умение слушать; умение творчески мыслить.

III этап: Постановка цели урока – 5 мин.

Обеспечение мотивации учения, принятие обучающимися темы и целей урока.

 

 

- У нас есть торт и к нам пришли в гости 8 человек, которых мы хотим угостить тортом, что нужно сделать с тортом?

- Мы разрезали торт на 8 частей. А теперь представим, что торт съели только 2 гостя по одному куску. Сколько кусков торта съели?

- Как записать наши действия на математическом языке? (в виде выражения)

Возникает проблема в записи.

1: 8 = ??? (торта получит каждый) – восьмая доля

- Как записать и прочитать частное?

- Что обозначает частное? (доля от целого на каждого)

- С помощью, каких математических символов можно записать долю целого?

- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

- Встречалось ли вам в повседневной жизни слово «дробь»?  А что такое дробь?

- Что вы о них знаете?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока (Что такое дробь?)

- Открываем тетради и запишем число, классная работа, тема урока «Обыкновенные дроби»

- Какие цели мы для себя поставим?

1.Познакомиться с понятием: обыкновенная дробь;

2.Научиться читать и записывать обыкновенную дробь;

3.Научиться решать задачи с обыкновенными дробями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают варианты выхода из ситуации (путем деления на доли).

 

 

Один обучающийся сталкивается с проблемой записи ответа.

 

 

Обучающиеся предлагают варианты записи.

 

 

 

 

Формулируют тему и записывают ее в тетрадь.

Формулируют цели урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; работа в паре; взаимопроверка.

Предметные: умения делить целое на доли, читать доли.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

IV этап: Первичное усвоение новых знаний - 12 мин.

Получение нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Итак, как же нам записать, сколько торта съели наши гости? В таких случаях, для записи используют дроби. В нашем случае – 2/8 так как съели 2 куска из 8. В нашем случае 2- числитель, а 8- знаменатель. Разделяет их дробная черта

Чтобы не забыть, где писать числитель, а где знаменатель, достаточно вспомнить человека и землю. Как человек стоит на земле, так и числитель стоит на знаменателе.

- Назовите числитель и знаменатель данной дроби? (2 – ч; 8 – з)

- Что обозначает числитель и знаменатель?

Чтение и запись дробей. Работа над схемой-опорой.

- Как же правильно записывать и читать дроби?

- Попробуйте самостоятельно составить схему-опору.

- Приведите примеры профессий, где нужно знание дробей.

(повар – деление пирога на части, при приготовлении блюда по рецепту; бухгалтер - расчеты; продавец – правильно взвесить товар).

- Приведите примеры школьных предметов, где могут встречаться дроби (биология)

 

Выделяют новые понятия.

 

Делают предположения,выводы на математическом языке в устной и письменной форме.Находят числитель, знаменатель дроби; высказывают предположения о значении числителя и знаменателя.

 

 

 

 

Высказывают предположения о значимости числителя и знаменателя.

Составляют алгоритм чтения дробей.

Составляют опорную схему.

Предметные результаты:

записывать и читать обыкновенные дроби;

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении, , высказывать собственную точку зрения; принимать точку зрения других; владение умениями работать с различного рода информацией.

Познавательные:

развитие умения анализировать, моделировать, сопоставлять и оценивать информацию, составлять схему.

 

 

V этап: Физминутка- 1 мин.

 

Обучающимся демонстрируется запись дроби, а затем учитель ее читает. Если дробь прочитана верно, обучающиеся поднимают руки, если прочитана неверно – топают.

Выполняют физминутку стоя

 

VI этап: Первичное закрепление изученного материала –14 мин.

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Работа с набором «Дроби»

- Решим задачу: «В классе 7 учеников, из них 4/7 составляют девочки, а 3/7 – мальчики. Сколько в классе девочек, мальчиков?»

Работа с учебником.

- Открываем страницу 173, делаем устно №674 (Прочитайте дроби)

Работа с единицами измерения.

- Сейчас вам предстоит выполнить задания, записанные на доске. Откройте страницу 173, выполните задание

·         Запишите дробь:  № 675

·         Выразить (в виде дроби) № 678

- А теперь самостоятельно делаем в тетрадочках №680, затем меняетесь с соседом, верное решение вы видите на слайде.

- Можно ли сравнивать обыкновенные дроби, а выполнять арифметические действия над ними? Ответ на этот вопрос мы получим на следующих уроках.

 

 

Решают задачу устно.

 

Отвечают по цепочке.

 

Желающие по очереди выполняют задания на доске

 

Выполняют задания, затем проверяют работу соседа по парте.

Познавательные: самостоятельно высказывать собственную точку зрения, логически рассуждать, делать выводы.

Предметные: читать и записывать обыкновенные дроби; различать числитель и знаменатель; переводить одни единицы измерения в другие.

Коммуникативные: логически стройная речь, доказательность своей точки зрения, владение умениями работать с различного рода информацией.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; прогнозирование.

VII этап: Подведение итога урока – 2 мин

Подвести итог урока. Обобщить полученные знания.

- В начале урока перед нами возникли вопросы, на которые мы не смогли дать ответ. Ответим?

·         - С помощью, каких математических символов можно записать долю целого? 1 : 8 = 1/8 (дробная черта )

·         - Что обозначает числитель и знаменатель?

- Посчитайте жетоны и оцените себя. Какие получились оценки?

- Понравился ли вам сегодня урок?

 

 

 

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

 

VIII этап: Домашнее задание- 1 мин.

Краткая инструкция по выполнению домашнего задания

Домашнее задание базовое.

Обязательно для всех:

№ 677, 679

Записывают домашнее задание

 

 


Самоанализ урока

Цели:

Образовательные:

·         познакомить с понятием дроби и его содержательным смыслом;

·         сформировать умения читать и записывать дробь.

Развивающие:

·         развитие речи;

·         формирование умений сравнивать, обобщать факты и

·         понятия;

·         развитие у обучающихся самостоятельности;

·         развитие внимательности при поиске ошибок.

Воспитательные:

·         воспитание чувства само- и взаимоуважения;

·         развитие сотрудничества при работе в парах;

·         воспитание интереса к истории математики как науки.

1.      Тип урока: урок изучения нового материала.



Структура урока:

I. Проверка домашнего задания.

II. Организационный момент. Сообщение учителем целей урока.

III. Устные упражнения.

IV. Изучение нового материала.

V. Первичная проверка понимания, закрепление знаний.

1. Фронтальная работа.

2. Работа с учебником.

3. Самостоятельное выполнение.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Построение урока соответствовало содержанию материала и поставленным целям.

Класс сразу включился в работу и был подготовлен к уроку. Учащиеся отвечали активно и грамотно.

Виды деятельности учащихся менялись в течение урока. Это способствовало их активной работе на протяжении всего урока. Я использовала фронтальную форму работы, работу с учебником и другие. Самостоятельная работа, дети с энтузиазмом трудились над выполнением заданий. После окончания работы проводилось обсуждение возникших у учащихся вопросов.

Время урока я старалась использовать рационально: каждый отдельный этап урока был оптимизирован по времени.

Содержание урока

Теоретический материал, представленный на уроке, полностью соответствует критериям научности.

На мой взгляд, я смогла верно подобрала виды деятельности учащихся для различных этапов урока.

Содержание урока соответствовало стандартизированной программе обучения для 5 класса.

Связи теоретического материала с практикой я показала на этапе ввода понятия дроби, где объяснялся содержательный смысл понятия дроби.

При проговаривании буквенного варианта написания дроби, учащиеся получают опыт грамотного построения математической речи.

Моя речь не всегда была четкой и громкой, но достаточно грамотной, дети внимательно слушали и реагировали на эмоциональность речи.

Обучающиеся показали достаточно качественные знания умения и навыки в процессе изучения нового материала. Было видно, что дети заинтересованы в изучении данной темы. Все хотели выступить и попробовать свои силы у доски.

Методика проведения урока

Раздаточный материал, рисунки на доске и в учебнике, компьютерные технологии – все эти средства обучения использовались на уроке.

Используемые методы обучения соответствовали специфике темы урока и возрасту учащихся.

Новые знания, полученные на уроке, были усвоены всеми учащимися, поскольку класс на протяжении всего урока проявлял активность в обучении. Применение на уроке проблемных ситуаций наиболее результативно в данном классе. Ребята обладают высоким интеллектом и познавательной активностью, эти качества нужно поддерживать, привлекая их к самостоятельному поиску нового знания.

На уроке использовалась стандартная пятибалльная система оценивания. Мой тон общения был доброжелательным, мягким, стиль отношений – демократический, манера общения – соответствовала привычной для них со стороны своего учителя.

Работа и поведение учащихся на уроке

Класс был активен на протяжении всего урока. Активность некоторых учащихся возрастала после того, как они выходили к доске.

Мои отношения с ребятами довольно не плохие, очень часто бывало, когда некоторые ученики просили остаться после урока и помочь им, я с радостью соглашалась

Дисциплинированность учащихся можно легко поддерживать, но все - же в присутствии своего учителя они ведут себя гораздо лучше.

Речь учащихся была не всегда чёткой и внятной, особенно это проявлялось во время работы у доски.

Общие выводы по уроку

По моему мнению, урок прошел успешно. Были реализованы поставленные цели и задачи. Но существует множество недоработок, я большинство из них объясняю отсутствием большого опыта работы в школе.

Опыт, который я получила при подготовке и проведении урока поможет мне при подготовке к последующим урокам и пригодится мне в будущей профессиональной деятельности.


Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: «Понятие обыкновенной дроби»

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме: «Понятие обыкновенной дроби»

За верное выполнение задач, вы будете получать жетоны

За верное выполнение задач, вы будете получать жетоны

Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке

Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке

Итак, как же нам записать, сколько торта съели наши гости?

Итак, как же нам записать, сколько торта съели наши гости?

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов

Самоанализ урока Цели: Образовательные: · познакомить с понятием дроби и его содержательным смыслом; · сформировать умения читать и записывать дробь

Самоанализ урока Цели: Образовательные: · познакомить с понятием дроби и его содержательным смыслом; · сформировать умения читать и записывать дробь

Время урока я старалась использовать рационально: каждый отдельный этап урока был оптимизирован по времени

Время урока я старалась использовать рационально: каждый отдельный этап урока был оптимизирован по времени

По моему мнению, урок прошел успешно

По моему мнению, урок прошел успешно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024