Открытый урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Тема: «Культурное наследие христианской Руси».
Время проведения: 40 минут
Тип урока: изучение нового материала
Методы – словесный, наглядный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, работа в парах.
Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
2. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную
информацию из текстов разных видов.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Планировать свои действия.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Строить монологическое высказывание по плану
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
1. Мультимедийная презентация к уроку:
2. Раздаточный материал: тексты, иллюстрации .
3. Н. Ф.Виноградова,В.И.Власенкова, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений.
Ход урока.
1.Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок. Приветствие класса. Приветствие гостей. Проверка готовности рабочих мест, письменных принадлежностей, учебника, раздаточного материала.
2.Актуализация знаний.
- Я бы хотела начать наш урок с прослушивания фрагмента одной песни. Слушайте внимательно и приготовьтесь отвечать на вопросы. https://www.youtube.com/watch?v=E8yGM6WYj3k
Слушание песни «Русь православная»
Фронтальный опрос:
-О чем поется в песне?
-Как автор называет Русь?
- Всегда ли Русь была православной? ( нет. До 10 века Русь была языческой, многобожие.
-Что вы знаете о христианской вере? (Христианство пришло из Византии, один Бог, смягчение нравов)
-Когда Древняя Русь приняла христианство? (988 год)
-Кто крестил Русь? (Князь Владимир, изменился сам, терпим к людям, щедрый, милостивый. Красно Солнышко).
3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Мотивация учебной деятельности учащихся
-Как вы думаете, Христианство повлияло на жизнь людей в Древней Руси? -А каким образом? Ваши предположения.
Принятие христианства способствовало духовным изменениям славян, смягчению нравов
и обычаев, способствовало сплочению народов.
Самое серьезное влияние оказало христианство на культуру Древней Руси. Это и будет темой нашего урока. Запишем на раздаточном листе тему урока «Культурное наследие христианской Руси». Работа учащихся с раздаточным материалом.( записать тему)
- А что такое культура и наследие?
( Слушание ответов детей)
КУЛЬТУРА - совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей. Все, что создал человек своим трудом.
НАСЛЕ́ДИЕ -какое-либо явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох, от
прежних деятелей. (Из словаря русского языка)
КУЛЬТУ́РНОЕ НАСЛЕ́ДИЕ - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.(Из энциклопедии)
Как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке?
Узнать: Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства
Понять: Как повлияло Христианство на жизнь людей.
III. Решение проблемы, открытие новых знаний.
1.Рассказ учителя о Древней Руси после принятия христианства ( с.86)
Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в
новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о
любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям. Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры.
- Давайте вернемся к определению культуры. (1 ученик зачитывает вслух).
- Что можно включить в это понятие? (образование, литература, живопись, архитектура,
музыка).
Какие изменения произошли в культурном развитии Руси, мы должны с вами сегодня выяснить. Во время урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на столах
( таблица на листе). Впишем сейчас туда понятие культуры.
- Посмотрите в таблице, какая первая область культуры, в которой произошли изменения? ( образование). Об этом мы сейчас и поговорим.
До крещения |
Культура - совокупность материальных, духовных и социальных ценностей |
После принятия христианства |
Не было |
Образование |
Появление письменности, книг на славянском языке, открытие школ, библиотек. |
Устное творчество: предания, сказки, былины, поговорки |
Литература |
Летописи, Библия и Евангелие, Жития святых, проповеди и поучения |
Деревянное зодчество |
Архитектура |
Каменные храмы: Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор, Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли |
Не известно |
Живопись |
Мозаика_______________________________________________________________________________________ Фреска _________________________________________ _______________________________________________ Икона_______________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Народное творчество, песни |
Музыка |
|
Выделим наиболее важные исторические свидетельства о развитии образования в Древней Руси.
( Работа в парах )
Влияние христианства на распространение образования.
Работа с учебником (с.87 – 88). Чтение и обсуждение свидетельств.
1) 1 пара -1 свидетельство (с.87)
Появились книги на славянском языке.
Вместе с образованием на Русь пришла письменность.
- Как вы думаете, почему так важна письменность в христианстве? ( передать знания)
-Язычники как передавали свои знания? ( через предания, сказания. Устно)
Язычники умели обходиться без письменности, их религия – устная, свои знания они передавали через предания, сказания.
Христианство – религия письменная. После Крещения Руси потребовались богослужебные книги, которые рассказывали историю христианской веры, объясняли ее суть, содержали правила и описание порядка богослужений, а также содержали тексты для церковных служб.
-Какой способ самый надежный? Вы бы как стали передавать знания? И почему?
2) 2 пара – 2 свидетельство(с.87)
Открытие школ и книжных училищ.
3) 3 пара- 3 свидетельство (С.87-88)
Монастырь- центр образования на Руси
4) 4 пара – 4 свидетельство
Открытие школ для девочек.
5) 5 пара – 5 свидетельство
Открытие библиотек.
Вывод: Давайте подведем итог, какие изменения произошли в образовании? ( ответы учеников)
( Делаем выводы, записываем в тетрадь.).
(Появление письменности, книг на славянском языке, открытие школ, библиотек.)
Влияние христианства на литературу.
- В какой области еще произошли изменения? ( посмотрите в таблице)
- А что такое литература? ( это книги)
-Посмотрите, как выглядели первые книги.( слайды).
Обратимся к учебнику. С.89. Отрывок из летописи « Повесть временных лет». Прочитайте.
Проанализируйте текст. Выделите главную мысль. ( Ярослав любил книги. Мудрость в книге можно найти).
- А только ли книги использовали в Древней Руси для передачи знаний?
Кроме рукописных книг на Руси были распространены берестяные грамоты.
Березовая кора как письменный материал широкое распространение получила в начале XI века и использовалась вплоть до середины XV века.
Посмотрите как выглядели эти грамоты ( слайд )
В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала.
- О чем рассказывали берестяные грамоты? ( О Боге, о святых)
- Вывод: Что изменилось в литературе? Что было до Крещения, что стало после? ( запишем в таблицу).
Спросит 1 ученика, что записал в таблицу.
(Летописи, Библия и Евангелие, Жития святых, проповеди и поучения - « Остромирово евангелие», « Повесть временных лет», «Слово о законе и Благодати»).
Влияние христианства на архитектуру.
--После принятия христианства не только в образовании и литературе произошли большие
изменения. Повелел князь Владимир «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где
раньше стояли кумиры». Именно так говорится в летописи. (слайд )
Где возводились храмы? Из какого материала? Вам интересно узнать ? (найдем ответы на
эти вопросы в учебнике с. 92) . Ответы учеников.
Давайте посмотрим, как выглядели эти храмы
Десятинная церковь – первый каменный православный храм на Руси, построенный Владимиром. ( слайд ). Не сохранился до наших дней.
Софийский собор в Киеве, Успенский собор во Владимире ( слайды..) - храмы, которые действуют и по сей день.
Внимательно рассмотрите слайды презентации и иллюстрации в учебнике .
.Работа с иллюстрациями ( с.92)
-Чем храм отличается от всех остальных зданий?
- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?
Купол изображает собою небо. Купол – глава церкви, означает устремленность христианина ввысь, к Богу.
-Знает ли кто из вас, почему у каждого храма разное количество куполов?
- Как вы думаете, зачем нужны колокола?
Колокольный звон звучит в определенные моменты церковного богослужения для выражения радости, грусти и торжества православной веры. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм.
- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?( спокойствие, умиротворение)
Физкультминутка
Колокольня – это башня, где звонят колокола,
Нас зовя от дел домашних на духовные дела.
В небо стая голубей взметается стрелой,
Крыльями меня обнял Ангел-Хранитель мой.
Выполняют движения:
поднимают руки вверх, покачивают синхронно обеими руками вправо-влево;
выполняют маховые движения руками/, обеими руками обхватывают себя.
Храм – это не только дом Бога на земле. Это еще и исторические памятники.
-Как можно назвать одним словом все, о чем мы сейчас говорили? Как называется эта область культуры? ( Можно посмотреть ответ в таблице) – Архитектура.
Давайте заполним нашу таблицу. Спросить , что записали в таблице.
(Каменные храмы: Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор, Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли).
Живопись
Снаружи храмы украшают резьбой, внутри – храм тоже очень красив.
- Как украшен православный храм внутри? ( смотрим учебник - с. 93)
Стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты, в храме висят иконы с ликами святых.
- Иконы , фрески и мозаика – это какая область культуры? (Живопись)
-А раньше как было? Что написано в таблице? Давайте запишем в таблицу, какие виды живописи появились на Руси после крещения ?
IV.Первичная закрепление учебного материала
- Посмотрите, как много изменений произошло в жизни наших предков славян после принятия христианства. Давайте проверим, все ли правильно внесли сведения об изменениях в культуре в таблицу.
Работа с таблицей
(Спросить 2-3 учеников, что они записали в таблице)
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какие новшевства появились в культуре? Вывод:
-Закончите предложения:
1) Центрами образования на Руси были
2) Берестяные грамоты – это
3) Они были впервые обнаружены в
4) Как украшены православные храмы
- Что нового мы узнали?
- Что было самым интересным на уроке?
- Что было трудным, непонятным?
- Все ли мы узнали, совсем ли справились? ( а посмотрите на таблицу. Не узнали про музыку)
- С эти вопросом мы будем разбираться на следующем уроке.
VI. Информация о домашнем задании.
Прочитать учебник - С. 95-98, заполнить таблицу в разделе Музыка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.