Методическая разработка урока окружающего мира
во 2А классе по теме: «В гости к зиме»
Цель: познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с изменениями, происходящими в мире живой природы в зимнее время года.
Задачи:
· систематизировать и обогатить знания детей о природных связях;
· развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся;
· учить анализировать, обобщать, сравнивать;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 1)
Письмо от мальчика, который всегда и во всём сомневается.
С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…»
- Что ответить мальчику?
- Что вы по этому поводу думаете?
- Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?
- Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает? (Высказывания детей)
- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.
- Нам надо доказать мальчику, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить.
- Что для этого надо сделать?
- Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы
- Итак, в путь. Первый привал «Приметы зимы» (Слайд 2)
Ш. Игра «Приметы зимы»
- По очереди называйте приметы зимы. Повторяться нельзя.
Неживая природа зимой . Обобщение (Слайд 3)
- Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лед, иней, гололед, изморозь, вьюгу. Зима – трудный период в жизни растений и животных.
Изучение нового материала.
1. Привал «Зимняя жизнь растений».
- А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений.
- На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы)
- Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 4, 5)
- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?
- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. (Слайд 6)
- Как зимуют хвойные растения?
- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки. (Слайд 7)
- Как зимуют травянистые растения?
- Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
- Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.
2.Работа по учебнику (работа в парах) с 132.
3. Физкультминутка. ( Слайд 8)
4. Привал «Секреты животного мира».
–На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 8)
- Сейчас мы поговорим о том, что происходит с насекомыми, рыбами и птицами зимой.
- Каких птиц можно увидеть зимой?
- На какие группы делятся птицы?
- Рассмотрите изображенных птиц. Назовите их.
- Послушайте стихотворение, запомните названных в нем птиц.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся громкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы
И торопятся куда – то
Ярко – красные щуры.
Как ,рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
- О каких птицах вы услышали?
- Познакомимся с некоторыми поближе.
5. (Подготовленные ученики читают мини-доклады о птицах. ( Слайд 9)
Ученик 1 (о чечётках)
Ученик 2 (о чижах)
Дети в шапочках дятла и клеста разыгрывают сценку
Дятел. Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя,
что ли?
Клест. Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел. Нашёл время радоваться.
Клёст. Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Дятел. В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
Клёст. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха – мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Ученик 3 (о клестах)
Стихотворение Е. Благинина «Морозы»
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода!
- Как вы можете помочь птицам перенести трудное время?
- Мы много внимания уделили птицам, пора вспомнить о зверях. Что меняется в их жизни с приходом зимы? Как звери приспосабливаются к изменениям температуры?
- Что зимой происходит с белкой и зайцем? Для чего это надо?
- Как звери добывают себе корм?
Есть звери, которые делают запасы с осени. Приведите примеры таких зверей. (белка, мышь)
- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте текст о мышах и полёвках. (Слайд 10)
-Есть звери, которые и зимой находят пропитание. Для этого им подходят сухая трава, кора деревьев, веточки. Кого устраивает такой корм? (зайца, лося, кабана.) (Слайд 11)
- Прочитайте текст о зайцах, о лосях, о кабанах.
- У нас осталось несколько текстов про зверей – хищников. Прочитайте их и скажите: чем питаются зимой лиса, волк и ласка. По ходу чтения демонстрируются слайды с изображением зверей. (Слайд 12)
- Есть еще одна группа зверей. Мы их не видим зимой в лесу, потому что они спят. Какие звери залегают в спячку? Кто еще из животных спит зимой?
Медведь устраивает берлогу в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнем пнем. С детства вы слышите о том, что медведь зимой сосёт лапу. Это не так. Он ее не сосет, а лижет. Зимой у медведя на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком.
Если медведь летом мало ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой медведь встает и начинает искать пищу. Таких медведей называют шатунами. Встреча с таким голодным медведем очень опасна для жизни человека.
Спят зимой и барсуки. Но в отличие от медведя они просыпаются, поедят запасов у себя в норе и снова засыпают.
- В зимнем лесу очень красиво и тихо. Может показаться, что нет ни одной живой души, но это не так. На белом снежном покрывале можно увидеть следы зверей. Давайте и мы попробуем угадать, кому принадлежат следы на снегу (Слайд 13)
- Зима – трудное время в жизни животных. Зверям нередко бывает зимой голодно. Белка не всегда находит свои запасы. Ветки, кора деревьев и кустарников малопитательны по сравнению с травой. Трудно кормиться после сильных снегопадов, когда кустарники и низкие деревца находятся под снегом. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставя стога сена, раскладывают морковь, капусту, желуди. Так люди помогают животным перенести голодное зимнее время.
VI Закрепление .
1. Работа в группах. (Слайд 14)
- Сейчас мы продолжим работу в группах.
1, 2,3 группы – анаграммы «Что за зверь?»
- Расшифруйте слова. Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор?
1) КЕЛАБ 2) ДЕДМЕВЬ 3) УСКБРА
ШЬЫМ КОЛВ ДЕДМЕВЬ
МОКЯХ БАНКА СЛОЬ
ЯЦАЗ АСЛИ КЁИЖ
4 группа
- Расшифруйте слова . Какое животное нельзя встретить зимой? Обоснуйте свой выбор?
СЫРЬ
ЯЦАЗ
ГИНЕСРЬ
ВОСРЕЦК
2.Проверка (Слайд 15,16,17,18)
Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня мы побывали в гостях у зимы.
- Происходят ли изменения в жизни растений и животных с наступлением зимы? (Изменения в живой природе происходят в любое время года. Изменения могут происходить с разной скоростью. Зимой скорость изменений может замедляться)
- Какой ответ мы можем теперь дать мальчику?
( О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?)
- Что запомнили на уроке?
- Чему научились?
- Какое задание было самое интересное?
- Что вас удивило на уроке?
- Что понравилось?
- Покажите свое настроение, которое было у вас на уроке.
Домашнее задание (по выбору).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.