МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области 456591, Челябинская область,
Еманжелинский район, пос..Зауральский, I квартал, д.11-а |
|
|
|
Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА для обучающихся 2 класса, по теме «Зима в неживой природе» УМК «Школа России»
Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Тип урока Открытие новых знаний
Задачи урока:
- формировать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;
- развивать речь, логические операции, способности обучающихся;
- помочь увидеть красоту зимней природы.
Планируемые результаты: обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).
а) Эмоциональный контакт с обучающимися, мотивация:
- Ребята, сегодня у нас урок окружающего мира. Но на этом уроке мы будем обращаться и к уроку литературного чтения и технологии. Как вы думаете:
- какие умения и навыки нам необходимы на этом уроке? (умение читать целыми словами, достаточно бегло, понимать смысл прочитанного, писать без ошибок, красиво и аккуратно, умение пользоваться информацией, собирать информацию)
-Ребята, каким вы хотите, чтобы у нас получился урок?
-Я думаю, что мы с вами постараемся.
(Мини – диалог)
б) Постановка цели:
- Посмотрите видео сюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашей встречи.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» + видеоматериал по теме «Зима»)
- Какое название вы бы дали этому видеосюжету? Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог, а называется оно – «Декабрь» (Показать портрет композитора)
По каким признакам вы поняли – что это зима?
(Запись слов на доске. Заранее подготовить название «Зима», закрыть до урока)
- Какие из названных вами слов можно отнести к неживой природе?
- Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.
(Открывается тема на доске)
в) Актуализация знаний:
- Возьмите карточку со схемой «Снежинка» и, работая в паре, попробуйте соединить понятия и их значения.
- Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.
а) Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:
- Предположите, что может означать слово «солнцестояние», «солнцеворот».
- Как по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?
-Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года. Поработайте в парах. Возьмите конверты и соедините части схемы.
- Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. В старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко. (Просмотр видеоматериала о положение Солнца над Землей)
И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния)
- Давайте посмотрим на схему «Снежинка» и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния. – У какой пары было выбрано правильное значение?
- Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота.
Что же это за день такой?
Найдите и прочитайте об этом в учебнике
«Странички народного календаря».
- Кто может продолжить фразу – «Оказывается, 25 декабря – это……» ?
Давайте посмотрим на схему «Снежинка»» и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот. – У какой пары было выбрано правильное значение?
б) Понятие «Снегопад»
- Посмотрите – вы указали главное зимние явление в неживой природе - выпадение снега.
- А как летят снежинки, когда нет ветра? Если день морозный, то снег летит отдельными снежинками. А как можно поймать и рассмотреть снежинку? Кто ловил и рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок. Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков. (Просмотр видеоматериала о снежинках)
Научимся вырезать снежинку из салфетки. Эти снежинки нам пригодятся в конце урока.
Рефлексия
- Закончите фразу – «Для меня удивительно, что…..»
- Составим пятистишье про снежинки.
Снежинки – какие? (3 слова) что делают? (2 слова) снежинки – это (1слово)
- Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)
- Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.
в) Физминутка
под музыку
Снег руками загребаем
Лепим, лепим снежный ком
Лепим ручки
Лепим ножки, чтобы бегал по дорожке
Лепим глазки и огромный нос морковку
г) Понятие « Оттепель»
- Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора Александровича Васильева «Оттепель». В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель». Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к схеме «Снежинка» и отыщем определение понятия «оттепель».
-
В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше
0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и
называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели
подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст. Этот
наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов
озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов,
которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить снег и
задохнулись.
В этом году у нас необычайно тёплая зима. В январе в январе температура выше
нуля. Это аномальное явление. И мы можем наблюдать также подтаянивание снега,
сосульки. Другими словами это явление?
д) Понятие «Изморозь»
Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С Есенина и полюбуйтесь красотой природы. Вы увидите, что такое изморозь. (видео С.Есенин Белая береза)
- В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь».
Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. Мы достигли поставленной нами цели?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
- А теперь возьмите снежинки, которые вы сами вырезали, и украсим ими класс. Если вы считаете, что на уроке вы хорошо работали и вы довольны собой размещаем снежинки справа, а если не всё ещё получилось – слева.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.