Открытый урок по литературному чтению в 3А классе
Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха»
Тип урока: усвоение новых знаний
УМК: «Школа России»
Цель урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева, с новым рассказом «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:
Задачи:
· Создать условия для формирования навыка выразительного и осознанного чтения.
· Развивать навыки смыслового чтения.
· Способствовать развитию грамотной, эмоциональной речи.
· Воспитывать любовь, бережное отношение и интерес к природе, зоркость по отношению к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
· умение прогнозировать содержание по названию произведения;
· умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
· умение определять основную мысль;
· умение определять жанр произведения;
· умение составлять план произведения;
· умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.
Метапредметные:
· умение понимать цель и задачи учебной деятельности;
· умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, организовывать совместную деятельность по достижению общей цели и осуществлять взаимоконтроль.
Личностные:
· осмысление поступков героев и умение давать им оценку;
· сравнение поступков героев со своими собственными.
Технология: развитие критического мышления через чтение:
· выделять главное в тексте и причинно-следственные связи;
· понимать, как различные части информации связаны между собой;
· рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся;
· выражать свои мысли ясно, уверенно;
· быть честным в своих рассуждениях;
· умение сотрудничать и работать в паре, группе
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник литературного чтения, рабочая карта для индивидуальной работы, портрет писателя, иллюстрации, опорные слова, кроссворд, бланки для написания синквейна, заготовки пословиц, рисунок цветка.
Приёмы: чтение с остановками, чтение с пометами, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, корзина идей, мозговой штурм, цветок настроения.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. – Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
- Начинаем урок литературного чтения.
Чтобы урок пошёл каждому впрок –
Активно включайся в работу, дружок!
II. Речевая разминка
- Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе, для этого мы проведем небольшую речевую разминку.
- Птицы живут повсюду
- Вы согласны с этим утверждением? (Да, птицы живут повсюду: и в городе, и в поле, и даже там, где, казалось бы, невозможно жить, даже на северном полюсе)
- Прочитайте про себя
- Прочитайте все вместе
- Прочитайте с вопросительной интонацией
- Прочитайте с грустной интонацией
- Прочитайте с удивлением
- Прочитайте шепотом
- Молодцы, хорошо поработали.
III. Постановка темы и задач урока
- Посмотрите на экран. Мы видим портреты. (На экране открыты 2 портрета (П. Бажов и Д. Мамин-Сибиряк), 1 портрет закрыт.)
- Узнали, кто это? Что объединяет этих людей? (Они писатели, писали об Урале и Сибири, земляки).
- А вот и третий портрет. (Переворачивается закрытый портрет.)
- Знаком ли нам этот человек? (Нет.) Почему он здесь? Догадались? (Он тоже писатель. Он писал об Урале, Сибири. Он наш земляк.)
- Давайте познакомимся. Перед вами портрет Виктора Петровича Астафьева. И ваши догадки верны.
- Хотели бы вы познакомиться ближе с биографией и книгами писателя?
- Тогда назовите тему нашего урока. (В.П. Астафьев и его произведение.)
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
1. Познакомиться с жизнью и творчеством В.П. Астафьева.
2. Прочитать произведение.
3. Проанализировать текст, отвечая на вопросы.
(На экране подчёркнутые слова)
- Итак, задачи поставлены, приступаем к работе.
- Перед вами рабочий лист. Моделируем обложку. Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.
IV. Знакомство с биографией автора
- Давайте познакомимся с биографией автора. В этом нам поможет рабочий лист.
- Откройте рабочий лист на 2 странице. Выполним задание по вариантам. Внимательно прочитайте текст. Подчеркните в тексте отрывок, который является ответом на вопрос, указанный в рабочей карте.
(Дан текст с биографией В.П. Астафьева. Дети читают текст и отвечают на вопросы по вариантам)
1. Когда и где родился В.П. Астафьев?
2. Что узнали о детстве писателя?
3.За что он был награждён орденом Красной Звезды?
4. Как он стал нашим земляком?
5. Как называлась первая книга писателя?
6. О чём писал В.П. Астафьев?)
Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка. Очень рано мальчик остался без родителей. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая всё делала для того, чтобы жизнь мальчика не была тяжёлой. После окончания Железнодорожной школы в 19 лет в 1942 г. ушел добровольцем в армию. Был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. Награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу». На фронте был тяжело ранен. В 1945 году после госпиталя вместе с семьёй поселился в городе Чусовой Пермской области. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. В 1962 году переехал с семьёй в Пермь, где прожил 7 лет. Первая книга писателя "До будущей весны" вышла в Перми в 1953 году. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. Умер писатель на родине в городе Красноярске 29 ноября 2001 года. Виктор Астафьев является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей, рассказов, которые будут дарить нам радость познания окружающего мира. |
- Прочитай ответ на вопрос.
(На экране находятся вопросы:
О чём писал В.П. Астафьев?
Когда и где родился В.П. Астафьев?
Как он стал нашим земляком?
Что узнали о детстве писателя?
За что он был награждён орденом Красной Звезды?
Как называлась первая книга писателя?)
- Молодцы, справились с заданием.
V. Работа по теме урока
- А теперь послушайте загадку.
- Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем!
- О каком доме говориться в загадке? ( О лесе)
- Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Это деревья, птицы, звери, место отдыха. Место, которое даёт нам продукты питания.
- Давайте проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу. Для этого составим на доске кластер. Посмотрите у себя на парте, у кого есть круг зелёного цвета, выходите к доске. Посмотрите на слова на доске, на какие 2 группы их можно разделить?
- Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.
- А увидеть и услышать красоту природы нам поможет рассказ название, которого определим разгадав кроссворд.
- У вас на парте лежит кроссворд, поработайте в группе.
1.В воде купался, сух остался? (Гусь)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
3.Не царь, а в короне, не всадник ,а со шпорами? (Петух)
4.Кто же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ежиха)
5.Угадайте, что за птица,
Света яркого боится
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова это? (Сова)
6.Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков
В край далекий не летаю
Здесь под крышей обитаю? (Воробей)
7.Маленький рост, длинный хвост
Серая шубка, острые зубки? (Мышь)
- Какое слово у вас получилось? (Глухарь)
Звучит аиудиозапись «Глухарь».
- Такие звуки издаёт самка глухаря.
- Сибирские охотники называют глухарку «капалухой».
- Название птицы пришло из карельского языка «каппала» - значит глухой.
- Глухарка светло-коричневая птица с пёстрыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
- Вы уже догадались, о ком мы будем говорить, и читать сегодня на уроке?
VI. Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад
VII. Работа над текстом
- Давайте откроем учебник на стр. 98.
- Запишите название рассказа на обложке рабочего листа в нижнем прямоугольнике.
1. Сейчас мы прослушаем аудиозапись.
- Что вы чувствовали при слушании текста?
- Определите жанр текста.
-Назовите героев произведения.
2. Словарная работа
- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, проведём словарную работу. Я зачитаю толкование слов, а вам надо найти эти слова в нашем классе – лесу.
Тайга – густой, трудно проходимый, хвойный лес.
Просека – полоса, дорожка в лесу, очищенная от деревьев.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Черничник – заросли черники.
Покоробленные – кривые.
Озираться – оглядываться.
Напружены – напряжены.
Космы – взлохмаченные пряди волос.
Пастьба – луг, где пасут скот.
Коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.
- Ещё встретятся вот такие выражения, давайте выясним, что они обозначают?
Ощупывать глазами – осматривать внимательно.
Закостенелые крылья – неподвижные.
Альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах.
Пыжилась – старалась, делала усилия.
3. Подготовка к чтению
- Перед чтением прочитаем по слогам сложные для прочтения слова.
Ред-ко-ла-пы- е
Поше-ве-ли-ва-ли
За-рож-да-ю-щим-ся
Блед-но-лис-тым
До-цве-та-ю-щим
Рас-пу-щен-ны-ми.
4. Начинаем чтение рассказа по цепочке
5. Вопросы по содержанию
- Какую птицу охотники называют капалухой?
- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?
- Найдите в тексте эпизод, где описывается, как мечется капалуха?
- Какой матерью была капалуха?
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой.
VIII. Анализ текста. Работа с текстом по плану
- Как думаете, сколько основных моментов можно выделить в рассказе? Назовите их.
1. Описание местности
2. Дети и гнездо
3. Поведение глухарки при виде детей.
4. Снова в гнезде
- Прочитайте 1 часть рассказа описание местности. (Жужжащее чтение)
- Где происходит действие?
- Что делали дети в тайге?
- Прочитаем 2 часть от сл. «Гнездо». (Чтение про себя)
- О какой находке говорит автор?
- Как вела себя капалуха, увидев ребят?
- Что решили сделать мальчики с находкой?
- Какое правило они забыли?
- Что такое хатка?
- Чтение 3 части поведение глухарки при виде детей. (Чтение вслух)
- Что вас удивило в этой части?
- Прочитайте последнюю часть рассказа «Снова в гнезде»
- Как вела себя капалуха в конце рассказа?
- А что еще говорится в тексте, о каком ее тревожном состоянии?
- Найдите это предложение «Сердце капалухи билось сильными толчками»
1) Работа с иллюстрацией
- Какой момент изображен на иллюстрации?
- Найдите в тексте эти строки и прочитайте.
- Вот мы прочитали рассказ. Какая главная мысль рассказа
2) Работа по рабочей карте
- Давайте проследим, как менялось внутреннее состояние капалухи. Для этого откройте рабочую карту на 3 странице. Самостоятельная работа по вариантам. Прочитайте отрывок из текста, подчеркните слова и сочетания слов согласно заданию.
· 1 вариант.
Подчеркните в тексте слова действия и выражения, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.
- Зачитайте слова: металась в стороны
крылья разброшены, мела ими
закостенели от неподвижности
пыжилась и не могла взлететь
сердце билось
· 2 вариант.
Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
- Зачитайте слова: вытянув шею
глаза не следили
целилась на гнездо
плавно слетела
заползла в гнездо
распустила крылья
замерла
3) Определение главной мысли текста
- О чём заставил задуматься этот рассказ?
- Какие чувства, присущие человеку, увидел автор в поведении птицы?
- Чему научила ребят эта встреча?
- Какая главная мысль?
- Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа?
Материнская ласка не знает конца
Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет
Мала пташка, и та свое гнездо бережешь
Всякая птица своим пером красуется
IX. Обобщение. Написание синквейна
- Работаем в парах в рабочих листах (синквейн)
1.Первая строка – тема (Капалуха)
2.Вторая строка – характерные признаки предмета (2 прилагательных) (Тревожная, заботливая)
3.Третья строка – характерные действия или состояние предмета (3 глагола) (Мела, металась, не могла взлететь)
4.Четвертая строка – что автор думает (Животные заботятся о своих детях)
5.Пятая строка – новое назначение темы (синоним) имя существительное в начальной форме (Мать)
- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Как вы думаете, какую?
- Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, который пишет такие рассказы?
- Любовь к природе, животным облагораживает чувство человека. Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля природа будет добра к нам.
- Мы читали на уроках внеклассного чтения сказку Валентина Катаева «Цветик семицветик» и он остался в душе каждого из вас символом доброты. На лепестках этого цветка, который лежит у вас на парте, вы напишите, какими качествами должен обладать человек любящий природу. (Под песню «Твори добро»)
X. Итог урока
- Какой, по-вашему, этот рассказ?
- Чему он учит?
- А что нового узнали?
Чтение стихотворение ученицы «Сердце добрым быть должно»
XI. Домашнее задание
- Написать письмо мальчику, которому принадлежат слова: «Возьмём... Да так». В письме выскажи своё отношение к его поступку.
- Подготовить свою иллюстрацию.
XII. Рефлексия
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя…
- Мне понравились ответы таких ребят, как…
- После урока мне захотелось…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.