Методическая разработка урока по литературе «И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь…» (по рассказу «Санька» Джонатана Кимельфельда)
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по литературе «И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь…» (по рассказу «Санька» Джонатана Кимельфельда)

Оценка 4.8
docx
13.04.2024
Методическая разработка урока по литературе «И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь…» (по рассказу «Санька» Джонатана Кимельфельда)
Методическая разрааботка урока по литературе.docx

Методическая разработка урока по литературе

 «И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь…»

(по рассказу «Санька» Джонатана Кимельфельда)

                                                                     Спасая только одну душу,

                                                                мы спасаем целый мир

                                                                                                   Д. Кимельфельд.

Ход урока:

 I. Организационный момент

-Добрый день ребята!

II. Этап мотивации - Ребята, я принесла сегодня волшебную шкатулку, где находится самое, что может только быть у человека ценное. Сейчас Я подойду к каждому столу и покажу содержимое шкатулки, а вы мне в свою очередь скажите тихонько  мне на ухо, что  увидели. Условие вслух не говорить, посмотрев,  сесть на свое место. Именно в этом и будет заключаться  ваше уважение друг другу.

- Что там?( сердце )

- Да, это сердечко. И покуда оно бьется, то будет жизнь, полноценная, долгая, добрая. Что же самое ценное?( жизнь )

- А жизнь, когда становится полноценной (когда ты здоров)

- Все ли люди, живущие среди нас,  имеют полноценное здоровье?

- Как мы называем таких людей? (инвалидами)

- Что мы должны по отношению к таким людям? (быть толератными )

-Итак, о чем же сегодня пойдет речь, ребята? ( о людях с ограниченными возможностями )

Показ «Соцвидеоролика «Есть слово – Человек, нет слова -  инвалид»

III.Актуализация

- 3 декабря Всемирный день инвалидов, людей с ограниченными возможностями, который прошел на этой неделе. Так поведем же сегодня разговор о них, самых нуждающихся в нашей помощи, поддержке.

Энергизатор «Испытать на себе…»

- Каково это быть человеком с ограниченными возможностями?

- Мы, будучи здоровыми, полноценными, не должны не думать, как живется им, как приходится изо дня в день бороться со своим недугом, доказывая всем, что они такие же люди  и им так же хочется жить, любить, радоваться жизни.

Просмотр видеофильма, посвященный людям с ограниченными возможностями  Азнакаевского района.

-   Что почувствовали вы,  при просмотре данного ролика. Мысленно оказавшись  в роли людей с ограниченными возможностями?  ( Очень тяжело смотреть на людей сложной судьбы. Сердце разрывается. Начинаешь благодарить судьбу за полноценную жизнь.  Ну и ,конечно же, хочется сказать, что мы должны быть чуточку внимательнее, протянуть руку помощи людям, которые в этом нуждаются )    

IV. Работа с текстом

-Название нашего  разговора мы определим после прослушивания рассказа «Санька». -Автором  рассказа является  удивительный литератор 21 века – Джонатан Кимельфельд. Он родился в 1996 году в Москве. Таких еще называют дети Индиго, Дети Солнца, дети Будущего. Мальчик с 5 лет пишет философские стихи, прозу. Он стал самым юным лауреатом Московского конкурса молодых журналистов 2005 года и получил специальную премию «За мудрость сердца», принят в Международную ассоциацию молодых писателей и публицистов. Произведения Джонатана поражают глубиной понимания человеческой психологии, искренним состраданием.

 Во время написания данного рассказа Джонату было всего 12 лет, т.е. ваш ровесник. Он, будучи юным, смог прочувствовать всю боль, страдания, всю серость жизни  с ее негативом, жестокостью, подчас ужасом и в то же время показать чистоту, глубину, свет, голубое небо человека,  так отличающегося от нас с вами, что невольно возникает вопрос: Кто в данном случае является инвалидом: Санька ли или …?

Рассказ «Санька» Джонатан Кимельфельд.

Они часто приходят вдвоём на спортивную площадку нашего двора. Два брата. Старший Дима и маленький шестилетний Санька. Одиннадцатилетний Дима не по-детски усаживает Саньку на ближайшую лавочку и бежит играть в футбол. Стоя на воротах или бегая за мячом, он часто бросает заботливый и тревожный взгляд на младшего брата. Санька улыбается во весь рот, болтает весело ногами. Ему хорошо. Солнце дарит Саньке свои поцелуи, ветер нежно ласкает светло-русые волосы на макушке. Дети вокруг бегают, скачут, прыгают. Взрослые быстро проходят по своим всегда важным делам, а Санька рад, всегда рад. Потому что дышит, потому что живёт, может слышать задорное чириканье воробьёв и видеть причудливо искривлённые ветви старых тополей и сидящих на них кумушек-ворон. И над всем этим нескончаемый лазурный океан Неба. Саньке предназначена такая судьба. Он инвалид детства. Что-то случилось с его головным мозгом, он отстаёт в своём развитии. Санька почти не говорит, а то, что пытается произносить, понять почти невозможно. Но улыбка его осмысленна, как будто он пытается общаться с окружающим его жёстким и жестоким миром именно ей. Он улыбается, и его лабродоритовые (цвет неба)  глаза молвят: «Да, я такой! Я радуюсь миру! Принимайте меня таким! Любите меня таким!» Он пытается привлечь к себе внимание и громко кричит от избытка через край рвущихся чувств. Что очень нервирует и раздражает мам, прогуливающихся рядом со своими маленькими детьми. Слышится шипяще-недоброе: «Ну надо же, что за мать. Ведь он же совсем идиот. Неужели нельзя было сдать в интернат?» При этом они затягивают сигареты, выдыхая зловонный воздух почти в личики своим чадам. А Санька улыбается и кивает головой, ведь он не понимает, о чём они судачат, безгранично рад хоть такому вниманию. Дима выбегает со спортивной площадки и пересаживает Саньку на другую лавочку.

А я в своём воображении низко кланяюсь Санькиной маме (хотя не знаю её) за то, что не бросила сынишку в холодные государственные руки, за то, что Санька знает запах своего дома и вкус пирогов, испечённых мамиными руками. Я для таких матерей придумал бы медаль «За материнское мужество». Старший брат защищает Саньку от более омерзительной злобы и неприязни — детской. В шестилетнего мальчика плевками летят слова: «Опять пришёл урод! Уходи отсюда, придурок!» При этом обязательно толкают, щипают. Будто получают наслаждение, причиняя боль. Неужели вам, сильным и здоровым, «благополучным» и закормленным сложно понять, что не вина эта Санькина, неужели вас не учили не обижать слабых, а тем более глумиться над ними. Ведь и вы, дорогие мои ровесники, не защищены от Господина Рока, который может превратить вашу красоту в безобразность, силу — в немощность, наглую улыбку — в заискивающий взгляд. И что тогда? Есть истина, закон, формула бытия: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой!

Наверное, не просто так приходят в мир такие Саньки. Их посылают специально для нас, более сильных, умных, красивых, чтобы они служили зеркалами для наших сердец, наших поступков. И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь. Ласково поговорить, посидеть рядом, погладить по голове, рассказать добрую сказку.

А ещё я проникся глубоким уважением к Диме. В его недетском лице столько мужественности и воли, и огромная преданность и любовь к своему необычному брату. Я восхищаюсь его великим смирением и ответственностью за Саньку. И он не боится и не стыдится её.

Смеркается. Спортивная площадка пустеет. Дима осторожно берёт за руку Саньку, и они медленно бредут домой. Я заметил, что Санька любит надувать воздушные шарики, завтра постараюсь подарить ему огромный синий шар.

12 лет

- На что обращает внимание автор?

/Кимельфельд обращает внимание на то, что все исходит из семьи, из  воспитания, полученного в кругу родных и близких. Если мать любит своих детей,  такими, какие они ни  есть, то и дети  будут расти внимательными, заботливыми./

- Автор  также показывает нам мир здоровых людей, который подчас жесток, циничен особенно с теми, кто не такой.

- Так ли это на самом деле нам придется решить сегодня, поразмышлять над проблемами, о которых заявляет Джонатан  Кимельфельд.

Автор   рассказа показывает,  насколько жесток мир здоровых людей, особенно с теми, кто не такой. Вы согласны?

- Через что мы видим в рассказе, через какие детали, что мир делится на два лагеря? Кто из героев особенно показателен?

/ Образы матерей, которые выгуливают своих маленьких детей, лексика  «Идиот, придурок», Сигарета. Серость./

- А глаза у нашего Саньки какие?/голубые, как частичка неба/

- Как вы думаете, в чем истина, правда?/ в том, что каждый имеет право на жизнь/

- Какие два качества противопоставляются в рассказе/добро и зло /

- Почему люди черствеют?

- К чему призывает

Не поступать с другими так, как автор?

/не хочешь, чтобы поступили с тобой!/

- Еще об одной не менее важной проблеме упоминает автор в своем рассказе

/материнская любовь/

- От чего зависит жизнь людей с ограниченными возможностями?

/Зависит от людей, которые находятся рядом, поддерживают, не дают пасть духом – это родители, близкие, редко друзья/

- Особенно от кого?

/От мамы, самого главного человека в жизни/

- Брат Дима. Что можете рассказать о нем? Что говорит о нем автор?

/ мама и брат – забота, любовь/

- Какие уроки  нам всем преподал рассказ «Санька»?

/Беречь свое здоровье, быть внимательнее к нашим ближним/

V.Вывод

« Мы готовы помочь. Наши предложения…»

Что мы можем предложить сделать

1гр.: В классе

2 гр.: В школе

3 гр.: В районе

-  Мы ежегодно, желая внести частичку своей души,  приглашаем инвалидов нашего района детей к нам в гимназию в гости, где для них устраивает большой праздник. Если раньше мы были только свидетелями этого, то в этом году мы приняли непосредственное участие: девочки помогли детишкам в изготовлении подарков, показали танец. Сколько радости испытали дети их родители.

VI. Подведение  итогов.

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

 

Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

 

- Спасибо, за ваши мысли, за чистоту ваших помыслов.  За искренность в ответах. Конечно, продолжение данного разговора еще будет следовать. Каждому столу раздам тот самый синий шар, о котором так мечтал Санька и мы с вами пустим в небо, как символ мира и здоровья.

 

 

 

 


 

Методическая разработка урока по литературе «И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь…» (по рассказу «Санька»

Методическая разработка урока по литературе «И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь…» (по рассказу «Санька»

Название нашего разговора мы определим после прослушивания рассказа «Санька»

Название нашего разговора мы определим после прослушивания рассказа «Санька»

Смеркается. Спортивная площадка пустеет

Смеркается. Спортивная площадка пустеет

Что мы можем предложить сделать 1гр

Что мы можем предложить сделать 1гр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2024