Проект внеурочной деятельности «Мост времен. Зорко одно лишь сердце»
Оценка 4.9

Проект внеурочной деятельности «Мост времен. Зорко одно лишь сердце»

Оценка 4.9
docx
русская литература
7 кл—8 кл
05.09.2023
Проект внеурочной деятельности «Мост времен. Зорко одно лишь сердце»
Проект
МОСТ ВРЕМЕН ТН.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

 

 

Проект внеурочной деятельности

«Мост времен. Зорко одно лишь сердце»

 

 

Сабирова Светлана Наилевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азнакаево – 2023

Оглавление

Введение

Основная часть

Заключение

Паспорт проектной работы

Тема проекта - «Мост времен. Зорко одно лишь сердце»

Руководитель проекта - Ахметова Ландыш Харисовна,

Сабирова Светлана Наилевна

Учебный предмет, в рамках  которого проводится проект – внеурочная деятельность

Возраст обучающихся – 11-14 лет

Тип проекта - творческий, исследовательский, ролевой

Цель проекта - формировать и развивать  познавательный интерес к национальной культуре, воспитать патриотические и гражданские чувства

 Задачи проекта

1.  Выяснить, что знают учащиеся о народных традициях и обычаях.

2. Познакомить с произведениями, описывающими народные праздники.

3. Воспитать любовь и уважение к традициям предков и культуре других народов

Предполагаемый продукт - мультимедийные презентации, лэпбук, буктрейлер.

Этапы работы

Организационный

Основной

Заключительный

 

Введение.

Культурное наследие – это многовековой опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности.

Бегут года, один век сменяется другим, и беспрестанно пишется история. А время просто делает нас действующими лицами того или иного периода.

Многое изменилось за века, осталась неизменной потребность души в культуре. Эта потребность была у людей всегда и пятьдесят, и сто лет назад. Да и сегодня мы не можем жить без протяжной лирической песни, задорного танца, «юморных» частушек, поэтому традиции для многих являются очагом прекрасного, где душа отдыхает, веселится, а иногда и плачет после трудового дня.

Однако в силу многих причин большая часть культурного наследия оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает важный характер.

У каждого человека есть малая родина, которую он призван беречь и хранить. Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции. Но главное богатство нашего города, нашей республики - это люди. А у каждого народа есть свои традиции и обычаи, уходящие корнями в далекое прошлое и воскреснувшие сейчас в виде национальных праздников.

Актуальность

«Человек живет не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная…», - считал известный российский учёный и общественный деятель Д.С.Лихачёв.

История родного края должна волновать каждого человека. У всех есть Родина, есть корни, которые держат их на земле. Традиции и обычаи должны передаваться из поколения в поколение.

Внедрение данного проекта с элементами сопряжения культур разных национальностей активизирует читательское восприятие обучающихся, помогает увидеть то общее, что есть как в русской, так и в татарской литературе, и осознать национальное своеобразие каждой из них.

Цель: формировать и развивать  познавательный интерес к национальной культуре, воспитать патриотические и гражданские чувства.

 Задачи:

1. Выяснить, что знают учащиеся о народных традициях и обычаях.

2. Познакомить с произведениями, описывающими народные праздники.

3. Воспитать любовь и уважение к традициям предков и культуре других народов.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению  народных традиций и обычаев.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • работа по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность, анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД:

  • использовать словари, справочники;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других и быть готовым корректировать свою точку зрения.

        Объект исследования

       Традиции и праздники русского и татарского народа

Предмет исследования

Художественные произведения, описывающие народные праздники

Методы исследования

Работа с документами краеведческого музея, с газетными публикациями,  чтение художественных произведений, сравнение, обобщение, беседа.

Гипотеза

Знакомство с культурой и традициями русского и татарского народа будет способствовать воспитанию любви и уважения к обычаям предков.

 Формы проведения:

1. Беседы.

2. Экскурсии.

3. Игры.

4. Заочные путешествия.

5. Проектная деятельность.

6. Исследовательская деятельность.

7. Создание мультимедийных презентаций, лэпбуков, буктрейлера.

Основная часть

Сегодня растет новое, удивительное поколение,  воспринимающее окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о культуре нашего народа лучше всего закладывать с детства. Поэтому очень важно приобщать детей к культуре своего народа.  Обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди должны помнить об исторических событиях, о культуре своих предков.

 Наша задача - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

 В национальной доктрине образования определена не только государственная  политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего традиции  и культуры других народов.

 Данный проект внеурочной деятельности  дает детям возможность для накопления собственного опыта, который ребенок приобретает, сопереживая и осознавая себя частью окружающего мира и частью культуры своего народа.

 В основе нашего проекта лежит формирование и развитие  познавательного интереса к национальной культуре, воспитание патриотических и гражданских чувств.

 

Сроки реализации проекта

Мероприятия

Срок проведения

Ответственный

      Организационный этап

1

Интеллектуальная игра

сентябрь

Руководитель проекта

2

Внедрение проекта в образовательный процесс

сентябрь

Руководитель проекта

       Основной этап

3

Подбор материала

октябрь

Руководитель проекта

4

Презентация

октябрь

Руководитель проекта

5

Просмотр отрывков из фильмов по художественным произведениям

ноябрь

Руководитель проекта

6

Знакомство с традициями и обычаями русского и татарского народов.

ноябрь

Руководитель проекта

7

Просмотр постановки Нижнекамского государственного драматического театра «Калдырма,эни!»

декабрь

Руководитель проекта

8

Знакомство с произведениями, описывающими народные праздники

январь

Руководитель проекта

9

Встреча с поэтами и писателями РТ и Азнакаевского района

февраль

Руководитель проекта

10

Проведение праздника «Масленица»

март

Руководитель проекта

11

Проведение праздника  «Навруз собирает друзей»

март

Руководитель проекта

12

Знакомство с пасхальными традициями

апрель

Руководитель проекта

13

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей

май

Руководитель проекта

         Заключительный  этап.

14

Создание буктрейлера о народных традициях и обычаях

май

Руководитель проекта

15

Анкетирование

май

Руководитель проекта

Заключение

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего - культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или подросток. Таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации. Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности, поэтому внедрение данного проекта с элементами сопряжения культур разных национальностей активизирует читательское восприятие учащихся, помогает увидеть то общее, что есть как в русской, так и в татарской литературе, и создать национальное своеобразие каждого из них.

Проект «Мост времен. Зорко одно лишь сердце» был нацелен на создание гуманитарных наук и культурного наследия в едином русле образовательной деятельности, что помогло активизировать познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение и привитие любви к традициям других народов.

Данный проект дал возможность развить творческий потенциал школьников, так как традиционная народная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия способностей личности.

Культура России. Она многогранна.
Открыта для всех широко, без обмана.
Изящною ножкой в балете ступает,
Частушкой и пляской народной встречает.
Заставит часами стоять у картины
И плакать под песню о тонкой рябине.
Сверкнет синевой гжели чудный рисунок
Как много  еще у культуры задумок!
Есенинской строчкой о белой березе,
Некрасовским гимном о русском морозе
И шишкинским утром в сосновом бору
Культура России приводит к  добру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты реализации проекта

Внедрение проекта способствовало росту общей активности учеников, принявших участие и занявших призовые места на конкурсах различного направления.

Ахметова Аделя стала победителем республиканского конкурса видеороликов «Родной край»- «Туган як».

Самигуллина Сабина стала победителем муниципального конкурса «Золотое перо» в номинации стихотворение собственного сочинения «Для сердца, для души, покоя».

Алкина Диляра, Ибрагимова Ляйля - победители 2 степени Всероссийского конкурса «Литературная Россия». Самигуллина Сабина- победитель 1 степени Всероссийского конкурса «Литературная Россия».

Набиуллин Инзиль - призер республиканского конкурса научно-исследовательских работ «Онегинские чтения».

Саигуллина Сабина, Шарафеева Азалия - победители муниципального этапа III Международного литературного конкурса «Джалиловские чтения».

Гарипов Зиряк, Ахметова Аделя- призеры муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».

Валиева Амалия - победитель муниципального этапа республиканского конкурса «Татар кызы», «Татар егете».

Ахмадишина Адиля  - победитель республиканской филологической конференции  имени Ярослава Гашека.

Королёва Полина – призёр республиканской филологической конференции  имени Ярослава Гашека.

Ахмадишина Адиля  -» призёр республиканской НПК «Открытие».

Королёва Полина – призёр республиканской НПК «Открытие».

Назипова Чулпан - победитель муниципального этапа Международного конкурса чтецов им. Г. Тукая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Культура, обычаи и традиции татарского народа / - Режим доступа: - https://7kul.ru/traditsii/obryady/kultura-obychai-i-traditsii-tatarskogo-naroda

2. Русский праздник:  Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.

3. Синова И. В. Народы России: История и культура, обычаи и традиции/ Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

4. Татарские праздники / - Режим доступа: - https://tatarlarinfo.turbopages.org/tatarlar.info/h/o-tatarah1/tatarskie-prazdniki/

 

Приложение

Творческая работа (эссе) ученицы 7 А  класса  Ахметовой Адели Эльмировны

«Традиции, вошедшие в характер с молоком, отпечатаются в душе народа»

                                          ( Татарская поговорка)

 Стремительно меняется время. Вместе с ним меняется наше общество и отношения между людьми. Неизменными остаются традиции, с корнями уходящие в далёкое прошлое. Республика Татарстан располагает богатейшим историко – культурным наследием. В искусстве и культуре народа отразились жизнь и быт предков, национальные особенности. 

 Я, Ахметова Аделя, родилась и воспитываюсь в татарской семье. Перелистывая  семейный альбом, с первых страниц  познакомилась  с самым первым и важным  обрядом  в  моей  судьбе.   Он идёт издавна, и порядок его не меняется. Это традиция  татарского народа, во время которого ребёнок получает имя. На празднике, посвященном рождению ребёнка, обязательно присутствует мулла. Он должен прочитать молитву и наречь малыша тем именем, которое выбрали его родители. У нас, татар, особое значение придают выбору имени, так как  от этого будет зависеть судьба малыша.  В этот знаменательный день родители приглашают гостей, готовят много вкусностей. После окончания  обряда гостям предлагают на подносе  чак - чак. Они берут лакомство, а вместо него преподносят   гостинцы и подарки младенцу. Говорят, после того, как провели обряд, новорожденный успокаивается  и спит сладким сном.  Также во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного или новобрачных, празднования дня поступления ребёнка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведения семейной фото и видео летописи.

 С самого раннего возраста нас,  девочек,  воспитывают целомудренными, нравственными, сдержанными, заботливыми, умеющими готовить и заниматься хозяйством, чтобы  стали  хорошими жёнами и матерями, так как это основа  семейных  и духовно- нравственных ценностей.

 Главный обычай - это уважение к старшим, особенно к родителям. Главой семьи является отец. Его просьбы  выполняются беспрекословно, и мнение отца не обсуждается. Мама пользуется особым почетом, так как она хранительница семейного очага, создательница домашнего  уюта. Ежедневно  с любовью и нежностью мама готовит блюда для своих близких и собирает семью за одним столом.  Поэтому спокойствие семьи во многом зависит от нее.  Ну и, конечно же, очень важна для татар  чайная церемония, которая веет теплом, любовью и заботой.  «Чайный стол - душа семьи», - говорит наш народ, подчеркивая тем самым его значимость.  Без него невозможно представить ни одного праздника: сватовство, свадьба, рождение ребёнка. До блеска начищенный самовар должен задавать тон приятной беседе, создавать настроение, украшать стол в праздники и будни.

  Главными традициями татарского народа можно назвать гостеприимство, трудолюбие, семейственность, взаимопомощь, чистоплотность, науколюбие,  дружелюбие, здоровый образ жизни, умеренность во всём и умение праздновать.

  Но культуру татарского  народа  нельзя представить без национального костюма, который является неотделимым от культуры народным достоянием, накопленным веками.  От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая за многовековую историю сохранила свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа. Для цветового татарского орнамента характерны сочетания цветов: зелёный с голубым, красный с жёлтым, синий с фиолетовым, розовый с голубым. Несмотря на богатство красок татарских мастеров, пестрыми они не воспринимаются, потому что цветовой фон приводит их в единство.

 Для меня, например, главным в образе татарской девушки  являются роскошные длинные  волосы. Интересно заметить, что некоторые привычки и традиции не уходят. Таким же исключением является и коса! Косоплетение и в целом причёски имеют историю протяженностью в вечность,  и они заняли  своё почетное место в сердце человека. 

 Воспитывая меня  в татарской семье, мама с раннего детства учит готовить национальные блюда, которые являются неотъемлемой традицией нашей семьи  и  многовековой истории  развития целого народа. Для нас очень важно  после трудового дня в тёплой и уютной обстановке за чайным столом проводить  вечера. Блюда, приготовленные с любовью, особенно вкусны. Как здорово собраться всей семьей за красиво накрытым столом, узнать новости каждого, поделиться переживаниями, обсудить планы на будущее! Главная цель – это прекрасное настроение и безграничная любовь к родным.

Ко всем древним традициям татары относятся свято, они чтут обряды и считают их  обязательными для выполнения.  Несмотря на то, что современная жизнь вносит много нового,  для старого всегда остается место.

Чтобы человеку остаться человеком, личностью, ему необходимо помнить свои корни. Минуя национальное,  невозможно  войти в общечеловеческую культуру. Каждый народ остается  собою до тех пор,  пока сохраняет свой быт, язык и культуру.

Опрос.

1.Вы когда-нибудь присутствовали во время татарского обычая, в котором ребёнок получает имя?

2.У вас в семье есть традиция сажать дерево в честь новобрачных, рождения ребёнка или поступления в школу?

3.Уважаете ли вы старших?

4.Проводите ли вы чайные церемонии, то есть собираетесь всей семьёй за одним столом?

5.Знаете ли вы, как выглядит татарский национальный костюм?

6.Умеете ли вы готовить традиционные татарские блюда?

Варианты ответов:

да / нет / затрудняюсь ответить


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия города

Основная часть Заключение Паспорт проектной работы

Основная часть Заключение Паспорт проектной работы

Однако в силу многих причин большая часть культурного наследия оказалась утрачена

Однако в силу многих причин большая часть культурного наследия оказалась утрачена

Метапредметные результаты Регулятивные

Метапредметные результаты Регулятивные

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди должны помнить об исторических событиях, о культуре своих предков

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди должны помнить об исторических событиях, о культуре своих предков

Просмотр постановки Нижнекамского государственного драматического театра «Калдырма,эни!» декабрь

Просмотр постановки Нижнекамского государственного драматического театра «Калдырма,эни!» декабрь

Проект «Мост времен. Зорко одно лишь сердце» был нацелен на создание гуманитарных наук и культурного наследия в едином русле образовательной деятельности, что помогло активизировать познавательную…

Проект «Мост времен. Зорко одно лишь сердце» был нацелен на создание гуманитарных наук и культурного наследия в едином русле образовательной деятельности, что помогло активизировать познавательную…

Ахметова Аделя стала победителем республиканского конкурса видеороликов «Родной край»- «Туган як»

Ахметова Аделя стала победителем республиканского конкурса видеороликов «Родной край»- «Туган як»

Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря

Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря

Поэтому спокойствие семьи во многом зависит от нее

Поэтому спокойствие семьи во многом зависит от нее

Опрос. 1.Вы когда-нибудь присутствовали во время татарского обычая, в котором ребёнок получает имя? 2

Опрос. 1.Вы когда-нибудь присутствовали во время татарского обычая, в котором ребёнок получает имя? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2023