Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА для обучающихся 2 класса, по теме «Зима в неживой природе» УМК «Школа России»
Оценка 4.8

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА для обучающихся 2 класса, по теме «Зима в неживой природе» УМК «Школа России»

Оценка 4.8
docx
29.01.2020
Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА    для обучающихся 2 класса, по теме «Зима в неживой природе» УМК «Школа России»
урок окружающего мира 2 класс зима.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

456591, Челябинская область, Еманжелинский район, пос..Зауральский, I квартал, д.11-а
телефон 4-00-91,
E-mail: school15em@mail.ru ИНН 7403004829, КПП 743001001

 

 

 

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА    для обучающихся 2 класса, по теме «Зима в неживой природе» УМК «Школа России»

Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

 

Тип урока Открытие новых знаний

Задачи урока:

- формировать  понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем;

- развивать речь, логические операции, способности обучающихся;

- помочь увидеть красоту зимней природы.

 

Планируемые результаты: обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).

Этапы урока

I. Подготовка к восприятию:

            а)  Эмоциональный контакт с обучающимися, мотивация:

- Ребята, сегодня  у нас урок окружающего мира. Но на этом уроке  мы будем обращаться и к уроку литературного чтения и технологии. Как вы думаете:

- какие умения и навыки нам необходимы на этом уроке? (умение читать целыми словами, достаточно бегло, понимать смысл прочитанного, писать без ошибок, красиво и аккуратно, умение пользоваться информацией, собирать информацию)

-Ребята, каким вы хотите, чтобы у нас получился урок?

-Я думаю, что мы с вами постараемся.

 (Мини – диалог)

            б) Постановка цели:

 - Посмотрите видео сюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашей встречи.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» + видеоматериал по теме «Зима»)

- Какое название вы бы дали этому видеосюжету?  Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог,  а называется оно – «Декабрь»   (Показать портрет композитора)

По каким признакам вы поняли – что это зима?

(Запись слов на доске. Заранее подготовить название «Зима», закрыть до урока)

- Какие из названных вами слов  можно отнести к неживой природе?

- Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.

(Открывается тема на доске)

                в) Актуализация знаний:

- Возьмите карточку со схемой «Снежинка» и,  работая в паре, попробуйте соединить  понятия и их значения.

-  Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.

II. Восприятие, осмысление, запоминание нового материала:

            а) Понятие «солнцестояние, солнцеворот»:

- Предположите, что может означать слово «солнцестояние», «солнцеворот».

- Как по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они или древнерусские?

 -Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года. Поработайте в парах. Возьмите конверты и соедините части схемы.

- Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На  схеме видно, что земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в космосе. Из- за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную.    В  старину, когда наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается высоко над линией горизонта, осенью — ниже, а зимой — совсем низко. (Просмотр видеоматериала о положение Солнца над Землей)

И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния)

- Давайте посмотрим на схему «Снежинка» и найдем определение – что же такое день зимнего солнцестояния.  – У какой пары было выбрано правильное значение?

- Потом день начинает понемногу прибавляться, а ночь — убывать. 25 декабря в народе отмечали день зимнего солнцеворота.

Что же это за день такой?

Найдите и прочитайте об этом в учебнике

 «Странички народного календаря».

- Кто может продолжить фразу – «Оказывается, 25 декабря – это……» ?

Давайте посмотрим на схему «Снежинка»» и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот.   – У какой пары было выбрано правильное значение?

            б) Понятие «Снегопад»

- Посмотрите – вы указали главное  зимние явление в неживой природе -  выпадение снега.

- А  как летят снежинки, когда нет ветра? Если день морозный, то снег летит отдельными снежинками.  А как можно поймать и рассмотреть снежинку? Кто ловил и рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая коллекция снежинок.  Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков. (Просмотр видеоматериала о снежинках)

Научимся вырезать снежинку из салфетки. Эти снежинки нам пригодятся в конце урока.

Рефлексия

- Закончите фразу – «Для меня удивительно, что…..»

- Составим пятистишье про снежинки.

Снежинки – какие? (3 слова) что делают? (2 слова) снежинки – это (1слово)

- Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)

- Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.

            в) Физминутка

под музыку

Снег руками загребаем

Лепим, лепим снежный ком

Лепим ручки

Лепим ножки, чтобы бегал по дорожке

Лепим глазки и огромный нос морковку

            г) Понятие « Оттепель»

- Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора Александровича Васильева «Оттепель». В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель».  Все написано с дивной простотой: сырой воздух, размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте обратимся к схеме «Снежинка»  и отыщем определение понятия «оттепель».

- В  последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка — наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, — для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить снег и задохнулись.
В этом году у нас необычайно тёплая зима. В январе в январе температура выше нуля. Это аномальное явление. И мы можем наблюдать также подтаянивание снега, сосульки. Другими словами это явление?

            д) Понятие «Изморозь»

Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С Есенина и полюбуйтесь красотой природы. Вы увидите, что такое изморозь. (видео С.Есенин Белая береза)

 - В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие «Изморозь».

 

III Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание:

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. Мы достигли поставленной нами цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

- А теперь возьмите снежинки, которые вы сами вырезали, и украсим ими класс. Если вы считаете, что на уроке вы хорошо работали и вы довольны собой размещаем снежинки справа, а если не всё ещё получилось – слева.

 

 

 

 




 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Какое название вы бы дали этому видеосюжету?

Какое название вы бы дали этому видеосюжету?

Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков

Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков

В чём испытали затруднения? –

В чём испытали затруднения? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020