Методическая разработка урока по литературному чтению в 3А классе на тему В.П. Астафьев «Капалуха»
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3А классе на тему В.П. Астафьев «Капалуха»

Оценка 4.9
docx
09.03.2022
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3А классе на тему В.П. Астафьев «Капалуха»
Открытый урок по литературному чтению в 3А классе.docx

Открытый урок по литературному чтению в 3А классе

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха»

Тип урока: усвоение   новых  знаний 

УМК: «Школа России»

Цель урока:     познакомить   обучающихся    с  жизнью   и   творчеством   В. П. Астафьева, с новым рассказом «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:

Задачи:

·        Создать условия для формирования навыка выразительного и осознанного чтения.

·        Развивать навыки смыслового чтения.

·        Способствовать развитию грамотной, эмоциональной речи.

·        Воспитывать любовь, бережное отношение  и интерес к природе, зоркость по отношению к родной природе.

Планируемые результаты: 

Предметные:

·         умение прогнозировать содержание по названию произведения;

·         умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;

·         умение определять основную мысль;

·         умение определять жанр произведения;

·         умение составлять план произведения;

·         умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Метапредметные:

·         умение понимать цель и задачи учебной деятельности;

·         умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·         умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, организовывать совместную деятельность по достижению общей цели и осуществлять взаимоконтроль.

Личностные:

·         осмысление поступков героев и умение давать им оценку;

·         сравнение поступков героев со своими собственными.

Технология:  развитие критического  мышления через чтение:

·        выделять  главное в тексте и причинно-следственные связи; 

·        понимать, как различные части информации связаны между собой;

·        рассматривать новые  знания в контексте уже имеющихся;

·        выражать свои мысли  ясно, уверенно;

·        быть честным в своих рассуждениях;

·        умение сотрудничать и работать в паре, группе

Оборудование:  компьютер,  мультимедийный проектор, презентация,  учебник  литературного чтения, рабочая карта для индивидуальной работы, портрет писателя,  иллюстрации,  опорные слова, кроссворд, бланки  для   написания   синквейна, заготовки пословиц, рисунок цветка.

Приёмы: чтение с остановками, чтение с пометами, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, корзина идей, мозговой штурм, цветок настроения.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. – Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. 

- Начинаем урок литературного чтения.

Чтобы урок пошёл каждому  впрок –

Активно включайся в работу, дружок!

II. Речевая разминка

- Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе, для этого мы  проведем   небольшую   речевую  разминку.

- Птицы  живут  повсюду

- Вы   согласны   с  этим   утверждением? (Да, птицы  живут   повсюду: и   в  городе,  и  в  поле, и  даже  там, где,  казалось   бы,  невозможно   жить, даже  на  северном   полюсе)

- Прочитайте  про себя

- Прочитайте все вместе

- Прочитайте  с  вопросительной  интонацией

- Прочитайте  с  грустной  интонацией

- Прочитайте  с  удивлением

- Прочитайте  шепотом

- Молодцы, хорошо поработали.

III. Постановка темы и задач урока

- Посмотрите на экран. Мы видим портреты. (На экране открыты 2 портрета (П. Бажов и Д. Мамин-Сибиряк), 1 портрет закрыт.)

- Узнали, кто это? Что объединяет этих людей? (Они писатели, писали об Урале и Сибири, земляки).

- А вот и третий портрет. (Переворачивается закрытый портрет.)

- Знаком ли нам этот человек? (Нет.) Почему он здесь? Догадались? (Он тоже писатель.  Он писал об Урале, Сибири. Он наш земляк.)

- Давайте познакомимся. Перед вами портрет Виктора Петровича Астафьева. И ваши догадки верны.

- Хотели бы вы познакомиться ближе с биографией и книгами писателя?

- Тогда назовите тему нашего урока. (В.П. Астафьев и его произведение.)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

1. Познакомиться с жизнью и творчеством В.П. Астафьева.

2. Прочитать произведение.

3. Проанализировать текст, отвечая на вопросы.

(На экране подчёркнутые слова)

- Итак, задачи поставлены, приступаем к работе.

- Перед вами рабочий лист. Моделируем обложку. Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.

IV. Знакомство с биографией автора

- Давайте познакомимся с биографией автора. В этом нам поможет рабочий лист.

- Откройте рабочий лист на 2 странице. Выполним задание по вариантам. Внимательно прочитайте текст. Подчеркните в тексте отрывок, который является ответом на вопрос, указанный в рабочей карте.

(Дан  текст с биографией В.П. Астафьева.  Дети читают текст и отвечают на вопросы по вариантам)

1. Когда и где родился В.П. Астафьев?

2. Что узнали о детстве писателя?

3.За что он был награждён орденом Красной Звезды?

4. Как он стал нашим земляком?

5. Как называлась первая книга писателя?

6. О чём писал В.П. Астафьев?)

 

Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири,  из Красноярского края. Родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка.

Очень рано мальчик остался без родителей. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая всё делала для того, чтобы жизнь мальчика не была тяжёлой.

После окончания Железнодорожной школы в 19 лет  в 1942 г. ушел добровольцем в армию.  Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. Награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». На фронте был тяжело ранен.

В 1945 году после госпиталя вместе с семьёй поселился в городе Чусовой Пермской области.  Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. В 1962 году переехал с семьёй в Пермь, где прожил 7 лет.

Первая книга писателя "До будущей  весны" вышла в Перми в 1953 году.

Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях.

Умер писатель на родине в городе Красноярске 29 ноября 2001 года. Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, рассказов, которые будут дарить нам радость познания окружающего мира.

 

- Прочитай ответ на вопрос.

 (На экране находятся вопросы:

О чём писал В.П. Астафьев? 

Когда и где родился В.П. Астафьев?

Как он стал нашим земляком?

Что узнали о детстве писателя?

За что он был награждён орденом Красной Звезды?

 Как называлась первая книга писателя?)

- Молодцы, справились с заданием.

V. Работа  по  теме  урока

- А теперь послушайте загадку.

- Дом   со  всех сторон   открыт

Он  резною   крышей   крыт

Заходи   в  зеленый  дом

Чудеса  увидишь  в  нем!

- О  каком   доме  говориться    в загадке? ( О лесе)

- Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.  Это деревья, птицы, звери, место отдыха. Место, которое даёт нам продукты питания.

- Давайте проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу. Для этого составим на доске кластер. Посмотрите у себя на парте, у кого есть круг зелёного цвета, выходите к доске. Посмотрите на слова на доске, на какие 2 группы их можно разделить?

-  Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

- А   увидеть  и  услышать  красоту   природы   нам  поможет   рассказ  название,  которого  определим  разгадав  кроссворд.

- У вас на парте лежит кроссворд, поработайте в группе.

1.В воде  купался, сух  остался? (Гусь)

2.Какую  птицу  называют лесным  доктором? (Дятел)

3.Не  царь, а  в  короне, не всадник ,а  со  шпорами? (Петух)

4.Кто  же  это  за девица 

Не  швея, не  мастерица,

Ничего  сама   не  шьет,

А в  иголках  круглый  год? (Ежиха)

5.Угадайте, что  за  птица,

Света  яркого  боится

Клюв  крючком, глаза  пятачком

Ушастая  голова  это? (Сова)

6.Я весь  день  ловлю жучков

Уплетаю  червячков

В край  далекий  не  летаю

Здесь  под  крышей  обитаю? (Воробей)

7.Маленький  рост, длинный  хвост

Серая   шубка, острые  зубки? (Мышь)

- Какое  слово у  вас получилось? (Глухарь)

Звучит аиудиозапись «Глухарь».

- Такие звуки издаёт самка глухаря.

- Сибирские  охотники  называют   глухарку   «капалухой».

- Название  птицы   пришло   из   карельского  языка  «каппала» - значит  глухой.

- Глухарка светло-коричневая птица с пёстрыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

- Вы  уже  догадались,   о ком  мы  будем  говорить,   и читать  сегодня  на  уроке?

VI. Физкультминутка

Руки подняли  и покачали –
Это деревья в лесу.  
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  
Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад

VII. Работа  над  текстом

- Давайте откроем учебник на стр. 98.

- Запишите название рассказа на обложке рабочего листа в нижнем прямоугольнике.

1. Сейчас мы прослушаем аудиозапись.

- Что вы  чувствовали  при  слушании  текста?

- Определите  жанр  текста.

-Назовите  героев  произведения.

2. Словарная  работа

- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, проведём словарную работу. Я зачитаю толкование слов, а вам надо найти эти слова в нашем классе – лесу.

Тайга – густой, трудно проходимый, хвойный лес.

Просека – полоса, дорожка в лесу, очищенная от деревьев.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Черничник – заросли черники.

Покоробленные – кривые.

Озираться – оглядываться.

Напружены – напряжены.

Космы – взлохмаченные пряди волос.

Пастьба – луг, где пасут скот.

Коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.

 - Ещё встретятся вот такие выражения, давайте выясним, что они обозначают?

Ощупывать глазами – осматривать внимательно.

Закостенелые крылья – неподвижные.

Альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах.

Пыжилась – старалась, делала усилия.

3. Подготовка  к  чтению

- Перед  чтением   прочитаем   по слогам   сложные  для  прочтения   слова.

Ред-ко-ла-пы- е

Поше-ве-ли-ва-ли

За-рож-да-ю-щим-ся

Блед-но-лис-тым

До-цве-та-ю-щим

Рас-пу-щен-ны-ми.

4. Начинаем чтение  рассказа по цепочке

5. Вопросы   по  содержанию

- Какую  птицу  охотники    называют  капалухой?

- Где   и как  обнаружили   гнездо   капалухи   ребята?

- Что  почувствовал   рассказчик, когда  увидел  птицу?

- Найдите  в  тексте  эпизод, где   описывается, как   мечется  капалуха?

- Какой   матерью  была   капалуха?

- Как  закончилась   встреча   мальчиков  с  капалухой.

VIII. Анализ   текста. Работа  с  текстом    по  плану

- Как  думаете, сколько   основных   моментов  можно   выделить   в  рассказе? Назовите  их.

1. Описание   местности 

2. Дети  и  гнездо

3. Поведение   глухарки  при  виде  детей.

4. Снова  в  гнезде

- Прочитайте   1  часть  рассказа  описание   местности. (Жужжащее  чтение)

- Где  происходит  действие?

- Что  делали  дети в  тайге?

- Прочитаем 2 часть от сл. «Гнездо». (Чтение про себя)

- О какой   находке  говорит автор?

- Как  вела  себя  капалуха, увидев  ребят?

- Что  решили   сделать   мальчики  с  находкой?

- Какое  правило  они  забыли?

- Что  такое   хатка?

- Чтение  3 части поведение   глухарки  при  виде  детей. (Чтение вслух)

- Что  вас   удивило в этой части?

- Прочитайте   последнюю   часть   рассказа «Снова  в гнезде»

- Как вела себя  капалуха  в  конце  рассказа?

- А что    еще  говорится  в  тексте, о каком  ее   тревожном   состоянии?

- Найдите   это предложение  «Сердце   капалухи  билось   сильными  толчками»

1) Работа  с  иллюстрацией

- Какой  момент  изображен  на  иллюстрации?

- Найдите  в  тексте  эти  строки и прочитайте.

- Вот  мы  прочитали  рассказ. Какая  главная мысль   рассказа

2) Работа  по рабочей карте

- Давайте проследим, как менялось внутреннее состояние капалухи. Для этого откройте рабочую карту на 3 странице. Самостоятельная работа по вариантам. Прочитайте отрывок из текста, подчеркните слова и сочетания слов согласно заданию.

·        1 вариант.

Подчеркните в тексте слова действия и выражения, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

- Зачитайте слова:          металась в стороны

                                         крылья разброшены, мела ими

                                         закостенели от неподвижности

                                         пыжилась и не могла взлететь

                                          сердце билось

·        2 вариант.

Подчеркните  слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

- Зачитайте слова:           вытянув шею

                                          глаза не следили

                                          целилась на гнездо

                                          плавно слетела

                                          заползла в гнездо

                                          распустила крылья

                                          замерла

3) Определение главной мысли текста

- О чём заставил задуматься этот рассказ?

- Какие чувства, присущие человеку, увидел автор в поведении птицы?

- Чему научила ребят эта встреча? 

- Какая главная мысль?

- Выберите  пословицу,  которая  отражает  основную  мысль  рассказа?

Материнская  ласка не  знает  конца

Всякая  пташка   хлопочет – своего  гнезда  хочет

Мала  пташка, и  та свое  гнездо  бережешь

Всякая  птица  своим  пером красуется

IX. Обобщение. Написание синквейна

- Работаем  в  парах в рабочих  листах (синквейн)

1.Первая  строка – тема (Капалуха)

2.Вторая  строка – характерные  признаки  предмета (2 прилагательных) (Тревожная, заботливая)

3.Третья  строка – характерные  действия или  состояние   предмета (3 глагола) (Мела, металась, не могла взлететь)

4.Четвертая  строка – что  автор  думает (Животные  заботятся о своих  детях)

5.Пятая  строка – новое  назначение  темы (синоним) имя существительное  в  начальной  форме (Мать)

- Написав  этот  рассказ, Астафьев  хотел, чтобы  мы  поняли  одну  важную вещь. Как вы думаете, какую?

- Ребята, как  вы  думаете, каким  должен  быть  человек,  который  пишет  такие  рассказы?

- Любовь к  природе, животным  облагораживает  чувство  человека. Главное  назначение  человека – творить  добро. Беречь  землю, все  живое  на ней  и  тогда  земля  природа  будет  добра  к  нам.

- Мы  читали  на  уроках  внеклассного чтения  сказку  Валентина  Катаева  «Цветик  семицветик» и он  остался в душе  каждого  из  вас символом  доброты. На  лепестках  этого  цветка, который лежит у вас на парте,  вы  напишите, какими  качествами  должен  обладать  человек  любящий  природу. (Под  песню «Твори  добро»)

X. Итог урока

- Какой,  по-вашему, этот  рассказ?

- Чему  он учит?

- А что  нового  узнали?

Чтение  стихотворение  ученицы  «Сердце  добрым  быть  должно»

XI. Домашнее задание

- Написать письмо мальчику, которому принадлежат слова: «Возьмём... Да так». В письме выскажи своё отношение к его поступку.

- Подготовить  свою  иллюстрацию.

 XII. Рефлексия

- На  сегодняшнем   уроке  я  узнал…

- На  этом  уроке   я  похвалил  бы  себя…

- Мне  понравились   ответы  таких  ребят, как…

- После  урока  мне  захотелось…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Открытый урок по литературному чтению в 3А классе

Открытый урок по литературному чтению в 3А классе

Личностные: · осмысление поступков героев и умение давать им оценку; · сравнение поступков героев со своими собственными

Личностные: · осмысление поступков героев и умение давать им оценку; · сравнение поступков героев со своими собственными

II . Речевая разминка - Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок

II . Речевая разминка - Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок

Проанализировать текст, отвечая на вопросы

Проанализировать текст, отвечая на вопросы

Виктор Петрович Астафьев родом из

Виктор Петрович Астафьев родом из

Давайте проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу

Давайте проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу

Какое слово у вас получилось? (Глухарь)

Какое слово у вас получилось? (Глухарь)

Определите жанр текста. -Назовите героев произведения

Определите жанр текста. -Назовите героев произведения

Начинаем чтение рассказа по цепочке 5

Начинаем чтение рассказа по цепочке 5

Найдите это предложение «Сердце капалухи билось сильными толчками» 1)

Найдите это предложение «Сердце капалухи билось сильными толчками» 1)

Определение главной мысли текста -

Определение главной мысли текста -

На лепестках этого цветка, который лежит у вас на парте, вы напишите, какими качествами должен обладать человек любящий природу

На лепестках этого цветка, который лежит у вас на парте, вы напишите, какими качествами должен обладать человек любящий природу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022