Методическая разработка урока
по физике на тему
«Импульс. Закон сохранения импульса.Реактивное движение ».
Разработала:
учитель физики
МБОУ «В(С)Ш№9»
Трошина Н.А.
Тема урока "Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное
движение."
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Освоение знаний: о методах научного
познания природы; современной физической картине мира: динамических законах
природы (закон сохранения импульса).
Овладение умениями: строить модели (предлагать действующую модель
ракеты);
устанавливать границы применения закона сохранения импульса.
Применение знаний: для объяснения явлений в природе и технике на
основе закона
сохранения импульса (реактивное движение, эффект отдачи при выстреле из пушки и
ружья, движение медуз, кальмаров, осьминогов).
Требования к учащимся:
В результате изучения материала на данном уроке ученик на базовом уровне научится:
Знать/понимать:
1. смысл импульса материальной точки как физической величины;
2. формулу, выражающую связь импульса с другими величинами (скорость, масса,
кинетическая энергия);
3. классифицирующий признак импульса (векторная величина);
4. единицы измерения;
5. второй закон Ньютона в импульсной форме и его графическую интерпретацию; закон
сохранения импульса и границы его применения;
6. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие данного раздела физики.
Уметь:
1. описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
2. приводить примеры проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
3. применять полученные знания для решения физических задач на применение
понятия
«импульс материальной точки», закона сохранения импульса.
Воспитательные:
учить подготавливать рабочее место; соблюдать дисциплину;
воспитывать умение применять полученные знания при выполнении самостоятельных
заданий и последующего формулирования вывода; воспитывать чувство патриотизма в
отношении к работам русских ученых в области движения тела с переменной массой
(реактивное движение) – К. Э. Циолковский, И. В. Мещерский.
Развивающие:
расширять кругозор учащихся путем осуществления межпредметных
связей (внешних: физика и биология; внутренних: физика и техника, физика и
история физики); развивать физически грамотную речь, во время фронтальной
устной работы;
формировать: научное представление об устройстве материального мира;
универсальный характер полученных знаний путем осуществления межпредметных
связей; политехнические знания при объяснении применения закона сохранения
импульса для реактивного движения с целью развития космических исследований.
Технологии обучения:
здоровьесберегающие;
ИКТ;
Методические приемы:
аналитическая беседа;
эвристическая беседа;
фронтальный опрос.
Виды и формы контроля учебной деятельности учащихся:
обучающий,текущий,краковременный,устный,репродуктивный и действия
в изменённой ситуации.
Межпредметные связи:
физика и история физики;
физика и техника;
физика и биология.
Создание благоприятной психологической атмосферы в классе:
путем осуществления межпредметных связей.
Оборудование и. Информационное
обеспечение:
Ноутбук
мультимедийный проектор;
экран;
презентация урока
интерактивная модель «Реактивное движение».
Используемая литература:
1. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н.
Физика-10:. – М.:
Просвещение, 2018.
2. Рымкевич А. П. Физика. Задачник-10 – 11: Изд. 10-е, стереотип. – М.:
Дрофа, 2006.
3. Сауров Ю. А. Модели уроков-10: кн. для учителя. – М.: Просвещение,
2005.
План урока:
№ |
Содержание урока. |
Методы и приемы. |
Время. |
|
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
|||
1. |
Организаци- онный момент. |
Формулирует тему урока, цели и задачи урока, знакомит учащихся с основными этапами работы на уроке |
Слушают. |
1 мин. |
2. |
Актуализация знаний. |
Учитель,
используя материал презентации урока, предлагает учащимся принять участие в
обсуждении результатов на примерах: |
Принимают участие в обсуждении информации. |
4 мин. |
3. |
Изучение нового материала. |
Учитель, используя эвристическую и аналитическую беседы, организовывает изучение нового материала. |
Принимают активное участие, Все записи, учащиеся заносят в тетрадь. |
18 мин. |
4. |
Первичная проверка знаний (устная работа). |
Используя
материал презентации урока, учитель организует фронтальную устную
работу, направленную на формирование, развитие речевых навыков с применением
физической терминологией. |
Ученики дают полный ответ на предложенные вопросы. |
4 мин. |
Мотивация к изучению нового материала на последующих уроках (устная работа). |
Материал презентации урока позволяет учителю сформировать у учащихся знания в области проявления закона сохранения импульса в природе и технике. |
Используя собственные знания межпредметного характера, учащиеся рассматривают основные направления, в которых возможно проявление закона сохранения импульса. |
4 мин. |
|
Первичная про- верка полученных знаний (решение задач). |
Учитель организует работу учащихся, направленную на овладение/усвоение навыков решения задач с применением понятия «импульс материальной точки» и использования границ применения закона сохранения импульса. |
Под руководством учителя, оформляют решение предложенных задач в тетрадях. |
7 мин. |
|
5 |
Задание на дом. |
Учитель объясняет содержание домашнего задания. |
Внимательно слушают и просматривают содержание домашнего задания по записям в тетрадях. |
1 мин. |
6. |
Итоги. Рефлексия. |
Учитель подводит общие итоги по уроку , выставляет оценки . |
Анализируют, что усвоили в ходе учебного занятия. |
1 мин. |
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация к изучению нового материала (актуализация знаний).
Учитель:
Физика – наука о природе. В природе могут происходить различные
явления. Я предлагаю вам обсудить следующие возможные ситуации:
Учитель:
Для того чтобы решать подобные задачи, необходимо ввести
физическую величину импульс.
3. Изучение нового материала.
Учитель:
Запишем, что импульс – это физическая величина, которая
определяется произведением массы тела на его скорость.
(Далее учитель устно дает историческую
справку: данная физическая величина, впервые была введена французским
математиком, Рене Декартом, и называлась «количество движения»).
Отметим в тетрадях классифицирующий признак «импульса»
- векторная физическая величина.
Укажем единицы импульса на основании определения: кг
м/с.
Рассмотрим формулу, выражающую связь импульса с другими
величинами, например, с кинетической энергией: т.к. V = p/m, а Wk =
mV2/2, и после преобразований, (которые учитель выполняет на доске
совместно с учениками), получаем, что Wk = p2/2m.
По презентации урока, учитель задает вопрос: «Сформулируйте второй закон
Ньютона». Возможный ответ учащихся: геометрическая сумма сил,
действующая на тело, определяется произведением массы тела на сообщаемое
ускорение.
После ответа учащихся возникает проблемный вопрос: «А вы уверены,
что Ньютон, именно так сформулировал закон?».
Далее учитель, совместно с учениками, переходит от современной
формулировки второго закона Ньютона к исторической (в импульсном виде).
Ход рассуждений, ученики фиксируют в своих опорных конспектах. F =
ma, F=m(ΔV/t), Ft = m(V - V0), Ft = mV - mV0, Ft = p
- p0, Ft = Δp. Последнее выражение соответствует
второму закону Ньютона в импульсной форме.
(Далее учитель дает историческую справку: 1687 год вошел навсегда
в историю физики как год выхода в свет выдающегося труда профессора
Кембриджского университета Исаака Ньютона).
«Математические начала натуральной философии» (иногда его называют
«Математическими основами естествознания» и даже просто «Началами»). В русском
переводе, сделанном академиком А. Н. Крыловым, второй закон Ньютона имеет вид:
«изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и
происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует».
Анализируя второй закон Ньютона в импульсной форме, можно указать иную единицу
импульса: Н·с.
Далее учитель рассматривает совместно с учениками графическую
интерпретацию второго закона Ньютона в импульсной форме:
Далее учитель организует изучение закона сохранения импульса по плану.
В ваших опорных конспектах изображена система двух взаимодействующих тел, обладающих массами m1 и m2, на которые действую внешние силы F1внеш и F2внеш соответственно.
Далее учащиеся совместно с учителем изучают границы применения закона сохранения импульса:
стараются удержать книгу на голове без помощи рук.
4 Первичная проверка полученных знаний (устная работа).
Учитель организует фронтальную устную работу по предложенным вопросам:
своему рассказу сам вытащить себя и своего коня из болота?
9.Реактивное движение.
Решение задач.
Закрепление: № 314, №317, № 324 (А. П. Рымкевич).
№ 314. p = mV; p1 = 104кг · 10м/с = 105кгм/с; p2 = 103кг · 25м/с = 25·103кгм/с.
V
№ 317. Δp = p2 - p1 = mV2 - mV1 = m(V2 - V1), Δp = 2 · 106кг · (20м/с - 10м/с) = 2·107 кгм/с.
V1 V2
х
№ 324. MV = (M+m)U; U = MV/(M+m); ΔV = V - U =
mV/(M+m);
ΔV = 200кг · 0,2м/с/(50кг+200кг)
= 0,16м/с.
Ответ: скорость вагонетки уменьшилась на 0,16 м/с, но в конце
задачника указано: 0,04 м/с –это скорость вагонетки, после того как на нее
насыпали сверху 200 кг щебня.
(на рисунках векторные величины выделены полужирным)
6. Задание на дом.
Ученики изучают содержание домашнего задания по записям в тетради.
7. Итоги.
Учитель с учениками подводят итоги урока:
1. Какую физическую величину изучили?
2. Что узнали о втором законе Ньютона?
3. С каким фундаментальным законом природы ознакомились?
4. Какова связь физики с другими науками?
8. Рефлексия. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
1. Что представляло наибольшую трудность?
2. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие; осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
3. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками?
Опорный конспект (раздается каждому ученику):
Физика 10 класс.
Опорный конспект.
Дата ____________________.
Тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса».
Импульс – это физическая величина,
_____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
1. Формула: __________________.
2. Формула, выражающая связь с другими величинами:
_________________________
_______________________________________________________________________.
3. Классифицирующий признак: _____________________________________________.
4. Единицы величины: _____________________________________________________.
Второй закон Ньютона: ______________.
Преобразуем:
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Полученное выражение является вторым законом Ньютона в
импульсной форме.
Графическая интерпретация второго закона Ньютона в
импульсной форме:
Закон сохранения импульса: рассмотрим систему двух взаимодействующих тел; пусть действуют внешние силы:
Запишем второй закон Ньютона в импульсной форме:
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________.
Если на систему взаимодействующих тел не действуют внешние силы (замкнутые
системы), то:
___________________________________
__________________________________.
Границы применения закона сохранения импульса:
Задание на дом:
1. Сборник задач. А. П. Рымкевич: задачи № 345, 325 – решать
письменно в рабочих тетрадях.
2. Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский: § 41, 42 – читать, устно
ответить на вопросы.
3. Предложите вариант действующей модели ракеты.
Приложения:
1. Презентация. «Ход урока»
2. Интерактивная модель «Реактивное движение»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.