ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ»
Учитель: Медведева Елена Александрова
Предмет: ИЗО
Класс: 5
Тема: «Народный праздничный костюм»
Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.
Планируемые результаты:
В познавательной сфере:
- давать определение изученных понятий:
костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, штаны-порты;
- описывать элементы народного костюма;
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;
УУД :
Личностные:
- Знание народных традиций;
- Чувство гордости за русскую культуру;
- Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Регулятивные:
-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.
- Прогнозировать ситуацию будущих событий.
Познавательные:
- Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
- Устанавливать причинно следственные связи.
- Давать определения понятиям.
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Формы работы:
Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской)
Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты.
Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов
Технологическая карта изучения темы
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; |
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение |
Самоопределение |
2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия |
Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся. Выбор эффективных способов организации рабочего пространства. Ребята, я хотела вам прочитать стихотворение, но оно у меня совсем вылетело из головы,. да еще и я его все растеряла, готовы ли вы мне помочь собрать его? Посмотрите внимательно, может, где попались кусочки моих листов? Важною «павой», «душой голубицей» Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина... Но выходила на праздник она В дивном наряде крестьянской одежды, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха (Черное — скорбь, что на родине свято), По подолу, как на вспаханном поле, Ромбы узорной легли полосою; Символы солнца и знаки земли. Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы , янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой: Кика, сорока — убор молодицы, Косник , венец — украшенье девицы, Сборник, повойник — убор для старухи... Самый красивый — убор молодухи. Так испокон сохранен на Руси Женский костюм небывалой красы! Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися -Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм? |
Собрали стихотворение в единое целое Из которого вынесли тему урока - Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы. Рассматривают изображения мужского и женского костюмов - Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм; Рассматривают изображения костюмов народов России - Определим различие костюмов разных территорий России. |
Смыслообразование. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно. самостоятельное выделение познавательной цели, Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3 этап выявления места и причины затруднения |
- Знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрабабушка? - Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали? - Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. - Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? |
Показ презентации и эскизов костюмов
|
Умение анализировать и обсуждать; Оценивание объективных трудностеё Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
4 этап построения проекта выхода из затруднения |
Предлагает игру «Наряди куклу». Показ выполнения работы на доске (учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске) |
Приглашаются ученики, которые выбирают необходимые элементы костюма |
Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата) Формулирование в коммуникативной форме конкретной Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения |
5 этап самостоятельной работы с |
Учитель дает самостоятельную творческую работу:
На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору(мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека. |
Индивидуальная работа Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма ; |
Умение управлять поведением и деятельностью Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера. |
6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Предлагает презентовать творческую работу |
Демонстрируют свою работу Анализируют работы |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику |
7 этап Рефлексия |
Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели - Чему мы учились на уроке? - Что нового и интересного узнали? - Какие существуют основные элементы в русском народном костюме? - Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»? |
Осознанно строят выводы Выражают собственное мнение о работе и полученном результате Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их Осуществляют итоговый контроль |
Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор. Оценка ( выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
8 этап - домашнее задание |
Задаёт и комментирует домашнее задание Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах. 1 уровень – просто найти: 2 уровень – представить в письменной форме; 3 уровень- представить в письменной форме с презентацией |
Выбирают уровень |
Воспринимают информацию, Осознанно фиксируют информацию |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.