Конспект урока
по обществознанию в 9 классе
«Основы конституционного строя России»
Подготовила
учитель обществознания
Болотчева Е.В.
Тема: Основы конституционного строя России.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: Практическая работа с документом.
Методы: Работа с документом, проблемный, поисковый, словесный, наглядный.
Оборудование: учебники, тексты Конституции РФ, ватман, маркеры.
Цель: - создать условия для осознания учащимися значения Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, для формирования знаний текста основного закона страны;
- способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий, умение работать с законодательными актами;
- содействовать воспитанию осознанного уважения к основному закону государства, к правам и обязанностям друг друга.
Ход урока
I. Организационный момент.
«Я требую, чтобы государство защитило
не только меня, но и других.
Я требую, чтобы оно защитило
свободу – и мою собственную,
и всех окружающих людей».
Карл Поппер
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы с вами будем говорить об основном законе нашей страны – Конституции. Познакомимся со структурой документа, содержанием некоторых глав и статей. Нам предстоит работать непосредственно с документом.
II. Изучение нового материала.
План.
1. Понятие «Конституция». Основные признаки Конституции.
2. История становления Конституции в России (выступление учащихся).
3. Сущность и задачи Конституции.
4. Работа в группах с материалом (изучение текста Конституции).
Начнём с понятия «Конституция». Конституция – (от лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Так как Конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие Конституции.
(на доске вывешивается схема основных признаков Конституции)
Отличие Конституции от других законодательных актов. В отличие от остальных законов Конституция:
· Закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
· Является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;
· Обладает высшей юридической силой;
· Отличается стабильностью;
· Характеризуется особым порядком принятия и изменения.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Но здесь так и не сложилось единого законодательного акта. В современной Великобритании есть Конституция, которую составляют акты с XIII в. До сегодняшних дней.
Конституция, как единый закон с определённой внутренней структурой, появилась впервые в США в 1787 году, с некоторыми изменениями она действует и поныне. В Европе первыми конституциями были конституции Польши и Франции 1791 г. Некоторые юристы считают, что юридическим актом, имевшим значение Конституции, были Основные законы Российского государства 1906 года. Каким же был путь становления Конституции в нашей стране?
Сообщение ученика.
История становления Конституции в России.
3. Учитель.
Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.
Ограниченность государственной власти:
1. В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
2. За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.
3. Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.
Современная Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Структура Конституции РФ.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
4. Работа в группах по изучению текста Конституции.
- первая группа работает с главой 2 «Права и свободы человека и гражданина».
Задание: Составить схему «Классификация основных прав и свобод».
|
Права и свободы |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Личные |
|
|
Социальные |
|
|
Культурные |
|||||||
|
|
|
|
||||||||||
|
Экономические |
|
Политические |
|
|
||||||||
- вторая группа работает с главой 3 «Федеративное устройство».
Здание: Составить схему «Типы субъектов РФ».
- третья группа работает с главой 4 «Президент РФ».
Задание: Составить схему «Полномочия Президента».
- четвёртая группа работает с главой 5 «Федеральное собрание».
Задание: Заполнить схему «Структура и полномочия Федерального собрания».
- пятая группа работает с главой 6. «Правительство РФ»
Задание: заполнить схему «Полномочия правительства».
- шестая группа работает с главой 7 «Судебная власть».
Задание: Заполнить схему «Полномочия судов».
5. Выступление групп.
6. Работа в группах.
Задание: Выписать из Конституции права граждан
1 – личные;
2 – экономические;
3 – социальные;
4 – политические;
5 – культурные.
7. Выступления групп.
III. Закрепление изученного материала.
Работа с эпиграфом.
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Какими правами и свободами вы наделены по Конституции?
- Почему в обществе не может быть прав без обязанностей?
V. Подведение итогов урока.
VI. Информация о домашнем задании.
Параграфы 33 – 34. Написать мини-сочинение на тему: «Право существует для пользы человечества».
VII. Рефлексия деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.