Методическая разработка урока биологии для 6К класса
Тема. Млекопитающие. Общие признаки.
Внешнее строение млекопитающих.
Тип урока - урок изучения нового материала
Раздел: « Млекопитающие»
Тема. Млекопитающие. Общие признаки . Разнообразие млекопитающих.
Цели:
· формировать представления о млекопитающих животные, о разнообразии животных, общих признаках и особенностях внешнего строения млекопитающих.
· способствовать развитию умений составлять связный рассказ о животных по плану.
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие «млекопитающие», выделять сходства, существенные различия и признаки группы млекопитающих. Развивающие: развивать познавательную активность, способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, развивать познавательный интерес к природе, способствовать развитию умений составлять связный рассказ о животных по плану.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к животным, к человеку.
Планируемый результат:
Предметный: выделять общие признаки млекопитающих, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи; знать о среде их обитания, об особенностях жизни млекопитающих.
Познавательные:
Предметные – раскрывать значение понятия “млекопитающие”, определять особенности зверей;
знать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни;
распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные).
Регулятивные:
принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения;
применять приобретённые знания о жизни млекопитающих при выполнении учебных заданий.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
учиться формулировать, обосновывать и отстаивать своё высказывание, мнение.
Личностный: проявлять интерес к изучению темы; уважительное отношение к миру животных.
Методы обучения: проблемный, словесный, иллюстративный.
Основные понятия: млекопитающие.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Учебно-методическое обеспечение урока:
Общеклассное оборудование – доска, мел.
Наглядные пособия – презентация «Звери – млекопитающие», картинки зверей каждому обучающемуся.
ТСО: компьютер, видеопроектор.
Индивидуальные пособия – учебник, карточки.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные: формируется положительная учебная мотивация;
• формируется способность к самооценке;
• развивается внимательность;
• проявляется любознательность, активность и заинтересованность на уроке;
• высказывают своё мнение и обосновывают свою позицию;
• учиться оформлять свои мысли в устной форме;
• работают индивидуально.
Коммуникативные: учиться включиться в урок, во взаимодействие с учителем;
• учиться выслушать других, не перебивать, дополнять ответы ребят, отвечать на вопросы учителя;
• учиться слушать и извлекать нужную информацию;
• планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: соблюдать правила ответа на уроке;
• выполнять совместную двигательную деятельность;
• учиться осуществлять познавательную и личностную рефлексию; самоконтроль.
Познавательные: учиться с помощью учителя определять тему и задачи деятельности на уроке;
• познакомиться с условиями и особенностями жизни различных зверей;
• расширять словарный запас, учиться строить правильные полные ответы на вопросы;
• учиться извлекать информацию из иллюстраций, текста;
• учиться обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа делать выводы.
Оборудование: учебник, картинки животных, презентация.
Структура урока
1. Орг.момент.
2. Введение в тему.
3. Постановка темы, целей.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление.
6. Домашнее задание.
Ход урока
Орг.момент
Приветствие. Эмоциональный настрой.
Введение в тему
Учитель. Разделите животных на 4 группы.
На карточках: окунь, лягушка, пингвин, гадюка, щука, медведь, варан, жаба, орёл, собака, ящерица, треска, тритон, голубь, белка.
Учащиеся в парах классифицируют животных. Затем организуется проверка.
Учитель. По какому признаку разделили животных на группы? Назовите группы животных? (пресмыкающиеся, земноводные, рыбы). К какой группе относятся медведь, собака, белка?
Учитель. Это животное относится к группе млекопитающих. Знакомы ли вы с понятием «млекопитающее»?
Постановка темы, целей.
Учитель. Ребята, что вам хотелось бы узнать о млекопитающих?
Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете, какие животные относятся к млекопитающим, основные признаки данных животных.
Задание № 3. Угадай животное.
1) “Любит лазить на лианы, есть грейпфруты и бананы,
Смешит малышей улыбкой до ушей.” (Обезьяна. Приматы.)
2) “Чудо-юдо великан на спине везёт фонтан.” (Слон, Хоботные)
Что собой представляет его фонтан? (Кит дышит атмосферным воздухом. Акт его дыхания происходит после выныривания из воды, через каждые 10-15 минут. Выдыхаемые водяные пары и брызги воды с поверхности моря образуют над ним фонтан.)
3) “В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца.” (Крот, Насекомоядные.)
4) “Всю жизнь свою хожу в тельняшке,
Но без сапог и без фуражки.” (Зебра. Непарнокопытные.)
5) “Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной и стоит среди травы – уши больше головы?” (Заяц, Зайцеобразные)
6) “По лесным дорожкам ходит – бродит кошка.
У этой дикой кисочки на ушах две кисточки.” (Рысь. Хищные. Кошачьи.)
7) “Кто родился с усами?” (Кошки. Хищные.)
Изучение нового материала.
Учитель. Изучение нового материала будет вестись по плану:
План
1. Место обитания млекопитающих.
2. Способы передвижения млекопитающих.
3. Общие признаки: размножение и вскармливание детенышей.
4. Внешнее строение млекопитающих:
- величина
- форма тела.
- волосяной покров
- органы, расположенные на голове.
Учитель. Как вы думаете, почему они так называются? (От словосочетания «молоком питающиеся» произошло название «млекопитающие». Вскармливание детенышей молоком, происходит только у млекопитающих).
Учитель. Назовите общий признак млекопитающих.
Чтение отрывка текста учебника о рождаемости и вскармливании животными детенышей .
Учитель. Чем млекопитающие выкармливают свое потомство?
1. Место обитания животных
Учитель. Как вы думаете, где встречаются млекопитающие? (В лесах, горах, степях, пустынях, в водоемах, в почве). Я предлагаю вам заполнить таблицу. Ваша задача - вписать в таблицу названия животных по признаку «место обитания».
Место обитания
лес |
горы |
водоемы |
в почве |
моря |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Способы передвижения.
Работа с таблицей «Способы передвижения».
Учитель. По таблице определите, как могут передвигаться животные? Самостоятельно дополните предложения необходимыми названиями животных.
Прыгают - …
Плавают – …
Летают – …
Бегают - …
Лазают по деревьям - …
Учитель. Рассмотрите схему расположения ног у животных (рис. 113).
Учитель. Что способствует быстрому передвижению зверей? (быстрому передвижению зверей способствует расположение ног под туловищем, а не по бокам, как у пресмыкающихся)
3.Внешнее строение животных
Учитель. Как вы думаете, чем отличаются млекопитающие? (Животные отличаются: по величине, по форме тела, по окраске).
Учитель. Назовите самое большое, самое маленькое млекопитающее.
Учащиеся читают абзац параграфа и отвечают на вопрос учителя.
Учитель. Самое большое животное на суше – слон. Самое большое животное на земле – кит. Самое маленькое животное в лесу – землеройка.
Учитель. Чем покрыто тело большинства млекопитающих?
Учитель. Какое значение в жизни млекопитающих имеет волосяной покров.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Учитель. Что такое линька? (Смена волос и изменение окраски, густоты волосяного покрова у животных).
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию, на которой изображены животные. Какие органы имеются на голове у животных, какое значение они имеют? (Глаза, веки с ресницами, уши. Веки с ресницами защищают зрение от повреждений и пыли. Наружные ушные раковины помогают лучше улавливать звуки).
Закрепление.
1. Определение частей тела.
Учитель. Укажите название животного и названия частей тела, органов.
Учащиеся работают в группах, вписывают по рисунку названия частей тела, органов животного. Далее организуется проверка.
2. Дополнение текста.
Учитель. Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.
Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.
Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.
Повторение.
- Составьте устно рассказ о любом млекопитающем на выбор по плану:
План
1. Название.
2. Где обитает?
3. Величина.
4. Форма тела.
5. Окраска шерсти.
6. Способы перемещения.
Дети самостоятельно составляют рассказ о любом млекопитающем по плану. Затем 2-3 ученика рассказывают о животных.
Домашнее задание.
Учащимся предлагается подготовить сообщение на тему «Мое любимое животное».
Итог урока.
Учитель. Какую тему изучали на уроке? Какие животные относятся к млекопитающим? Чем млекопитающие отличаются от других животных? Что интересного узнали о млекопитающих? Что хотелось бы ещё узнать? Из каких источников можно получить информацию о млекопитающих?
Задание № 1
Место обитания
лес |
горы |
водоемы |
почва |
моря , океаны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №2
Заполните строки. Какие животные :
Прыгают - …
Плавают – …
Летают – …
Бегают - …
Лазают по деревьям - …
Задание № 3
Подпишите части тела животного.
Задание № 4
Составьте устно рассказ о любом млекопитающем на выбор по плану:
План
1. Название.
2. Где обитает?
3. Величина.
4. Форма тела.
5. Окраска шерсти.
6. Способы перемещения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.