Методическая разработка урока по биологии в 6 классе на тему: "Бактерии.Друзья или враги"
Оценка 5

Методическая разработка урока по биологии в 6 классе на тему: "Бактерии.Друзья или враги"

Оценка 5
docx
08.09.2023
Методическая разработка урока по биологии в 6 классе на тему: "Бактерии.Друзья или враги"
Урок биологии в 6 классе.docx

Урок биологии в 6 классе .

  

Тема урока «Дыхание растений»

Тип урока: открытие нового знания

Цели: Раскрытие сущности термина дыхание растений.
Выявление существенных признаков процесса дыхания. Установление взаимосвязей между дыханием и фотосинтезом, их различия.

Задачи:

1.      Актуализировать знания о дыхании растений.

2.      Формировать умение выделять существенные признаки процесса дыхания.

3.      Формировать умение устанавливать взаимосвязи растений с другими организмами;

4.      Формировать умение выявлять причинно-следственные связи при изучении процессов дыхания и фотосинтеза, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.



Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

-выделять существенные признаки биологических процессов (дыхание);

-сравнивать биологические объекты и процессы,

-уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

-устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами.

Метапредметные результаты:

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

• выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов

• устанавливать существенный признак классификации биологических объектов

• выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений

Работа с информацией:

• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации

• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе работы;

• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

• публично представлять результаты выполненной работы;



Совместная деятельность (сотрудничество):

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;



Регулятивные действия

Самоорганизация:

• делать выбор и брать ответственность за решение.

• ориентироваться в различных подходах принятия решений

• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

Самоконтроль (рефлексия):

• владеть способами самоконтроля,

• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

Эмоциональный интеллект:

• управлять собственными эмоциями;

• регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

• осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

• признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

• открытость себе и другим;



Средства обучения:

Учебник Н.И. Сонин Биология. Живой организм. М. Дрофа 2019

Раствор известковой воды в стаканчиках, стеклянные трубочки с резиновым наконечником.



Ход урока

1. Оргмомент

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель приводит слова В. Высоцкого «Я дышу, а значит, я живу!»

Постановка эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента. 

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.

Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ).

2. Актуализация и пробное учебное действие.  Запись в тетради темы урока "Дыхание растений".

Вспомните и назовите то, что Вам известно о дыхании и запишите в виде ключевых слов и словосочетаний и положите в «Корзину идей».

3. Выявление места и причины затруднения 

Создание проблемной ситуации - Работы Пристли: Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

1. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

У нас возникла проблема:

Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.

А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках.

5. Реализация построенного проекта – анализ сущности процесса дыхания (Изучение нового материала)

1. Работа с текстом учебника Давайте сначала мы выясним, что такое дыхания. Для этого прочитайте текст «Дыхание растений», найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.

Дыхание – процесс распада органических соединений с выделением энергии, необходимой растениям для жизнедеятельности.

2. Работа с видеофрагментом

А сейчас просмотрите видеофрагмент, определите, какая информация не соответствует вашим прежним знаниям и представлениям.

Как кислород, необходимый для дыхания попадает в растение? Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в стебле.  Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)

- поступление кислорода через устьица и чечевички к клеткам растения – внешнее дыхание;

- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание;

- удаление образовавшегося углекислого газа через чечевички и устьица.

3.   Лабораторные опыты:

Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.

Давайте убедимся в этом и проведем опыты: А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.

Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают его выделение при дыхании растений, человека и животных.    

Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло - тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.

4. Заполнение таблицы «Характеристика дыхания» (работа с учебником) 5.Вернемся к опыту Пристли:  Пристли писал: «Я взял некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нём погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевёл в сосуд, погружённый в воду, а в другую часть, также заключённую в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой его части. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным дыханием воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых».

Какие выводы можно сделать из его наблюдений?

- газ, образующийся при дыхании для дыхания не пригоден;

- растение истратило плохой газ и выделило газ, который используется для дыхания.

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом. На связь с каким процессом, изученным нами, это указывает?

6.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Работа по учебнику «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» и формулирование вывода.

Найдите черты сходства и отличия.

Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.



7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Достаем листочки учащихся из «Корзины идей» и делаем анализ.



8 Домашнее задание (на выбор). 

1.Прочитать параграф учебника и устно ответить на вопросы.

2.Составить кроссворд «Дыхание растений и фотосинтез».


 

Урок биологии в 6 классе .

Урок биологии в 6 классе .

Совместная деятельность (сотрудничество): - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении…

Совместная деятельность (сотрудничество): - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении…

Средства обучения: Учебник Н

Средства обучения: Учебник Н

А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках

А еще нам нужно будет научиться слышать и видеть, находить нужную информацию в разных источниках

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2023