Разработка урока обществознания с применением коллажа[1]
Технологическая карта урока Предмет: обществознание Вид урока: открытия нового знания Тип урока: комбинированный Тема: «Социальная значимость личности» Класс: 9 «б» |
|||
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «социальный статус» и «социальная роль», «конформизм», определить какие факторы влияют на социальный статус личности и социальную роль |
|||
Задачи урока по содержанию: Образовательные: 1.познакомить с научными представлениями об уникальности человеческой личности 2.показать влияние социальных условий на её формирование, роль и значение личности в обществе Развивающие: 1.развивать обществоведческое мышление учащихся на базе материала и средства условно-графической наглядности – коллажа 2.развивать умение анализировать ситуации и факты, связанные с социальными статусами и ролями Воспитательные: 1.способствовать привитию чувства осознанности своей социальной роли и своего социального статуса 2. воспитывать готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности |
|||
Метапредметные задачи урока: Когнитивные: развитие навыков создания центрального образа, определения ассоциаций, установления логических связей (через применение коллажа) Организационно-деятельностные: продолжить развивать навыки самостоятельной работы, организации рабочего место, настраиваться на познавательную деятельность Креативные: работа с графикой, символикой, цветом, изображениями, разноплановой информации, ее систематизация и закрепление изученного материала |
|||
Используемые педагогические технологии и методы работы, приемы: - ИКТ - технология самостоятельной и практической работы - технология проблемного обучения - элементы здоровьесберегающей технологии -элементы условно-графической наглядности (схема, коллаж) |
|||
Используемые формы обучения: индивидуальная, фронтальная |
|||
Материалы и оборудование: Учителя: Аппаратное и программное обеспечение: Обществознание. 9класс. : учеб. для общеобразоват. организаций с прил.на электронном носителе/ [Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [ и др.]. –М.:Просвещение.,2017. –208с., компьютер, интерактивная доска, видеоматериал: «Социальный статус» [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=3Zd8dqwmtDM , пример коллажа (Приложение 14 ), школьная доска, мел Учеников: Аппаратное и программное обеспечение: Обществознание. 9 класс.:учеб. для общеобразоват.организаций с прил.на электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [ и др.]. –М.:Просвещение.,2017. –208с. Также учитель предупредил на предыдущем уроке о том, что с собой на уроке необходимо иметь: лист картона или бумага формата А4 (2 шт.), цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки, ластик, простой карандаш, вырезки или картинки, клей для изготовления коллажа |
|||
План урока теоретические аспекты: - Социальная позиция - Социальный статус - Социальная роль - Конформизм практические аспекты: - построение схемы - просмотр видеоматериала - создание коллажа |
|||
Ход урока |
|||
Этап урока |
Педагогическое взаимодействие |
Планируемые результаты, формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
1.Организационный момент (3 мин.) |
Приветствие, организация внимания учеников, эмоционального настроя на урок. Проведение игры «Поделись позитивом»: - С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку. |
Приветствие, эмоциональный настрой на урок. Участие в игре. |
Создать условия для формирования положительного фона проведения урока обществознания. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, одноклассниками. Метапредметные УУД: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. Личностные УУД: управление своим настроением и эмоциями.
|
2.Актуализация знаний (7 мин.)
|
Проводит фронтальный опрос по изучению предыдущей темы урока: В чем выражается социальное неравенство? Какой процесс называют социальной мобильностью? Назовите основные виды социальных групп. Постановка проблемы урока. Откройте свои тетради, нарисуйте привлекательного для Вас человечка. Представьте, что этот человечек – Вы. В течение минуты, напишите ответ на вопросы: «Кем ты являешься?» , «Кто ты?», «Чем ты занимаешься?». Просит несколько учеников зачитать свои ответы. Возьмите, пожалуйста, листочек, в левой части которого нарисуйте привлекательного для Вас человечка. Представьте, что этот человечек – Вы. В течение минуты, напишите ответ на вопросы: «Кто ты?» Как можно назвать все то, что Вы о себе написали? Далее на доске записывает проблему: Как определяется позиция человека в обществе, и какие виды она имеет? Выводит вместе с учениками тему урока: «Социальная значимость личности». |
Записывают в своих тетрадях: ученик, девочка, спортсмен(-ка)... Несколько ребят зачитывают свои записи. Предлагают свои варианты ответа на проблемный вопрос, формируют тему урока, цель и задачи.
|
Образовательные: повторение изученного материала; формирование темы урока Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем и одноклассниками Личностные УУД: На основе обществоведческого материала формирование навыков речи, определение своей позиции и социальной роли
|
3.Открытие нового знания (25 мин.)
|
Знакомит учеников с понятиями и терминами: «социальный статус» - использует видеоматериал: «Социальный статус» [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=3Zd8dqwmtDM. Строит на доске схему «Виды понятий социального статуса». Далее знакомит с материалом, терминами: «социальная роль», «конформизм». Характеризует их, рассказывает о видах (Приложение 23). Проводит обсуждение. Далее, переходит вместе с учениками к построению коллажа «Конформизм» (ученики уже имели опыт построения коллажей, поэтому учитель демонстрирует еще раз пример и кратко напоминает ученикам, как его создавать, напоминает о технике безопасности). Контролирует деятельность учеников по построению коллажа.
|
Записывают определение терминов, характеристику, смотрят видеоматериал. Строят схему в тетради. Участвуют в обсуждении. Индивидуально создают коллаж «Конформизм».
|
Образовательные УУД: дать учащимся представление о социальном статусе и социальной роли, конформизме, их основных чертах, видах; применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль; раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности Личностные УУД: развивать умения проводить причинно-следственные связи; давать оценку явлениям и их последствиям; способствовать формированию умений и навыков совместной работы, коллективного принятия решений; работа с графикой, символикой, цветом, разноплановой информацией; описывать основные социальные роли старших подростков |
4.Физкульминутка(1мин.) |
Проведение |
Участие
|
Реализация здоровьесберегающих технологий |
5.Закрепление полученных знаний (7 мин.) |
Проведение по коллажу беседы «Конформизм». Опрос по изученного материалу. |
Демонстрация нескольких вариантов коллажей (по желанию) Участие в беседе, опросе. |
Образовательные УУД: закрепление полученных знаний, подведение итогов урока Коммуникативные УУД: взаимодействие с одноклассниками и учителем
|
6.Рефлексия. Домашнее задание (2 мин.) |
Формирует условия проведения рефлексии деятельности учеников. (Приложение 24) Задает домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Моя социальная значимость». (Приложение 25). |
Дают оценку своей деятельности. Запись домашнего задания в дневник. |
Образовательные УУД: Продолжить формировать навыки выражения собственной мысли; продолжить формировать навыки создания мини-сочинения Коммуникативные УУД: взаимодействие с одноклассниками и учителем |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Урок проведен на онлайн-платформе МОУ СОШ №2 г. Гаврилов-Яма (на онлайн-платформе школы, дата:20.04.2020, пример работы ученицы - Приложение 26).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.