Методическая разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Млекопитающие. Общая характеристика"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Млекопитающие. Общая характеристика"

Оценка 4.9
Документация
docx
биология
6 кл
28.03.2021
Методическая разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Млекопитающие. Общая характеристика"
Данная разработка представлена по теме "Млекопитающие". в которой представлены этапы урока с практическими заданиями.
Откр.урок Млекопит.docx

Методическая разработка урока биологии для 6К класса

Тема.  Млекопитающие. Общие признаки.

Внешнее строение млекопитающих.

 

Тип урока - урок изучения нового материала   

Раздел: « Млекопитающие»

Тема.  Млекопитающие. Общие признаки .       Разнообразие млекопитающих.

Цели

·        формировать  представления  о  млекопитающих животные, о разнообразии  животных, общих признаках  и особенностях внешнего строения  млекопитающих.

·        способствовать развитию умений составлять связный рассказ  о животных по плану.

Задачи урока:

   Образовательные: дать понятие «млекопитающие», выделять сходства, существенные различия и признаки группы млекопитающих.   Развивающие: развивать познавательную активность, способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, развивать познавательный интерес к природе, способствовать развитию умений составлять связный рассказ  о животных по плану.

   Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к животным, к человеку.

         Планируемый результат:

   Предметный: выделять общие признаки млекопитающих, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи; знать о среде их обитания, об особенностях жизни млекопитающих.

Познавательные:

Предметные – раскрывать значение понятия “млекопитающие”, определять особенности зверей;

знать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни;

распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные).

         Регулятивные:

принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения;

применять приобретённые знания о жизни млекопитающих при выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

учиться формулировать, обосновывать и отстаивать своё высказывание, мнение.

Личностный: проявлять интерес к изучению темы; уважительное отношение к миру животных.

Методы обучения: проблемный, словесный, иллюстративный.

Основные понятия: млекопитающие.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Общеклассное оборудование – доска, мел.

Наглядные пособия – презентация «Звери – млекопитающие», картинки зверей каждому обучающемуся.

ТСО:  компьютер, видеопроектор.

Индивидуальные пособия – учебник, карточки.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные: формируется положительная учебная мотивация;

•        формируется способность к самооценке;

•        развивается внимательность;

•        проявляется любознательность, активность и заинтересованность на уроке;

•        высказывают своё мнение и обосновывают свою позицию;

•        учиться оформлять свои мысли в устной форме;

•        работают индивидуально.

Коммуникативные: учиться включиться в урок, во взаимодействие с учителем;

•        учиться выслушать других, не перебивать, дополнять ответы ребят, отвечать на вопросы учителя;

•        учиться слушать и извлекать нужную информацию;

•        планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

•        проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: соблюдать правила ответа на уроке;

•        выполнять совместную двигательную деятельность;

•        учиться осуществлять познавательную и личностную рефлексию; самоконтроль.

Познавательные: учиться с помощью учителя определять тему и задачи деятельности на уроке;

•        познакомиться с условиями и особенностями жизни различных зверей;

•        расширять словарный запас, учиться строить правильные полные ответы на вопросы;

•        учиться извлекать информацию из иллюстраций, текста;

•        учиться обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа делать выводы.

 

Оборудование: учебник, картинки  животных, презентация.

 

 

                             Структура урока

1.     Орг.момент.

2.     Введение в тему.

3.     Постановка темы, целей.

4.     Изучение нового материала.

5.     Закрепление.

6.     Домашнее задание.

                                       

Ход урока

Орг.момент

Приветствие. Эмоциональный настрой.

 

Введение в тему

Учитель. Разделите животных на 4 группы.

На карточках: окунь, лягушка, пингвин, гадюка, щука, медведь, варан, жаба, орёл, собака, ящерица, треска, тритон, голубь, белка.

Учащиеся в парах классифицируют животных. Затем организуется проверка.   

Учитель. По какому признаку разделили животных на группы? Назовите группы животных? (пресмыкающиеся, земноводные, рыбы). К какой группе относятся медведь, собака, белка?

Учитель. Это животное относится к группе млекопитающих. Знакомы ли вы с понятием «млекопитающее»?

Постановка темы, целей. 

Учитель. Ребята, что вам хотелось бы узнать о млекопитающих?

Учитель. Сегодня на уроке вы узнаете, какие животные относятся к млекопитающим, основные признаки данных животных.

Задание № 3.   Угадай животное.

 

1) “Любит лазить на лианы, есть грейпфруты и бананы,

Смешит малышей улыбкой до ушей.” (Обезьяна. Приматы.)

 

2) “Чудо-юдо великан на спине везёт фонтан.” (Слон, Хоботные)

 

Что собой представляет его фонтан? (Кит дышит атмосферным воздухом. Акт его дыхания происходит после выныривания из воды, через каждые 10-15 минут. Выдыхаемые водяные пары и брызги воды с поверхности моря образуют над ним фонтан.)

 

3) “В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца.” (Крот, Насекомоядные.)

 

4) “Всю жизнь свою хожу в тельняшке,

Но без сапог и без фуражки.” (Зебра. Непарнокопытные.)

 

5) “Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной и стоит среди травы – уши больше головы?” (Заяц, Зайцеобразные)

 

6) “По лесным дорожкам ходит – бродит кошка.

У этой дикой кисочки на ушах две кисточки.” (Рысь. Хищные. Кошачьи.)

 

7) “Кто родился с усами?” (Кошки. Хищные.)

 

Изучение нового материала.

Учитель. Изучение нового материала будет вестись по плану:

 

 

                                            План

1. Место обитания  млекопитающих.

2. Способы передвижения  млекопитающих.

3.  Общие признаки: размножение  и  вскармливание  детенышей.

4.   Внешнее строение  млекопитающих:

 -   величина

 -   форма тела.

 -   волосяной покров

 -   органы, расположенные на голове.

 

Учитель. Как вы думаете,  почему они так называются? (От словосочетания  «молоком питающиеся»  произошло  название «млекопитающие».  Вскармливание детенышей молоком,  происходит только у  млекопитающих).

Учитель. Назовите общий признак млекопитающих.

Чтение отрывка текста учебника о  рождаемости и вскармливании животными   детенышей .

Учитель. Чем млекопитающие выкармливают  свое потомство?

 

1. Место обитания животных

Учитель.  Как вы думаете, где  встречаются млекопитающие? (В лесах, горах,  степях, пустынях, в водоемах, в почве).  Я предлагаю вам заполнить таблицу.  Ваша задача - вписать в таблицу названия животных по признаку «место обитания».

Место обитания

лес

горы

водоемы

 в почве

моря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Способы передвижения.

Работа с таблицей  «Способы передвижения».

Учитель.  По таблице определите, как могут передвигаться животные? Самостоятельно дополните предложения необходимыми названиями животных.

Прыгают - …

Плавают – …

Летают – …

Бегают - …

Лазают по деревьям  - …

Учитель.  Рассмотрите  схему расположения ног у животных   (рис. 113).

Учитель. Что способствует быстрому передвижению зверей? (быстрому  передвижению зверей  способствует расположение ног под  туловищем, а не по бокам, как у пресмыкающихся) 

 

  3.Внешнее строение животных

Учитель. Как вы думаете, чем отличаются млекопитающие? (Животные отличаются:  по величине, по  форме тела, по окраске). 

Учитель. Назовите самое большое, самое маленькое млекопитающее.

Учащиеся читают абзац параграфа и отвечают на вопрос учителя. 

Учитель. Самое большое  животное на суше – слон.  Самое большое  животное на земле – кит.  Самое маленькое животное  в лесу – землеройка.

Учитель. Чем покрыто тело большинства млекопитающих?

Учитель. Какое значение в жизни млекопитающих имеет волосяной покров.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель.  Что такое линька? (Смена  волос и изменение окраски, густоты волосяного покрова у животных).

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию, на которой изображены животные. Какие органы  имеются на голове  у животных, какое  значение они имеют? (Глаза,  веки с ресницами, уши.  Веки  с ресницами  защищают  зрение от повреждений и пыли. Наружные ушные раковины помогают лучше улавливать звуки).

 

Закрепление.

1. Определение частей тела.

Учитель. Укажите  название животного и названия частей тела, органов.

Учащиеся работают в группах, вписывают по рисунку названия частей тела, органов животного. Далее организуется проверка.

 

сканирование003
 


 

 

 

 

 

 

 

2. Дополнение текста.

Учитель. Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.

Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.

Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются  _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную  ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.

 

Повторение.

- Составьте устно рассказ о любом млекопитающем  на выбор по плану:

                           План

1.     Название.

2.     Где обитает?

3.     Величина.

4.     Форма тела.

5.     Окраска шерсти.

6.     Способы перемещения.

 

Дети самостоятельно составляют рассказ о любом млекопитающем по плану. Затем 2-3 ученика рассказывают о животных.

                          

Домашнее задание. 

 

Учащимся предлагается подготовить сообщение на тему «Мое любимое животное».

           

Итог урока.

Учитель. Какую тему изучали на уроке? Какие животные относятся к млекопитающим? Чем млекопитающие отличаются от других животных? Что интересного узнали о млекопитающих? Что хотелось бы ещё узнать? Из каких источников можно получить информацию о млекопитающих?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1

Место обитания

 

лес

горы

водоемы

  почва

моря , океаны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

 

Заполните строки.  Какие животные :

 

Прыгают - …

Плавают – …

Летают – …

Бегают - …

Лазают по деревьям  - …

 

 

Задание № 3

 

Подпишите части тела животного.

 

сканирование003
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание № 4

 

Составьте устно рассказ о любом млекопитающем  на выбор по плану:

 

                           План

1.         Название.

2.         Где обитает?

3.         Величина.

4.         Форма тела.

5.         Окраска шерсти.

6.         Способы перемещения.


 

Методическая разработка урока биологии для 6К класса

Методическая разработка урока биологии для 6К класса

Личностный: проявлять интерес к изучению темы; уважительное отношение к миру животных

Личностный: проявлять интерес к изучению темы; уважительное отношение к миру животных

Структура урока 1. Орг

Структура урока 1. Орг

Но без сапог и без фуражки.” (Зебра

Но без сапог и без фуражки.” (Зебра

Способы передвижения. Работа с таблицей «Способы передвижения»

Способы передвижения. Работа с таблицей «Способы передвижения»

Дополнение текста. Учитель.

Дополнение текста. Учитель.

Задание № 1 Место обитания лес горы водоемы почва моря , океаны

Задание № 1 Место обитания лес горы водоемы почва моря , океаны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2021