Методическая разработка урока математики в 7 классе на тему: «Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений»
Цель урока: сформулировать тему урока «Формулы квадрата суммы и разности двух выражений», закрепить введенный материал.
Задачи урока:
Познавательная: формирование умения использовать эти формулы.
Развивающая: развитие математического мышления, творческо-поисковой деятельности учащихся, математической речи, памяти, интереса к математике, умения рассуждать.
Воспитательная: воспитание познавательной деятельности учащихся, активности, внимательности, самостоятельности, умение работать в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование в ходе эвристической беседы.
Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Оборудование: 1. Мультимедийная установка.
2. Компьютер
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов.
Ход урока:
I Орг. Момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты поглядите,
Все в порядок приведите.
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели.
Что вы видите на ней? Что такое эпиграф? (эпиграф – это краткое изречение, которое помогает понять главную мысль). Эпиграфом урока я взяла слова русского математика Софьи Васильевны Ковалевской. Прочитайте его. Как вы думаете, почему именно этот эпиграф я взяла для нашего урока? Какова главная мысль этого высказывания?
Что необычного вы видите в оформлении доски? (необычная тема урока).
Тему сегодняшнего урока вам нужно сформулировать самим, а я вам помогу в этом.
Эпиграф
У математиков существует
свой язык – это формулы.
С.В. Ковалевская
II Актуализация знаний (устная работа)
1.
Выполните
возведение в степень.
Как возвести в квадрат?
(5х)2= (- 3а3)2=
2. По какой формуле можно найти площадь квадрата? (S=a2, площадь квадрата равна квадрату его стороны).
Найдите площадь квадрата со стороной 0,6м. (0,36 м2)
Найдите сторону квадрата, если его площадь равна 64см2 (8 см).
3. Прочитайте
выражения:
а
+ b; c
– у; aх; (а
+b)2 ; (а - b)2
.
Посмотрите на доску. Сможете ли вы сформулировать тему урока, не забывая о том, что мы говорим о формулах?
Подсказка: Как прочитать выражение
Выражение, чтоб прочитать,
Надо действия в нём сосчитать.
Ты последнее нам называй,
А потом выраженье читай!
IV Новый материал
Открыть
тетради, записать число и тему урока.
Тема урока: Формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений.
Чему вы должны научиться на уроке? Цель нашего урока….
Цели: вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности двух выражений; формировать умение использовать эти формулы.
Чтобы достичь цели урока нужно вывести формулы квадрата суммы и квадрата разности.
Давайте почувствуем себя первооткрывателями и выполним исследовательскую работу: попытаемся вывести данные формулы. (работа в группах, заполнить исследовательскую карту):
№п/п |
Выполните задания |
1. |
Продолжите выполнение действия: (а + b)2=(а + b)∙ (а + b)=__________________________________________ Таким образом получится, что (а + b)2=____________________ |
2. |
Прочитайте определение: Соответствует ли определение формуле, которую вы получили в 1 пункте? (да, нет)___________ |
3. |
Изменится ли
результат, если формулу (а + b)2, поменять на (а – b)2?
(да, нет) |
4. |
Проверьте ваше предположение? (а – b)2=(а – b)∙ (а – b)=_________________________=_________________ |
5. |
Заполните пропуски: |
6. |
Как вы думаете, почему эти формулы называются формулами
сокращённого умножения? _______________________________________________________________ |
Обсуждение полученных результатов (желающие).
Запишем в тетрадь
формулы: (на доску тоже записать)
(а + b)2 = а 2 + 2аb + b2 - квадрат суммы
(а – b)2 = а 2 – 2аb + b2 – квадрат разности
V Физкультминутка
Коль писать мешает нос,
Значит это сколиоз
Вас сгибает над тетрадкой
(Позвоночник не в порядке).
Мы ему сейчас поможем:
Руки за голову сложим,
Повороты влево – вправо,
И наклоны влево – вправо,
Ручки к солнцу потянулись,
Мы назад еще прогнулись,
Повращаем мы плечами,
Чтоб они не подкачали.
Улыбнулись всем, кто рядом.
Вот! Уже другой порядок!
А теперь повыше нос:
Нам не страшен сколиоз.
Сядем ровно, ручки - в руки,
Продолжаем путь в науке.
VI. Закрепление.
1. Решите из учебника с. №799, №803 (Работа в тетрадях и у доски).
2.
Самостоятельная
работа. 2 человека на компьютерах выполняют тесты (задание: выбрать
правильный ответ, так, чтобы равенство было верным).
Остальные ребята работают по слайду: Замените пропуски на соответствующие
выражения, так, чтобы получилась формула.
а) (а+b)2= * 2+2 * b + b2
б) (m-* )2=m2 - 20m + *
в) ( *+3)2=х²+* х+ *.
3. Задача.
Задача: Сторону квадрата увеличили на 3 дм, при этом его площадь увеличилась на 39 дм2. Найдите первоначальную сторону квадрата. Сколько краски понадобится для покраски нового квадрата, если расход краски составляет 5 г на 1дм2?
Что нужно вспомнить, чтобы решить эту задачу?
Площадь квадрата:
S=a²
После увеличения стороны:
1) (a+3)²=S+39
(a+3)²=a²+39
a²+6a+9=a²+39
6a=30
a=5 (дм) –
сторона квадрата.
2) S=52=25 (дм2)- площадь исходного квадрата.
3) 25+39=64 (дм2) – площадь нового квадрата.
4) 64*5=320 (г)- краски потребуется для
покраски нового квадрата.
Ответ:
5 см сторона квадрата, 320 г краски.
VII Рефлексия
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. интересно |
1. работал |
1. понял материал |
2. скучно |
2. отдыхал |
2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично |
3.помогал другим |
3.не понял |
VIII Итог урока
Д/з п. 32, № 800(1 ст.), 803(ж, з).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.